Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Окаменевший лес |
английское название: |
The Petrified Forest |
год: | 1936 |
страна: |
США
|
слоган: | «AGAIN THEY TRIUMPH!...The stars of «Human Bondage» in a picture greater than the play!» |
режиссер: | Арчи Майо |
сценаристы: | Чарльз Кенион, Роберт Э. Шервуд, Дэлмер Дэйвс |
продюсер: | Хэл Б. Уоллис |
видеооператор: | Сол Полито |
композитор: | Бернхард Каун |
художники: | Джон Хьюз, Орри-Келли |
монтаж: | Оуэн Маркс |
жанры: | триллер, мелодрама, драма, криминал, фильм-нуар |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 500000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 января 1936 г. |
на DVD: | 1 августа 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 22 мин |
«Окаменевший лес», как и все хорошие фильмы в своей жизни, я посмотрела совершенно случайно. Решила узнать, кто же такая Бетт Дэвис, и ткнула наугад в фильм с понравившимся названием.
Аризонская бескрайняя пустыня, песчаные бури, из-за которых портится барбекю, одинокая бензозаправка с кафетерием в самом центре Нигде, милая девушка, которая мечтает уехать и найти себя. На первый взгляд сюжет кажется простым и даже банальным. Но только до появления главного героя — Алана Сквайра. Он говорит, что путешествует автостопом и поднимает вверх большой палец, но на нем чистенький деловой костюм и галстук, совсем не вид бродяги. Он говорит, что уедет и не вернется, но навсегда остается в окаменевшем лесу.
Окаменевший лес — подходящий приют для меня. Возможно, я родился, именно для того чтобы стать ископаемым для дальнейшего изучения.
И невозможно понять, говорятся эти слов в шутку или всерьез. Осознает ли сам Алан, насколько он близок к истине в этот момент? Он не знает, что готовит ему жизнь, он только предполагает. Как сам он говорит, его проблема в том, что он принадлежит к исчезающей расе, он один из интеллектуалов. «У меня есть мозги но бестолковые», — говорит Алан. Он действует импульсивно, безрассудно, но он слушает свой внутренний голос, свое сердце, он понимает, что только так можно найти свой путь, исполнить предназначение. Если в начале фильма он только предполагает, что судьба забросила его в это отдаленное местечко, чтобы встретить Габриэллу и помочь ей, то позже он уже уверен в этом. Он исчезающий вид, интеллектуал, романтик, странствующий рыцарь, готовый принять смерть ради девы в беде. Алан видит в Габриэлле будущее, поэтому не задумывается о правильности своего поступка. Сам он уверен, что не может уже создать ничего нового, после единственной попытки написать книгу. Поэтому он уходит со сцены, давая место новому, полному жизни персонажу, девушке с целью. Алан говорит, что она станет плодородной почвой, где прорастут семена его идей. Но для этого ей придется уехать из бесплодной пустыни, где не растет ничего, кроме каменных деревьев, в более плодородные земли Франции и золотыми виноградниками и танцами на улицах. Там выветрится запах бензина и гамбургеров, там ее будут звать Габриэлла, а не Гэбби, как говорили эти пустынные крысы. Семенам идей придется проделать долгий путь, но они не будут забыты. Алан предсказал себе известность после смерти, которой он достигнет благодаря Габриэлле. Хочется верить, что эти его слова сбудутся так же, как и остальные.
8 из 10
30 октября 2013
Эта картина меня удивила двумя обстоятельствами. Во-первых, прекрасной игрой Хэмфри Богарта. Молодой «Богги» сыграл настоящего преступника. Это вышло неожиданно, темпераментно, ярко. На фоне весьма слащавой и романтичной истории, Богарт был как глоток воздуха.
Во-вторых, приятное впечатление произвела сама структура фильма. Действие происходит в забегаловке одного небольшого городка. В числе случайных посетителей оказывается романтичный бедный странствующий писатель. В ходе нескольких диалогов с дочерью владельца заведения, они обнаружат серьезное влечение друг к другу. Но вскоре, в городок приедут гангстеры.
Таким образом, фактически все действие фильма проходит в одном интерьере. Но, малобюджетность фильма компенсировалась отлично проработанными диалогами. Да, и сама малобюджетность тут оправдана.
Помимо Богарта, в фильме сыграли Лесли Хоуард и Бэтт Дэвис, но я бы не назвал их исполнение безупречным. Правда, и критиковать не за что — обычное появление известных актеров на экране. Просто профессиональная работа.
А вот, в части концепта, вопросы есть. К сожалению, сценарий содержит яркую поляризацию героев. Например, Богарт играет настоящего преступника — эгоиста, думающего как загнанный зверь, лишь о своей выгоде. Ему противостоят романтичные Бэтт Дэвис и Лесли Хоуард. При этом, они показаны слишком идеалистично. Стоит ли говорить, что данная проработка делает фильм практически совсем нереальным и смазывает его преимущества.
В итоге: режиссер очень удачно смешал два жанра — романтической мелодрамы и гангстерского боевика. Порадовало появление Богарта
5 из 10
23 февраля 2013
Вчера ночью мне довелось посмотреть картину «Окаменевший лес». Упустить из виду фильм Арчи Майо я просто не мог. Во-первых, там снялись уже известные к тому времени Лесли Говард и Бетт Дэвис. Во-вторых, свою первую значимую роль сыграл здесь Хамфри Богарт. В-третьих, «Окаменевший лес», по моему мнению, одна из тех картин, являвшейся прослойкой между гангстерским фильмом и предшественником классического нуара. И что же я увидел? Давайте все по порядку.
Актеры.
Бетт Дэвис — одна из лучших кинодив «золотого века» Голливуда и, наверняка, судя по наградам, лучшая актриса 30-х. Одно лишь упоминание ее имени в титрах давало треть успех любому фильму. Но не этому. В «Окаменевшем лесе» она, как говориться, она просто отбыла свой номер. Ее Габириэла получилась какой-то пресной, неэмоциональной, излишне сентиментальной. Что не похоже на Дэвис.
Лесли Говард — один из самых романтичных актеров 30-х. Однако в этой картине его монологи (и диалоги тоже) перешли грань романтики и оказались какими-то странными. То он признается в любви Габриэле, то хочет, чтобы его убили из-за страховки. В общем, его лучшие работы в кино были еще впереди (это я про режиссуру и главную роль в «Пигмалионе» и запоминающийся образ Эшли в «Унесенных ветром»).
Хамфри Богарт — актер, ясное дело, универсальный. Не зря он занимает первое место в рейтинге 100 величайших звёзд кино за 100 лет по версии AFI. Он и труса может сыграть («Ангелы с грязными лицами»), и обезбашенного заключенного («Высокая Сьерра»), и уверенного в своих принципах, но потерянного в прошлой жизни романтика («Касабланка»). Только вот в этом фильме его роль получилась какой-то непонятной. Вроде бы, он становится на защиту старика. С другой стороны, он хочет порешить из винтовки всех подряд (включая деда). Его герой получился каким-то несерьезным, не гангстером (хоть и мелким), изредка пугливым и полусмешным.
Сюжет.
Самое интересное, что «Окаменевший лес» одна из тех картин, в которой сатирически выводятся наружу некоторые недостатки американской жизни. Например, проблема равенства «черного» населения среди «белых» американцев. Кстати, «Окаменевший лес» — один из первых фильмов, в котором афроамериканские актеры играют полноценные роли. Один из таковых — бандит в банде Дюка (Богарта), второй — испуганный шофер у обеспеченной четы.
В целом же, сюжет получился каким-то запутанным и «не в ногу» комичным. Каждый из героев воротит что пожелает. Неотесанный футболист, дружок Габриэлы желает покрасоваться перед остальными и обезвредить банду из четырех человек, схватив перед носом у Дюка карабин. Алан (Говард) в это время предлагает… убить себя Дюку, дабы тот получил его страховку в пять тысяч долларов (но это по тем временам огромные деньги). Дюк не понимая ничего, начинает суетиться и чуть не доводит себя до слёз. Дальше все еще «веселее». Даже на этом фоне пулевые ранения некоторых героев смотрятся какими-то изнаночными. И это не смотря на то, что в те годы при огнестрельных ранениях нельзя было показывать хоть каплю крови… Видимо из-за консервативного сознания кинокритиков (один из первых «кровавых» по полной программе эпизодов будет показан Виктором Флемингом в «Унесенных ветром»). Просто из-за нестыковки многих событийных вещей общая картина кажется какой-то несуразной. Перед нами или остросюжетная комедия, или же, драма с напыщенными диалогами.
Вывод.
Фильм стоит посмотреть ради хорошего актерского состава. Ну и все-таки, картина Арчи Майо вошла в классическую серию под названием «золото» Голливуда.
5 из 10
4 декабря 2011
Насколько прост сюжет… Сцена практически не меняется. Герои сидят и почти не покидают своих мест, но как глубоко раскрывается личность каждого из них. Я вижу, что социальное положение, это только маска, шелуха, достаточно небольшого ветерка чтобы сбросить её. Этим ветерком и является Алан Сквайр. Именно его характер и мысли наполнены чертами индивидуализма, которые воспевал Г. Торо и его последователи. Находясь в поиске, готовый к познанию, он раскрывает всех персонажей, являясь одновременно их вдохновителем и внутренним голосом. Он оказывается глотком свежего воздуха, которого так не хватало для жителей этой пустыни.
В одном помещении собраны люди многих социальных слоев, но объединяет их одно — любовь. Даже самый закоренелый преступник и убийца, способен на это чувство, и способен не хуже любого богача или заправщика с бензоколонки.
Тема любви и самопожертвования, является ключевой, узнав о чувстве героев, для нас открывается совершенно другой взгляд на каждого из них.
Дюк не покидает кафе до последнего, только для того, чтобы воссоединиться со своей любовью, он жертвует всем, потому как понимает, что если будет схвачен, то виселицы ему наверняка не избежать. Может появиться вопрос, как такой жестокий человек, оказался способен к проявлению столь нежного чувства? Видимо любовь есть в сердце каждого. Она посеяна как семя. Нужно лишь немного света и тепла, чтобы росток пробился сквозь сухую почву.
Глядя на Алана, можно подумать, что он просто мечтатель, только лишь созерцатель, неготовый на практике воссоздать своих идей. Но к концу фильма, становится видно, что под пеленой безответственности, скрывается его серьезность, которую он лишь старается не выставлять на показ. Ради счастья своей возлюбленной, жертвует жизнью, подписав свою страховку на её имя, чтобы Габриэль смогла исполнить свою мечту и отправиться в Париж.
Два этих героя, Алан и Дюк, кажутся поначалу совершенно разными, но пройдя через весь фильм, становится очевидно, насколько они похожи. Они и сами понимают это, говорят друг другу, что хотели бы встретиться вновь. Дюк убивает Алана, что подразумевает логическое завершение их исканий, когда сам он, выйдя из кафе, оказывается в руках полиции.
Любовь существует в каждом, она наибольшее чего может желать человек. Любовь стоит гораздо больших жертв, чем те, которые мы готовы принести за неё. Она стоит не только жизни, но и смерти.
Моя оценка фильма: Отлично.
29 октября 2011
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя… (Франсуа Виньон)
- Тысячи художников во Франции мечтают попасть в Аризону. (с)
«Окаменевший лес» — история об одном из последних романтиков, живом реликте идеализма, само существование которого кажется чем-то нереальным и фантастичным. Писатель Элан Скуайр не смог оправдать возложенные на него надежды. Прожив 8 лет в роскоши Средиземноморья, он так и не нашел вдохновения в прекрасных французских пейзажах, и отправился бродить по свету без цента в кармане и с потертой сумой за плечами. И вот однажды, в пыльной Аризонской пустыне, он повстречал родственную себе душу. Габриэлла живет на старой бензоколонке с родными отцом и дедом. Жизнь в пустыне, среди американских простолюдинов, пресытилась девушке, она мечтает о далекой Франции, в которой живет её мать. Упиваясь стихами Виньона, Габри пишет превосходные картины, которые некому по достоинству оценить в глуши пустынного штата. Именно поэтому встреча с бродягой-писателем Эланом становится для девушки настоящим чудом, ведь таким людям как они не так-то просто порой найти собеседника.
- Вы можете найти утешение в стихах.
- Да, они изгоняют из меня запах бензина и гамбургеров. (с)
Он — вечный искатель смысла жизни, она — заложница своей судьбы. Это не просто история любви с первого взгляда, волею случая встретившиеся в пустыне, герои притягиваются друг к другу как магниты. Их место совсем не в пыли американских дорог, а в Парижских салонах и Нормандских лесах. Элан считает себя одним из последних интеллектуалов, на смену которым неизбежно придут прагматики. Преисполненный высокими идеалами и восхищающийся писателями «потерянного поколения», он просто не может любить как обычный человек. Габриэлла пробуждает в сердце писателя казалось бы угасшие нотки, его тянет на подвиг, не ради славы, а лишь по зову чувств.
Так, на полях твоих взрастут те семена, что обронил я. (с)
В молодой художнице Элан видит продолжение собственных идей. Считая себя не реализовавшейся «окаменелостью», он искренне верит в светлое будущее девушки, которая должна стать преемницей его идей. Он готов сделать все ради того, чтобы Габриэлла уехала во Францию, ведь именно там её место. Но неожиданно тихую и размеренную жизнь на бензоколонке нарушает четверка лихих гангстеров, во главе с известным убийцей Дьюком Мэнти. Дьюк — «последний великий апостол грубого индивидуализма», именно так называет его Элан. Они — две прямые противоположности, сумевшие понять друг друга, увидеть суть вещей сквозь призму стереотипов. Бандит Дьюк не просто один из последних головорезов дикого запада, но и такой же романтик, как и странствующий писатель. Именно благодаря этой точке соприкосновения между двумя потерянными по разным причинам людьми возникает симпатия.
«Окаменевший лес» напоминает пьесу, с размеренными, но импульсивными диалогами. Волей случая на старой заправке в один вечер собрались сразу несколько абсолютно разных людей: приговоренный к виселице бандит, недалекий футболист, старый пьяница и бизнесмен с уставшей от пустой жизни супругой. Всего один вечер, проведенный под дулами заряженных ружей, заставит многих из них переоценить свою жизнь. Филигранная игра актеров лишь подчеркивает театральность картины, трансформируя её по ходу сюжета в камерное представление. Фильм сплетает в себе сразу несколько стилей, от философской притчи до гангстерского фильма и вестерна. Каждый характер раскрывается по мере приближения финала, недаром герои называют вечер биографическим. Фатальность неумолимо приближающейся развязки периодически ослабевает, что делает фильм непредсказуемы и интригующим зрителя.
Странно, что фильм не так сильно известен, ведь снят он в лучших традициях раннего американского кинематографа, с большим уклоном на артистичность и выразительность. Режиссер Арчи Майо уделил огромное внимание различным мелочам, выстроив безукоризненные образы героев, словно сошедшие со страниц книг послевоенных писателей. Быть может, именно подобная интеллигентность картины как раз и стала причиной не слишком большой популярности и отсутствия престижных кинонаград.
Удел такой же нам назначен с вами.
Амуром, что дарит блаженство людям,
Задетым хоть слегка его стрелою.
А потому всегда мы вместе будем. (Франсуа Виньон)
Вывод: Незаслуженно забытый шедевр кинематографа. История двух странных людей, которых общество готово принять за сумасшедших, но не готово понять. В окаменевших лесах Аризоны они обретают себя, попутно меняя судьбы окружающих. Великолепный фильм, без всяких преувеличений.
10 из 10
17 марта 2011