Руки Орлака
Orlacs Hände
7.2
7
1924, ужасы, фантастика, триллер
Германия, Австрия, 1 ч 32 мин
16+

В ролях: Конрад Фейдт, Александра Зорина, Фриц Кортнер, , Пауль Асконас
и другие
Пианист Орлак теряет свои руки во время катастрофы на железной дороге. Ему пересаживают новые, которые когда-то принадлежали убийце. У Орлака появляется ощущение, что они тянут его на совершение преступлений...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Руки Орлака

английское название:

Orlacs Hände

год: 1924
страны:
Германия, Австрия
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператоры: Ханс Андрошин, Гюнтер Крампф
композиторы: ,
художники: Штефан Вессели, Hans Rouc
жанры: ужасы, фантастика, триллер, криминал, детектив
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 24 сентября 1924 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 32 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, фантастика, триллер, криминал, детектив

Постеры фильма «Руки Орлака», 1924

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Руки Орлака», 1924

Одно из важнейших средств выразительности в кинематографе — музыка, появившаяся в фильмах ранее самого звука человеческого голоса. Благодаря ей, атмосфера приобретает выразительные, выпуклые черты, у кадров появляется соответствующая замыслу режиссера эмоциональная окраска. И первое, что привлекает внимание с момента начальных кадров кинофильма «Руки Орлака»- это пронзительная, надрывно-истерическая музыка на фоне ничем непримечательных титров, в которых белым по черному написаны участники съемочного процесса, и она же задает настроение последующему действию, приоткрывает завесу над ним, в дальнейшем переплетаясь с дисгармоничностью человеческой личности.

Ожидая своего мужа из поездки, молодая девушка читает письмо, акценты в котором несколько раз расставлены именно на руках «я обниму тебя… разглажу пальцами твои волосы…прикоснусь своими руками», с первых же минут фильма внимание фокусируется на них, предвещая характер будущего конфликта. Но, увы, возвращение ее мужа будет омрачено печальным происшествием- во время крушения поезда известный музыкант Орлак лишается обеих рук, теряя не только возможность зарабатывать себе на жизнь, но и заниматься любимейшим делом, своим признанием, в коем заключен смысл его жизни. Все это прекрасно понимает его возлюбленная, умоляющая врачей что-либо предпринять, лишь бы Орлак мог вновь заниматься музыкой. Вскоре у медиков появляется замысел — пересадить ему руки бандита, осужденного на смерть.

Когда Орлак приходит в себя после операции, начинается его наваждение. Чувствуя в себе нечто чужеродное, он не может сначала понять, что это. Его сознание преломляется. Происходящее также начинает сбивать с толку зрителя, запутывая его. На самом ли деле существует Вассер, как человек из плоти и крови, или он — лишь только галлюцинация, плод воспаленной фантазии, призрак неупокоенной души ? Фамилия этого убийцы Vasseur является анаграммой немецкого слова Wasser, что значит вода, а вода — это значительная часть человеческого организма и всей Земли в целом, бесформенная материя, норовящая принять определенные очертания. Подобно ей сущность безжалостного убийцы проникает в сознание Орлака и пытается раствориться в нем и Орлак лишается человеческой гармонии, в нем вспыхивает мистическая и нравственная борьба двух начал — музыканта-творца и разрушающей, варварской сути преступника. Этот трагический конфликт двух противоположностей в одном человеке является одной из основных черт творчества немецкого экспрессионизма в целом. Могут ли гений и злодейство объединиться в одной личности?.. Определенно нет — дает нам ответ этот фильм.

6 февраля 2017

Черные руки

Почти забытый шедевр киноэкспрессионизма. Инфернальная история о том, как трансплантация органов может вызвать раздвоение личности. Отец «Кабинета доктора Калигари» режиссер Роберт Вине смешал мелодраму, детектив, научную фантастику и щедро дополнил блюдо метафизическим туманом. Получилось изысканно!

Мы не очень-то задумываемся о механизмах, которые заставляют двигаться, например, наши кисти рук. А теперь представьте на минутку, что именно руки управляют разумом и волей, и эти руки принадлежали казненному убийце. Вот с какой проблемой столкнулся главный герой истории, выдающийся пианист Орлак. Чтобы спасти его драгоценные руки, пострадавшие в результате железнодорожной катастрофы, хирург отважится на трансплантацию и благими намерениями вымостит дорогу в ад.

Актер Конрад Фейдт в исполнении роли Орлака настолько точен в каждом своем движении, что зритель рискует быть загипнотизированным. В какой-то момент я заметил, что слежу только за руками главного героя, чего, наверное, и добивался Роберт Вине.

Но есть в фильме и еще одна яркая актерская работа — Александра Зорина в роли жены Орлака. Александра Цвикевич (настоящая фамилия актрисы) родилась в 1899 в Барановичах, Минской губернии, на территории современной Беларуси. После революции ее родители бежали в Польшу. Там в Александре разглядели актерский талант, и она переехала в Германию, взял псевдоним Зорина. Считалась одной из самых красивых женщин Европы своего времени, была знакома с Сергеем Есениным, Владимиром Набоковым и Федором Шаляпиным. Активно снималась до 1932 года. В конце Второй мировой войны стала беженкой. В 1949 году бывшая звезда немого кино переехала в США, в Сан-Франциско, трудилась няней, кухаркой, медсестрой, уборщицей. Скончалась в 1973 году в Сан-Рафаэле, штат Калифорния.

Очень атмосферный фильм, достойный культового статуса и звания «классика кино».

9 из 10

18 января 2017

Прославленный пианист Поль Орлак дал очередной большой концерт в городе и ехал на поезде домой, но косой стрелочник попутал переключатель развилки и столкнул два поезда, превратив их пассажиров в мясное фетучини. Орлака удалось спасти, и даже зашпаклевать дырку во лбу, а вот руки… Но жена Орлака, Ивонна, так слёзно упрашивала доктора, что тот согласился на рискованную операцию, и экстренно пересадил Полю руки только что казнённого преступника Вассера. Но Поля эта новость так задела, что руки стали не давать ему покоя и будто бы жить своей прошлой преступной жизнью.

«Руки Орлака» — старенький немой фильм ужасов (ну, по тем временам) эпохи экспрессионизма от немецкого режиссёра Роберта Вине, автора «Кабинета доктора Калигари», общая идея которого активно используема и поныне («Мешки для Трупов», «Глаз»). Безусловно, кино это со времени выхода немного устарело, и смотреть на ополоумевшего от своих рук Орлака, когда ещё даже ничего не произошло, на его стенающую в офигении жену (в смысле, типичная её реакция — страшно выпученные глаза и залипание к любой стене) и на полицейского инспектора, который ходит с лупой, высматривая отпечатки пальцев, довольно забавно. Вообще, большую часть фильма приходится провести именно с этой странной парочкой, Полем и Ивонной, где один местами ведёт себя как зомби, и постоянно исполняет что-то глупое с одуревшим лицом, а Ивонна на всё это дело шокируется и прячется с гувернанткой в другой комнате. Стиль, так сказать, обязывает. Но если в случае актёра Конрада Фейдта это странное поведение его героя играет в плюс в финальной трети картины и многое объясняет, то вот белорусская актриса Александра Зорина местами будто сильно переигрывает (даже для того времени), чем вместо сочувствия частенько вызывает улыбку. Тем не менее, ближе к концу, события фильма потихоньку начинают переворачиваться с ног на голову, и в финале делается приличный твист уровня… ну, допустим, старушки мисс Марпл, чего за мрачным видеорядом (приём у отца героя — караул!), применением новаторских штучек и подобным развитием событий уже и не ждёшь.

Короче, проверку временем этот мистический триллер прошёл. Он достаточно неплохой и смотрибельный. Главное высидеть до конца, чтоб голова встала на место.

7 из 10

24 апреля 2013

Руки Орлака

Добившись неожиданного успеха с авангардистским «Доктором Калигари» и закрепив его в психологичном «Раскольникове», Роберт Вине продолжает свою мрачную галерею. «Руки Орлока» — не менее зловещи, чем предшествующие им фильмы.

Это мрачная история о пианисте, который в результате аварии лишился рук. Однако, ему пересаживают руки убийцы. Теперь, ожидается, что герой сможет чувствовать себя полноценно. Но, вторая часть фильма, уверен, современного зрителя совсем не удивит. Руки станут странным образом воздействовать на героя и требовать убийств.

Таким образом, перед нами фактически повторяется формула фильма «Раскольников». Большую часть картины главный герой пытается справиться со своими деструктивными стремлениями и переживаниями.

Как и в «Раскольникове», главная роль доверена сильному актеру. Однако, Конрад Вейдт, как мне видится, недотягивает до уровня Григория Хмары. Хотя, конечно, и уровень Вейдта весьма и весьма высок.

Неожиданно для меня Вине отказывается от своих причудливых декораций, так запомнившихся в «Калигари» и «Раскольникове». На этот раз основная ставка делается на планы и ракурсы, а также на игру теней. Это совсем не удивительно, ведь картина вышла двумя годами позже «Носферату: Симфония ужаса». Влияние Мурнау неоспоримо.

Многие кадры очень напоминают «Носферату». Как и в фильме Мурнау, мы видим в одном из углов в большой комнате мужчину, который ходит с вытаращенными пальцами и вытянутыми руками и странным взглядом.

В итоге: большая часть фильма, как и во многих других картинах Вине — весьма скучна. На этот раз обойдется без изысканных декораций, но зато в фильме будет множество заимствований из «Носферату: Симфония ужаса».

5 из 10

16 марта 2013

Через идеи фикс к катарсису

Двадцатые годы двадцатого века — отрочество кинематографа как искусства заключено в этой магии цифр. Переход от первых несмелых шагов к поискам форм и способов выражения творческих идей и концепций. Среди кинематографистов того времени одно из важнейших мест в становлении немецкого кино занимает Роберт Вине. Его картина «Руки Орлака» по одноимённому роману Мориса Ренара была снята уже после прославивших режиссёра «Кабинета доктора Калигари», «Раскольникова» и «Иисуса Назаретянина, Царя Иудейского», но тем не менее, она занимает, пожалуй, одно из самых значимых мест в карьере Вине, символизируя творческую зрелость режиссёра, начинающего этой экранизацией вторую декаду своей кинематографической деятельности.

Фильм повествует о всемирно известном пианисте Поле Орлаке, потерявшем обе руки во время крушения поезда. По настоянию жены несчастного, хирург заменяет руки, пытаясь спасти пианиста для мира. Вот только руки эти ранее принадлежали некоему Вассеру — недавно казнённому преступнику. И Орлак узнаёт об этом…

Так начинается кошмар. В самом деле, что может быть страшнее потери контроля над собой, над привычным порядком вещей, которых обычно даже не замечаешь — придвинул стул, открыл крышку рояля, опустил пальцы на клавиши. Только мелодия уже не та — сыгранная чужими, вызывающими жуткий трепет, руками, она звучит тревожным реквиемом, предзнаменованием будущего ужаса. Расцвечивая монохромность кадра оттенками эмоций, режиссёр доводит чувства персонажей до истерики, превращая драму в саспенс. Экзистенциальный страх превращается в навязчивый липкий кошмар, из тех, что, кажется, вот-вот исчезнут, но никак не желают заканчиваться. Сверхъестественное мистическим образом переплетается с повседневным, создавая причудливый сюжет. Режиссёр доводит главного героя до крайней точки, влагая в его руки орудие преступления — инструмент, которым ночью пианист творит иные, полные завораживающего панического ужаса симфонии.

Будучи одним из родоначальников киноэкпрессионизма, Вине насыщает свои фильмы характерными элементами направления: геометрические декорации, статичные планы, ускоренное воспроизведение некоторых эпизодов, съемка методом «голландского угла», утрированные эмоции героев. Кроме того, явно просматриваются факторы, обусловленные временем: еще не знающая смены ракурсов, но уже начинающая двигаться в кадре, камера, вторичность актёров по отношению к основному плану. Но, несмотря на это, «Руки Орлака» в чем-то смотрятся опережающими эпоху. Во времена только-только зарождающегося монтажа смена кадров часто выглядела случайной и хаотичной. Тем удивительнее смотрятся некоторые отточенные в этом смысле сцены из картины Вине — будто намёк на неограниченные возможности монтажа при умелом использовании.

Но, конечно, в эпоху немого кино восприятие картины зависит прежде всего от актёров. И здесь во всей красе раскрывается удивительный Конрад Фейдт, сыгравший огромное количество ролей — от Паганини до Люцифера, и, в общем-то, внесший значительный вклад в создание немецкой актёрской школы. Нельзя не отметить и игру талантливой Александры Зориной — такой неистовой и такой женственной. В отсутствии слов этот дуэт передаёт эмоции и атмосферу фильма так, что порой дрожат руки по другую сторону экрана.

Пожалуй, атмосферность — тот критерий, который максимально характеризует происходящее на экране. Мотивы кафкианского «Превращения» навязчиво преследуют в течение всего просмотра. «Руки Орлака» — великолепное отражение того, что достаточно заронить в душу семя любой идеи, и через какое-то время она прорастёт во всём своём великолепии или ужасе. И вот уже не ты управляешь руками, а они владеют тобой. Но как бы ни был ужасен сюжет, главный кошмар — тот, что внутри нас. Тот самый переворот сознания, леденящее душу перерождение внутреннего «я», когда теряешь ориентиры и уже не знаешь, кто ты есть на самом деле. Лишь сильный духом способен противостоять пагубным идеям. Впрочем, где гарантия, что даже самый стойкий из нас, столкнувшись с собственной тёмной стороной, сумеет выбраться невредимым из мира теней и остаться собой перед лицом того неведомого, что легко может свести с ума?

«Руки Орлака» — это фильм-предостережение. Руки здесь — лишь символ того страшного и древнего нечто, что таится в душе каждого и способно вырваться в любой момент, едва ослабишь хватку. И стоит этому выйти наружу, как прежний мир рухнет в одночасье, а последствия могут быть необратимыми. Вине позволяет своему герою выбраться из этого кошмара и придти к катарсису — через вызов самому себе, через испытание свободой, доказывая что лишь преодоление идей фикс, порожденных собственными страхами, способно позволить человеку переродиться и стать кем-то другим, не потеряв себя прежнего. И он, пожалуй, прав, хотя в реальной жизни обстоятельства порой куда сильнее отдельно взятого человека, которого не ведёт твёрдая рука режиссёра…

13 октября 2012

Ужасы Руки Орлака появился на свет в далеком 1924 году, более полувека тому назад, его режиссером является Роберт Вине. Кто играл в фильме: Конрад Фейдт, Александра Зорина, Фриц Кортнер, Carmen Cartellieri, Пауль Асконас, Ханс Хомма, Fritz Strassny.

Производство стран Германия и Австрия. Руки Орлака — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.