Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.6 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Великое зарево |
год: | 1938 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Михаил Чиаурели |
сценаристы: | Георгий Цагарели, Михаил Чиаурели |
продюсер: | Л. Тотадзе |
видеооператор: | Александр Дигмелов |
композитор: | Иван Гокиели |
художник: | Шалва Мамаладзе |
монтаж: | Е. Габриели |
жанры: | драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 ноября 1938 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
Короткая нарезка сцен из этой картины, увиденная в одной из киноантологий, обещала мегаугарный трэш, коронующий Михаила Чиаурели, любимого сталинского режиссёра, лаврами красного Эда Вуда: откровенно пародийный Владимир Ильич в исполнении Константина Мюффке, на фоне монументального Иосифа Виссарионовича, столь счастливо открытого Михаилом Геловани, смотрелись невероятной парой, переворачивающей представления о каноническом жанре историко-революционного фильма.
Увы, действительность жестоко обманула нетерпеливые ожидания: вместо явного шедевра наоборот, когда беспомощность исполнения воспринимается грандиозной художественной изощрённостью, лента «Великое зарево» оказалась умело сделанной, вполне профессиональной, по-хорошему второсортной работой.
Иначе говоря, из Москвы на провинциальные студии пришла разнарядка: к юбилею Революции подготовить соответствующую по тематике картину; студии откозыряли и принялись лепить кто во что горазд.
В Тбилиси высокое правительственное задание поручили Михаилу Чиаурели, который упираться не стал, но, воспользовавшись наработками предшественников (знакомство постановщика с творчеством Довженко, Барнета, Эйзенштейна видно невооружённым глазом), выдал требуемое, правильно расставив идеологические акценты — про дружбу народов и сохранение единства бывшей Российской империи.
Причём заметно, что самому Чиаурели, в отличие, например, от Фридриха Эрмлера и прочих искренних режиссёров-коммунистов, снимать про войну, политику, далёкие петроградские дела совсем неувлекательно.
Как человека южного темперамента, его привлекают более человечные темы, так или иначе связанные с Грузией, потому самые выигрышные, с точки зрения пропагандистского эффекта, сцены победы вооружённого восстания даются в проброс, ограничиваясь обязательной массовкой — со знамёнами и лентами крест-накрест.
Словом, «Великое зарево» если и может кого-то заинтересовать, то только биографов Чиаурели, которым не обойти вниманием этот важнейший для его судьбы период, когда он, из череды рядовых кинематографистов, сумел выдвинуться на авансцену, оттеснив более именитых столичных коллег из первой лиги.
5 из 10
6 февраля 2013