Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Разгром немецких войск под Москвой |
год: | 1942 |
страны: |
СССР,
США
|
режиссеры: | Илья Копалин, Леонид Варламов |
сценарий: | П. Павленко |
продюсер: | Николас Наполи |
видеооператоры: | Игорь Беляков, Борис Шер, Георгий Бобров, Александр Эльберт, Роман Кармен, Павел Касаткин, Анатолий Крылов, Алексей Лебедев, Николай Лыткин, Моисей Шнейдеров, Борис Макасеев, Мария Сухова, Борис Небылицкий, Алексей Семин |
монтаж: | Славко Воркапич |
жанры: | документальный, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 февраля 1942 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 6 мин |
«Это были суровые, но и радостные дни. Суровые, потому что мы создавали фильм в условиях прифронтового города. Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы. Мы понимали, что фильм должен быть создан в кратчайший срок, что народ должен как можно быстрее увидеть на экране плоды первых побед своей армии.» (из воспоминаний режиссёра фильма Ильи Копалина)
Узнал о этой ленте случайно, она упоминалась в книге Александра Дюкова «За что сражались советские люди». Кроме того, там говорилось, что эта картина была удостоена Оскара в 1943 году. Лично я был очень удивлен, я всегда считал, что у советского кино было только два Оскара — «Война и мир» Бондарчука (старшего, тот который талантливый) и «Москва слезам не верит» Меньшова. Проверка данных показала, что еще был «Дерсу Узала» Куросавы, но речь не об этом. Получается, что мы имеем документальный военный фильм о первых серьезных успехах армии СССР на полях сражений Великой Отечественной, который был отмечен не только советскими наградами, такими как Сталинская премия, но и призом Американской киноакадемии.
Ценность же этого фильма не столько художественная, сколько историческая. При общей продолжительности чуть менее часа, фильм состоит полностью из кадров кинохроники за период октября 1941 — января 1942 г. г. Периода Битвы за Москву — одного из переломных моментов, как в ходе Великой Отечественной войны, так и в общем ходе мировой истории. Битве, которая показала, что фашистская армия не непобедима и что русские люди способны отстоять свою землю. На момент же съемки, все это было «злобой дня» и пускай преподносилось с пафосом, характерным советской пропаганде, но все же многие кадры выглядят как бы обыденно. Здесь будет подготовка граждан к обороне столицы и запись добровольцев в дружины и на фронт, бои с фашистами (хотя большая часть как-будто снята во время учений), радость освобожденных от оккупации людей и следы зверств захватчиков, отступавших в бессильной злобе. Конечно же будет и товарищ Сталин (лично я впервые увидел его, так сказать вживую, услышал его голос).
Фильм снят для повышения боевого духа граждан страны, находящейся в состоянии глобальной войны, но сейчас он является свидетельством того, какой подвиг совершили наши дедушки и бабушки, каких усилий они приложили для победы в той войне. И очень жаль, что лишь немногие знают о этой ленте сейчас.
8 из 10
P.S. Для жителей США фильм был переозвучен и перемонтирован, а название изменено на «Москва наносит ответный удар» («Moscow Strikes Back»). Американские продюсеры задолго до Джорджа Лукаса увидели коммерческий потенциал подобного названия.
9 марта 2014