Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.7 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Горизонт |
год: | 1932 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Лев Кулешов |
сценаристы: | Лев Кулешов, Георгий Мунблит, Виктор Шкловский |
продюсеры: | Ф. Акимов, Н. Алексеев, А. Капустянский, С. Скворцов, А. Торре |
видеооператор: | Константин Кузнецов |
композитор: | Давид Блок |
художники: | Сергей Козловский, Даниил Черкес |
монтаж: | Ксения Блинова, К. Скоморвская |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 ноября 1932 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
Перед нами образчик пропагандистского кино, но при этом еще не вписывающийся в сложившийся чуть позднее канон соцреализма. Сценаристы во главе с Виктором Шкловский прописывают историю о мытарствах молодого еврея авантюрно. Выходец из типичного «местечка», он оказывается в армии, затем мы видим его бегство, годы жизни и работы в Америке и возвращение в Россию во время гражданской войны. То есть, несмотря на типичный водораздел и годораздел, маркированный цифрой 1917, герой Баталова делает огромный географический крюк, чтобы не только вернуться домой, но и стать классово безупречным. Позднее подобная перипетия будет все же решаться в более скромных масштабах, но пока как в кино, так и в литературе еще чувствуется объявленная в 1920-е годы актуализация низовых, развлекательных жанров, что делал в том числе и Шкловский. Поэтому гибридизация советского киноромана воспитания и авантюрной повести понятна.
На каждом этапе герой четко возрастает идеологически. Сначала это мастер-кустарь, эгоистически желающий лучшей жизни в Америке. Потом это рабочий на американской фабрике, на практике усваивающий двойственность американского образа жизни и начинающий думать о жизни не только своей (кстати, Америка изображена совершенно без полутонов, как, например, потом ее будут рисовать в детских книгах наподобие «Незнайка на Луне»). Наконец, классово безупречный машинист в самом конце фильма. Что и говорить, переход к более актуальной форме киноповествования Льву Кулешову, ранее максимально приверженного эстетике авантюрных фильмов, не очень удался. От прямолинейной назидательности и логической предсказуемости фильм не спасает даже наличие ряда замечательных актеров во главе с Баталовым.
6 из 10
8 мая 2014