О знаменитом немецком режиссере — Лени Рифеншталь снят ни один документальный фильм. Еще бы — такая яркая личность: женщина — главный режиссер Третьего Рейха, к тому же, прожившая более 100 лет. Во многих своих интервью Лени отвечает, что она просто снимала свое кино, что хотела сделать его красивым, а до политики и пропаганды ей не было дела. Нам, сейчас, издалека, кажется невозможным, чтобы человек, служивший Гитлеру, не понимал к какой катастрофе ведет его политика. Но все же я не берусь судить об искренности ее слов. В любом случае, одна их часть точно правдива — она хотела сделать свое кино красивым. И сделала. Сделала настолько красивым, что люди до сих пор пытаются объяснить ту магию, которая приковывает к экрану несмотря на специфику темы.
«Олимпия» — фильм о проходивших в Берлине Олимпийских играх. По сути, развернутый репортаж с места событий. Вроде бы настоящее искусство здесь и не планировалось. Однако уже пролог(и даже он в первую очередь) — именно искусство, высшей пробы. Пролог является постановочной частью картины. Зритель как бы переносится в Древнюю Грецию и наблюдает за рождением Олимпийских игр. То, как в серой дымке сняты античные строения, прекрасные молодые и сильные фигуры людей, как мощно звучит музыка в этом эпизоде — всё это оставляет неизгладимые впечатления, вдохновляет. Этим первым игровым эпизодом Рифеншталь задает настолько высокий уровень художественный выразительности, что, кажется, документально его выдержать будет невозможно. Однако у режиссера это получилось. Фильм на протяжении всех трех с половиной часов невероятно красив. Красота — главная его составляющая. Без нее «Олимпия» не стала бы киноискусством.
Рифеншталь использует множество различных операторских приемов: панорамирование, субъективная камера, съемка под водой(что было новаторством) и другие. Во многих ее кадрах занижена линия горизонта(либо ее нет вообще) — прием, известный еще с живописи. Человеческая фигура на фоне неба становится фундаментальнее, значимее, возвышеннее. И при этом — естественнее, ближе к природе: нет ничего лишнего, ничего индустриального — только небо и человек. В «Олимпии» человек, безусловно, венец творения, но при этом он становится несколько собирательным понятием. Нет отдельного человека, отдельной личности — есть прекрасные молодые люди, возможно, даже вернее сказать — прекрасные, молодые тела. Они полны сил и энергии, стремятся к победе. Их много. Рифеншталь убивает отдельно взятую личность и делает прекрасной толпу, команду. Даже спортсмены, снятые отдельно и представляющие единичные виды спорта, все равно воспринимаются нами как одни из. Они в одинаковой одежде, они одинаково красивы. Даже одинаково идеальны. Все до одного похожи на античных богов: стройные, статные, величественные.
Конечно, Рифеншталь на всю использует красоту этих тел. Она точно поняла, что выигрышнее всего использовать замедленную съемку. Спортсменами хочется любоваться, следить за каждым их движением. К тому же в замедленной съемке зритель успевает провести параллель между статными телами спортсменов и античными статуями.
В некоторых местах «Олимпии» наиболее выигрышным и впечатляющим выглядит общий план. Он подчеркивает красоту и мощь толпы. Тем более, когда несколько сотен, а то и тысяч человек совершенно синхронно выполняют движения. Например, в эпизоде, где на огромном поле сотни девушек делают зарядку. Их движения создают ритм. «Олимпия» очень ритмичный фильм, так как спорт сам по себе ритмичен. Рифеншталь возлагает значительную эмоциональную нагрузку и на музыку, но ритм организуют именно движения.
Режиссер также безгранично талантливо пользуется возможностями именно черно-белого кино. Черно-белая гамма в «Олимпии» как нигде выгодна. Она упорядочивает мир, делая его именно таким, какой он нужен по замыслу: четким, дисциплинированным, лишенным лишних красок и фактур. Цветную «Олимпию»(как, в общем и другие картины Лени Рифеншталь) просто представить себе невозможно. Цвет уничтожил бы всё.
Пожалуй, основным доказательством, что Лени Рифеншталь сняла, действительно, настоящее кино является простой и неоспоримый факт — «Олимпия» не устарела. Фашистская Германия давно разгромлена, мир развивается в противоположную от идеалов фильма сторону — подавляющая часть цивилизованного человечества давно считает индивидуальность чуть ли на самым важным и неотъемлемым человеческим свойством. Толпа же скорее воспринимается как бездумное стадо. И, тем не менее, даже в сегодняшнем мире «Олимпия» нашла свое место и своих почитателей. И дело давно не в пропаганде идеалов Третьего Рейха, а именно в чистой красоте. То, что Рифеншталь в первую очередь думала о ней, а не о пропаганде — очевидно. Насколько она отдавала себе отсчет в том, что именно с помощью красоты можно манипулировать людьми сильнее всего(и, следовательно, красота — незаменимое средство для пропагандирующего фильма) — это другой вопрос. И на него я пока не готова ответить.
14 мая 2016
Являясь большой любительницей спорта, я не могла пройти мимо этого монументального шедевра. Олимпийские игры — одно из самых важных событий в жизни не только спортсменов, их тренеров, но и в жизни целой страны. Фильм смог передать это четко и вполне доступно. Завязка на истоках Древней Греции и развязка на стадионах Берлина, тонкая грань между победой и поражением, трагичность и ощущение грядущего, Джесси Оуэнс и Гитлер — неполный перечень того, что может предложить зрителю создатель.
Гениальнейшая работа Лени Рифеншталь, просто нет слов. Как будто съемки проходили в наше время, а не полвека назад.
Тонкий, яркий очерк, превосходные ракурсы, позволяющие погрузиться в атмосферу происходящего. Документальность и достоверность.
10 из 10
10 декабря 2011
Большинство спецэффектов, которые используются в современных фильмах и особенно в спортивных репортажах, появились именно благодаря Лени Рифеншталь и именно благодаря работе над фильмом «Олимпия». Подводная камера, рельсовый операторский кран, «живая камера», замедленная съёмка, панорамная съёмка в документальном кино и др. — всё это её заслуга.
Если вы не умеете отделять искусство от политики, то даже не стоит и пытаться смотреть этот фильм — не увидите его красоту.
28 апреля 2007