Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Водопад жизни |
английское название: |
Way Down East |
год: | 1920 |
страна: |
США
|
слоган: | «A simple story for plain people.» |
сценаристы: | Энтони Пол Келли, Лотти Блэр Паркер, Уильям А. Брэйди, Джозеф Р. Грисмер |
видеооператоры: | Пол Х. Аллен, Г.В. Битцер, Чарльз Даунс, Хендрик Сартов |
композиторы: | Уильям Фредерик Питерс, Луис Сильверс, Maximilien Mathevon |
художники: | Клиффорд Пембер, Charles O Seessel, Генри Бендел, О’Кейн Корнвэлл, Леди Дафф Гордон, Мадам Лизетт, Отто Кан |
монтаж: | Джеймс Смит, Роуз Смит |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 700000 |
Сборы в США: | $4 500 000 |
Мировые сборы: | $4 500 000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 августа 1920 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 25 мин |
Творчество Дэвида Гриффита с социально-политической точки зрения не может не удивлять. С одной стороны реакционный, расистский фильм «Рождение нации» (и вместе с тем художественно гениальный — по нему учились творить столпы советского кинематографа Эйзенштейн и Кулешов), о котором говорят, что он стал катализатором восстановления ку-клукс-клановских организаций в США. С другой — во всех смыслах прекрасный, прогрессивный пролетарско-феминистский фильм о судьбе бедной девушки в условиях господства патриархальных порядков, построенных на угнетении, иерархии и религии, обёрнутый в популярную мелодраматическую жанровую форму. Лента, кстати, шла в советском прокате в 20-х годах под названием «Водопад жизни».
Здесь есть всё, что нужно — противопоставление труда и праздности, молодости и консервативной старости и т. д. При этом несмотря на мелодраматический, а местами комедийный характер фильма Гриффит уходит от банальных приёмов. К примеру, сцена, где герой Ричарда Бартелмесса признаётся в любви героини Лиллиан Гиш, нарастает саспенс на фоне того, как девушка пытается продеть нитку в иголку. Казалось бы, здесь неизбежен, как выстрел висящего на стене ружья, её укол иголкой. Однако, на ключевой фразе она просто бросает это «бессмысленное» дело растроганной.
Конечно, ещё не выверены правила монтажа — в первую очередь бросаются постоянные нарушения монтажа по фазе движущихся объектов, при чём внахлёст. Но что касаемо моментов драматургии — тут только приходит на ум банальное выражение «современным авторам стоило бы поучиться». Качели трагического и комедийного смазаны идеально, и их ритм приносит нам максимальное удовольствие, а кадры вроде засыпающего котёнка в ногах у малыша, обмахивающего спящего шерифа, или малыша в санях, которого везёт по снегу подросток, подобны попадающему нам в рот куску пирога на пиковых точках «взлёта» конструкции.
Ну, и, безусловно, поражает финальная сцена ледохода на реке. Сразу вспомнился знаменитый эпизод из Александра Невского, правда, при всём моём глубочайшем уважении и к гению Эйзенштейна, и произведению, не в пользу последнего. Здесь я не мог поймать себя на мысли, что лёд искусственный. Очень интересно было бы узнать детали съёмок этих кадров американцами…
В общем, если готовы погрузиться в мир классики немого кино, а этот фильм ещё не видели, рекомендую!
8 из 10
1 июня 2018
После шедевров «Рождение нации» и «Нетерпимость» Гриффит начал снимать ничем не выделяющиеся мелодрамы, одной из которых и является «Путь на Восток». Она снята в типично гриффитовском стиле: после череды несчастий героиня наконец обретает покой.
На этот раз речь идёт о девушке, которая родила ребёнка, не будучи замужем. Разумеется, она не виновата, а всё это — грязный обман её богатого лже-мужа. В конце обман разоблачается, а на протяжении всего фильма эта девушка от него страдает.
От короткометражных фильмов Гриффита этот отличается гораздо большей продолжительностью (около 2,5 часов), а соответственно, он гораздо медленнее, если не сказать затянутый. Сюжетная линия в фильме отличается большим количеством конфликтов, засчёт чего напряжение в фильме нагнетается постепенно, а действие фильма к концу заметно убыстряется.
Пустоты фильма заполнены комедийными элементами, почёрпнутыми у знаменитых комиков. В фильме много комических эпизодических персонажей, которые, отвлекая зрителя от основной драматической линии, слегка сглаживают конфликт.
И в заключении скажу пару слов о финальной сцене погони. Это самый драматический момент фильма, и, хотя он и хорош монтажом, в целом является огромной абсурдностью. Девушка сбегает из дома и преодолевая препятствия, едва не умирает, непонятно ради чего. Хотя в нём абсолютно отсутствует логика, он является достойным завершением фильма.
6 из 10
25 июня 2011