Мы из Кронштадта
6.8
6.6
1936, военный, история
СССР, 1 ч 29 мин
12+

В ролях: Григорий Бушуев, Раиса Есипова, Василий Зайчиков, Эдуард Гунн, Петр Кириллов
и другие
Фильм о героической борьбе матросов Балтийского флота против формирований Юденича. Образы героев фильма навеяны подлинными матросскими и красноармейскими письмами, а также - старыми военными песнями.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Мы из Кронштадта

год: 1936
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Наум Наумов-Страж
композитор:
художник: Владимир Егоров
жанры: военный, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 20 марта 1936 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 29 мин
Другие фильмы этих жанров
военный, история

Постеры фильма «Мы из Кронштадта», 1936

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Мы из Кронштадта», 1936

Они сражались за Питер…

Наткнулся на этот фильм совершенно случайно и сразу же заинтересовался, и немудрено: всё-таки, фильм про мой родной город, про защиту моего города против белогвардейцев и интервентов (в данном случае, англичан).

Признаться честно, ожидал от этого фильма куда большего. В Википедии я прочёл, что для съёмок на площадке была проделана огромная работа, и это видно: в лучших традициях военных фильмов поля пересекают широкие линии окопов, проведены целые телеграфные линии, в схватках одновременно принимает участие более двух десятков бойцов — и далее плюсы материальной составляющей можно перечислять до бесконечности, в этом плане одно из ключевых сражений Гражданской Войны передано великолепно. Пострадало совсем другое. И, что интересно, именно то, чем советское кино всегда брало зрителя — психологическая составляющая киноленты.

Что самое дурацкое, косяк выявляется неожиданно, буквально ударяя по ушам. А начинается всё с маленького подростка-добровольца, оставшегося сиротой, что на войне — явление обычное. Казалось бы: каким бы должен был выглядеть этот паренёк, едва взявший в руки винтовку? На его лице вы наверняка хотели бы увидеть волнение, горящие глаза, стремление победить или отдать жизнь за рабочий народ, за родной Петроград, за своих товарищей-краснофлотцев? Нет. Этого там нет. Конечно, скажете вы, совсем не обязательно такими рисовать персонажей, даже как-то чересчур пафосно. Достаточно взглянуть на фотографии добровольцев, набиравшихся в ленинградское ополчение в любой период блокады, особенно, где-то этак в конце сорок второго: ни на одном лице вы бы там не увидели никакой радости от осознания того, что скоро в бой и, тем более, смертный, напротив, там вы бы заметили лишь усталость и грустную, суровую собранность.

Но нет. Нет на лице Мишеньки Курненко ни усталой суровости, ни стремления идти в бой, лишь изредка улыбка проскакивает на лице его, только улыбка эта настолько правдоподобна, насколько она может быть таковой на маске, а как раз-таки лицо у парня и вправду неподвижное, как маска, как говорится, каменное. И эта «масочность», эта неправдоподобность как в детском облике, так и во взрослом будет преследовать зрителя до самого конца. Почему во взрослом? Даже в кратком изложении сценария сказано, что Артём, главный герой ленты, остался в живых из всего отряда один. Подумайте сами, как в таких случаях должен вести себя человек при разговоре с другими людьми, если, буквально цитируя, «все верные товарищи погибли»? Как-то невольно вспоминается книга «А зори здесь тихие», где старшина буквально пришёл в бешенство, когда застрелилась последняя девушка из его отряда. Конечно, группа крепких флотских молодцов — не отряд девчат-зенитчиц, но тогда могу привести другой пример: северокорейский боевик «Приказ N27», где, по сюжету, гибнут два члена отряда плюс командир. Уже там в конце по возвращении солдаты буквально рыдают, это притом ещё, что умерло только трое. Здесь же главный герой — просто красный голем какой-то, вещающий лозунгами даже на могиле утопленного комиссара. С трудом как-то верится после такого в происходящее, и меня не проймут даже слова о том, что кино это, по большому счёту, агитационное. Хорошая агитация — реалистичная агитация, в первую очередь, раз уж на то пошло, так-то.

И ведь сколько эмоций можно было выжать из момента, когда навстречу здоровому белому офицеру со штыком в руках, чьи сослуживцы окружили женщину, защищавшую беспризорных, выходит мальчик, до того прятавшийся за юбкой кормилицы, и говорит: «Это наш дом, а не твой!», когда группа краснофлотцев бежит под огнём британских пушек, тая на глазах, под «Интернационал», плавно переходящий в революционно-патриотическое «Ура!», когда та самая кормилица под прицелом белогвардейских винтовок выходит перед красноармейцами и под страхом смерти кричит им: «Не сдавайтесь, товарищи, Кронштадт поможет!», зная, что где-то в кустах залёг златопогонник с наганом, и что случайная пуля может оборвать её недолгую жизнь, когда под угрожающе вздымающимися штыками одного матроса за другим сбрасывают с обрыва в море, а вместе с ними — и того самого Мишеньку, который добровольцем отправился за своими товарищами, хотя и «мал» был «ещё». У меня не хватит слов перечислить все те моменты, которые действительно могли пробить на слезу.

Ещё меня поразил ещё один технический косяк, который я заметил не только в этом фильме, но и в другой кинопродукции социалистических союзников СССР, например, в вышеупомянутом мной фильме «Приказ N27» КНДР, а именно — техническая логическая составляющая. Поясню на примере: группа краснофлотцев бежит в атаку. Британский пулемётчик почти в упор лупит по ним из «максима», казалось, они уже должны были хлебнуть крови немало, но вместо этого комиссар буквально вплотную подбегает к пулемёту и стреляет врагу в грудь. Учитывая общую идейную направленность фильма, можно было с усмешкой, вроде как, подумать, что идеям пули не страшны, и её носителям, как следствие — тоже, да только пулемётчик, вроде как, с простреленной грудью, умудряется не только руки поднять, но и встать. Или же другой пример с этой бедной кормилицей: после того, как она крикнула те самые слова, что я привёл выше, белый таки выстрелил. Расстояние между ними было в пару шагов, так что бил он буквально в упор. В это время раздалось ещё несколько выстрелов. Даже если предположить, что офицер промазал, то скрёстный огонь, так или иначе, должен был увеличить дозу свинца в молодом организме. Однако-таки, нет: женщина (раненая или нет, я так и не понял) по прямой добегает до окопа (при том, что вовсю идёт пальба), запрыгивает туда, а потом, когда белые переходят в наступление, умудряется откуда-то достать винтовку и пытаться стрелять. И косяков таких — тысяча, и от этих мелочей капитально страдает логика событий, что действительно обидно. Что самое интересное, как-то поневоле вспоминается «Сталинград» Фёдора Бондарчука. Эти фильмы одновременно схожи, так как, по факту, пытаются отразить два главных события из двух неразрывно связанных друг с другом войн, выигрывая друг у друга за счёт академичности («Мы из Кронштадта») либо эмоциональности («Сталинград»), одинаково страдая от нарушения уже упомянутой логики событий. Кому-то, возможно, подобное сравнение может показаться некорректным, но это было чисто моё скромное мнение.

Не могу сказать, подводя итог, что фильм «так себе», хотя ставлю пять из десяти. Идея-то хорошая, а вот игра актёров… м-да… если бы кто-нибудь отважился переснять этот фильм, изменив только игру актёров, я бы пожал руку этому смелому человеку. Так вот, мои обещанные

5 из 10

28 марта 2014

Военный фильм Мы из Кронштадта появился на свет в далеком 1936 году, более полувека тому назад, его режиссером является Ефим Дзиган. Кто играл в фильме: Григорий Бушуев, Раиса Есипова, Василий Зайчиков, Эдуард Гунн, Петр Кириллов, Михаил Гуриненко, Олег Жаков, Федор Селезнев, Петр Соболевский, Николай Ивакин, Вадим Гусев.

Страна производства - СССР. Мы из Кронштадта — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.