Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Встречный |
год: | 1932 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Фридрих Эрмлер, Сергей Юткевич |
сценаристы: | Леонид Любашевский, Фридрих Эрмлер, Сергей Юткевич |
видеооператоры: | Александр Гинцбург, Жозеф Мартов, Владимир Рапопорт |
композитор: | Дмитрий Шостакович |
художник: | Борис Дубровский-Эшке |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 ноября 1932 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 55 мин |
Вот он, один из первых образчиков производственного киноромана, жанра настолько специфичного, что представить его в современных фильмах попросту невозможно, настолько он представляется совершенно искусственной конструкцией.
Законов у этого жанра многовато. Во-первых, мы видим большой завод, индустриальную специфику производства чего-то большого и тяжелого. Иначе и быть не может, время НЭПа прошло, теперь перед страной стоят такие задачи, которые должны поменять облик не просто отдельного человека, а самой земли. Улица или город — это топосы, которых в фильме не найти. Только завод или частное пространство героев, в котором тоже, впрочем, почти нет места личному (за исключением самых первых сцен, где героям еще не чуждо что-то человеческое), а ведутся изнуряющие разговоры о производстве и его темпах.
Во-вторых, мы видим четкую конструкцию на уровне персонажей. Тут и инженеры, и простые рабочие. Обязательно деление на передовых и отстающих. Отстающих не по темпам производства, а по морально-производственным причинам (страсть к вредным привычкам, работа «на глазок», а не по чертежам и т. п.). В итоге, в цехах завода ведется производство не только новых механизмов, но и «переплавка» отстающих героев в передовые, это обязательный элемент сюжета.
В-третьих, это наличие фигуры «вредителя», что заставляет вспомнить, что мы все-таки смотрим фильм из сталинских времен (а Сталин иногда смотрит и на нас, появляясь на плакатах вместо Ленина). Вредитель — это интеллигент с троцкистской бородкой клинышком, он злобно прячет от всех ошибку в расчетах, надеясь на срыв производства, но, конечно же, его планам не сбыться. Пока еще вредитель лишь вжимает плечи в финале, по-змеиному прячась и уползая в свою вредительскую нору, но придет время, и на экране таких героев будет ждать более жесткий поворот судьбы.
Короче говоря, «Встречный» — добротный образчик актуального на тот момент жанра. Идеологическое в нем встает в полный рост, хотя снято все на очень высоком уровне, при этом совершенно исчезает формально-конструктивистское увлечение кадром и монтажом. Фильм, почти полностью снятый на заводе, совершенно не напоминает прежние авангардистские заигрывания с материалом в духе Дзиги Вертова. Еще немного, и кажется, что в подобных фильмах останутся только тиражируемые по идейным нуждам штампы, однако данный фильм является хорошим примером перехода от одного этапа советского кино к другому.
12 апреля 2014