Тринадцать
7.2
6.8
1936, приключения, военный
СССР, 1 ч 26 мин
16+

В ролях: Иван Новосельцев, Елена Кузьмина, Александр Чистяков, Алексей Долинин, Иван Кузнецов
и другие
1920-е годы. Среди каракумских песков от колодца к колодцу продвигается отряд из нескольких всадников: демобилизованных красноармейцев, командира погранзаставы, направлявшегося вместе с женой в отпуск, и старика геолога. В одном из колодцев они находят спрятанные басмачами пулемёты...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Тринадцать

год: 1936
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Борис Волчек
композитор:
художники: Михаил Карякин, Владимир Егоров
монтаж:
жанры: приключения, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 8 мая 1937 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 26 мин
Другие фильмы этих жанров
приключения, военный

Постеры фильма «Тринадцать», 1936

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Тринадцать», 1936

А впереди опять бархан

Если истерн — это отечественный эквивалент американского вестерна, то, получается, что можно получить новый жанр, лишь заменив героя-одиночку на коллектив советских пограничников, а индейцев — на басмачей? В случае с «Тринадцатью» все не так просто. Во-первых, Михаил Ромм опирался не на полноценный вестерн, а на военный фильм о злоключениях британского отряда в ближневосточной пустыне — «Потерянный патруль». Режиссер киноленты, мастер вестерна Джон Форд, наполнил ее элементами любимого жанра, но вестерном вследствие этого фильм не стал. Во-вторых, даже эту работу Ромм, собственно, не видел, опираясь лишь на пересказ сюжета от министра кинематографии. Сравнивая сюжет и визуальный ряд «Тринадцати» и «Потерянного патруля», хочется отметить, что пересказ был очень точным, но не станем подозревать Ромма и ставить под сомнение его автономность.

Отличительной особенностью «Тринадцати» стала съемка на натуре — съемочная группа разбила лагерь в пустыне Каракум. Вместе с тем, и в этом случае стоит сделать небольшое уточнение: достичь выразительности крупных планов оказалось возможным только в результате павильонной съемки. Подлинно изнывая от среднеазиатской жары, актеры не могли достичь убедительности в передаче своего состояния на экране, а оператор Борис Волчек при всем усердии не смог уберечь пленку от повреждений песком и высокой температурой. Поэтому натура у Ромма — в дальних и общих планах. И это уже очень много, ведь, согласитесь, смотреть на насыпанные в павильоне барханы было бы не столь приятно (хотя крупные планы на их фоне выглядят вполне органично).

Противостояние цивилизации и варварского, дикого мира — ключевой сюжет в американских вестернах. При этом борьба эта неслучайно происходит на фронтире, разделяющем два мира. В этот сюжет Ромм вносит лишь одно важное изменение: одинокий ковбой или стрелок никак не мог стать главным героем советского фильма, поэтому Ромм заменяет его на отряд военных. Причем в поправке этой чувствуется не только советская идеология, но и авторский голос режиссера. В течение всего режиссерского пути Ромма интересовало единение людей, а «Тринадцать» — единственный фильм, в котором это единение рассматривается в положительном ключе. Единственная декорация в картине визуально воплощает режиссерский замысел: степная усыпальница (муллушка) объединяет бойцов и отражает их изолированность от внешнего мира.

25 августа 2021

Кругом песок

Пересмотрел фильм «Тринадцать». Не французский триллер грузинского режиссера и тем более не макдачную его же поделку для американского рынка, а первый фильм Михаила Ромма 1936 года, про отряд дембелей-красноармейцев, засевших у пересохшего колодца в пустыне и принявших неравный бой с бандой Шермат-хана, который рвался к воде, не зная, что ее там нет.

Вообще-то я его уже смотрел. Но тут мне подвернулся не менее старый фильм «Потерянный патруль» Джона Форда 1934 года, про который говорили, что 13 Ромм слизал с него. Ну решил сравнить на свежий глаз.

Сказать, что я слегка обалдел — ничего не сказать. Дело в том, что в фильмах есть действительно много общего. Это песок. Его много и там, и там. И все. Больше общего нет ничего в принципе. Ни в сюжете, ни в фабуле, ни в целях, ни в характерах, ни в художественных решениях. Ни-че-го. По наличию пустыни в кадре говорить о сходстве фильмов — все равно что говорить о сходстве Соляриса и Звездных войн по признаку наличия в обоих фильмах космоса.

У Ромма — битва характеров, битва наших с ненашими. У Форда — противостояние инфернальному невидимому злу, убивающему, не показываясь. У Ромма — военная драма. У Форда — психологическая. У Форда пустыня — такой же враг, бесконечный и непознаваемый, кто в нее уходит — не возвращается. У Ромма — это злой, жестокий, но живой организм. Господи, как мастерски Ромм передает это киносредствами — как пустыня течет, перемещается, дышит… и убивает.

По изобразительным средствам Форд выступает как матерый профессионал-ремесленник. Ромм же пытается творить искусство. Причем, видно, что снимает он на бабушкин самовар, а монтирует портновскими ножницами. Но даже в первом своем фильме (ладно, втором, была до этого еще Пышка) видно руку будущего Мастера.

Ничего общего нет в этих фильмах.

Надо будет посмотреть еще Сахару. Обе. Вдруг и там выяснится, что у них с 13-ю общего только песок

ЗЫ: В первый кадрах показалось, что в фильме есть Николай Крючков. Мелькнул там похожий на него красноармеец. Но больше он не мелькал. Но выяснилось, что все проще и веселее. Восходящая звезда там правда мелькнула. Но оказалось, что его поперли с площадки за пьянку. А первые кадры, где он еще присутствовал, убирать не стали. Так и получилось, что фильм называется Тринадцать, а героев в нем, кроме первого построения — двенадцать. Но кто ж их считать будет.

7 из 10

17 ноября 2017

«Тринадцать» не «12»…

Может многие кто видел «Тринадцать» это и подтвердят, но меня фильм ничем не удивил. Не увидел я сцен, которые бы по-настоящему цепляли и давали сердцу сильнее колотиться. Но это совсем не значит, что картина мне не понравилась. В ней присутствует отличный юмор. Давший понять, что за 75 лет он сильно не изменился. Главные герои и в критических ситуациях находили в себе силы шутить. И делали это благодаря сценарию — на славу.

Что касается музыки, то она для меня звучала в совсем ненужных местах и эпизодах. Может я чего и не понял, но по моему мнению это было именно так. Из за мною упомянутого пункта сложно было прочувствовать реальную опасность, накал страстей, и то что стремился добиться Ромм в том или ином кадре.

Не надо забывать, что этот фильм стал одним из первых истернов. А значит многие мои упрёки или возможные недостатки к нему, не стоит считать столь значимыми. Это были первые попытки в данном жанре. И также надо учитывать, что именно в том числе и на нём брали пример будущие кинематографисты. Делая свои работы в этом жанре и с похожими историями.

6 из 10

23 июня 2014

О тонкой пропаганде

Фильм Михаила Ромма, поставленный в 1936 году по сценарию Иосифа Прута, посвящённый борьбе с басмачами в песках Средней Азии, ставший не только вехой в биографии постановщика, для которого эта картина, по сути, открыла дорогу к большим державного значения проектам, но и эпизодом в истории советской кинематографии, сейчас воспринимается как кладбище утраченных возможностей.

Безусловно, Ромм действовал в конкретных производственных и идеологических обстоятельствах и потому не мог игнорировать очень жёсткие требования, которые налагала эпоха на то, как следует показывать военнослужащих, их образ жизни, привычки и мотивации.

Эти требования, чьё появление было обусловлено пропагандистскими нуждами, когда образ РККА и прочих силовых структур не допускал малейшего очеловечивания, малейшего отступления от уставных норм, существенно осложняли труд художников, заставляя собственными руками губить замечательные замыслы — так, как это произошло со сценарием «Тринадцати».

В чём заключается исключительное достоинство той истории, которую придумал Иосиф Прут и которую так и не удалось воплотить Михаилу Ромму на экране? В том, какую именно драматическую ситуацию сочинил сценарист, отталкивавшийся, если верить устным преданиям, от американского прототипа — картины Джона Форда «Потерянный патруль».

Где-то в бескрайней пустыне движется небольшой отряд, состоящий из десяти красноармейцев, у которых закончился срок службы, начальника погранзаставы Журавлёв с женой, отправляющихся в отпуск, и геолога. Цель их похода — железнодорожная станция, которая не просто транспортный узел, но и единственный в этих местах очаг цивилизации и одновременно окончание опасного пути.

У отряда проблемы с водой: попадающиеся по дороге колодцы пусты — их кто-то заботливо засыпал. Жажда терзает людей, жажда терзает коней. Наконец на горизонте показываются развалины древнего мавзолея. Путники оживляются: теперь-то они точно напьются. Однако их ждёт неприятный сюрприз: на дне сухого колодца спрятаны новенькие пулемёты.

Журавлёв, которому по должности положено быть в курсе обстановки, догадывается, что они напоролись на схрон одного из басмаческих главарей — Шермат-хана. Очевидно, что рано или поздно Шермат-хан появится здесь, чтобы наполнить бурдюки и прихватить пулемёты — перед тем, как уйти за границу на длительный отдых.

Теперь перед маленьким отрядом стоит выбор: как можно быстрее бежать отсюда, опасаясь появления первых разъездов басмачей, которые вот-вот замаячат на барханах, или остаться и, дав знать своим, принять неравный бой, финал которого, учитывая скорость подмоги и число ханских сабель, заранее ясен.

Ситуация, с точки зрения драматургии, потрясающая: у нас есть тринадцать человек — из плоти и крови, которым ведом и страх смерти, и более чудовищный исход — попасть раненым в руки Шермат-хана; у нас есть великая цель — остановить злейшего врага, помочь товарищам, которые годами гоняются за этой бандой и не могут её поймать.

Что предпочтут красноармейцы, которые, чтобы совсем довести положение до высшей точки кипения, никому ничего не обязаны? Их служба — окончена. Они несколько лет честно сражались в Средней Азии, остались, вопреки всему, живыми, здоровыми, некалечеными и сейчас, когда от мирной, нормальной жизни их отделяет один-два перехода, ввязываться в уже для них чужую войну — это глупое, бессмысленное удальство и чистое самоубийство.

Соответственно, основным содержанием картины должна была стать не схватка маленького отряда с басмачами, превосходящими их по численности примерно в двадцать раз, но делаемый каждым из этих тринадцати самый сложный в их короткой судьбе выбор: оперативно эвакуироваться или остаться, при том, что никто не посмеет обвинить их в трусости, более того, если не распускать языки, никто вообще не узнает про схрон и Шермат-хана.

И выбор этот, и без того наимучительный, можно было ещё более запутать, показав отряд не готовым воинским подразделением (красноармейцы полностью вооружены, их сковывает воинская дисциплина, начальник погранзаставы у них командир, которого беспрекословно слушаются), но группой дембелей, у которых и оружия толком нет, только у Журавлёва — наган да пара трофейных пулемётов…

Вот это была действительно волнующая история — про настоящее, не картонное мужество, про подлинный, не плакатный героизм, про истинное, не показное самопожертвование. Увы, все эти возможности оказались категорически похеренными. В картине нет и намёка на испытываемые красноармейцами переживания, сомнения, колебания: приказали умереть — значит умрём, не рассуждая, как и положено связанному присягой солдату.

Да, с точки зрения краткосрочных задач пропаганды, такой расклад совершенно правилен: наша армия, как один человек, беззаветно предана и ежеминутно готова. Но, если отвлечься от агитационных потребностей и взглянуть чуть шире, не имея в виду художественные достоинства, но оставаясь в поле исключительно воспитательных задач?

Удивительное дело, но и в этом случае история про сознательное жертвование собой, когда всё вокруг против такого подвига (инстинкты, пресечение обязательств, нехватка оружия, многочисленность врагов), жертвование с открытыми глазами, с полным отчётом в своих поступках, потому что иначе перестанешь себя уважать, оказывается гораздо эффективнее, гораздо притягательнее и мощнее, чем автоматическое, нерассуждающее соблюдение дисциплины.

1 марта 2013

Первый красный истерн

Странно, что Михаилу Ромму, имевшему в своем послужном списке одну лишь картину, да и ту — немую, доверили снимать такую идеологическую ленту. Тем не менее, первый красный истерн он не посрамил, наоборот, сейчас фильм называют «шедевром старого кино».

Одиннадцать бойцов Красной Армии (вместе с ученым геологом и женой капитана) демобилизовавшись с фронта следуют домой по пустыням Средней Азии передвигаясь от одного колодца к другому. И вот, главные герои находят колодец, где, к сожалению, очень мало воды, но очень много боеприпасов, припрятанных басмачами. Они понимают, что враги вернутся, что в скором времени и происходит. Тринадцать человек стойко держат оборону в твердой уверенности поймать главаря банды.

Помимо забавных шуток (к примеру, боец Тимошкин мочил не одну корку), реалистичных кадров песочных барханов и слепящего солнца и прочих достоинств ленты, хочется обсудить христианские мотивы, пронизывающие картину. Главных героев — тринадцать, как вы заметили по названию. Один из них окажется предателем, подобно одному из тринадцати апостолов — Иуде. Да и единственную девушку из этой шайки-лейки зовут Мария. Помимо этого пустыня используется как символ. У многих народов мира существуют поверья, что нескончаемые песочные просторы — ловушка дьявола, шайтана и т. д. Здесь пустыня выступает, как нечто бездонное, бесконечное, экзистенциальное. Вся поднаготная людей вылазиет наружу, будь то плохая, или хорошая. Пустыня, словно проверка души на прочность. Многослойность данного кино весьма порадовала меня. Ведь должно же в фильмах быть еще что-то, главная мысль, помимо приключений, стрелялок, голых тел и прочее.

Также меня поразила реалистичная съемка описывающая опасное путешествие бойца Мурадова, который отправился за подмогой. Зритель словно ощущает эффект присутствия. Солдат изнемогает. Вот мы видим лежащую, загнанную лошадь в предсмертной агонии, затем сброшенную саблю, пустую флягу из под воды, потом — самое дорогое — винтовка, и вот, сам Мурадов пытается преодолеть песочную насыпь и безжизненно скатывается вниз.

Герои наших истернов, безусловно Герои с большой буквы (пардон за тавтологию) сражающиеся на благо Родины. Что нельзя сказать об обаятельных подонках из вестернов, зачастую преследующих свои меркантильные цели. Фильм, до последней минуты держит в напряжении, в сопереживании. Эмпатия зашкаливает до небес. Не думала, что «Тринадцать» вызовет у меня настолько сильные эмоции. Ах, да! Это же привлекательная магия старого кино.

10 из 10

- Скажите, а таким вещам как спокойствие и остроумие тоже учат в Красной Армии?

- Обязательно.

- Как предмет?

- Как самостоятельную дисциплину.

16 августа 2011

Вот это Ромм, ну ты подумай! Заставить через 60 (!) лет зрителя вроде меня, да еще и девушку так живо сопереживать действиям Красной Армии где-то в пустынях Средней Азии — это ж надо! Я понимаю живой интерес к фильмам о Великой Отечественной Войне: её Герои — наши дедушки и прадедушки, но бои с басмачами где-то далече в Туркменистане в 20-е годы — это, мягко говоря, далековато от меня.

Тем не менее, как захватывает фильм! На его протяжении сопереживаешь героям, как своим друзьям или братьям, говоришь им в трудную минуту: ну, давай, браток, давай, еще немого! Какие в фильме герои, какие они живые и искренние. Какие глаза у героев, характеры, какой юмор! Шутки, какая игра актеров, красивые съемки!

В общем, это было здорово, спасибо.

10 из 10

2 июня 2010

Приключения Тринадцать появился на свет в далеком 1936 году, более полувека тому назад, его режиссером является Михаил Ромм. Кто играл в фильме: Иван Новосельцев, Елена Кузьмина, Александр Чистяков, Алексей Долинин, Иван Кузнецов, Пётр Масоха, Павел Юдин, Давид Зольц, Виктор Кулаков, Степан Крылов, Александр Кепинов, Ага-Рза Кулиев, Александр Чекаевский, Серафим Козьминский, Андрей Файт.

Страна производства - СССР. Тринадцать — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.