Бабы рязанские
7.4
7
1927, драма
СССР, 1 ч 28 мин
В ролях: Кузьма Ястребецкий, Ольга Нарбекова, Елена Максимова, Георгий Бобынин, Эмма Цесарская
и другие
Из жизни русской деревни перед революцией и первых послеоктябрьских лет. О тяжелой судьбе солдатской жены Анны, кончающей жизнь самоубийством. О живой и энергичной сестре мужа Анны, Василисе, открыто бросающей вызов старому укладу жизни.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Бабы рязанские

год: 1927
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценаристы: ,
видеооператор: Константин Кузнецов
художник: Дмитрий Колупаев
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 13 декабря 1927 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 28 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Бабы рязанские», 1927

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Бабы рязанские», 1927

Судьба одной женщины

Посмотреть фильм — то же самое, как с ветерком прокатиться на машине времени в эпоху, отстоящую от нас на девять десятилетий. Уже сам этот факт заставляет внутренне подобраться перед лицезрением чего-то нового, чего-то необыкновенного. «Бабы рязанские» — первая совместная работа у двух режиссёров Ольги Ивановны Преображенской и Ивана Константиновича Правова — двух людей объединённых искренней любовью к искусству кино. Путь в этот волшебный мир был у каждого непростым, но интересным: Иван Константинович начинал мальчиком-рассыльным театра варьете в Воронеже, а Ольга Ивановна училась в студии Московского художественного театра, затем работала в провинциальных театрах. В творческом содружестве режиссёров «первую скрипку» играла Ольга Ивановна. Во-первых, потому что была намного старше, начав карьеру актрисы ещё в 1913 году, во-вторых, успев сыграть множество ярких женских персонажей: Лиза («Дворянское гнездо» Тургенева), Наташа Ростова («Война и Мир» Толстого), княгиня Вера («Гранатовый браслет» Куприна). Все эти образы помогли Ольге Ивановне создать «Рязанских баб» художественно правдивыми и эмоционально достоверными. Снималась картина в селе Сапожок — тихом, сонном местечке, в котором жизнь текла по неизменному руслу более 300 лет со времён Бориса Годунова, по велению которого якобы и был основан Сапожок.

Ровесником Сапожка является и памятник русской литературы XVI века Домострой — Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам. Как это часто бывает, мало кто точно следовал «букве книги», чаще всего выбирая для себя «линию поведения» выгодную именно главе семейства. Например, «Жене предписывается быть доброй, трудолюбивой и молчаливой». «Трудолюбивой» и «молчаливой» — ключевые слова, показывающие, в каком угнетённом состоянии пребывали женщины в доме хозяина-деспота. Лишнее тому доказательство, что прибывшая в Сапожок съёмочная группа далеко не сразу нашла контакт с местными жителями. Если молодёжь почти сразу согласилась участвовать в съёмках, то «стариков пришлось долго уговаривать. Со старухами было плохо — эти были убеждены, что или умрут сейчас же после съёмки, или же на них выступят антихристовы печати. Но еще хуже было в одном селе около Сапожка, где производилась часть съёмок — там не хотели сниматься совсем, испуганно убегая от аппарата. Тут режиссёрам и администрации пришлось показать чудеса терпения и изобретательности — толпу незаметно заставили играть, выполнять, что требовалось: отвлекая их внимание, незаметно снимали.» (О. Вишневская «Советский экран» 1927 год, N 47)

Без преувеличения прекрасный фильм, лишний раз заставляющий гордиться настоящими мастерами Советского кино. Я в корне не согласен с мнением Н. А. Лебедева, историка кино, профессора ВГИК, автора книги «Очерки истории кино СССР», который пишет о фильме следующее: «Из жизни русской деревни кануна революции и первых послеоктябрьских лет. Сделанная в реалистических традициях Малого театра, картина правдиво и обстоятельно показала тяжёлое, бесправное положение женщины-крестьянки в дореволюционной России. Главные роли в фильме исполнялись не очень искусными, но красивыми молодыми, обаятельными актрисами (Э. Цесарская, Р. Пужная). Обращение к живым человеческим страстям обеспечило «Бабам рязанским» многолетний и стойкий успех у широкого зрителя, особенно у его женской части. Картина шла на экранах в двадцатых и тридцатых годах и до сих пор время от времени демонстрируется в кинотеатрах повторного фильма.» На мой взглад слова «не очень искусными» звучат почти как оскорбление. И Цесарская и Пужная дебютантки, но разве это повод «навешивать ярлыки»?

Эмма Цесарская попала на кинофабрику «Совкино» для участия в массовках. Увидев фото пробы девушки в облике свахи, режиссёры О. Преображенская и И. Правов, восхищённые её красотой, пригласили дебютантку на главную роль Василисы в фильме «Бабы рязанские» (1927). Эта первая роль в кино принесла 18-летней актрисе известность. Едва ли «не очень искусная» актриса может в одночасье стать известной. Такая же история и с Раисой Пужной. Её Анна — самый гонимый, самый несчастный персонаж в картине. И хотя в начале мы видим, что судьба её совершенно неожиданно складывается самым чудесным образом, однако поведение отца жениха Василия Широнина (Кузьма Ястребицкий) заставляет зрителя «оставаться настороже», помня, сколь бесправна была женщина в те времена, тем более — сирота, за которую и заступиться некому.

Интересное и сильное кино, позволяющее бережно прикоснуться к безвозвратно ушедшим временам нашего такого непростого прошлого…

12 января 2017

Драма Бабы рязанские появился на свет в далеком 1927 году, более полувека тому назад, его режиссерами являются Иван Правов, Ольга Преображенская. Кто играл в фильме: Кузьма Ястребецкий, Ольга Нарбекова, Елена Максимова, Георгий Бобынин, Эмма Цесарская, Раиса Пужная, М. Савельев, Гуля Королёва, Инна Федорова, Иван Савельев.

Страна производства - СССР. Бабы рязанские — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.