| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
5.5 |
IMDb
|
5.3 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Только представьте |
| английское название: |
Just Imagine |
| год: | 1930 |
| страна: |
США
|
| слоган: | «YOUTH AND LOVE 50 YEARS FROM NOW! (original print ad - all caps)» |
| режиссер: | Дэвид Батлер |
| сценаристы: | Дэвид Батлер, Бадди Дж. ДеСильва, Лью Браун, Рэй Хендерсон |
| продюсеры: | Лью Браун, Бадди Дж. ДеСильва, Рэй Хендерсон |
| видеооператор: | Эрнест Палмер |
| композиторы: | Лью Браун, Бадди Дж. ДеСильва, Рэй Хендерсон, Хьюго Фридхофер |
| художники: | Долли Три, Софи Уочнер, Стивен Гуссон, Ральф Хаммерас, Элис О’Нилл |
| монтаж: | Ирен Морра |
| жанры: | фантастика, фэнтези, комедия, мелодрама, мюзикл |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Бюджет:
|
1100000 |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 53 мин |
У этого фильма невероятно масштабная история создания, и крайне печальная история мирового проката. Признаться, местами я был очарован, местами приятно шокирован, а к финалу отчасти разочарован. Картина Батлера буквально переполнена инженерными находками и выдумками в попытке предугадать, каким будет Нью-Йорк через 50 лет - в 1980 году. Создатели картины потратили невероятные для тех лет $ 1 100 000 для создания предполагаемого будущего. 'Просто представьте' был первым научно-фантастическим фильмом, а также первой музыкальной постановкой кинематографа в открытом космосе.
Картина открывается широким видом футуристического Нью-Йорка, где самолёты прокладывают себе путь среди 250-этажных зданий, соединённых высокими подвесными мостами. Гигантский макет был сконструирован внутри подвесного устройства для армейского дирижабля. Команде из более чем 200 строителей и техников потребовалось пять месяцев, чтобы построить столь масштабный макет. И обошлось всё это почти в неслыханные 170 000 долларов. За такие усилия Академия кинематографических искусств назвала его номинантом на лучшую художественную режиссуру, как первый научно-фантастический фильм, номинированный на премию Оскар.
Кинокомпания 'Fox Films' также потратила кучу денег на гигантскую лабораторию, оборудованную электронными устройствами, обеспечивающими потрясающие для своего времени спецэффектами. 'Просто представьте' был одним из первых фильмов, в котором использовался процесс Даннинга, позволявший разворачивать живое действие на фоне сфотографированных фонов, давая реалистичное представление о достопримечательностях воображаемого мира. Для полёта в космос был сконструирован макет ракетного корабля с нейтрализатором гравитации, который доставил трёх путешественников на Марс.
Инженеры тщательно потрудились над тем, чтобы поразить зрителя бытом горожан в далёком (для них) 1980 году. 'Видеодомофон', напоминающий платформу для голограммного изображения. 'Видеотелефон' для двусторонней связи, размером экрана с современные телевизоры. Автомат для выдачи молодожёнам... младенцев! Автомобили полностью вытеснили небольшие самолёты-авиетки, больше похожие на пропеллерные каяки на воздушной подушке. Еда в таблетках, декорации 'винтажного будущего', красивый бытовой дизайн в стиле ар-деко и т.д. Всё это в начале, действительно, поражает, а к финалу, после событий на Марсе, несколько утомляет абсурдностью происходящего на экране. Дэвид Батлер, сам того не подозревая, своим 'суперфильмом' поставил космическую научную фантастику в незавидное положение.
Отсутствие прокатного интереса к картине пагубно сказалось на данном направлении киноиндустрии. В 1933 году компанией 'Fox' был снят менее амбициозный научно-фантастический художественный фильм 'Здорово быть живым / It's Great to Be Alive', который также провалился в кинотеатрах. Чтобы компенсировать некоторые потери, 'Fox' смогла продать кадры и декорации из фильма 'Просто представьте' другим студиям для их собственного производства. Так часть сложного оборудования научной лаборатории фильма была приобретена 'Universal' для фильма 1931 года 'Франкенштейн'. Голливуд не осуществлял масштабных научно-фантастических космических фильмов до 1951 года, когда состоялась премьера фильма 'День, когда земля остановилась / The Day the Earth Stood Still', получившего бурное признание зрителей.
Главным провалом фильма, на мой взгляд, является герой по имени 'Одиночка-0' в исполнении Эля Брендела. Абсолютно неудачный персонаж, своими ужимками и походкой пытающийся подражать Чарли Чаплину. Его поведение от первого появления и до самого финала - это настоящая оскомина на зубах. Персонаж Брендела доводит почти каждую сцену до абсурда, превращая музыкальную комедию в гипертрофированный фарс. Удивляет то, что продюсерам не пришла в голову идея вместо живого персонажа использовать робота, первое воплощение которого в драме Фрица Ланга 'Метрополис (1927) Metropolis' произвело настоящий фурор.
Но этого не случилось, и сегодняшнему зрителю остаётся довольствоваться целым списком новаторских идей, которые впоследствии были взяты 'на вооружение' режиссёрами, работавшими в области космической фантастики. Это, прежде всего, 'футуристическое' оружие, которым перед полётом вооружили 'межпланетных скитальцев'. Это и демонстрация жизни на другой планете с обязательными признаками дворцового этикета. При этом, женские персонажи - как в 'Аэлите' (1924) Якова Протазанова - носят 'запредельной красоты' наряды. Но Батлер добавил в свою постановку ещё и 'романтический эротизм', показав то, что начавший работать 'Кодекс Хейса' никак не одобрял.
Пытаясь предвосхитить будущее, создатели этого масштабного фильма, хотели продемонстрировать зрителю 'моду будущего' с весьма необычными женскими нарядами. Однако в окончательную версию вошло всего несколько кадров, в том числе и дама в чёрном с 'недопустимо оголённой спиной'. Показав достаточное количество технических новинок, фильм не сумел продемонстрировать должной фантазии в области моды далёкого будущего. И всё же, при любом раскладе, 'Только представьте' является первой масштабной попыткой подарить земной фантастике всю Вселенную в качестве объекта исследования и места для бесконечных путешествий...
17 февраля 2025
Только представьте. На дворе не наш «современный» 1930 год, а вообще далекое будущее через полвека – год 1980! Прогресс ушел настолько далеко, что у людей вместо имен появились номера, а чтобы жениться на любимой девушке, необходимо решение суда, на котором будет признанно, что именно вы тот самый подходящий кандидат. Кстати, именно с такой проблемой столкнулся межконтинентальный летчик Джи-21, которому необходимо доказать за 4 месяца каким-то выдающимся подвигом, что он достоин женитьбы на девушке ЛН-18. В противном случае она отойдет другому. И лучший способ подобного доказательства – это полет на реактивном ракетоплане на Марс, куда Джи-21 отправляется со своим дружком, а также оживленным жуликом из 1930 года. Но и на Марсе, сука, тоже яблони цветут…
К ранней фантастике можно по-разному относиться, но то, что склепал Дэвид Батлер – в последующем, весьма толковый постановщик мюзиклов – не иначе, как выносом мозга назвать нельзя. Режиссер достаточно дорогостоящий проект (бюджет 1,1 млн. долл., что для 1930 года было очень солидно, для примера, мегамасштабные «Унесенные ветром», которые появятся только через 9 лет, будут стоить порядка 4 миллионов) свел к плоскому юмору, да и сам сюжет у фильма нелеп до кричащего идиотизма. И проблема даже не в том, что создатели фильма имели крайне слабое фантастическое воображение, а все «будущее» свелось к тому, что небоскребы стали еще выше, а самолеты заняли место городских автомобилей, а вот молодняк в 1980 году все также ходит в костюмах. Проблема в том, что герои в фильме безобразно кривляются, а сюжетные повороты здесь принимают абсурдный характер, как тот же полет на Марс с обнаруженными там танцующими туземцами.
Однако если воплощение в фильме фэнтезийной составляющей вышло провальным, а саму идею в некотором роде можно назвать все же дерзкой, то все, что касается музыкально-танцевальных номеров, вышло совсем убого. Из общего ряда со знаком «+» выделяется разве что танец полуобнаженных марсианок, но все остальное в фильме – а в основном здесь пели невразумительные песни – это декаданс и тоска. Наконец, последний шанс вытянуть хоть до какого-то уровня этот фильм, у Батлера был через способность актеров хоть что-то показать в кадре. Но как раз актеров в фильме и не наблюдается. Режиссер набрал каких-то невразумительных персонажей, отдав центральное время мужскому началу. Хотя именно актрисы, по крайней мере, по именам – та же Морин О’Салливан, которая станет в 30-е «девушкой Тарзана» - были более-менее живыми в этой нудной постановке. Кстати, где-то на задворках здесь играет уроженец Санкт-Петербурга и будущий оскаровский номинант 25-летний Миша Ауэр, но я его так и не идентифицировал во время этого затяжного и утомительного просмотра.
Вердикт. После этого фильма до начала 50-х годов в Штатах прекратили снимать масштабные «космические» фильмы. Почему? Потому что Дэвид Батлер вот с этой лабудой привел продюсеров к выводу, что это бесперспективное и крайне невыгодное дело. Да и сам Батлер впоследствии переключился на мюзиклы, где вполне удачно себя реализовал. А данный фильм остался ранним позором для всех участников этого прожекта.
P.S. Наиболее экспрессивная девчушка в этом фильме, которую сыграла Марджори Уайт, трагически погибнет в автокатастрофе через 5 лет. Ей будет только 31 год. И, пожалуй, именно она была наиболее запоминающейся в этом фильме хотя бы своими смешными танцульками.
5 из 10
11 июня 2023