Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Как закалялась сталь |
год: | 1942 |
страна: |
СССР
|
слоган: | «Most Revealing Story of Russia's Youth Since 'Road to Life» |
режиссер: | Марк Донской |
сценаристы: | Марк Донской, Николай Островский |
продюсер: | М. Левин |
видеооператор: | Бенцион Монастырский |
композитор: | Лев Шварц |
художник: | Михаил Солоха |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 сентября 1942 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Из произведения литературы для сценария взята часть повествующая непосредственно о борьбе коммунистов и детей рабочих, с немецкой оккупацией, на территории УССР, в 1918 году. Что было очень актуально в период выхода фильма. Я бы даже сказал необходимо. Необходимое напоминание, что катастрофическая ситуация по потери территории подобного размера в истории молодого Советского государства уже была и решилась в пользу последнего когда оккупанты подобрав полы шинелей, бросая предателей на произвол судьбы и прихватив всё, что возможно с собой в охапку ретировались восвояси. Напоминание об огромных революционных партизанских отрядах теребивших тылы и коммуникации немцев и их ставленников в 1918 г. О подпольщиках-организаторах нелегальной работы против агрессора. В общем зритель должен был немного вспомнить и понять, что ситуация 1942 года напоминает 1918 год и как не невозможно увидеть победу но она уже в этот момент готовиться и произойдёт непременно. Кстати были уже положительные примеры: и контрнаступление под Москвой начатое в декабре 1941 и весеннее наступление по всему фронту — окончившееся, как мы знаем катастрофическим отступлением — но оно было, долгожданное было.
Нельзя не отметить, что в фильме показаны причины приведшие Павку к антагонизму с новыми властями — собственный опыт служки при трактире, когда его человеческое достоинство, свободолюбие и честь испытывали на прочность халдеи-блюдоносы, стремясь опустить с естественно-человеческой высоты (особенно остро ощущаемой в подростковом возрасте) до своих «подстриженных» и «зализанных» понятий о жизне-верчении. Ведь по их «понятиям» человек с «низов» может только «примазаться» приклеиться к верхушкам — получая или «тыря» остатки с их стола. Достаточно сильное напоминание о том, что было, для сравнения что есть и что может опять быть если не приложить максимум усилий на фронте и в тылу. И вспоминали, и понимали и крепли в стойкости убеждений. Ведь что за пример актёр игравший ГГ — уходит на фронт, хотя в тот момент любой человек мало-мальски имевший отношение к кинематографу имел право на бронь, максимум на участие во фронтовых бригадах артистов. Вот столь велико было понимание руководства в необходимости поддержания и укрепления духа, что не смотря на казалось катастрофу на фронте туда не отправляли даже студентов актёрских ВУЗов. Есть ещё один пример: Николай Крючков. О нём вспоминают, что бешенно рвался на фронт, воевать. Но не отпускало начальство. Тогда он с той же целеустремлённостью стал сниматься в кино, сражаясь на своём фронте, доводя себя на сменах до изнеможения. Кстати, в последующих экранизациях произведения тема объяснения социальных причин, привлекшая Павку к большевикам опущена — ну Вы сами знаете, что там было, читали, проходили в школе — давайте лучше сразу про приключения, да про стойкость духа — но вот, что их породило — молчок. Так и забылись эти причины, и все захотели стать панами и только сейчас начинаем вспоминать и сравнивая понимать, что стояло за всплеском народной воли в 1917 -1920х годах. Жал, что большинство продолжает обмануто мечтать о панстве: тут «разбег» мечт велик — от супер-яхт, до 5 -ти комнатных квартир, в зависимости от степени приближения к благо-дающим…
Что ещё можно увидеть, основываясь на этом фильме? То, что в это время шла кропотливая работа по созиданию нашей победы. Правительство и государство планомерно и тщательно готовило грядущее. Снимались фильмы, выезжали артистические бригады. Выходили статьи, очерки повести. Освещались подвиги. Механизм работал и оказался эффективнее и продуктивнее, по итогам, чем такой же механизм «пунктуального» и «рационального» немецко-нацистского гос-ва. Как оказалось приспособленней вооружение РККА — СА, эффективнее материально-техническое, санитарное, медицинское, бытовое обеспечение. Как кардинально изменив тактику и стратегию в результате анализа действий сторон на фронте — оказалось лучше мышление наших офицеров и командующих. И всё это произошло в результате сбора сведений, анализа, планирования и подготовки по огромному количеству элементов выборки. И создали механизм эффективнее хвалёных тогда, да и сейчас вызывающих восхищение у некоторых недо-граждан собственной страны, «рациональных» немцев.
7 из 10
8 января 2019