Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Как получить крылья |
английское название: |
Winning Your Wings |
год: | 1942 |
страна: |
США
|
режиссеры: | Джон Хьюстон, Оуэн Крамп |
сценарий: | Оуэн Крамп |
жанры: | короткометражка, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 мая 1942 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 18 мин |
Последний довоенный фильм Джеймса Стюарта — мюзикл «Девушки Зигфилда» — вышел на экраны 25 апреля 1941 года. А месяцем ранее, 22 марта, актёр (предварительно расторгнув свой контракт со студией MGM) был зачислен рядовым в армию США. Ввиду своего давнего увлечения самолётами и наличия лицензии профессионального пилота (к началу 40-х годов он налетал примерно 400 часов!), Стюарт выбрал службу в авиации.
Но, его «звёздный статус» поначалу служил препятствием тому, чтобы он мог получить разрешение отправиться в Европу, где в то время уже вовсю шли военные действия. Так что, первые пару лет Стюарт занимался подготовкой пилотов на авиабазах в Калифорнии и Нью-Мексико и принял участие в работе над несколькими военно-пропагандистскими короткометражками.
Одной из таких работ являлась 18-минутная кинолента «Winning Your Wings» (1942), снятая режиссёрами Джоном Хьюстоном и Оуэном Крампом на студии Warner Bros. Фильм создавался с целью привлечения внимания молодёжи к службе в ВВС — именно таким способом они хотели привлечь в свои ряды, по меньшей мере, 100 тысяч добровольцев (не знаю, отчего именно такая цифра). Как показало будущее, постановка Хьюстона и Крампа с этой задачей успешно справилась — число желающих служить в авиации перевалило аж за 150 тысяч!
О сюжете «Winning Your Wings» многого говорить не хотелось бы. По сути, здесь всё просто: Джеймс Стюарт (по большей части, в качестве «голоса за кадром», хотя, ненадолго он появляется и в кадре) будет рассказывать зрителям про всевозможные существующие (и даже не существующие) «бонусы», которые ждут молодых парней, выбравших во время войны именно службу в ВВС. И всё это — на фоне кадров, которые были призваны наглядно продемонстрировать молодёжи в 1942 году эти самые «бонусы».
О том, заслуженно ли «…Wings» выдвинули на премию «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм», мне лучше предоставить судить уже другим специалистам (потому что сама я, честно признаюсь, в жанре кино-документалистики почти что совсем, как говориться, «ни в зуб ногой»). Так что, сейчас я просто ограничусь тем, что выскажу свои наблюдения по поводу данной короткометражки.
А увиделась мне лично в лице «…Wings» не самая интересная кино-агитка, которую даже факт причастности к её созданию Джеймса Стюарта и Джона Хьюстона не особо спасает (хотя, возможно, что на момент выхода в прокат фильм смотрелся иначе, нежели в наши дни). Не думаю, что есть смысл в детальном разборе сего творения, но всё-таки два положительных момента, позволяющих мне не перечёркивать его полностью, как «провал», в нём есть.
Во-первых, заслуживают внимания эпизоды, в которых показаны сами полёты, а также устройство работы авиабаз, где предстояло служить потенциальным лётчикам. Ну, и во-вторых, должна признать, что Джеймс Стюарт в «…Wings» настолько воодушевляюще рассказывал в кадре об авиации, что временами мне самой хотелось туда записаться.
В завершении же, остаётся констатировать, что «Winning Your Wings» является не более, чем заурядной и ничем не примечательной рекламно-документальной короткометражкой, привлекающей зрительское внимание сегодня лишь тем, что над ней работали Джон Хьюстон и Джеймс Стюарт. Но, не более того.
P. S. В ноябре 1943 года желание Стюарта «по-настоящему» начать участвовать в военных действиях всё-таки осуществилось (после того, как его отправили на базу Тибенхем в Северной Англии). Войну актёр завершит в 1945 году в звании полковника и со множеством наград, что сделало его одним из немногих американцев, продвинувшихся столь далеко в военном «табели о рангах» всего лишь за четыре года.
Правда, сам Стюарт об этой части своей биографии вспоминать не любил, вследствие чего почти всегда избегал участия в военных фильмах (сделав исключение всего лишь пару раз за всю свою дальнейшую кинокарьеру) и категорически отказывался обсуждать свою жизнь во время войны с прессой. Что касается «большого кино», то его первой заметной послевоенной работой в Голливуде стала кинолента Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь» (1946). Впрочем, это уже совсем другая история!
5 из 10
18 июня 2018