Был отец
Chichi ariki
8
7.6
1942, драма
Япония, 1 ч 34 мин
В ролях: Сюдзи Сано, Син Сабури, Такэси Сакамото, Мицуко Мито, Синъити Химори
и другие
Бедный школьный учитель изо всех сил пытается самостоятельно вырастить сына, несмотря на отсутствие денег и перспектив.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Был отец

английское название:

Chichi ariki

год: 1942
страна:
Япония
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператор: Юхару Ацута
композитор:
художники: Тацуо Хамада, Таидзо Саито, Тосиаки Симидзу, Сётаро Хасимото
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 1 апреля 1942 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 34 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Был отец», 1942

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Был отец», 1942

Шедевр великого Ясудзиро Одзу 'Был отец' – это бессмертная метафора отношений сына и отца, и потери сыном отца, и вечного бега сына за отцом, в котором участвовал и я, в котором участвует и мой сын... Эта вечная недостижимость родителей, это вечное ускользание родителей от нас. И бегство отца от сына. Как это знакомо, как это про меня. Когда отец (и мой, и я сам, да и как будто и сама жизнь) держит дистанцию, не хочет и не может сблизиться с ребенком, так и не обретая с ним счастливую взаимосвязь, хоть сколько бы здоровые полноценные отношения. И это фатально, и это обыкновенно. Когда отец как будто не хочет сближения. И для сына неделя с ним становится счастливейшим временем жизни.

Конечно же, Одзу прекрасно выводит и такой советский, такой двадцатовековский типаж Правильного Человека, мужчину свершений, героическую личность, посвящающую всего себя делу и работе, типаж, который, как пишут сегодня социологи, совсем себя исчерпал и устарел. Люди не хотят посвящать себя только делу и только работе, они хотят посвящать свою жизнь себе. Но почему мне кажется, что эта стена и страх сближения между родителями и детьми будут вечными? Как будто магниты отталкиваются спинами.

Простой, бесхитростный, статичный, повествовательный, как будто антиизобразительный великий режиссер Одзу говорит об этом просто и прямо – да, эта недостижимость будет вечной, хотя она и такая высокая и светлая, а связь отца и сына священна. Возможно, священная она из-за этой дистанции. Которую невозможно преодолеть.

В 1942 году, в разгар бойни, когда мир совсем озверел и во второй раз за полвека столкнулся громадами второй мировой войны, Одзу расплетал тончайшие нити глубинных человеческих взаимоотношений, фиксируя их и выливая в хрустальные формы своих 'простых' историй, да так, что сегодня, в век 'снежинок' и заостренного внимания к межличностной экологии отношений он смотрится сверхсовременно, не говоря уже от том, что Одзу безусловный киноотец столь модного сегодня азиатского минимализма.

13 декабря 2021

Насыщенное надеждой кино

Это гениальное в своей простоте творение, полностью пронизано каким то светом и добром, которые, по всей видимости дарят моменты встреч отца с сыном, и те самые теплые и трепетные надежды сына на «воссоединение» со своим родителем, томительные в своей, казалось бы неизбежности, но с самого начала было ясно, в чем «трагедия» этой истории. Как я люблю такие случайные срезы жизни обыкновенного человека, во всей ее простоте и одновременной драме!

Фильм до самого конца минималистичен, в духе японского быта, чувствуется заботливая рука режиссера. Здесь нет той характерной и знакомой каждому из нас проблемы «отцов и детей», все выглядит в полной мере гармонично и, даже может быть… романтично. «Был отец» — это памятник заботливому отцу и верному сыну эпохи социализма, пережившим тот самый военный социализм.

9 из 10

1 августа 2012

Эта удивительная лента знакомит зрителя с жизнью простого сельского учителя. Который, после трагедии, случившийся с одним из его учеников, решает бросить учительскую карьеру. Уже одно это резко контрастирует с современными воззрениями на жизнь. Герой шедевра Ясудзиро Одзу не пытается обойти проблему, игнорируя ее. Совершая над собой своеобразный моральный суд, он отказывается от своего призвания, лишая себя еще одного — счастья наблюдать за взрослением родного сына. Однако, Сухеи Хорикава не аскет, отрешившийся от радостей жизни, напротив, в постоянной работе, преодолении трудностей, пользе, приносимой другим, он видит главную цель земного бытия. Его высокие принципы не тяготят окружающих, в нем они видят достойного человека, но не безжизненный тип «титана воли», а реально живущего человеческого существа, способного радоваться обычным вещам: игрой в шашки, вкусной едой, дружескими встречами. Режиссер помнит, что, судя строго людей, мы сами перестаем быть таковыми. Пытаясь преодолеть человеческие страсти, излишне упорствуя в этом, учитель может превратиться в деспота, забывшего, что его призвание научить, а не создать. Все беседы главных героев, словно наставления, призванные помочь…

Еще одно неоспоримое достоинство этой киноленты открывается при взгляде на год ее производства. В наших головах упорно засел тезис советской историографии, ставивший в ряд немецкий национал-социализм, итальянский фашизм и пресловутый японский империализм. Однако, в ленте нет и следа официальной пропаганды, никаких военных мотивов, без которых то же немецкое кино аналогичного периода просто не возможно представить. Горячие слова режиссера о патриотизме, вложенные в уста главного героя, заставляющие некоторых зрителей недовольно морщиться, на самом деле забытая истина. Фильм же — гениальный пророческий укор человечеству, которое так изменилось в течение прошедших семидесяти лет.

10 из 10

3 апреля 2012

Драма Был отец появился на свет в далеком 1942 году, более полувека тому назад, его режиссером является Ясудзиро Одзу. Кто играл в фильме: Сюдзи Сано, Син Сабури, Такэси Сакамото, Мицуко Мито, Синъити Химори, Кандзи Кавара, Юскэ Курата, Сэидзи Нисимура, Сётаро Фудзимацу, Тиёко Фумия, Масао Хаяма, Сёити Кофудзита, Масами Кубота, Кодзи Мицуи, Кэнъити Миядзима.

Страна производства - Япония. Был отец — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.