Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Аэлита |
год: | 1924 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Яков Протазанов |
сценаристы: | Алексей Файко, Федор Оцеп, Алексей Толстой |
видеооператоры: | Эмиль Шюнеман, Юрий Желябужский |
художники: | Сергей Козловский, Юрий Желябовский, Александра Экстер, Виктор Симов |
жанры: | фантастика, фэнтези, мелодрама, драма, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 сентября 1924 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 51 мин |
Пока смотришь, все думаешь: мне кажется или они угорают над советским строем? Так для себя до конца и не решила этот вопрос. Очень долго после просмотра фильма крутишь в голове финал, внутренне не соглашаешься с ним и соглашаешься. Потому что, как же достигнуть той же революции, не мечтая? Как же улучшить качество жизни голодной Москвы 20-х, не мечтая о чем-то большом и невероятном? Без мечты о лучшем будущем как раз и живут все эти «недобитые буржуи». Они приспосабливаются, потому что для них нет «завтра», у них есть только «сегодня». А мечты Лося как раз и заставляют его работать, двигаться дальше. Но с другой стороны, какие могут быть еще революции, как можно продолжать гнать революционную волну, если такое огромное количества горя вокруг? Толпы нищих, голодных… А когда эвакопункт уже не нужен, то оказывается, что есть детский дом, где живет множество ребятишек. Дети — будущее. Настоящее будущее. Поэтому, конечно, наверное, в первую очередь надо заботиться о них, а не о марсианских советах. В фильме сталкиваются мечта и реальность. При чем, показано это столкновение так талантливо, что оно все еще вызывает реакцию. Ни в коем случае нельзя записывать этот фильм только лишь в памятники кино. Он очень современно звучит.
Хочется отметить глубину созданных образов героев. Лось мечтатель, строитель будущего, но в то же время человек, полностью захваченный своей ревностью, человек, почти убивший свою жену. Также в нем есть большое мужество, которое рождается не из сиюминутного порыва, а осознанно. Половину фильма мы наблюдаем его мечты о Марсе, которые являются огромной внутренней борьбой, которая приводит его в итоге к полному раскаянию и готовности принять последствия своего преступления. Его жену нельзя назвать только лишь симпатяшкой. Она работает в эвакопункте, а потом идет директором в детский дом. Это как раз и есть та настоящая работа, которая противопоставляется мечтам. Не менее глубокие и другие персонажи.
Что еще хочется отметить, так это невероятные, ценнейшие кадры Москвы 20-х. Так интересно разглядывать каждую деталь, вглядываться в улицы, подмечать какие-то интересные бытовые вещи, как, на пример, валенки поверх туфель. Лично для меня это было открытием.
Да, для сегодняшнего восприятия немного сложна первая часть. Много мелодраматизма, разжевывание сложных любовных отношений, также есть ощущение лоскутного одеяла. Но все это полностью окупается радостью от большого таланта создателей картины. А когда узнаешь о рекламной компании «Аэлиты», так проникаешься к фильму еще больше.
В общем, картина сложная и интересная, которая будоражит фантазию и дает почву для новой мечты и для желания делать что-то большое и талантливое (не революцию).
24 октября 2020
Аэлита — одно из моих самых любимых произведений. Когда я узнала о существование этого фильма, то я сразу же решила его посмтореть. То что фильм немой меня не испугало, наоборот, заинтересовало больше, да и рейтинг хороший. Однако после просмотра остались некоторые сомнения.. .
С одной стороны потрясающая игра актеров, необыкновенные костюмы… с другой УЖАСНОЕ ПОСТРОЕНИЕ СЦЕНАРИЯ — ОГРОМНОЕ количество времени занимает сюжет, которого и в книге нет, а событиям на Марсе, истории любви Лося и Аэлиты оставили так мало времени.. . да и трогательный конец книги слили.
5 из 10 (фильм важен для истории кинематогрофа, но не шедевр)
21 января 2018
Улыбнется Ведьма Элегическая
Шакалом Проспектных снов.
Перебираются на небо вывески Венерические
По плечам Растущих Дворцов. образец поэзии 20-х годов
Любой человек, мало-мальски знакомый с историей советского кино, знает, что «Аэлита» позиционируется как первый советский научно-фантастический фильм, сюрреалистическая фантазия с костюмами прекраснейшей Александры Экстер, динамичное приключение и философское размышление о столкновении космоса и земного, о благом влиянии революции на устройство иных, возможно более совершенных и уж точно неземных существ…
…и после просмотра не может не задаваться вопросом, откуда такое позиционирование вообще взялось.
Нет, в принципе и космос, и революция, и даже полёты на Марс в «Аэлите» есть. Но в процентном соотношении они занимают куда меньше экранного времени, чем даже сражение бравых учёных с лунными чертями в «Путешествии на Луну» Жоржа Мельеса — и это не говоря уже о том, что во внутренней ткани повествования эти события вообще не являются правдой (пусть и весьма условной, сказочно-повествовательной). «Аэлита» — это абсолютно фрейдистская история о мятущемся учёном, ревнующем свою миленькую манерную жену к обаятельному и безусловно гадостному буржуанину, его же эротических фантазиях о любви космической красавицы — причём фантазиях не просто образных, а сюжетных, на которые очевидно влияют события его — учёного — жизни (вплоть до того, что, разочаровавшийся в женщинах главный герой, делает свою фантастическую Аэлиту злодейкой)… По сути, «Аэлита» — это как если бы «Солярис» Тарковского снял Альфред Хичкок в условиях первой советской десятилетки: фрейдистско, мелодраматично (Яков Протазанов, как же без этого), очевидно психопатологично, но вообще ни разу не про космические приключения.
Вообще любопытно, что первый советский фильм про космос (пусть и экранизация, но экранизация более чем неточная, так что кивать в сторону первоисточника не получается) посвящён тому, что не надо думать о космосе и заниматься разработкой всех этих межпланетных штук, а надо думать о любви и любовью же заниматься. Есть в этом что-то ироническое.
4 ноября 2017
Советские инженеры Лось и Спиридонов получают таинственный радиосигнал «Анта… Одэли… Ута». Разгоревшейся воображение Лося рисует картины далёкой марсианской цивилизации, где правит принцесса Аэлита, наблюдающая за землянами из огромного телескопа. А тем временем на Земле у инженера намечается размолвка с женой, которую он ревнует к приехавшему из провинции жулику Эрлиху, которого подселяют к ним в квартиру.
С немым кино у меня сложные отношения. Кроме комедий с Чаплином и Китоном, я когда- то давно видел урывками «Броненосец Потемкин». Так что по сути это первая моя некомедийная немая лента. Впечатления своеобразные.
Лента в своём роде легендарная. Первенец советской кинофантастики и первый опыт создания отечественного блокбастера. Выпуску фильма предшествовала широкая и продуманная рекламная компания.
Надо сказать, что у режиссёра Якова Протазанова получился любопытный опыт. Правда, собственно космическому полету и приключениям наших ребят на Марсе, устроившим там межпланетную революцию, предшествует очень длинный пролог, рисующий подготовку к полету в условиях советского НЭПа начала 20-х, а также любовные и бытовые переживания инженера Лося, мечтающего о марсианской принцессе Аэлите.
Игра актёров довольно экспрессивная и театральная. Наиболее запомнилась властная и эффектная Аэлита в исполнении Юлии Солнцевой в авангардных футуристических нарядах. Первая роль Игоря Ильинского в образе сыщика-любителя Кравцова. В картине много деталей, позднее заимствованных другими режиссерами. И вообще режиссура и сама постановка как для тех времён я думаю были в известной степени революционными.
Кино, как минимум, любопытное. Интересное не только авангардной фантастикой, но и реальными картинами СССР начала 20-х (в частности, можно увидеть старый Храм Христа Спасителя). Если вас не отталкивает немое кино, то посмотреть первый отечественный фантастический фильм вполне можно.
7 из 10
1 мая 2017
«Аэлита» — экранизация научно-фантастической повести А. Толстого, выполненная Я. Протазановым по всем правилам немого кино. Снимая в 1924 году первый в Советской России научно-фантастический фильм, режиссер заметно утяжелил его мелодраматизмом салонных дореволюционных лент, которые и сам снимал неоднократно. Представляя собой необычный стилевой сплав комедии, мелодрамы, фантастики и революционного эпоса, «Аэлита» ощутимо распадается на две неравные части: излишне затянутое вступление, занимающее почти час экранного времени и посвященное семейным неурядицам инженера Лося, и динамичный, несколько карикатурный эпизод на Марсе, в котором многие клише революционного кино вывернуты наизнанку.
Чрезвычайно быстро устаревшие стилевые принципы немого кино сейчас результативны разве что в комедийном жанре, но никак не в драматическом. Не знающая нюансов, изломанная пластика, аффектированный саундтрек сейчас выглядят нелепо в отличие от изобретательности комической мимики, которой можно поучиться погрязшим в китче современным фиглярам в целях воспитания у них вкуса и стиля. Главное украшение «Аэлиты» — бесподобное, пластически выверенное существование в кадре И. Ильинского, к таланту которого Протазанов обратится еще не раз.
Суетливость и ограниченность бюрократа, умелое шаржирование многих омерзительных черт советского чиновничества станет визитной карточкой этого актера на протяжении многих лет вплоть до «Карнавальной ночи». Комические детали накапливаются в фильме постепенно, шаг за шагом вытесняя вычурный драматизм любовных переживаний героев, что идет фильму только на пользу: инженер Лось, комдив Гусев и многие другие персонажи постепенно превращаются в пародию на самих себя и постреволюционное время в целом.
Кроме того, фильм имеет для современного зрителя также и большую документальную ценность, реконструируя разруху первых советских лет. Несколько двусмысленным и идеологически дерзким для своего времени выглядит противопоставление нищей реальности мечтам Лося: создатель картины будто призывает зрителя покинуть несчастную планету и погрузиться в мир грез. С другой стороны, фильм вполне идеологически правоверен, ибо коммунизм всегда противопоставляет нищету настоящего изобилию будущего, паразитируя на людских иллюзорных надеждах.
«Аэлита» представляет собой также и весьма виртуозное обличение НЭПа, очень популярное в искусстве тех лет (от Олеши и Эрдмана до Зощенко и Булгакова): сцена, в которой новая советская буржуазия рядится в одежды бедноты, постепенно, как змея, «сбрасывая кожу», представляет собой тонкое монтажное противопоставление в духе Эйзенштейна, вместе с тем, становясь диагнозом будущему образу жизни всей партноменклатуры на протяжении многих десятилетий.
Протазанову не хватило виртуозности своих коллег: он не смог создать плотное повествование, спрессовывающее многочисленные события посредством продуманного монтажа, потому у него получился стилистически неровный результат, эклектичный и лакунарный. В киноведении утвердилось мнение о выдающихся художественных особенностях декоративного решения ленты, что весьма спорно, ведь, учитывая опыт конструктивизма и создавая вполне современные для 1920-х авангардные интерьеры, режиссер перебарщивает с условностями, делая жизнь на Марсе несколько абстрактной пародией на феодализм.
Жестокость, бесправие и властолюбие — то единственное, что видела узколобая советская пропаганда в дореволюционном обществе, предстало в России в гораздо более уродливом виде именно после 1917 года, потому Толстой и Протазанов, сами того не ведая, в «Аэлите» обличили азиатчину, деспотизм советского строя, отбросившего страну в рабовладельческую эпоху, спрятавшись за освободительной риторикой. Также весьма изящным уколом в адрес Советской власти стало финальное сожжение Лосем своих чертежей и его последняя фраза о том, что надо работать, а не мечтать. Эта сцена — настоящая пощечина коммунистическому утопизму.
Одним словом, несмотря на недостатки формального характера, фильм удался, а его коммерческий успех был вызван: во-первых, экстравагантностью тезиса, призывающего убежать от нищеты в мир грез, что было опровергнуто только в финале; во-вторых, необычностью художественного решения, в-третьих, благодаря хотя бы частичному использованию элементов развлекательного кино (комизм, динамизм, действие). В контексте творчества Протазанова «Аэлита», быть может, не так ценна, как его дореволюционные экранизации классики или изобретательные комедии с Ильинским, но она, бесспорно, заслуживает внимания как своеобразная «фига в кармане» — антисоветское высказывание в оболочке революционного искусства.
29 декабря 2015
- Покажи мне другие миры.
Никто не узнает об этом.(с) (Аэлита)
Голодная и холодная Москва 1921 года напоминала муравейник, где по улицам туда — сюда сновали тысячи людей, звенели трамваи, проезжали машины. Вокзалы выплескивали в город все новые волны крестьян, одетых в лапти и драные кацавейки, Они вливались в общий поток людей, ищущих жилье и работу, которая гарантировала бы скудный продуктовый паек. На обломках и из обломков разрушенной страны строилось новое государство. Строительные леса, как скелет его, обрастали стенами домов и корпусами заводов и фабрик. А из хаоса и ошметков разных классов и сословий, из крестьян, рабочих, солдат и тонкого слоя интеллигенции ковалась единая новая общность — советский народ. Люди строили новый мир и, глядя в небо, как инженер Лось, с чертежами «интерпланетонефа» под мышкой, мечтали о новых мирах, межпланетных полетах.
За всем этим в очень секретный аппарат наблюдала королева Марса, Аэлита. Она тоже мечтала о новых мирах, о людях с Земли, которых она видела сквозь линзы аппарата. Такие они странные, эти люди. Со странным обычаем касаться друг друга губами.
«Аэлита» — первый советский фантастический фильм, а так же первый в мире полнометражный фантастический фильм на тему космических полетов и иных планет, теперь уже классика не только российского, но и мирового кино. Экранизация, далеко ушедшая от литературной основы, показавшая зрителю не только жизнь на Марсе, но и жизнь Москвы в начале 20-х годов, что для зарубежного зрителя, да и для зрителя современного — тоже как Марс.
Впечатляет визуальное противопоставление этих двух миров. Суетливый, с постоянно куда-то стремящимися людьми, хаотичный, наполненный движением и эмоциями мир Земли. С такими яркими и характерными персонажами как ревнивый, страстный и мечтательный Лось, его веселая и легкомысленная жена Наташа, скользкий и изворотливый мошенник Эрлих с хитрой и расчетливой женой Еленой, красноармеец Гусев, живущий борьбой и не в меру рьяный сыщик — любитель Кравцов.
И мир Марса, с его холодными, строгими, четкими геометрическими линиями и формами в костюмах, архитектуре, интерьерах, выполненных в стиле конструктивизма. Призмы, цилиндры, круги и конусы. Острые углы и ломаные линии. Вращающийся конус у входа в обсерваторию, напоминающий «Башню Третьего интернационала» Татлина. Жесткость и прагматизм раз и навсегда установленного порядка. Люди, так похожие на роботов. Что Аэлита и Ихошка с коронами из трубочек — антенн, витых жестких лент и спиралей, что Гор и Тускуб в шлемах из металла и пластика. Не говоря уже о рабочих с квадратными коробками на голове и зарешеченными лицами. В случае ненадобности рабочих можно складировать штабелями в холодильниках и размораживать, если для них снова будет работа. Удобно и практично. Чем не андроиды из более поздней фантастики? Кстати, не из идеи ли костюма Аэлиты с тремя дисками — чашечками лифа родилась знаменитая трехгрудая марсианка — мутантка из фильма «Вспомнить все»?
Фильм отличает великолепный актерский ансамбль, в котором прекрасно прописаны и сыграны не только главные, но и второстепенные персонажи. Чего стоит пламенный революционер Гусев, горящий идеями мировой и межпланетной революции, готовый хоть в женской одежде сбежать из дома на Марс, раз жена унесла одежду, пытаясь удержать дома тоскующего без революционной борьбы мужа. Наяривающий частушки под гармошку, покоряющий сердца землянок — медсестер и марсианских служанок, призывающий марсианских же рабов — рабочих к восстанию и созданию советских социалистических республик Марса — замечательный персонаж, созданный Николаем Баталовым. Насколько ярким получился Кравцов — дебютная роль Игоря Ильинского, он несет на себе юмористическую составляющую картины, заявляя о себе, как о незаурядном комедийном актере уже в первой своей роли.
Интересно отозвались судьбы некоторых героев фильма в судьбе их исполнителей. Инженер Лось в прекрасном исполнении Николая Церетелли выжил в киношной голодной Москве. Сам актер Церетелли умер в 1942 году от истощения во время блокады Ленинграда. Эвакуация в Вятку уже не смогла спасти его. Брошенную в подземелье Ихошку, служанку Аэлиты, убивают солдаты во время восстания. Актриса Александра Перегонец, сыгравшая Ихошку, во время войны ставшая подпольщицей в Симферополе вместе с другими актерами театра, в 1944 году была арестована вместе со своей группой, подвергнута жестоким пыткам и расстреляна за три дня до освобождения города от фашистов.
Все марсианские приключения, смерти и революция оказались всего лишь сном. И очнувшийся от грез Лось, вернувшись к живой и невредимой Наташе, безжалостно рвет и жжет чертежи планетолета. Время ли грезить о несбыточном, когда впереди столько реальных дел в настоящей жизни? Может, в своем сне он понял, что борьба за свободу — это иногда всего лишь борьба за власть. Обещания и клятвы любви могут быть просто желанием обладать и повелевать тем, кому эти обещания даются. А загадочные и манящие слова «АНТА… ОДЭЛИ… УТА…» — всего лишь реклама автомобильных шин.
8 из 10
29 марта 2013
Фильмы неразрывно связаны с людьми, для которых они снимаются и тех, кто их снимает. Но настоящая игра определяется даже не талантом, а истинностью актеров и душой режиссеров и сценаристов. Может это и кино далекого прошлого, но иногда стоит посмотреть и такие фильмы, в которых играют, может быть и не очень настоящие актеры, но иногда и настоящие люди. Ведь не всегда сразу можно определить, например, что героический инженер Лось умрет от голода в блокадном Ленинграде, до потери сил служа на сцене, а веселая, симпатичная и влюбчивая Ихошка, станет героем подполья и гестапо будет зверски пытать ее, сжигая в печке ее ноги, но она ничего не скажет и будет расстреляна.
Подлинность фильмов в подлинности актеров, по этому критерию «Аэлита», в чем-то очень настоящий фильм, проверенный войной.
Иногда не жалко и целой жизни, чтобы понять это.
2 ноября 2011