Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Знак Зорро |
английское название: |
The Mark of Zorro |
год: | 1920 |
страна: |
США
|
слоган: | «DOUGLAS FAIRBANKS The great hurricane of joy and excitement in "The Mark of Zorro" (Print Ad- Bakersfield Californian, ((Bakersfield, Calif.)) 6 April 1921)» |
режиссер: | Фред Нибло |
сценаристы: | Юджин Миллер, Джон С. Калли |
видеооператоры: | Уильям С. МакГэнн, Харрис Торпе |
композиторы: | Уильям П. Перри, Уильям Экст |
художник: | Эдвард М. Лэнгли |
жанры: | мелодрама, приключения, вестерн |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 ноября 1920 г. |
на DVD: | 10 марта 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 19 мин |
«Когда романтика и шпага владели старой Калифорнией»
Джонстон Маккалли, создатель Зорро.
Так уж сложилось судьбой, что имя автора Зорро пропало в безвестности. Зорро появился в 1919 году из под пера Джонстона Маккалли на страницах бульварного романа «All-Story Weekly». И благородный разбойник получил известность и благосклонность публики. И волей той же судьбы, на глаза актёру Дугласу Фэрбенксу попался выпуск журнала с Зорро, Дуглас как-раз искал подобный образ и совместно со сценаристом Юджином Миллером приступил к адаптации произведения. Раньше кино создавалось намного быстрее чем сейчас, потому потребовалось всего пара месяцев для запуска картины на экраны кинотеатров. В фильм добавилось больше юмора, был переработан образ главного героя в маске, а в остальном всё было достаточно близко к оригиналу «Проклятие Капистрано». Именно под таким названием выходила серия рассказов, а после и роман о бесстрашном «Лисе». Естественно, было решено название сменить на более запоминающееся и более интересное для публики. Его взяли из самой же книги:
«Шпага сеньора Зорро сделала выпад, подобно языку змеи. Зорро совершил три неуловимых движения, и на лбу Рамона появилась кроваво-красная буква Z. «Знак Зорро! — вскричал разбойник. — Отныне вы будете носить его вечно, команданте!»»
Позднее название прижилось и книги Джонстона Маккалли перевыпускались под названием «Знак Зорро»(«The Mark of Zorro»).
Коротко про сюжет: действие происходит в начале XIX века. Диего Вега возвращается из Испании на свою родину в старой испанской Калифорнии, где правит деспотичный губернатор. Внешне он безрассудный сын Дона Алехандро, не может более видеть творившийся произвол и перевоплощается в Зорро. Зорро — благородный разбойник и защитник угнетённых в чёрной маске, лихо и с юмором расправляется с бандитами.
После выхода картину ждал ошеломляющий успех, а Дуглас Фэрбенкс стал моментально суперзвездой. Надо отдать при всём этом актёру должное, ведь он не только увековечил имя первого супергероя в кино, но и мастерски проделал свою работу. Образ бравого героя и борца за справедливость попал в руки нужному человеку. Дуглас ещё до съёмок увлекался фехтованием, а так же имел хорошую физическую форму и выполнял все трюки самостоятельно, они в большинстве своём, сосредоточены в последней части картины. Можно даже сказать, что он занимался паркуром до того как это стало мейнстримом и вообще такое понятие появилось, ведь до рождения основателя этого движения Давида Белля оставалось ещё более 50 лет.
Картина имеет достаточно немалый хронометраж для лент того времени, однако смотрится довольно легко. Кино немое, соответственно имеет субтитры. И поскольку читаются они довольно быстро, то можно их смело перематывать, что я и делал, в результате просмотр занял гораздо меньше времени и совсем не утомлял. Юмор тоже был довольно лёгкий и уместный, а потому воспринимался с улыбкой. Всё же современный зритель отвык и более пресыщен всеми достоинствами современного кинематографа, в том числе и я. Потому, был заметно удивлён, что старый и немой, черно-белый фильм (даже сепия, скорее) может меня заинтересовать, но у «Знака Зорро» это вышло. По сему, рекомендую ознакомится, особенно если вы думаете, что тогда были лишь комедии с Чарли Чаплиным и Бастером Китоном, которые конечно великолепны и хороши, но и вклад подобных лент недооценивать не стоит.
11 сентября 2019
'Когда романтика и шпага владели старой Калифорнией»
Джонстон Маккалли, создатель Зорро.
Так уж сложилось судьбой, что имя автора Зорро пропало в безвестности. Зорро появился в 1919 году из под пера Джонстона Маккалли на страницах бульварного романа «All-Story Weekly». И благородный разбойник получил известность и благосклонность публики. И волей той же судьбы, на глаза актёру Дугласу Фэрбенксу попался выпуск журнала с Зорро, Дуглас как-раз искал подобный образ и совместно со сценаристом Юджином Миллером приступил к адаптации произведения. Раньше кино создавалось намного быстрее чем сейчас, потому потребовалось всего пара месяцев для запуска картины на экраны кинотеатров. В фильм добавилось больше юмора, был переработан образ главного героя в маске, а в остальном всё было достаточно близко к оригиналу «Проклятие Капистрано». Именно под таким названием выходила серия рассказов, а после и роман о бесстрашном «Лисе». Естественно, было решено название сменить на более запоминающееся и более интересное для публики. Его взяли из самой же книги:
«Шпага сеньора Зорро сделала выпад, подобно языку змеи. Зорро совершил три неуловимых движения, и на лбу Рамона появилась кроваво-красная буква Z. «Знак Зорро! — вскричал разбойник. — Отныне вы будете носить его вечно, команданте!»»
Позднее название прижилось и книги Джонстона Маккалли перевыпускались под названием «Знак Зорро»('The Mark of Zorro»).
Коротко про сюжет: действие происходит в начале XIX века. Диего Вега возвращается из Испании на свою родину в старой испанской Калифорнии, где правит деспотичный губернатор. Внешне он безрассудный сын Дона Алехандро, не может более видеть творившийся произвол и перевоплощается в Зорро. Зорро — благородный разбойник и защитник угнетённых в чёрной маске, лихо и с юмором расправляется с бандитами.
После выхода картину ждал ошеломляющий успех, а Дуглас Фэрбенкс стал моментально суперзвездой. Надо отдать при всём этом актёру должное, ведь он не только увековечил имя первого супергероя в кино, но и мастерски проделал свою работу. Образ бравого героя и борца за справедливость попал в руки нужному человеку. Дуглас ещё до съёмок увлекался фехтованием, а так же имел хорошую физическую форму и выполнял все трюки самостоятельно, они в большинстве своём, сосредоточены в последней части картины. Можно даже сказать, что он занимался паркуром до того как это стало мейнстримом и вообще такое понятие появилось, ведь до рождения основателя этого движения Давида Белля оставалось ещё более 50 лет.
Картина имеет достаточно немалый хронометраж для лент того времени, однако смотрится довольно легко. Кино немое, соответственно имеет субтитры. И поскольку читаются они довольно быстро, то можно их смело перематывать, что я и делал, в результате просмотр занял гораздо меньше времени и совсем не утомлял. Юмор тоже был довольно лёгкий и уместный, а потому воспринимался с улыбкой. Всё же современный зритель отвык и более пресыщен всеми достоинствами современного кинематографа, в том числе и я. Потому, был заметно удивлён, что старый и немой, черно-белый фильм (даже сепия, скорее) может меня заинтересовать, но у «Знака Зорро» это вышло. По сему, рекомендую ознакомится, особенно если вы думаете, что тогда были лишь комедии с Чарли Чаплиным и Бастером Китоном, которые конечно великолепны и хороши, но и вклад подобных лент недооценивать не стоит.
8 сентября 2019
Зорро один из моих любимых героев детства. Впервые он появился в романе Джонстона Маккелея «Проклятие Капистрано» в 1919 г. При создании образа писатель вдохновлялся калафорнийской историей и легендами, а также судьбами ирландского дворянина на испанской службе 17 века Уильяма Лампорта и разбойника середины 19 века Хоакина Мурьетты.
Всего через год после выхода романа появилась первая экранизация. Главную роль здесь исполнил Дуглас Фэрбенкс и эта картина стала первой в серии костюмно-приключенческих фильмов 20-х годов с его участием и сделала Дуга суперзвездой немого кино.
В отличие от романа Зорро здесь предстает в черной полумаске (в книге маска полностью закрывала лицо героя). Также его герой не просто защитник справедливости, а борец против испанской тирании в Калифорнии начала 19 века. Дуглас Фэрбенкс показывает отменную физическую подготовку: много дерется на шпагах и выполняет головокружительные трюки. Роль возлюбленной героя Лолиты Пулидо исполнила 18-летняя Маргарет Де Ламотт, а сержанта Гонсалеса Ной Бири, характерный исполнитель ролей громил и негодяев в кино тех лет.
Картина весьма динамична, а постановка трюков впечатляет сейчас. Можно представить какое впечатление производила картина в эпоху немого кино. Народ ломился в кинотеатры до такой степени, что полиции приходилось дежурить у кинотеатров, чтобы как-то регулировать приток зрителей. Фильм был закуплен для проката в СССР в 1925 г.
Картина имеет продолжение «Дон Ку, сын Зорро» (1925), где двойную главную роль Зорро и его сына вновь сыграл Дуглас Фэрбенкс. Но картина оказалась гораздо менее успешной, а карьера Дуга уже клонилась к закату.
7 из 10
29 августа 2017
« -Здесь больше некогда не будут пороть невинных!» (с)
Тайрон Эдмунд Пэуэр, Гай Уильямс, Ален Делон, Джордж Хэмилтон, Энтони Хопкинс и Антонио Бандерас — что общего между всеми этими знаменитостями? Правильно — все они в разное время играли легендарного борца за справедливость в маске по прозвищу Зорро. Каждый с разным успехом и в картинах разной степени удачливости. Но раньше всех на экране воплотил «Чёрного Лиса» экшен — герой немого кино Дуглас Фэрбенкс. Можно даже сказать, что «Знак Зорро» (1920) превратил уже известного актёра и отважного каскадёра в Голливудскую суперзвезду мирового масштаба. В дальнейшем до того второстепенный актёр играл исключительно главные роли, в «заточенных» специально под него проектах. Поэтому можно смело сказать, что своей долгой жизнью в кинематографе лихой кабальеро обязан в первую очередь харизматичному и неподражаемому Дугласу Фэрбенксу, ибо если бы не сумасшедший успех тогда, в 20 — ых, то в будущем об этом персонаже врятле сняли бы десятки кинолент и ТВ — сериалов. А сейчас Зорро — практически такой же бренд, как и скажем супергерои из комиксов.
При определённом взгляде на суть этого персонажа, можно даже сказать, что дон Диего Де Ла Вега / Зорро — прадедушка всех суперменов в костюмах. Судите сами: герой ведёт двойную жизнь — днём законопослушный, изнеженный и трусливый богач, а ночью — отважный борец с несправедливостью, защитник всех угнетённых и непобедимый и ловкий фехтовальщик. И кстати, совершая свои подвиги, он как и полагается супергерою надевает костюм и маску (и как истинный джентльмен эпохи — широкополую шляпу). У его альтер-эго есть заклятый враг, с которым он в «мирной» своей ипостаси вполне дружелюбен, и даже принимает того в своём доме. Также друзья — соперники влюблены в одну девушку, которая в свою очередь в лучших традициях комиксов проводя много времени в обществе рассеянного и неуклюжего дона Диего, влюблена в лихого красавца в плаще и маске, в упор не видя его в своём незадачливом соседе. И также, как и в историях про супергероев в сюжете о Зорро много юмора, но есть и драматические моменты. И наряду с мелкими и забавными потасовками, герою приходится участвовать в больших и опасных передрягах. Наконец, так же как и у них, у него есть помимо заклятых врагов, преданные помощники. Среди которых настоятель местной церкви, и глухонемой слуга. Можно было бы добавить и верного и необычайно умного (хотя и своенравного) вороного жеребца по кличке Торнадо. Но таковой появится гораздо позже, в последующих вариациях этого сюжета.
Хотя и Фэрбенкс будет гарцевать верхом не однократно, всё же верного коня у него тут не будет. Просто сюжет адаптирован под павильонные съёмки, таким образом, что бы у звезды фильма было как можно больше возможностей покорить зрителя каскадом всевозможных трюков, прыжков, сальто, удалого фехтования, смешных потасовок и погонь, рукопашных драк и прочего. Но и натурные съёмки не заставят пожалеть об отсутствии конных трюков: достаточно вспомнить как отважно Фэрбенкс сигал по крышам домов (заметьте — вообще без страховки!), или при помощи своего длинного кнута карабкался по отвесной стене высокого здания! Эти постановочные трюки производят впечатление и сегодня. Тем более, если учесть тот факт, что нынешние звёзды экрана практически нечего такого не делают на площадке, по сути участвуя лишь в «разговорных» сценах, а весь экшен предоставляя на откуп своим дублёрам. В Голливуде 20-ых всё было иначе, тогда студии не связывали своих «золотых кур» различными ограничивающими контрактами, и тем самим приходилось бросаться в рисковые предприятия, лишь бы завоевать и удержать любовь публике к своей персоне. Дуглас Фэрбенкс в этом плане ярчайший пример. Не будучи профессиональным актёром до прихода в киноиндустрию, он был простым парнем с улицы: много где успел поработать, отслужил в армии, был на флоте матросом, портовым грузчиком, а затем как каскадёр пробивался на экраны, решив стать киногероем. И он им стал, в том числе во многом благодаря сыгранному им Зорро.
Сценарист Юджин Миллер при сочинении сюжета картины, основывался на только что вышедшей в печати приключенческой повести Джонстона МакКалли — «Проклятие Капистрано» (1919). Хотя многое было придумано оригинально, к примеру «супер — геройское» одеяние Зорро. В книге тот был одет иначе, и маска у него была другая. Но главное создатели картины оставили в неприкосновенности: герой — дворянин переодеваясь в «Чёрного Лиса» сражался с угнетателями мексиканцев — испанцами. А действие происходило в первой трети 19 -ого века, когда славный штат Калифорния боролся за свою независимость. Правда вся эта пафосно — политическая подоплека приключений Зорро более открыто будет выпирать в блестящем ремейке Мартина Кэмпбелла (1998) — который в общем то, с оглядкой на время можно признать лучшей на сегодняшний день картиной о Зорро. В авантюрно — приключенческой же постановке Фреда Нибло, она маячит где то на периферии сюжета. И фильму немому 1920 -ого это, откровенно говоря только на руку. Так как всё понятно и так, и без лишних затягиваний (в данном случае аршинных субтитров, которые то и дело прерывают видеоряд) лента рассказывает хорошо знакомую историю. Дав Дугласу Фэрбенксу максимально возможное пространство для всяческих трюкачеств и разнообразного экшена.
Имея солидный по тем временам хронометраж (более 1,5 часов) фильм Фреда Нибло рассказал довольно подробно и занимательно историю этого, в последствии классического киногероя. Операторская работа Харриса Торпе и Уильяма С. МакГэнна вполне приемлема, даже если судить не только по качеству киносъёмки 20-ых. А драки, погони и в особенности продолжительные и жаркие поединки на шпагах приятно удивят даже современного, видавшего виды зрителя. Что до занятых в фильме артистов, то все сыграли достойно. Роберт МаКким предстал в образе личного врага Зорро — гордого и тщеславного капитана Хуана Рамона. Смешной толстяк Ной Бири сыграл пылкого, но неуклюжего сержанта Педро Гонсалеса. Тот Дю Кроу первым воплотил верного помощника героя — глухого Бернардо. Уолт Уитман сыграл «сочувствующего» мстителю в маске брата Филипа. А привлекательная Маргарет Де Ламотт создала образ дамы сердца главного героя, и предмет страсти капитана Рамона: красавицы — аристократки Лолиты Пулидо…
Выйдя на экраны в канун Рождественских праздников, «Знак Зорро» имел ошеломительный успех. Полиции даже приходилось дежурить у кинотеатров, так как народ валом валил на премьеру — помимо рекламы сработало отличное «сарафанное» радио. Все посмотревшие картину остались от неё и от героя сыгранного Дугласом Фэрбенксом в полном восторге. Лента собрала впечатляющую прибыль в национальном и мировом прокате, Фэрбенкс стал суперзвездой а Зорро неотъемлемой частью кинематографа.
10 из 10
3 апреля 2015
Приветствую вас, мой любезный коллега Алонсо-Гонзалес! Спешу доложить вам, что вчера я вновь имел дело с доном Диего Вегой. И снова для меня открылись новые горизонты в исследованиях психологии, так называемой шпанской сути! Мне не терпится поделиться новыми открытиями! Закрепился синдром Алисы, как я и предрекал ранее: дон Диего зашёл в двери ещё более аккуратно, чем обычно: он придерживал свою «огромную голову», которая не проходила в проём и была увенчана шляпой, пропорционально напоминающей голубиный экскремент. Поэтому чувство, что он потерял свой головной убор, его просто не покидает! Я принял своё обычное состояние, а именно: стал протирать грязные стаканы пыльной тряпкой — ведь, как вы помните, я для него — плюгавый бармен, полный эмпатии. Срочно был вызван санитар Джакобо, он служит на наших психологических свиданиях тапёром — иначе дон Диего молчит… Впрочем, он и так не говорит, но звуки рояля позволяют ему эмоционально раскрепощаться и вполне живо и ясно артикулировать: он тут же на некоторое мгновение забывает о том, что его голова якобы размером с цеппелин…
Здесь мне пригождается мой опыт сурдопереводчика: я без труда понимаю этого плута, этого чёрно-белого лиса, который выпятив впалую грудь, именует себя Зорро. Он чертовски обаятелен. Я даже порой забываю о том, кто я на самом деле, и чувствую себя простым наливакой за стойкой. Плеснув бурбону нам обоим (Джакобо за роялем — не положено), я продолжаю слушать этот чудесный бессловесный монолог. Здесь обнаруживается, что у нашего «Зорро» очевиден синдром боязни признания в любви. Он попросту ссыт! Простите мне эти интимные подробности! Сдаётся мне, Лолита Пулидо так и не дождется… Ох, я повторяюсь, простите. Кстати, я сам положил на неё монокль. Это я вам, как другу сейчас сообщаю. Не выдавайте меня!
Дон Диего, как всегда, резок, жгуч и полон отваги. В последнюю нашу встречу он своей довольно острой шпажкой (которую он зовёт Армитура, видимо от латинского — оружие) лёжа на полу ловко чиркнул мне на щеке букву N, беззвучно захохотал и не потрудился объясниться! Что бы это могло значить?
Поправив маску и улёгшись на рояль, «Зорро» вещает мне о своих грёзах… Это феноменально! Оказывается, грузинская толстозадая княжна с усами Наталико не пускает его к возлюбленной, а заставляет глядеть в телескоп на единственный спутник Сатурна — Полидевк. В другом навязчивом сне ему видится королева Виктория, у которой на плече сидит Кот в огромных сапогах и опасно почёсывает ей ключицу…
Обратил внимание, что при упоминании женского пола у моего пациента явно увеличивается шпага. Опять подтверждение моих догадок насчёт Алисьева синдрома! Иногда я ему завидую… Слышу стук в дверь. Беру тряпку и спешно откланиваюсь.
До встречи в следующем письме, мой дорогой наставник!
С трепетом, доктор Педалес.
29 ноября, 1920 г.
18 февраля 2013
В свое время я просмотрел не одну экранизацию романа о великом защитнике угнетенных — Зорро: «Знак Зорро» Рубена Мамуляна (1940 год), «Клинок Зорро» с Джорджем Гамильтоном (1981 год), и, конечно же, фильм с Аленом Делоном. Поэтому данная экранизация (хотя, она и была одной из первых о мистере «Z»), не представляла особой новинки для меня.
Хотя, зритель в картине Фреда Нибло не увидит здесь предыстории о том, как благокровный дон Диего Вега становится Зорро, защитником всех бедных и угнетенных от рук деспотичного губернатора Калифорнии и его свиты. Несмотря на это, можно вполне догадаться, что Диего Вега здесь играет двойственную игру — днем он мальчик-паинька, вечером — могучий и ловкий Зорро. И здесь на первый план, несомненно, выходит блестяще исполненная двойная роль Дугласом Фэрбенксом. Легендой американского кинематографа. Именно Фэрбенкса, его жену — Мэри Пикфорд (актрису, двукратную обладательницу премии Оскар) и самого Чарли Чаплина — можно не только считать владельцами кинокомпании «United Artists» (что и значит под стать — «объединение артистов»), но основоположниками «золотой эры» Голливуда.
Позевывания Фэрбенкса, согнутая осанка, идиотские козни с косыночкой. Кто в этом человеке-рыбе узнает праведного и бесстрашного Зорро. Но от кого меньше всего ждешь — от того больше и получаешь! И, как правило, по хорошим драматургическим устоям, истинное лицо Диего раскрывается лишь в конце фильма.
Вполне ясно, что киношная актерская игра взяла свои истоки с театральных подмостков. Вполне понятно, что в первые десятилетия своего развивающего существования актерская игра в кино напоминала слега подслащенную театральную игру. Но вот только драка на саблях между Зорро и капитаном Рамоном — явно уж переслащенное представление. Зорро влепляет своему сопернику воздушную пощечину, ждет пока он «оклемается», затем отдает ему шпагу — чтобы силы были равны. После очередного джентельменского па-де-па на шпагах «плохой мальчик» остается с кровавым знаком «Z», переклеймённого «хорошим мальчиком». Зорро ждет своего наполовину поверженного соперника спиной к тому. Ведь капитан мог спокойно, с одного прыжка повергнуть одним лишь ударом в спину своего оппонента! Но в кино такого раньше и быть не могло! Расстроить зрителя гибелью уже понравившегося героя, не соблюсти «джентльменский кодекс» — это не по правилам. Объяснения в своих чувствах Зорро и Лолиты слишком долгие и приторные. Не стоит забывать, что на дворе ведь 1920-й год. Современному зрителю, недостаточно хорошо разбирающемуся в канонах истории кино и привыкшему к современным мощным беспредельным расчлененкам с реалистичным гримом и простым комедиям с долгими постельными сценками, будет трудно и наивно воспринимать такое кино. Однако ему будут знакомы и значимы для него такие понятия, как — честь, мужское достоинство (это я имею в виду, в морально-духовном плане, как можно вполне догадаться), любовь и помощь. Те незыблемые вещи, которые есть в этом кино.
Все же, несмотря на динамичное музыкальное сопровождение, фильм кажется немного затянутым. То ли от того, что данная экранизация о Зорро, не первая, котороую я посмотрел. То ли от того, что я растянул просмотр фильма (по разным житейским причинам…) на два дня.
А так! Браво Дугласу Фэрбенксу и его Зорро.
8 из 10
P.S.: Джордж Валентин — герой Жана Дюжардена в трагикомедии «Артист» — в одной из своих постановок играет Зорро. Может быть, и сиюминутный, но вполне яркий образ получился у Дюжардена (играющего Валентина), воплотившего легендарного Фэрбенкса (сыгравшего Зорро).
23 февраля 2012
Спроси человека нашего века о немом кино — он прежде всего вспомнит Чарли Чаплина, что естественно и, по большему счёту, правильно. Тем правильнее будет начинать своё знакомство с дедушкой кино современного именно с его работ, например с бессмертной картины «City Lights». Однако часто забывают о главном — именно в 20—30-е годы прошлого века кино зачиналось как искусство, со всем его многообразием жанров, техникой и стандартами.
Так одним из основоположников жанра приключенческого, фильмы причастные к которому ныне собирают сотни миллионов по всему миру, явилась первая лента о человеке в маске, первом супергерое, неуловимом Зорро.
В 1919 году некий Джонстон Маккалли написал книжку о богатом калифорнийском доне, не оставшемся безучастным к судьбам простого люда и объявившем себя ночным кошмаром для всех негодяев. Совершенно очевидно что эта история имела определённый успех, поскольку уже в следующем году выходит киноверсия его приключений, давшая начало знаменитой франшизе, в рамках которой впоследствии вышло множество фильмов и сериалов.
По всем признакам «The Mark Of Zorro» образца 1920-го — самый настоящий блокбастер со всеми его атрибутами — одной из крупнейших кинозвёзд в главной роли и продюсерском кресле, Дугласом Фербенксом; производство влиятельной компании, в основателях которой Пикфорд, Чаплин и Гриффит.
Поэтому не будет неожиданным тот факт, что по сюжетной составляющей кино так близко современному. Сын богатого землевладельца возвращается после долгого отсутствия на родину и находит родную страну под гнётом бесчестных богатеев, от которых простому народу не продохнуть. С этого момента он начинает двойную жизнь, являясь злодеям под маской, оставляющий по факту восстановленной справедливости метку «Z».
Страшно подумать, но и девяносто лет спустя эта тема является главенствующей в коммерческом кинематографе, а всевозможные супергерои в маске находят своих почитателей. Очевидно не так много изменилось с тех пор, поскольку залихватские схватки на шпагах, умопомрачительные погони, здоровый юмор и непременная романтическая линия с финальным разоблачением смотрятся свежо и на одном дыхании.
Тем интереснее представить, насколько интересно всё это смотрелось в начале прошлого века, когда история не была по сотне раз изъезжена, а порой и опошлена. Когда всё было в новинку.
15 октября 2009