Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Процесс о трех миллионах |
год: | 1926 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Яков Протазанов |
сценаристы: | Яков Протазанов, Умберто Нотари |
видеооператор: | Петр Ермолов |
художник: | Исаак Рабинович |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 августа 1926 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 6 мин |
Экранизация итальянского романа, следующая традициям дореволюционного кино, просто не могла вызвать восторг у советских критиков. При этом «Процесс о трех миллионах» - фильм не без идеологии, отличающийся от современных ему работ преимущественно стилистикой. Так, с одной стороны, картина Протазанова далека от революционного авангарда 1920-х, хотя и использует ряд сложных визуальных приемов. С другой же стороны, режиссер не упускает возможности покритиковать «некоторое царство, буржуазное государство»: один из героев, банкир Орнано, поставлен в ряд с крупным мошенником и простым уличным воришкой. Хотя сатира эта все равно подверглась осуждению за свою, в общем-то, «беззлобность».
Образ карманника Тапиоки, созданный Игорем Ильинским, вобрал в себя многие черты знаменитого чаплиновского бродяжки. Именно этот герой у Протазанова оказывается замешан в большинстве комичных происшествий. Тапиока, по ошибке принятый за крупного вора, неожиданно вызывает всеобщее восхищение. «Вот это финансист!», - восклицают банкиры. «Вот это гений!», - поражены ученые. Настоящий же похититель трех миллионов, роль которого исполнил Анатолий Кторов, счастливо избегает наказания и скрывается, влюбив в себя жену банкира Норис и поразив зрителей знаменитой кторовской улыбкой. Хотя это не значит, что мы больше не увидим Каскарилью, все-таки герой Кторова – вор-джентльмен. Героиня Ольги Жизневой словно вышла из бауэровской мелодрамы, хотя ее Норис – во многом пародийная фигура.
Комичность «Процесса о трех миллионах» строится не только на отсылках и аллюзиях, но и на нелепых происшествиях (гэгах), забавных сопоставлениях. Фильм Протазанова – замечательный пример комедии положений. И визуально работа режиссера интересна. Яков Протазанов использует наложение кадров, демонстрируя кошмар спящего банкира. В фильме много эксцентричных трюков, главный их которых - бегающий по крышам Ильинский. Основная декорация (дом банкира) поистине масштабна. Звериные шкуры, гранитные колонны, вездесущие кожаные кресла – детали служат выражением богатства и роскоши, но не доминируют, подобно интерьерам у того же Бауэра. Одновременно чердачное жилище Тапиоки богато разве только многочисленными бездомными кошками и в убогости своей даже комично.
Фильм изобилует крупными планами рук, порой становящимися метонимическими выражениями своих владельцев. В финале все эти руки сплошным лесом тянутся вверх в надежде ухватить хоть купюру от разлетевшегося по зданию суда состояния. Вор Каскарилья, организовавший дождь из банкнот, выполняет в этой сцене роль булгаковского Воланда.
17 февраля 2022
Очень легкая и веселая комедия, которая остается острой сатирой и в наши дни. Во многом она остается актуальной сегодня из-за того, что Протазанов не сделал из этой истории плоскую агитку о том, какие плохие буржуи в своих тридевятых царствах. Это очень ироничный рассказ о человеческой природе. При чем, фильм очень серьезный и интересный как по мысли, так и по режиссерским находкам. Здесь любой зритель найдет что-то для себя. Это и увлекательная криминальная комедия, это и высокохудожественная картина о том, что никто не идеален. В этом плане мне очень нравится Протазанов именно тем, что после своего сложного кинематографа, интересного узкому кругу лиц («Аэлита», «Отец Сергий» и тд), он приходит к массовому кино («Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах» и тд). Его огромная заслуга в том, что он дает возможность посмотреть глубокие серьезные фильмы абсолютно любому. Через смех он приходит к серьезному.
Конкретно в этой картине хочется отметить замечательный актерский ансамбль. Ильин, Кторов, Климов и Жизнева такие яркие на экране, так располагают к себе. Особенно, конечно, выделяется Ильин. Как только он появляется на экране, все внимание и вся симпатия отдается ему. Поражает, с какой скрупулезностью он прорабатывает своих героев. Находит такие детали, которые дополняют образ и делают его психологически глубоким. Хоть он, вроде, и играет недалекого воришку, который следует течению и в принципе всем доволен, но на экране мы видим не карикатуру, а живого человека.
Фильм замечательный. Если соберетесь его посмотреть — точно не пожалеете.
10 ноября 2020
На мой вкус, это — самая лучшая советская немая комедия прошлого столетия. Великолепная авантюрная история итальянского писателя У. Нотари приобрела бессмертие благодаря данной картине, и не даром. Ведь пересматривая этот фильм, понимаешь, что проблемы о которых писал автор и о которых снял фильм тов. Протазанов в начале прошлого века до сих пор имеют место быть. И как с ними не борись — они никуда ни денутся. Остается только одно — смех.
Сюжет, как и во всех старых немых фильмах прост. Жили-были три вора. Мелкий вор Тапиока в исполнении тов. Ильинского, галантный вор-джентльмен Каскарилья в исполнении тов. Кторова, и банкир (слово которое по сей день считается синонимом слова «вор») Орано в исполнении тов. Климова. Последний приобретает три миллиона итальянских денег, вор-джентльмен крадет эти деньги, а мелкий воришка, сам того не подозревая, подставляется, за что его и садят в тюрьму.
Великолепное исполнение тов. Ильинским своей роли (которую он, к слову, с успехом играл до фильма на театральных подмостках) заслуживает самых высоких оценок. Этот артист мог стать советским Чаплином, но по каким-то независящим от нас причинам, так и не стал, снявшись всего лишь в десятке немых фильмов за пять лет (что по тем меркам кинопроизводства очень мало). Но в будущем его все будут помнить по таким фильмам, как «Волга-Волга» и «Карнавальная ночь», а так же как великого театрального артиста.
Лучшая сцена в фильме, на мой вкус, это та, в которой работники тюрьмы всячески обхаживают Тапиоку, в надежде на то, что он вспомнит о них на свободе и одарит небольшим вознаграждением за доброту. И конечно драка в суде за денежные купюры — это сатира, как говориться, на все времена. Все сработано точно и качественно, режиссура отличная, великолепный актерский ансамбль (к слову, троица Кторов — Ильинский — Климов появится в другом фильме тов. Протазанова «Праздник святого Йоргена» в почти таких же амплуа), великолепная авантюрная атмосфера и хорошая операторская работа и монтаж.
Это не типичная буффонада, это полноценное кино. Если вы любите немой кинематограф и не смотрели этот фильм, то обязательно посмотрите. И ваш список любимых немых фильмом пополнится, как минимум, на один.
9 из 10
12 октября 2011