Великий утешитель
6.6
6.6
1933, драма
СССР, 1 ч 35 мин
6+

В ролях: Константин Хохлов, Иван Новосельцев, Василий Ковригин, Вейланд Родд, О. Раевская
и другие
Главный герой, известный писатель, пребывает в тюрьме. Особых провинностей за ним не числится. Он даже пользуется правом свободного передвижения. Внутри тюрьмы, разумеется. Администрация ценит писателя потому, что, сидя за решеткой, он сочиняет красивые, убаюкивающие историйки со счастливым концом. Читающая публика воспитана на его душещипательных сюжетцах и желает строить по ним свою жизнь. И, что весьма примечательно, едва ли не главным поклонником подобных сочинений является начальник тюрьмы. Свобода, данная писателю в рамках его тюремного бытия, кажется ему достаточной. Он покорен судьбе и не представляет иного существования.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Великий утешитель

год: 1933
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , , ,
видеооператор: Константин Кузнецов
композитор:
художник: Лев Кулешов
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 17 ноября 1933 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 1 ч 35 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Великий утешитель», 1933

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Великий утешитель», 1933

Над рассеянной скукой, над привычной мукой, Утешитель, баюкай, баюкай…

Характерно, что в своём первом звуковом фильме Лев Кулешов, режиссёр, известный своими немыми работами, снял отличный немой фильм; а вот всё, что его обрамляет, уже вышло не очень.

Великий американист советского кино и здесь обратился к американской реальности — прозаической и, как полагает фильм, реальной. Речь идёт о писателе О`Генри (в фильме Билл Портер), который сидит в тюрьме и находится на хорошем положении у тюремного начальства; а ещё о его сокамернике, известном медвежатнике, мечтающем выбраться на волю; а ещё о девице, взапой читающей произведения О`Генри, чтобы сбежать от безрадостного мира, в котором её домогается грубый полицай; а ещё о Джимми Валентайне, персонаже одноимённого рассказа… Сюжетных линий много, но они хорошо друг друга дополняют и вместе создают полифоническую, многогранную историю об эскапизме и о взаимоотношении Творца и Власти… В сущности, сюжет — самое лучшее, что есть в фильме: он действительно ставит множество проблематичных неочевидных вопросов и, хотя и даёт им однозначный ответ, всё равно допускает возможность размышления над этой темой…

Но хороший сюжет — не значит хороший сценарий, как ни парадоксально это бы ни звучало.

По сути, это не должно было быть фильмом: «Великий утешитель» выстроен как спектакль. Причём весьма занудный спектакль: герои стоят на среднем плане и произносят длинные монологи без всякого наполнения действием — в сущности, актёры в большинстве сцен даже с реквизитом не работают! Это не касается фрагментов о Джимми Валентайне, но — и это чертовски интересно — эти фрагменты стилизованы под немое кино и единственные — единственные! — выглядят интересными и по-настоящему кинематографическими. Очень чувствуется, что Кулешов впервые работает со звуковым кино, и ему очень неуютно в его рамках. Это также сказывается и на актёрской игре: то, как переигрывает исполнитель роли О`Генри замечательный, но, к сожалению, однозначно театральный актёр Константин Хохлов… ну это просто ни в сказке сказать, ни пером описать. Но не в нём одном проблема, хотя, конечно, его игра наносит сильный урон по впечатлению от фильма, — просто глядя на то, как по-разному решены актёрские портреты, насколько в неоднородной манере они играют, создаётся впечатление, будто бы Кулешов не очень понимал, какой рисунок ролей он вообще хотел сказать. Да, это невозможное размышление по отношению к такому потрясающему режиссёру, но в одной и той же сцене присутствуют как гротескно-злодейский Андрей Файт, естественный и очень сдержанный Василий Ковригин и мелодраматичный, как бы психологичный Константин Хохлов… Это не взаимосвязанный актёрский ансамбль, это три абсолютно разные манеры игры, которые совершенно не смотрятся вместе, и возникает непонимание, как мы вообще должны оценивать сцену (это пародия, как пытается показать Файт? реалистический заговор, как его играет Ковригин? трагическая сцена всемирного зла с точки зрения Константина Хохлова?).

В «Великом утешителе» бьёт ключом идея — причём хорошая, значимая идея, особенно важная в период предсталинского террора… Но, к сожалению, та форма кинематографа, к которой обратился Кулешов, либо несвойственна его таланту, либо, как любой первый блин, оказалась комом — фатальным, надо сказать, комом.

3 февраля 2019

Один из первых звуковых фильмов Льва Кулешова сейчас может быть любопытен исключительно по стилистическим, а не идейным причинам.

В самом деле тюремная история про «ужасы» капиталистического правосудия впечатляет не слишком, особенно на фоне снятого уже к тому времени американского фильма «Я — беглый каторжник», в котором репрессивная система тамошних тюрем показана гораздо реалистичнее, аутентичнее и впечатляюще. А у Кулешова «реальность» оборачивается героем-негром, зачем-то говорящим с акцентом (в Америке негры тоже говорят с акцентом?), да и вообще костюмами и декорациями, сделанными по эскизам того же Кулешова. Поэтому не очень убеждает в своей настоящести тюремный охранник с опиской на фуражке («cuard» вместо «guard»), как и прочие сомнительности того же рода: главный герой фильма — прогрессивный писатель О`Генри вообще почти свободно разгуливает по тюрьме, лейтмотивно потребляя алкоголь в нескромных количествах.

На самом деле более всего смущают не декоративные неточности и фактические ошибки, но выбор в качестве героя О`Генри. Дело в том, что в 20—30- е годы в СССР канонизировалось много писателей, мало интересных своей стране. Одна публикаторская активность издательства «Всемирная литература», основанного Максимом Горьким, чего стоит. Достаточно вспомнить, что у нас до сих пор многие на полном серьезу считают ту же Этель Войнич великой писательницей, хотя в Британии она почти никому не нужна и известна скорее литературоведам, нежели «широкому кругу читателей». Однако у нас подобные имена второго ряда существенно популярнее и даже канонизированы благодаря кинематографу (посмотрите хотя на статус романа «Овод» все той же Войнич).

А так, сюжет прост. О`Генри сидит в тюрьме под своей настоящей фамилией, но пишет уже под псевдонимом одновременно как критичные, но не очень, так и сентиментальные, но в меру, рассказы, попутно пытаясь помочь собратьям по несчастью хотя бы своими великоутешительными рассказами. Но он все больше ощущает разрыв между нарративом и реальностью, потому что последняя однозначна и жестока и грозит крушением иллюзий и надежд, что подчеркивается судьбой как одного арестанта, так и находящейся «на воле» поклоннице писательского таланта О`Генри девушки.

В таком виде фильм остался бы в истории раннего звукового советского кино совершенно проходным, если бы но одно «но». Кулешову (после его впечатляющих экспериментов в 20-е годы) явно не хотелось снять просто классово-нравоучительную историю, поэтому он реализует прием «фильма в фильме», разыгрывая одну из сочиняемых писателей истории средствами немого кино. И это очень даже удается. Можно обратить внимание, с каким блеском и, как бы сейчас сказали, драйвом актеры пользуются техникой актерской игры в сценах без звука, как, к примеру, безлик герой Файта в его звуковой ипостаси, и как он хорош в немой стилизации. Даже камера в подобных сценах легче, подвижнее и изобретательнее.

Вот именно этим резким стыком двух эстетик, прежней, отработанной в деталях, и новой, еще тяжеловесной, далекой от принципиальных находок, фильм и интересен. Редко когда наблюдаешь такой диалог-конфликт буквально воочию, и он остается самоценным и важным, несмотря на обветшание идеологических конструкций ленты, о чем уже говорилось выше.

7 из 10

28 февраля 2015

Драма Великий утешитель появился на свет в далеком 1933 году, более полувека тому назад, его режиссером является Лев Кулешов. Кто играл в фильме: Константин Хохлов, Иван Новосельцев, Василий Ковригин, Вейланд Родд, О. Раевская, С. Слетов, Александра Хохлова, Галина Кравченко, Петр Галаджев, Валентина Лопатина, Михаил Доронин, Андрей Горчилин, Даниил Введенский, Андрей Файт.

Страна производства - СССР. Великий утешитель — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.