Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Бабы |
год: | 1940 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Баталов |
сценарий: | Мария Смирнова |
видеооператор: | Александр Гальперин |
композитор: | Лев Шварц |
художники: | Иосиф Шпинель, Николай Соловьев |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 июля 1940 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
Единственная режиссёрская работа известного актёра Владимира Петровича Баталова получилась яркой и запоминающейся. Сценарий написала кинодраматург Мария Николаевна Смирнова. И хотя «Бабы» — лишь её третья работа, в ней уже хорошо заметна приоритетная тема будущего творчества — становление характера человека, гражданский долг, высокий трудовой подвиг, воспитание новой морали. В своих произведениях кинодраматург отдавала предпочтение обыкновенным, внешне ничем не примечательным людям, однако обладающим большим духовным потенциалом.
Всё сказанное в полной мере относится к картине «Бабы». Киноповествование начинается с того, что в одном из колхозов Приволжья женщины решают создать первую рыболовецкую женскую бригаду. Председатель колхоза не против, а двумя руками «за», но лишь на словах, на деле же вверяя сформированную бригаду в руки большого любителя увильнуть от работы Терентия Казанка (Владимир Баталов). В итоге — бригада оказывается без улова, и на общем собрании выбирают нового бригадира из числа женщин — Варвару Кладову (Алла Тарасова) — тихую мягкую женщину, молча страдающую от измен мужа Степана (Андрей Абрикосов).
Фильм лёгкий и музыкальный благодаря труду композитора Льва Шварца, насытившего многие кадры дополнительным лирическим содержанием. Кроме того, за кадром неоднократно звучат куплеты о красоте Волги, о тяжёлой женской доле, о будущей счастливой жизни. Картина сбалансирована: в ней нашлось место и юмору, и песням, и драме. Но юмора, веселья, задора больше, потому что преобладают в кадре женщины. Наблюдая за их работой, понимаешь смысл слов из странно-трагикомичного гимна женщин самим себе, который появится чуть позже — в самые тяжёлые лихолетья: »… Я и баба и мужик. Я и лошадь, я и бык.»
Но война ещё не пришла, и люди живут верой в светлый завтрашний день, где все непременно будут счастливы, где не будет измен, где даже непримиримые соперницы Варвара и Ольга будут стоять рядом, открыто улыбаясь друг другу. Конечно, фильм по-доброму наивен, чуточку сказочен, местами плакатен, зато снят с душой, с сердцем, настежь открытым для зрителя — заходи, дорогой, смотри, нам для потомком ничего не жалко, потому что мать ничего не пожалеет для своих детей. Поэтому и заканчивается фильм такими словами: «Нигде, никогда не опустятся руки у женщин советской страны…»
3 января 2016