Космический рейс
7.1
6.9
1935, фантастика
СССР, 1 ч 10 мин
12+

В ролях: Сергей Комаров, Ксения Москаленко, Виктор Гапоненко, Василий Ковригин, Сергей Столяров
и другие
Первый советский научно-фантастический фильм о покорении космоса. Научная сторона фильма была почти безупречной. Кроме устаревших деталей (старт с эстакады, противоперегрузочные ванны), все остальное впечатляет и сегодня. Во многом благодаря тому, что консультировал создателей ленты сам Константин Эдуардович Циолковский.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Космический рейс

год: 1935
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Александр Гальперин
композиторы: ,
художники: Юрий Швец, Михаил Тиунов, Алексей Уткин
жанр: фантастика
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 21 января 1936 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 10 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика

Постер фильма «Космический рейс», 1935

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Космический рейс», 1935

Фантастика земная, небесная и прилунённая.

Футурама: сделано в СССР. Сюжет незамысловат. Злой академик (может родился таким, не объясняется), грозя и тыча всем в лицо мёртвым кроликом (первой жертвой лунной программы), отправляет в один конец ещё и кошку. Собственно в её спасении самое важное, самое интересное. Выручать кошку вызывается экипаж в составе неунывающего и мужественного профессора, в свои 44 с больным сердцем, седой и выглядящий на 88 (видимо после коридоров НКВД), его изобретательный и находчивый внучек (раньше донёс на старшего брата и полетел вместо него, пионер), а ещё симпатичная и невозмутимая стюардесса, между родами и стиркой, сильная и независимая. Летят на одном из двух кораблей — ИС-1 и КВ-2, почему то названных как и танки, хотя если отправиться в рейс для них не труднее, чем собрать чемодан, то всё в порядке.

За гранью весомости. В полёте главный аттракцион фильма, принёсший ему мировое признание. И если на земле это статичные макеты, а на Луне примитивная анимация, то тут футуристические интерьеры кабины, новейшие достижения технической мысли и фривольные кувырканья в невесомости старика, девушки и ребёнка. Жаль пришлось отказаться от сцен с выходом в открытый космос, в пользу гонорара Циолковскому, а он даже не стал смотреть этот фильм.

Противоречивая Луна. Множество приключений, драматургии, спасение кошки (умей говорить, она бы много рассказала что думает о полётах на Луну и про фильмы о Луне в частности), закончившийся кислород (кошке хватило бы), а как учит наука синемафантастика — на любой планете можно дышать без скафандра, кроме Луны, потому замёрзшую атмосферу пришлось собирать вручную (кто был на Луне поймёт). Визуально же всё печально, кукольная анимация и пейзажи на фотообоях, к тому же выдумав себе лишние трудности с антуражем. Лучше было изобразить всю лунную тоску, как предостережение — человеку там делать нечего.

Основной же посыл фильма вне идеологии: если и есть некое противостояние, космическая гонка, то исключительно внутри страны. За пару пятилеток уже сделан качественный технический рывок, ракеты столь надёжны, что космодром пролегает прямо через столицу и забота государства лишь в здоровье и благополучие своих граждан. Шел 1935-ый год.

7 ноября 2020

Луна — всего лишь «погремушка» у колыбели человечества…

После «урожайного» на фантастику 1925 года («Аэро-54», «Наполеон-газ», «Коммунит» («Русский газ») и «Луч смерти») целых 10 лет в СССР подобных фильмом не снимали. И вот в 1935 году сразу два: «Гибель сенсации» («Робот Джима Рипль») и «Космический рейс», который в отечественном кинопроме стоит как бы особняком. Чтобы оценить его по достоинству, не достаточно просто посмотреть ленту, нужно знать, на каком голом энтузиазме он создавался. (И статей и видео об этом имеется немало.) Конечно, с высоты прошедших почти 80 лет очень легко посмеяться над потугами режиссёра в стремлении удивить советских людей экранным воплощением Циолковских мечтаний. Гораздо сложнее «влезть в его шкуру» и попытаться увидеть съёмочный процесс как бы «изнутри».

Это сейчас компьютерные возможности зачастую превышают творческие амбиции кинотворцов, а в то время «замахнуться» на Луну мог далеко не каждый, если, конечно, он хотел добиться предельной достоверности. (Пример — «Женщина на Луне» 1929г. Фрица Ланга.) Несомненным достоинством «Космического рейса» является то, что, при всей своей развлекательности, он является не столько художественным, сколько — научно-популярным. Именно поэтому из весьма скромного хронометража в 70 минут (если отнять время на кадры с титрами, то останется минут 55), очень много экранного времени отведено имитации невесомости на ракетоплане и ослабленного тяготения на Луне (примерно 1 к 6, если сравнивать с земным притяжением). Сделано это по той причине, что подобные трюки — самое «смотрибельное», что могли придумать в те годы.

В фильме есть несколько эпизодов, мимо которых просто невозможно пройти. Первое — это грандиозное здание, к которому примыкает «разгонный участок» для ракетопланов. В нём явно угадывается главная архитектурная утопия 20-го века — Дворец Советов, высотой в 415 метров, к проектированию которого вернулись в начале 30-х годов — как раз перед съёмками фильма. И второе. (Его бы я отнёс к разряду личных ассоциативных курьёзов.) Я имею в виду 4 трубки (по две с каждой стороны тела), которые подходили к шлему лунного скафандра. Уж больно они напоминали «наряд» Дивы Плавалагуны из «Пятого элемента» Люка Бессона! Звучит это забавно, как и многое в фильме Василия Журавлёва, за исключением самого главного: через 22 года никому в мире не придёт в голову посмеяться над «мечтателем из Калуги». И бесконечно жаль, что сам Константин Эдуардович Циолковский всего 4 месяца не дожил до премьеры, состоявшейся 21 января 1936 года…

7 декабря 2013

Первые на Луне

Интертитры фантастической новеллы «Космический рейс» без промедлений погружают в будущее прошлого, в лето 1946 года, когда «астрофизик Седых решил лететь на Луну». Высокомерная надуманность современного зрителя, приготовившегося к ограниченности фантазии без озвученных диалогов и цветной картинки, стремительно разбивается о причудливые формы винтажного ретрофутуризма художников, почтеннейшим образом отнесшихся к созданию урбанистической Москвы сороковых. Простирающиеся до горизонта высотные здания в одночасье укорачиваются на фоне Дворца Советов, чей многоколонный, так и не построенный силуэт, венчает праздник будущего, которого нет. Панорамная красота сверхдержавы, так и не познавшей горечи военной разрухи, украшает главное строение ВИМС (Всесоюзный Институт Межпланетных Сообщений) с изящно-вздымающейся ввысь ракетной эстакадой, внешне похожей на арочный мост.

Впрочем, завязка не заставляет себя долго ждать и выкладывает все козыри, обнажая главную интригу фильма — заговор против полета академика Седых (Сергей Комаров), по причине провала экспериментов, окончившихся гибелью кролика и бесследно исчезнувшим на Луне «астронавтом» — котом.

Ждать откровений от советской фантастики, да еще и времен правления Сталина, также бессмысленно, как проводить часы в ожидании второго пришествия. Но если отойти от стереотипного восприятия, при котором космическая фабула должна подкрепляться ярко выраженной драматической веткой, и провозгласить «Космический рейс» сказочной историей, то схематизм художественного произведения предстанет в иной тональности. В результате астрофизик откроется взору мечтателем, отдавшим всю жизнь ради мечты, которую кроме него не видит никто, а стреловидная ракета в серебристом обрамлении — средством для её осуществления. Ну а какая сказка обходится без попутчиков, ищущих приключений на свой…мозг. В этой ипостаси предстали юный гений Андрей (Вассили Гапоненко)- изобретатель «катапульты» (в быту — рогатки) с телескопическим прицелом и улыбчивая ассистентка Марина (К. Москаленко). Вскоре всем троим предстоит покорить неизведанные просторы беззвучного и холодного космического пространства.

И такой подход действительно важен, ибо при слабой художественной составляющей кинолента представляет едва ли не самый уникальный опыт, позволяющий лицезреть теории внеземного пространства первых декад прошлого столетия. Будучи консультантом по личному настоянию режиссера Василия Журавлева, ученый-самоучка Константин Циолковский приложил руку к созданию основополагающих научных принципов космических путешествий и сумел максимально приблизиться к современным моделям астрофизики. И вполне вероятно, что именно благодаря скрупулезности ученого, даже те принципы, которые не нашли применения в реальной жизни, смотрятся потрясающе и сегодня, в эру развитого кино. Так, эстакадный взлет корабля, от которого пришлось отказаться, предваряется целой ритуальной последовательностью. Распахнувшиеся створки ангара представляют плавные формы ракетного фюзеляжа, отражающегося в лабораторном свете. Медленный подвод к началу эстакады и через секунду стремительно набирающий ход корабль начинает последовательно избавляться от отработавших модулей. Прослеживая за столь богатой проработкой, формируется мировосприятие, сходное с чарующей красотой другой вселенной из сериала «Грань», где также показано все то, что могло бы стать реальностью, но так и не вышло за пределы проектов и режиссерских грез.

В такие моменты начинаешь забывать, что перед глазами немой и ахроматопсический фильм, которому больше лет, чем оборудованию на отечественных предприятиях. Впрочем, архаистическое представление «научной фантастики» сохранилось, и за ювелирным воплощением модульной системы и невесомости, следует самая настоящая космическая экспедиция на Луну. Высадка на поверхность, фантасмагорические костюмы с отходящими трубопроводами на манер осьминожьих щупалец, гигантские горные породы, которые в монохромном изображении обретают схожесть с гранитными породами. Никаких живых камней, черных монолитов, отсылающих сигнал на Юпитер — все максимально приближено к трудностям, с которыми неизменно сталкиваются астронавты в процессе экспедиции.

Вдоволь нагулявшись на чужеродном грунте, герои отправляют назад, на Землю, попутно прихватив с собой найденную кошку. В этом нет никаких сюжетных спойлеров, ибо любому киноману известно, что помимо секса в Советском Союзе не было и плохих концовок, особенно в такой напряженный временной отрезок как 30-е годы.

Именно поэтому радостная встреча космонавтов с цветами, в психологическом аспекте напоминающая аналогичную встречу Гагарина, и неизменные атрибуты четырехбуквенной державы, воспринимаются как обязанный «ура-патриотизм» в отношении отечественного зрителя. Фантастика зовет человека вперед, позволяет определить для себя цель, которую необходимо всеми силами стараться достичь. И за всей физической устарелостью, первый советский фантастический фильм выдался вдохновляющей и ретрофутуристической новеллой, забытой, как и все хорошее.

14 октября 2012

Советская фантастика

Посмотрел фантастический фильм 1935 года «Космический рейс», о том, как в 1946 году прямо из центра Москвы на Луну стартовал ракетолет «Иосиф Сталин» с академиком Седых, девушкой Мариной (которой Седых за 5 минут до вылета говорит: «Марина, а полетим со мной на Луну!» и она соглашается с радостью) и пионером Андрюшей, который пробрался на корабль в последний момент. Тем не менее для всех на просторном ракетолете нашлись и специальные ванны, в которых надо пребывать во время взлета и посадки, и крутые, почти водолазные костюмы… Но вообще Седых планировал лететь на Луну один, а другой профессор его отговаривал, аргументируя тем, что пробная ракета с кроликом вернулась увы, уже с трупом ушастого подопытного, а другая — с кошкой, там и сгинула, не дала с Луны светового сигнала. Тем не менее упрямый академик и его в последнюю минуту собранная команда стартовали на спутник Земли.

Фильм посмотрел с большим, кстати, интересом и переживал за героев, особенно когда академика задавило какой-то лунной глыбой.

Консультантом картины выступал не кто иной, как сам К. Э. Циолковский. Поэтому в фильме есть четыре реалистичных момента (что я считаю уже достаточно много!). 1 — во время взлета ракеты (почему-то по наклонной, но ладно), отваливается первая ступень. 2 — на Луне нет атмосферы. 3 — обратная сторона Луны не видна с Земли. 4 — в Космосе есть невесомость.

Кроме этих моментов все остальное абсолютный бред, даже если учесть год создания фильма. Кое-где смешно, но в целом грустно… Подумал — прошло всего 75 лет, но как изменился мир!

7 из 10

29 апреля 2011

«Это случилось в Москве, летом 1946 года…»

Космический рейс — это первое советское научно-фантастическое кино на космическую тему. Этот фильм о том, как советский конструктор первого ракетоплана — академик Петр Иванович Седых решил полететь на луну. Решил. Полетел.

Всего в фильме можно выделить 3 места действия: Земля (представлена только территорией В. И. М. С.), ракетоплан, и луна.

Всесоюзный институт межпланетных сообщений (В. И. М. С.) имени К. Э. Циалковского. Это впечатляющее сооружение, собственно сам институт, с ангаром внутри которого находятся ракеты и с выходящей из него пусковой установкой (похожей на американские горки). Эпизод в ангаре, анимирован с помощью макетов ракет, техники и людей. Таким образом, фильм периодически превращается мультфильм.

Хотя на Земле всего несколько планов (не считая интерьеров квартир некоторых героев), внутри В. И. М. С., снаружи у входа и общий план на всё здание с масштабным видом Москвы на заднем фоне. Но по этим, последним декорациям уже можно судить, какой видели Москву ближайшего будущего советские люди, жившие в то время. Чётко видно, что этот город представлялся им как огромный мегаполис с грандиозными зданиями, включая и сам В. И. М. С. и видимый в вдалеке Дворец Советов (который, так в итоге и не построили).

Ракета (или ракетоплан). Интерьер ракеты изображен, в общем, довольно обычно. Необычно смотрится только приборная панель управления, на которой вместо кнопок, только одни вентили (такие как используются на трубопроводах). Зато очень умело показана невесомость внутри ракеты, когда она вышла в космос.

Действие на луне всё больше проходит в анимированной форме. Однако, таким образом, очень искусно отражено передвижение астронавтов по луне — объекту с меньшей силой притяжения, чем на Земле. Пейзажи луны, хоть и не очень правдоподобны (представлены в основном скалистым ландшафтом), но в целом очень хорошо выполнены.

Академик Седых, ассистентка — красавица Маринка, и мальчуган Андрюшка — вот состав экипажа побывавшего первым на луне.

- Марина! Я предлагаю Вам со мной полететь на луну!

- На луну?! Я согласна!

Поражает, как просто видится возможность самого полета. Захотел — сел — полетел.

-Собрался мой старик на луну, там мороз минуc 270 градусов, а валенки забыл!

Подготовка к полету, вряд ли оставит кого-то равнодушным. Думаете, нашим астронавтам нужна какая то предполетная подготовка в виде специальных испытаний??. .. Не тут то было! У них есть задача поважнее… Чем наполнить чемодан отправляясь на луну в первый раз? Вот, что волнует академика Седых и мальчугана Андрюшку. Ну хотя, Петр Иванович все же намеревается взять какие то, видимо, очень нужные книжки. А Андрюшка, берет с собой свои изобретения.

- И да здравствует молодость!

- На пятой минуте полета, за 80 км от Земли, академик Седых выключил взрывы и в тот же миг астронавты потеряли весомость.

- Будьте осторожны! Помните, что вы потеряли весомость!

Благодаря участию Циалковского, техническая сторона касающаяся полетов в космос и пребыванию в нем, отображена, конечно, очень компетентно. Спецэффекты, также выглядят вполне достойно. А вот сюжет, довольно примитивен. Хотя это, по-видимому, из-за того, что фильм был рассчитан на детскую аудиторию.

- Товарищи! У нас тут авария, а вы от меня скрываете! Что я маленький?

Но все же главной идеей фильма, как мне видится, было, стремление показать саму возможность и способность полетов человека на другую планету. Такое пропагандистское отображение того, что через некоторое время советские люди так просто смогут летать на луну.

- Ты знаешь, я уже не спал двое суток.

- Ну покушай и иди быстро спать!

Фильм немой, но диалоги в титрах, просто фантастические (фантастически смешные) и, по-моему, заслуживают отдельного внимания. В наше время, та манера, с которой общаются в фильме, по меньшей мере, кажется весёлой.

- А что это белое?

-Это снег!

-Нет, это замерзшие остатки лунной атмосферы!

-Вы собираете атмосферу, а я буду выручать кошку!

-Киска … Жива!

В общем, и из-за этого в частности, и из-за всего остального, очень интересно посмотреть самый первый советский научно-фантастический фильм про полеты в космос.

-Путь в космос открыт!

13 декабря 2008

Фантастика Космический рейс появился на свет в далеком 1935 году, более полувека тому назад, его режиссером является Василий Журавлев. Кто играл в фильме: Сергей Комаров, Ксения Москаленко, Виктор Гапоненко, Василий Ковригин, Сергей Столяров, Н. Феоктистов.

Страна производства - СССР. Космический рейс — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.