Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Голубой свет |
английское название: |
Das blaue Licht - Eine Berglegende aus den Dolomiten |
год: | 1932 |
страна: |
Германия
|
режиссеры: | Бела Балаж, Б. Балаш, Лени Рифеншталь |
сценаристы: | Бела Балаж, Карл Майер, Густав Ренкер, Б. Балаш, Лени Рифеншталь |
продюсеры: | Harry R Sokal, Лени Рифеншталь |
видеооператоры: | Ханс Шнеебергер, Хайнц фон Яворски |
композитор: | Джузеппе Бечче |
художник: | Леопольд Блондер |
монтаж: | Лени Рифеншталь |
жанры: | фэнтези, драма, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 марта 1932 г. |
на DVD: | 17 марта 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
Лени Рифеншталь выдает не просто стильное кино, а своеобразную картину мира. Только вдумайтесь — умиротворенная альпийская деревня, спокойная жизнь, достаток — в изобилии домашних животных и плодов. Только вот люди несчастливы. Молодежь по ночам идет на голубой свет доломитовых огней и гибнет, срываясь с крутой скалы. Тема счастья маленькой деревеньки особо явно не раскрывается. Сценарист умело Выживает лишь одна девушка, которая ведет себя так, будто она «не в себе». За это ее и не любят. Но девушка и не стремится любви. У нее есть особая тайна, о которой нам предстоит узнать.
Девушку сыграла Рифеншталь, очень колоритно показав странную и взбалмошную, но при этом цельную женскую натуру. Вот уж про кого по настоящему можно сказать — «Очарованная Луной» (Moonstruck). Из тех актрис, с творчеством которых я знаком, работа Рифеншталь сопоставима лишь с Изабель Аджани. Обе они умели не просто заглянуть в глубины женской иррациональности, но и показать эти глубины зрителю.
Фильм отличают невероятно яркие по колоритности горные съемки. Сам вид альпийской глубинки и крутой скалы представляется мне неимоверно просветляющим. В конце концов — восхождение на гору всегда может быть тождественно с восхождением духовным. И если деревня видит в таком восхождении лишь возможность обогащения, то возникает вопрос о духовном облике ее жителей. Превосходно, что Рифеншталь не скатывается до мелочей стараясь изобразить житейскую меркантильность. Ее мироощущение зашифрованное в фильме идеаллистично. Неспроста ведь, много лет спустя она признается, что фильм представлял модель (пророчество) ее будущей жизни, в которой ватерлинией прослеживалась тема утраченных иллюзий.
Понравилось мне и то, что Рифеншталь были не чужды типично христианская символика. Непосредственно распятие с Иисусом было показано лишь раз, практически перед страшной развязкой. Уж не метафора ли это была молитвы в Гефсиманском саду? Зато многочисленный показ умиротворенной сельской жизни, загонов с козами и живописных лугов не мог не навевать косвенных визуальных сравнений с рождественскими вертепами.
Фильм навевает исключительно новозаветные настроения. Вспоминается классическая формула «Блаженны нищие духом» (Мф 5, 3). Дело в том, что для меня ключевым в этом фильме представляется начало — ревущая толпа и невинно погибшие дети суть следствия одного явления. На мой взгляд, это духовная дисгармония. И «голубой свет» — замечательная метафора. Сытые и недовольные чем-то люди идут на яркие огни и как лемминги срываются со скал. Добропорядочные родители не могут придумать ничего достойного, нежели обвинять в смертях выжившую юродивую даму. Прямо живая иллюстрация, позволяющая поразмышлять о первой евангельской заповеди о блаженствах. Браво, Лени Рифеншталь!
9 из 10
4 января 2014
Наверно, один из очень немногих фильмов, которые действительно трогают, действительно берут и тянут какие-то нити твоей души так, что ты не можешь просто сидеть и равнодушно. А может, это свойственно только любителям черно-белого кино, к коим я себя стала относить не так давно.
Да бросьте! Ну только если вы не безнадежно очерствевший сухарь..
Чтобы до конца понять этот фильм, необходимо знать биографию его создательницы хотя бы в общих чертах. Не ленитесь, почитайте, и вы узнаете об одной чудесной женщине, которая заложила нехилый такой камень в фундамент современного кинематографа. Камень крепкий и от всей души.
Избалованные современными голливудскими мелодрамами зрители вряд ли удивлятся фильму — сюжет как сюжет, ничего особенного. Камера порой дергается да и вообще, черно-белое всё и неинтересное…
Такие мысли в вашей голове?
А теперь выбросьте их и очистите свой разум. Представьте, что вы ничего никогда в своей жизни не видела из того обилия ширпотребного мусора, который вываливают на нас каждый день.
Представьте, что это — первый фильм женщины вообще за всю историю кинематографа.
И вот вы идете в небольшой кинотеатр. Садитесь в кресло поудобнее. И завороженно смотрите на экран…
И что вы видите? Вы видите сказку, самую настоящую драму, которую Лени подарила этому миру. Не знал он до этого ничего подобного.
Горная тематика для Рифеншталь не нова — Арнольд Фанк помог ей проникнуться атмосферой этих величественных возвышений, прячущихся в небесах. Но не только в горах очарование фильма.
А в ней.
Впервые за всю небольшую историю кино режиссер так выделил своего главного героя, так оживил его, что мы уже не смотрим ни на горы, ни на виды небольшой деревни. Мы смотрим только в эти большие испуганные глаза.
Рифеншталь показала миру, как надо снимать фильмы и как надо играть в них. Конечно, этот фильм не может претендовать на звание лучшего в линейке её фильмов, но он несомненно послужил сильнейшим толчком к её дальнейшему развитию и как режиссера, и как оператора, и как актриссы. Восхищаюсь тобой до бесконечности, прекрасная Лени.
9 из 10
11 июля 2011
Культовый немецкий кинематографист Лени Рифеншталь вписала себя в историю мирового кинематографа скандалом. Две наиболее известных ее режиссерских работы «Триумф воли» и «Олимпия», снятые по заказу фюрера, оказались с изобразительной точки зрения настолько впечатляющими, что после войны Лени обвинили в пособничестве нацистам и до конца дней своих она была вынуждена чуть ли не скрываться от мира в Африке, снимая там черное население. Между тем будущее Лени как кинорежиссера могло бы оказаться куда более блестящим. Это заметно не только по вышеупомянутым двум картинам, но уже и по ее режиссерскому дебюту — фильму «Голубой свет». Фильм этот также вошел в классику мирового кинематографа, он многократно анализировался киноведами на предмет выявления многочисленных заложенных в нем скрытых планов и сюжетных идей, по технике его съемки проводятся лекции в киношколах.
Лени Рифеншталь, которая начинала свою карьеру как актриса в многочисленных «горных» фильмах Арнольда Фанка (он был тоже из числа пионеров — первым, кто не побоялся потащить в горы тяжелую аппаратуру и снимать фильмы «на натуре»), на всю жизнь «заболела» горами. И потому неудивительно, что в основе и первого ее самостоятельного кинопроизведения лежит легенда о горах, притча, придуманная самой Рифеншталь. Каждое полнолуние на вершине горы Монте-Кристалл зажигается таинственный свет, наводящий страх на стариков из местной деревушки. Молодежь туда влечет как магнитом, она забирается на гору, пытаясь достичь источника голубого света, но срывается в ущелье. И однажды в деревушку приезжает художник Виго, который знакомится со странноватой отшельницей Юнтой, живущей в горах. Кажется, она единственная, кто добирался до вершины…
«Голубой свет» прежде всего восхищает самим художественным решением изображаемого. Лени Рифеншталь стремилась достичь эффекта сказочности запечатлеваемого на пленку, управляя резкостью, используя цветовые фильтры и неожиданные монтажные склейки. «Горная» часть тут словно пропитана светом: солнечные лучи пробиваются сквозь ветви деревьев, свет озаряет лицо Юнты, блестят в лунном свете кристаллы, внезапно превращаясь бокалы, наполненные вином — закономерный итог человеческой жадности. Крестьяне же, напротив, живут в тени Горы и выглядят, соответственно, мрачнее (манеру их съемки оператором Шнеебергером сравнивали с работами Эйзенштейна — эпитет, позже закрепившийся и за другими фильмами Рифеншталь) и приземленнее. Вообще, картины их размеренной жизни, портреты бесхитростных лиц — это отдельная глава фильма, заслуживающая не меньшего внимания, чем «горная», «сказочная» часть. А за всеми этими красотами скрываются трагическая история любви, столкновения реального с идеальным, гимн устремленности в будущее и даже едва ли не радение за чистоту природы. Возможно, «Голубой свет» мог оказаться еще лучше, не перемонтируй его сама Лени в начале пятидесятых — она вырезала из фильма обрамляющую историю молодоженов, останавливающихся в деревушке, где им и рассказывают легенду о «голубом свете». Вот вам еще одна возможная художественная линия — переживание молодой девушкой истории Юнты и любви к ней художника Виго.
Фильм был снят на гонорар самой Рифеншталь, в съемках принимали участие друзья Лени по фильмам Арнольда Фанка. В роли деревенских жителей были заняты непрофессиональные актеры, настоящие жители одной глухой альпийской деревушки, с которыми Лени пришлось входить в контакт несколько месяцев. А сама красавица Лени (сыгравшая Юнту) взбиралась на скалы, как и другие актеры, самостоятельно, без дублеров — основополагающий принцип классического немецкого «горного» кино. После выхода в прокат в 1932 году «Голубой свет» моментально снискал бурный успех по всей Европе (а чуть позже — и за океаном) и получил серебряную премию первого Венецианского кинофестиваля. На Лени Рифеншталь обратили внимание в Голливуде, однако от посыпавшихся на нее предложений молодой режиссер отказалась. Ей не хотелось прощаться с немецкими «горными» фильмами. Она даже успела сняться еще в одном, как актриса, — фанковском «СОС: Айсберг», но после него вернуться в горы талантливой актрисе и режиссеру удалось вернуться лишь однажды и только в середине пятидесятых годов (в фильме «Tiefland»). «Голубым светом» восхитился сам Адольф Гитлер и сделал Рифеншталь своим личным кинематографистом. А потом началась война…
9 из 10
11 июля 2010