| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.4 |
IMDb
|
6.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Ледолом |
| год: | 1931 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Борис Барнет |
| сценаристы: | О. Мелег, Сергей Евлахов, К. Гробунов |
| видеооператор: | Мстислав Котельников |
| художник: | Валентина Хмелёва |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
20 июня 1931 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 5 мин |
В 1931 году западный кинематограф массово и стремительно перешел к эре звукового кино, но в Советском Союзе в силу технического отставания еще снимали много «немых» фильмов. И небезынтересных, надо сказать. Борис Барнет через два года снимет свой главный и уже звуковой шедевр «Окраина», но пока мы видим, как прежними средствами рисуется становление коллективного сознания в отдельно взятом сельском населенном пункте. С точки зрения монтажного и операторского искусства, фильм весьма интересен. С точки зрения идейной, так о нем сказать нельзя. Это уже вполне определившийся соцреализм, актуальный и, если можно так сказать, полудоносительский. «Ледолом» — фильм, снятый по отчетливому заказу, направленный против «кулаков», подкупивших несознательного председателя и подгрызающих корни советской власти. Надо сказать, что деление художественного мира на «старое» и «новое» абсолютно знакомо по творчеству многих режиссеров, начиная с Эйзенштейна и Довженко. Но Барнету не хватает их эпичности и лиричности, кадры остаются кадрами, не выходя на уровень обобщения и символизации. По манере режиссер ближе Эйзенштейну: достаточно указать на сцену перевыборов, где камера выхватывает из толпы экспрессивно отчетливые лица кулаков. Это, конечно, не характер, но типаж, отсюда и близость к автору «Стачки». Но подобные удачные моменты постоянно перебиваются вполне сложившимися клише: те же кулаки — это крестьяне, что ничем не занимаются, пьют, мелко и крупно хулиганят. Спрашивается, откуда у них такие крепкие дома и хозяйство, если они откровенно девиантны. Ответ заключен не в реальности, но в идеологии: так было надо их показать, выводы о героях этически предрешены. Еще шаг и все это превратится в соцреалистическую фреску, где «чистые» и «нечистые» сядут по разные стороны исторического процесса. Однако Барнет — художник крупный, даже в рамках госзаказа он снимает вполне удачливый фильм, пусть и не самый лучший в своем «немом» творчестве. Повторюсь: еще два года, и «Окраина» с ее жанровой неповторимостью мощно впишет режиссера в историю кинематографа.
18 августа 2013