Рейтинг фильма | |
![]() |
7.1 |
![]() |
7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Не такой, как все |
английское название: |
Anders als die Andern |
год: | 1919 |
страна: |
Германия
|
слоган: | «Gay-Themed Films Of The German Silent Era» |
режиссер: | Рихард Освальд |
сценаристы: | Магнус Хиршфелд, Рихард Освальд |
продюсеры: | Рихард Освальд, Штефан Дрёсслер |
видеооператор: | Макс Фассбендер |
композиторы: | Йоахим Бёренц, Бернд Шултейс |
художник: | Эмиль Линке |
монтаж: | Штефан Дрёсслер, Klaus Volkmer |
жанры: | мелодрама, драма, криминал, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
28 мая 1919 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
50 мин |
Фильм «Не такой, как все» — один из первых фильмов, рассказывающих об однополых отношениях. Кинокартина, снятая больше столетия назад, не теряет актуальности и в наши дни.
История повествует о трагичной любви двух мужчин, о несправедливом законодательстве, содержащем сто семьдесят пятый параграф — кровавое положение в уголовном кодексе Германии, из-за которого пострадали тысячи людей, из-за которого светлые чувства человека подавлялись государством.
В фильм включены документальные материалы: сопровождающееся фотокарточками объяснение сексолога Магнуса Хиршфельда нормальности гомосексуальности.
Просматривая кинокартину и понимая, сколько страданий вынесли люди из-за предрассудков общества, чувствуешь боль и печаль на душе, желаешь побороть несправедливость, существующую в мире.
К сожалению, плёнка дошла до нас нецелой: некоторые фрагменты были утрачены. Нацистский режим тридцатых годов прошлого века уничтожил все копии фильма, однако кинокартина, словно Феникс, обнаружилась в архиве Советского Союза, пережив кровавую немецкую тоталитарную систему, желавшую её погубить, и сто семьдесят пятый параграф.
7 ноября 2021
«Не такой, как все (параграф 175)», снятый в 1919 году, стал первым фильмом, в основе которого — тема гомосексуальной любви. Его премьера вызвала громкий скандал в немецком обществе, который повлек за собой введение жесткой цензуры.
Название фильма отсылает зрителя к известной юридической норме. Параграф 175 — закон, осуждающий противоестественные отношения между мужчинами, — был принят в 1871 году, с самого момента возникновения немецкого государства. Он был ужесточен нацистами и смягчен в послевоенное время. Окончательно отменен только в 1994 году.
Уничтожение копий фильма подчеркивает градус нетерпимости царящий в обществе того времени. Лишь случайно обнаруженный фрагмент в недрах Госфильмофонда России позволил специалистам из мюнхенского музея кино отреставрировать его в 1999 году. Недостающий киноматериал был заменен фотографиями и титрами.
В фильме рассказана трагическая история талантливого скрипача, которого из-за его сексуальной ориентации отвергло и общество и семья.
Авторы — режиссер Рихард Освальд и доктор сексологии Магнум Хиршфельд, уже имевшие опыт совместной работы и ранее снявшие несколько образовательных фильмов, посвященных разным проблемам секса в социуме (проституция, аборты, венерические заболевания), не обошлись без просветительских ноток и в этом фильме. Посредством синтеза игрового и документального кино (лекция доктора Хиршфельда, включенная в фильм) они пытаются донести до зрителя, что любовь к человеку того же пола может быть такой же чистой и благородной, как и любовь к противоположному полу.
В ряде сцен (в кафе, на костюмированном балу) режиссер передает атмосферу Веймарской республики, позже описанную Кристофером Ишервудом в романе «Прощай, Берлин», по которому в 1972 году был поставлен фильм «Кабаре».
Фильм «Не такой, как все» намного опередил свое время, показывая, что гомосексуализм это не болезнь, и что только невежественные и нетерпимые люди могут осуждать тех, кто отличается от них самих.
16 февраля 2014
Если бы я смотрела этот фильм в 1919 году, я однозначно вывесила бы зелёное полотно за текстом своей рецензии, но сейчас, в 2014, только белое, в знак независимости своей позиции.
«Не такой как все» — это кино прежде всего просветительское. Оно стремилось объяснить своим зрителям, тем, из 1 четверти XX века, что гомосексуализм не нуждается в лечении, не является пороком и и тем более не является преступлением, а потому не должен преследоваться законом.
В общем-то, эта идея поддерживается самой системой образов фильма. В произведении противопоставляются благородный скрипач и беспринципный шантажист. Режиссёр как бы ставит вопрос перед зрителями: «Кто вреднее для общества, кто более аморален?» Ответ на вопрос очевиден.
Проблема, заявленная в фильме, комментируется выступлением знаменитого профессора-сексолога, что несколько оттеняет финальную трагедию, даёт зрителю надежду на то, что общество, поняв правильно природу гомосексуализма, откажется от многих своих предрассудков и перестанет ломать жизни своих достойных представителей.
Фильм безусловно удался и даже несмотря на то, что дошёл до нас в несколько повреждённом виде, доставляет определённое эстетическое удовольствие, вызывает интерес и заставляет сочувствовать главному герою. Ещё бы! Такие мэтры играют и как блестяще играют!
Но у современного зрителя это кино может пробудить довольно грустные чувства, уже не связанные с сюжетом фильма. Например, у меня.
Авторы фильма стремились облегчить жизнь людям, волею судьбы оказавшимся не такими, как все. И сейчас в Европе эта позиция вроде бы победила. Но вот вопрос: «А кто же победил?» На улицы выходят экзальтированные, странные, диковатые представители меньшинств, абсолютно не понимающие, что признание прав не вызывает автоматически необходимость навязывания своей позиции. И данный фильм в контексте всего этого оказывается чуть ли не прародителем кино-искусства ЛГТБ, которое оправдывает гомосексуализм именно не как какую-то физиологическую особенность, а как сознательное и модное извращение, которое стали буквально проповедовать даже те, кто к нему не склонен.
Получается, что начали за здравие, а закончили за упокой. Начали с совершенно справедливой борьбы с унизительной статьёй, активизации которой в немалой степени способствовал этот фильм (я говорю о Германии в данном случае), а закончили, и в той же Германии в том числе, постыдными парадами на площадях.
13 февраля 2014