Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Иван |
год: | 1932 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Довженко |
сценарий: | Александр Довженко |
продюсер: | Лев Канторович |
видеооператоры: | Даниил Демуцкий, Юрий Екельчик, Михаил Глидер |
композиторы: | Борис Лятошинский, Юлий Мейтус, Игорь Бэлза |
художники: | Иосиф Шпинель, Юрий Хомаза |
монтаж: | Жанна Черняцина |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 ноября 1932 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
Этот фильм Александра Довженко посвящен постепенному укреплению «классовой сознательности» у рядового участника первых пятилеток. Такой замысел стал возможен именно в период наступления звукового кино по той простой причине, что средствами немого кинематографа его изложение связано с известными затруднениями. Одно дело — резкое противостояние нового и старого, как в предыдущем шедевре режиссера «Земля». Постепенное нарастание напряжения и драматический исход прекрасно обеспечиваются операторской работой и актерской пластикой. Но для эволюции Ивана нужен звуковой материал, приемом интертитров тут уже не обойтись. Но надо уточнить, что звук мало связан с принципами психологизма: приход к более глубокому пониманию задач страны обозначен режиссером вызывающе прямолинейно. Слова и звуки в данном случае прямолинейно идеологичны. И то, что говорят герои, и то, как шумят стройки и заводы, — все это мощно воздействует на героя, который будто заражается самим звучанием эпохи. Кстати, Довженко не отходит от формалистских приемов. Камера очень увлеченно снимает рабочих и их эпический труд, даже радио, которое может ловить беспечные мелодии иностранных станций, все время сбивается на бесконечную перекличку советских городов, рапортующих на разных языках об успехах индустриализации. А зло старого мира, тут совсем уже однозначно отождествленное с крестьянским и отсталым удостаивается лишь пары-тройки гэговых сатирических сцен, которые были бы возможны и в немом кинематографе.
Но настоящей удачей «Иван» не является. Смотрится фильм немного грустно. Очевидно, как в Довженко сталкиваются художник и человек своего времени. Все-таки идейное перевешивает, но не так сильно, как, например, в «Щорсе». Фильм 1932 года жанрово не совсем уловим, пока еще экспериментален на уровне киноповествования, в нем не выкристаллизовался главный герой как композиционный центр, к которому стягиваются все нити сюжета. Иными словами, фильм «Иван» демонстрирует то знаковое перепутье, на котором в 1930-е годы оказывались все значительные режиссеры Советского Союза. Как мы знаем, Довженко свой выбор сделал, и тот оказался, увы, не лучшим.
13 июля 2014