Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Декабрюхов и Октябрюхов |
год: | 1928 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Александра Смирнова-Искандер, Алексей Смирнов |
сценарий: | Владимир Маяковский |
видеооператор: | Иван Гудима |
художники: | Е. Макаров, Владимир Мюллер |
жанры: | комедия, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 октября 1928 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Фильм важен прежде всего тем, что его сценарий создан Владимиром Маяковским, который использовал и другие свои произведения, отголоски которых или даже эпизоды можно заметить в сюжете. Касается он судьбы буржуазных «бывших» в пролетарском настоящем. И если один из них спешно сбегает в Европу, переодевшись женщиной аки натуральный Керенский, то другой остается в России, апроприировав брошенную супругу брата во время красной экспроприации. Судьба первого незавидна: Европе русские не нужны, судьба второго двусмысленна: то ли он, просто перекрасившийся в кумачовые цвета мещанин, то ли в итоге искренне мутировавший в жизнерадостного адепта новой власти.
Впрочем, детали сюжета не так важны, как стилистика этого фильма. Чистой пропаганды в нем больше, чем авангарда советского «немого». Кажется, он вообще создан, чтобы убедить попутчиков или даже врагов, что в Советской России и жить хорошо, и возвращаться в нее замечательно. Понятно, что основной атрибут бывших — их почти непомерная толщина, что является отсылкой даже не к Эйзенштейну, а скорее к традиции сатирической графики, фильм вообще графичен в том смысле, что он и не пытается казаться психологическим. Именно крупными мазками не привыкший тратить время на глубины бессознательного в обрисовке противников, Маяковский создает однозначно бинарный мир, отягощенный лишь мотивом бесхитростного перевоспитания нечистых «чистых».
Это техника еще более заметна в мультипликационных титрах, решенных в традициях «Окон РОСТА». Можно сказать, что это заказ, но заказ совершенно честный, если верить установке Маяковского на стратегию антилирического высказывания, которую он начал выстраивать после 1917 года. Все это делает фильм совершенно не пустой страницей в истории советского немого кинематографа, хотя, конечно, назвать его истинно оригинальным тоже нельзя.
7 из 10
20 августа 2019