Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Судьба |
английское название: |
Kismet |
год: | 1943 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Гьян Мукхерджи |
сценаристы: | Shahid Latif, Гьян Мукхерджи, Сантоши |
продюсер: | С. Махержи |
видеооператор: | Rd Pareenja |
композитор: | Анил Бисвас |
художник: | Lh Choridia |
монтаж: | Dattaram Pai |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 23 мин |
Ознакомилась наконец с одним из важнейших фильмов в истории индийского кино, тоже чёрно-белый и с субтитрами. Но, очень хорошее качество видео, что отсутствие цвета почти не замечаешь. И даже субтитры не раздражали. Это очень порадовало.
Режиссёр фильма — Гьян Мукхерджи — бенгалец по происхождению, был одним из ведущих кинодеятелей первой крупнейшей студии Болливуда «Бомбей Токис» в 40-х — начале 50-х годах прошлого века. Он был законодателем моды в Болливуде, создателем, ключевых кино-формул, которые потом многие десятилетия использовались в качестве канонов индийского кино: «преступление и расплата», «юноша встречает девушку», «потерянные и найденные дети». Создатель первого в истории Индии блокбастера на все времена — «Судьба/ Kismet» (1943). Популяризатор образа антигероя, как главного героя, обладающего значительными негативными качествами, но обаятельного, привлекательного и харизматичного. Надо сказать, очень странно наблюдать первое появление на экране штампов и клише, которые в последующем кино ты видела уже десятки раз. Можно их списком прямо перечислить:
- Анти-герой: вор с золотым сердцем. Первое из примерно миллиона появлений персонажа в Болливуде. Причём сердце у него конечно доброе, но при этом парень совсем не Робин Гуд: в самом начале его выпускают из тюрьмы в третий раз (и начальник без особой надежды говорит «надеюсь тебя больше здесь не увидеть»), и герой насвистывая отправляется продавать припрятанные на время отсидки, свои ценности, скупщику краденого. Почти до самого конца товарищ тащит из карманов кошельки, вскрывает сейфы, удирает от полиции и не проявляет никаких признаков раскаяния.
- Вообще совершенно не идеальные персонажи. Главная героиня конечно ангел небесный, но все остальные — та ещё компания. Папаша её пропил свой театр и имущество, довёл дочку до паралича и сбежал. Сестра влюбилась, не сохранила невинность и забеременела (вне брака! 1943 год!) от парня, которому явно не разрешат на ней жениться. Папа возлюбленного сестры (и по совместительству главный гад фильма) детей держал в такой строгости, что один из двух сыновей от побоев убёг в нежном возрасте 8 лет.
- Убёгший сын — это как раз первая вариация на тему потерянных и найденных детей. Авторы «Kismet» сочиняли такое «с нуля», поэтому приметы придумывали с подкупающей незатейливостью — у потерянного сына на руке вытатуировано его имя. Эту золотую жилу Нассир Хуссейн и Манмохан Десаи потом выдоят досуха, но начало её — здесь. Беглого сына кстати играет маленький Мехмуд — опять же, впервые на экране.
- Музыка. Анил Бисвас был отличным композитором, и здесь опять же впервые выкатил полноразмерный оркестр с западными инструментами, а так же масштабный хор. Это сейчас настолько привычно, что даже странно, что кто-то это когда-то придумал из головы, однако же придумал. Песни кстати для 1943 года шедевральные, одна отличная даже без скидок на возраст. За героиню поёт Аминабай Карнатаки, и заодно можно оценить, какого размера революция в женском вокале произойдёт десять лет спустя.
Кстати, тут видно, чего индийское кино лишилось, и о чём я иногда жалею. Ашок Кумар поёт сам за себя, и поэтому может петь «натурально»: тихонько подмурлыкивая под нос, без музыки, как обычный человек. Закадровое пение многое дало индийскому кино, но вот такие милые моменты, когда актёр поёт сам, как умеет, оно потеряло, и это очень жаль.
- Стиль актёрской игры. Ашок Кумар стал суперзвездой после «Kismet» ещё до того, как появилось слово «суперзвезда». Все критики превозносили его «натуральный стиль», но в более поздних фильмах его сложно оценить, а тут, можно отлично понять, что они имели в виду: на фоне всех своих коллег по экрану, он как будто вообще не играет. Мумтаз Шанти девушка симпатичная, и голос красивый. Из остального коллектива по-человечески разговаривают только Дэвид Абрахам (юный! с усами! Бабник!), и В. Х. Десаи, популярнейший комик 40-х. Вот они кстати с Ашоком Кумаром вдвоём — лица строят оба, будь здоров.
В общем, для всех интересующихся историей Болливуда — must see. Остальным — по настроению, хотя на фоне других фильмов той эпохи и даже попозже — «Kismet/Судьба» смотрится крайне живо, так что особых проблем с темпом и глобальными несуразицами быть не должно.
10 из 10
18 февраля 2021