Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Отец Сергий |
год: | 1918 |
страна: |
Россия
|
режиссеры: | Яков Протазанов, Александр Волков |
сценаристы: | Александр Волков, Лев Толстой |
продюсер: | Иосиф Ермольев |
видеооператоры: | Федот Бургасов, Николай Рудаков, Станислав Себель |
композитор: | Евгений Букке |
художники: | Владимир Баллюзек, Александр Лошакофф, В. Воробьев |
жанры: | драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 мая 1918 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 10 мин |
Увы, это не полноценный фильм, а экранизация, не работающая, если вы не читали Толстого. Лучше посмотрите что-то другое.
Данный фильм посмотрел по причине желания ознакомиться со старым немым кино.
Первые 20 минут шли туговато (все-таки немое кино), но удивительно — остальной час я не скучал.
Во-первых, благодаря актерской игре главного актера: выразительно, плюс гримеры очень хорошо постарались.
Во-вторых, музыка грамотно вела через весь фильм, отдаю должное.
Возможно, Бауэр это просто не мое, но я не могу согласиться с мнением, что это актуально, гениально, шедеврально в наше время.
Допускаю, это было новаторством 100 лет назад. Но я вижу, что персонажи прописаны довольно грубо, как топором вытесаны, просто обозначены.
Наверняка в повести Толстой раскрыл все переживания, прописал все внутренние диалоги, отлично раскрыл главных героев, но здесь я этого просто не вижу.
Нам еще не показали, как герой сильно влюблен, а вот он уже готов бросить все и покончить со своей жизнью и уйти в монастырь. С чего такая перемена? Почему он так в нее влюблен?
С чего бы вообще ему такие делать из-за любви? Я лично этого не увидел. Фильм не дает нам слиться с героем, понять весь его внутренний мир, конфликт, отчаяние, что подвело к такому рубежу жизни.
С героем нет эмоциональной связи.
Чтобы создать ее, у книг есть текст, у обычного кино — слова и натуральные эмоции, а у немого кино — только гипертрофированные гримасы и жестикуляция. Мне этого определенно недостаточно.
Возможно, этого удалось бы избежать, если бы фильм был дольше — для раскрытия образа Сергия, но мы получили то, что имеем. Это просто не работает.
Наверняка Толстой в повести мастерски красочно изобразил все переживания ГГ, изобразил его тонкую натуру и подвел читателя к мысли, что уйти в монастырь — единственно верное решение.
Вот только это было в повести, а фильм гротескно, утрированно, без какого-то раскрытия и очень быстро подводит нас к тому, что герой уходит в монастырь. Там нет размышлений, нет переживаний, нет разговоров, нет накала, только грубые и нелепые (все-таки немое кино) наброски, которые лично меня вообще не погрузили во внутренний мир героя. Просто какой-то офицер почему-то обиделся на девушку и почему-то из-за этого ушел в монастырь.
Я повесть не читал, я о ней даже не знал. Поэтому мотивация и поступки главного героя мне казались странными и неоправданными.
Я понимаю, читателям повести сразу вспоминаются многие страницы, на которых полноценно раскрывается личность героя, но у фильма и книги разные способы передачи информации, и как фильм он не работает.
21 марта 2021
Немое кино, к сожалению, часто игнорируется современными зрителями, оттого даже лучшие его образцы оказываются неизвестны широким массам, кроме, конечно, как любопытным синефилам. «Отец Сергий» Якова Протазанова был не первой экранизацией одноимённой повести Л. Н. Толстого, написанной автором в поздние годы, после душевного перелома, или лучше сказать метанойи (перемена ума — дословный перевод с новогреческого). Отныне прежняя светская жизнь опротивела Толстому. Как он писал, пред ним открылся хаос бытия. Жил человек, а потом умер. Зачем жил? Бог весть! Писатель обратился сначала к философии, но там встретил полный разброд и шатание — никто не знал истины, но каждый призывал к ней. Поначалу его душа успокоилась в религии. Но чем больше проходило времени, тем яснее Толстой понимал то расхождение между светлыми и глубокими заповедями Христа и внешней обрядовостью. Писатель занялся изучением Евангелия, заново переводя с древнегреческого. Он хотел донести до всех людей ту истину, что открылась ему в учении Христа.
Само собой, ставить по Толстому фильм — ответственное дело. Нельзя подходить к такой работе спустя рукава. Но это ещё и своеобразный вызов новому тогда искусству кино — способно ли оно с конгениальной литературе глубиной передавать метания человеческой души, внутреннюю жизнь персонажа. Ведь в кино нет спасительного авторского текста, а в немой период ещё и почти не было диалогов.
Фильм Протазанова поистине появился в своё время! На сломе эпох, на краю обрыва, при падении старого миропорядка и воцарении нового. Особенно это касается нашей страны, ведь создание его заняло 2 года — от последних месяцев царской России через Временное правительство до самого рождения советской власти. Выдающийся философ Фридрих Ницше по поводу слома рубежа эпох писал, что для него всегда характерен нравственный кризис, упаднические настроения, дезориентация. Бог умер — провозглашал великий философ.
Благодаря контексту, тому временному рубежу, в который появилась эта ныне классическая экранизация, история князя Касатского, который разочаровался в прежней похотной жизни и обратился к смыслоискательству приобретает социально-политическое измерение. Да это же история России, переходящей из агонии царской власти к светлому будущему, где вся власть — Советам, а земля — крестьянам. Знаменательно, что во все дни существования советской империи, даже в самые богоборческие годы, эта картина никогда не запрещалась, не изымалась, а в 1978 году даже появилась новая экранизация.
Конечно, советские критики и партийное начальство не могли не чувствовать критического заряда писателя и режиссёра, направленного против великосветского общества, классового разделения и расслоения. Однако этот фильм никогда не был в фарватере советского искусства экрана, а скорее был кинематографическим попутчиком привычным соцреалистическим произведениям о производственных успехах трудящихся и строительстве нового светлого будущего.
Уже ретроспективно, смотря почти через 100 лет этот немой фильм, нельзя не обратить внимание, как резко он отличается по своему художественному уровню от предшествующих, да отчасти и последующих немых фильмов своего времени и своей страны. Поражает не только сияние чёрно-белого изображения, по меткому определению кинокритика Сергея Кудрявцева замечательного свойства чёрно-белого кино в гораздо меньшей степени устаревать, нежели кино цветное. Радует и тонкая, нюансированная игра актёров, без выпученных глаз, заламывания рук, театральных поз. Кино сознаёт само себя, своё отличие от театра, литературы и учится показывать историю по принципу наблюдения за реальной жизнью. Киноглаз уже появился, но не вполне открылся.
Иван Мозжухин психологически точно, опережая своё время, интуитивно выходя на кинематографическое представление героя, играет сложную роль князя Касатского, альтер эго великого писателя. Как и гениальный автор, персонаж однажды переживает мировоззренческий кризис, в результате чего прозревает, подобно евангельскому слепому, исцелённому Христом. Он понимает, что человек живёт ради умножения добра, во исполнение воли бога. Прозрев, он уже не может вернуться к прежней жизни. Он становится монахом, самым искренним, кающимся. Известные ритуалы при пострижении в монахи для него не просто традиция, а живое содержание, сама форма жизни. Как искренне он отрекается от себя, уподобляя своё распластанное на полу тело плоти Христовой! С каким благоговейным страхом он подходит к игумену, который должен быть для монаха образцом во всём! Мозжухин остаётся сдержан, ничего лишнего, а, напротив, скупые выражения эмоций. Но лицо, а именно глаза уже светятся нетварным светом. Он вовсе не актёр, что-то там изображающий на камеру. Это именно князь Касатский. Он как бы становится им, отказывается от своей личности, наполняя душевную пустоту страданиями князя. Система Станиславского, тогда лишь возникшая, впервые с такой силой воплощается в кино. Пожалуй, даже сам мэтр Станиславский сказал бы «Верю».
Для самого же режиссёра «Отец Сергий» достижение и на фоне «Пиковой дамы» с тем же Мозжухиным, где, кажется, впервые в нашем кино были применены движущаяся камера, двойная экспозиция, а мизансцены организованы таким образом, чтобы обилием людей или их отсутствием передавать отчужденность Германа, его страстное желание разбогатеть и тем войти в высший свет. А в «Отце Сергии» переродившийся князь Касатский бежит от всех соблазнов мира, в том числе и тогда, когда они приходят прямо к нему в келью. И ценность фильма состоит именно в том, что Яков Протазанов детально и скрупулёзно анализирует мельчайшие нюансы, тончайшие струны души Касатского. Он борется с самим собой, умерщвляет плоть, по примеру средневековых подвижников, но в итоге не способен преодолеть искушения мира. В этом фильм Протазанова смыкается с поздней традицией, не столько «Последнего искушения Христа» Никоса Казанзакиса, сколько с религиозными притчами Луиса Бунюэля, с такими его фильмами, как «Назарин» и «Симеон-столпник». Поиск духовной опоры в современном мире, в том числе горькое осознание, что нельзя просто закрыться от людей. Искушение идёт из души подвижника. Это главное испытание веры на пути обожения. И не каждому дано пройти дорогу до конца.
Финал фильма — торжество народной правды и мудрости. Задолго до неореалистов Протазанов вслед за гениальным Львом обращается к простой крестьянской жизни, видя в ней идеал, а в душах крестьян — покой и порядок. «Отец Сергий» как бы житие наоборот, где праведник не побеждает мир, а принимает его. Он использует свои таланты для помощи людям, наставлении их в нравственности и исцелении болезней и скорбей. По мысли Толстого, это намного важнее презрения к миру святых анахоретов ради ограждения себя от соблазнов.
Возможно, в этом и заключалось то главное, концептуальное отличие учения Толстого от позиции православной церкви, канонизировавшей исключительно бежавших людей пророков и праведников, пусть это иногда и кажется проявлением гордыни.
10 из 10
12 ноября 2019
Немое кино, к сожалению, часто игнорируется современными зрителями, оттого даже лучшие его образцы оказываются неизвестны широким массам, кроме, конечно, как любопытным синефилам. «Отец Сергий» Якова Протазанова был не первой экранизацией одноимённой повести Л. Н. Толстого, написанной автором в поздние годы, после душевного перелома, или лучше сказать метанойи (перемена ума — дословный перевод с новогреческого). Отныне прежняя светская жизнь опротивела Толстому. Как он писал, пред ним открылся хаос бытия. Жил человек, а потом умер. Зачем жил? Бог весть! Писатель обратился сначала к философии, но там встретил полный разброд и шатание — никто не знал истины, но каждый призывал к ней. Поначалу его душа успокоилась в религии. Но чем больше проходило времени, тем яснее Толстой понимал то расхождение между светлыми и глубокими заповедями Христа и внешней обрядовостью. Писатель занялся изучением Евангелия, заново переводя с древнегреческого. Он хотел донести до всех людей ту истину, что открылась ему в учении Христа.
Само собой, ставить по Толстому фильм — ответственное дело. Нельзя подходить к такой работе спустя рукава. Но это ещё и своеобразный вызов новому тогда искусству кино — способно ли оно с конгениальной литературе глубиной передавать метания человеческой души, внутреннюю жизнь персонажа. Ведь в кино нет спасительного авторского текста, а в немой период ещё и почти не было диалогов.
Фильм Протазанова поистине появился в своё время! На сломе эпох, на краю обрыва, при падении старого миропорядка и воцарении нового. Особенно это касается нашей страны, ведь создание его заняло 2 года — от последних месяцев царской России через Временное правительство до самого рождения советской власти. Выдающийся философ Фридрих Ницше по поводу слома рубежа эпох писал, что для него всегда характерен нравственный кризис, упаднические настроения, дезориентация. Бог умер — провозглашал великий философ.
Благодаря контексту, тому временному рубежу, в который появилась эта ныне классическая экранизация, история князя Касатского, который разочаровался в прежней похотной жизни и обратился к смыслоискательству приобретает социально-политическое измерение. Да это же история России, переходящей из агонии царской власти к светлому будущему, где вся власть — Советам, а земля — крестьянам. Знаменательно, что во все дни существования советской империи, даже в самые богоборческие годы, эта картина никогда не запрещалась, ни изымалась, а в 1978 году даже появилась новая экранизация.
Конечно, советские критики и партийное начальство не могли не чувствовать критического заряда писателя и режиссёра, направленного против великосветского общества, классового разделения и расслоения. Однако этот фильм никогда не был в фарватере советского искусства экрана, а скорее был кинематографическим попутчиком привычным соцреалистическим произведениям о производственных успехах трудящихся и строительстве нового светлого будущего.
Уже ретроспективно, смотря почти через 100 лет этот немой фильм, нельзя не обратить внимание, как резко он отличается по своему художественному уровню от предшествующих, да отчасти и последующих немых фильмов своего времени и своей страны. Поражает не только сияние чёрно-белого изображения, по меткому определению кинокритика Сергея Кудрявцева замечательного свойства чёрно-белого кино в гораздо меньшей степени устаревать, нежели кино цветное. Радует и тонкая, нюансированная игра актёров, без выпученных глаз, заламывания рук, театральных поз. Кино сознаёт само себя, своё отличие от театра, литературы и учится показывать историю по принципу наблюдения за реальной жизнью. Киноглаз уже появился, но не вполне открылся.
Иван Мозжухин психологически точно, опережая своё время, интуитивно выходя на кинематографическое представление героя, играет сложную роль князя Касатского, альтер эго великого писателя. Как и гениальный автор, персонаж однажды переживает мировоззренческий кризис, в результате чего прозревает, подобно евангельскому слепому, исцелённому Христом. Он понимает, что человек живёт ради умножения добра, во исполнение воли бога. Прозрев, он уже не может вернуться к прежней жизни. Он становится монахом, самым искренним, кающимся. Известные ритуалы при пострижении в монахи для него не просто традиция, а живое содержание, сама форма жизни. Как искренне он отрекается от себя, уподобляя своё распластанное на полу тело плоти Христовой! С каким благоговейным страхом он подходит к игумену, который должен быть для монаха образцом во всём! Мозжухин остаётся сдержан, ничего лишнего, а, напротив, скупые выражения эмоций. Но лицо, а именно глаза уже светятся нетварным светом. Он вовсе не актёр, что-то там изображающий на камеру. Это именно князь Касатский. Он как бы становится им, отказывается от своей личности, наполняя душевную пустоту страданиями князя. Система Станиславского, тогда лишь возникшая, впервые с такой силой воплощается в кино. Пожалуй, даже сам мэтр Станиславский сказал бы «Верю».
Для самого же режиссёра «Отец Сергий» достижение и на фоне «Пиковой дамы» с тем же Мозжухиным, где, кажется, впервые в нашем кино были применены движущаяся камера, двойная экспозиция, а мизансцены организованы таким образом, чтобы обилием людей или их отсутствием передавать отчужденность Германа, его страстное желание разбогатеть и тем войти в высший свет. А в «Отце Сергии» переродившийся князь Касатский бежит от всех соблазнов мира, в том числе и тогда, когда они приходят прямо к нему в келью. И ценность фильма состоит именно в том, что Яков Протазанов детально и скрупулёзно анализирует мельчайшие нюансы, тончайшие струны души Касатского. Он борется с самим собой, умерщвляет плоть, по примеру средневековых подвижников, но в итоге не способен преодолеть искушения мира. В этом фильм Протазанова смыкается с поздней традицией, не столько «Последнего искушения Христа» Никоса Казанзакиса, сколько с религиозными притчами Луиса Бунюэля, с такими его фильмами, как «Назарин» и «Симеон-столпник». Поиск духовной опоры в современном мире, в том числе горькое осознание, что нельзя просто закрыться от людей. Искушение идёт из души подвижника. Это главное испытание веры на пути обожения. И не каждому дано пройти дорогу до конца.
Финал фильма — торжество народной правды и мудрости. Задолго до неореалистов Протазанов вслед за гениальным Львом обращается к простой крестьянской жизни, видя в ней идеал, а в душах крестьян — покой и порядок. «Отец Сергий» как бы житие наоборот, где праведник не побеждает мир, а принимает его. Он использует свои таланты для помощи людям, наставлении их в нравственности и исцелении болезней и скорбей. По мысли Толстого, это намного важнее презрения к миру святых анахоретов ради ограждения себя от соблазнов.
Возможно, в этом и заключалось то главное, концептуальное отличие учения Толстого от позиции православной церкви, канонизировавшей исключительно бежавших людей пророков и праведников, пусть это иногда и кажется проявлением гордыни.
10 из 10
30 мая 2018
Фильм «Отец Сергий» был следующей успешной работой Протазанова после «Пиковой дамы». Наверно самую значимую роль в успехе картины сыграл Иван Мозжухин. Его игра была одновременно и очень выразительна и в то же время чиста от лишних движений — каждый жест был чётко выверен и всецело служил выражению мыслей и чувств героя.
Хочется отметить работу режиссёра и оператора, сумевших донести до зрителя самые тонкие мысли и чувства героя. Рассмотрим одну из самых сильных сцен у оврага, когда Касатский был убит осознанием того, что в нём Бога нет, а может никогда и не было. В этом месте Толстой пишет: «Да, надо кончить. Нет Бога! Как покончить? Броситься? Умею плавать, не утонешь. Повеситься? Да, вот кушак, на суку». Это показалось так возможно и близко, что он ужаснулся. Хотел, как обыкновенно в минуты отчаяния, помолиться. Но молиться некому было. Бога не было». В этой сцене фильма видны и высокий овраг, и дерево, и самое выразительное — это движение мыслей князя: смертельное утомление, решимость покончить с жизнью и разочарование в своей опустошённости…
Отдельно хочется подискутировать с Львом Толстым относительно главного посыла повести. Ведь ведущая мысль его — противопоставление служения людям и служения Богу. И что князь Каcатский, уйдя в монастырь, искал в себе Бога, и найдя было Его в момент наивысшего искушения вдовой Маковкиной, стал Его постепенно утрачивать, при общении с людьми тёмными и мелочными. В то же время народ верил в целебную силу отца Сергия и этим исцелялся, чем, вроде как, высасывал из него его веру в Бога. Библия же напротив говорит, что именно служа человеку ты служишь Богу, но не личное самосовершенствование нужно называть богоугодным делом, каким его, как мне показалось, определяет Толстой.
Судя по всему и сам Толстой в конце жизни пустился в странствие на поиски своего Бога. Нашёл ли он Его, и верил ли он в то, что это возможно, мы не знаем, но герой его повести, как полагает Лев Николаевич, вышел в конце концов на верный путь обретения Бога.
10 апреля 2017
« Чем меньше имело значение мнение людей, тем сильнее чувствовался Бог.» (с)
Этот фильм принято считать вершиной российского, дореволюционного кинематографа. Поставлен фильм по мотивам известной, одноимённой повести Льва Николаевича Толстого, в традициях тогдашней экранной, порой вычурно театрализованной манере. По меркам своего времени — это был большой успех: участие звезды киноэкрана тех лет — выдающегося артиста Ивана Мозжухина, крепкая режиссура кино-эстета Якова Протазанова, бережно написанный по отношению к литературному первоисточнику сценарий и крайне компактное, но вместе с тем обстоятельное повествование. Авторам удалось в 70 с небольшим минут экранного времени вместить целую жизнь своего персонажа — от детских лет, до седовласой старости. При том, ощущения того, будто сюжет скачет галопом по Европам нет совершенно. Уникальный случай! При всей киногеничности фабулы, та же «Пиковая Дама» снятая тем же Протазановым — страдает от недостатка хронометража. В случае «Отца Сергия» совершенный баланс: кино снято в жанре драмы, имеет мелодраматическое начало, биографическое развитие событий и притчевый финал, умудряясь следовать слову великого писателя, и сохранять огромный масштаб протяжённости этой самой истории. Поэтому безоговорочно можно похвалить как частого сценариста протазановских фильмов Александра Волкова, так и самого режиссёра, который ещё и исполнил на этой картине обязанности монтажёра. По воспоминаниям людей принимавших участие в создании ленты, Протазанов изрядно подсократил смонтированную «вчерне» картину. Но как показало в последствии время — резвый темп пошёл ленте только на пользу. Фильм, как уже было сказано вместительный, не слишком продолжительный и довольно занимательный как для любителей кинематографа, так и для поклонников классической прозы графа Толстого. Стоит отметить тот факт, что принят «Отец Сергий» с успехом был не только русским зрителем, но гораздо большую славу последний фильм Российской Империи завоевал за рубежом, куда его вывез продюсер картины Иосиф Ермольев. В самой России тогда уже шла Гражданская Война, и населению было не до «десятой музы». Справедливости ради, фильм был после возвращён на экраны, уже в мирные, «нэповские» годы. Позже он был реставрирован, озвучен и навсегда вошёл в пантеон российской классики кино, заняв почётное место среди ранних творений отечественного кинематографа.
Поскольку в самой съёмки, а также чисто визуальном воплощении картины нет нечего особенного, так как снято всё в стилистики немого кино тех лет, я заострю внимание на игре актёров и сюжете фильма. По первому пункту всё безупречно: Протазанов всегда умел набрать эталонных статистов — типажей, и все третьестепенные, эпизодические персонажи получились достоверными и живыми. Будь то шаловливая купеческая дочка, пытающаяся на спор соблазнить отца Сергия, суровый настоятель монастыря в котором князь Касатский принимает постриг, надменный офицер — однокашник героя, однажды посетивший его обитель, ветреная кокетка Мэри — невеста князя, и царь Николай I — которому на верность присягал в юности главный герой — все они вышли самобытными и колоритными личностями. Так Вера Дженеева сыграла свою Мэри Короткову, как роковую красотку не способную на возвышенные чувства, являющуюся любовницей императора, она поначалу холодна к князю Касатскому — целиком ею увлечённому, а после, желая этим браком скрыть свою порочную связь с монархом она играет его чувствами. Хотя сам признаётся жениху в том, что она царская любовница. Словом — малоприятный, противоречивый образ бережно перенесённый со страниц повести на киноэкран. Вера Орлова в роли купеческой дочки решивший соблазнить отрекшегося от мира старца — немного стервозная, заносчивая и коварная особа, которая осознаёт свою порочность и исступлённо просит прощения у человека, из за неё обрёкшему себя на телесную муку, дабы не поддаться нахлынувшему соблазну. Получился запоминающимся и образ царя, сыгранный Владимиром Гайдаровым — его Николай предстаёт человеком властным, эгоистичным и не терпящим отказов. Интересна и линия связанная с отношением к нему главного героя, которого потрясающе воплотил на экране Иван Мозжухин. Князь Степан Касатский — личность самолюбивая, гордая и нравственно цельная. Желая везде и всюду быть первым, он будучи юнкером добивается больших успехов в учёбе, в последствии становясь блестящим молодым офицером — щёголем, мечтающим проявить себя на поле брани, дабы получить признание царя — человека которому он присягал на верность. Он влюбился в первую красавицу при Дворе, за которой увивались толпы поклонников. Сумев, как ему казалось добиться её расположение, он узнаёт потрясшую его правду. Это приводит князя к осознанию того, что он не может служить этому человеку — и он оставив службу, губит и карьеру и личную жизнь, приняв судьбоносное решение уйти в монастырь. Мозжухин сумел показать метания и душевные терзания своего персонажа, его эгоцентризм, желания всегда и везде быть первым, раскаяния и смирение, а после и примирение как с жизнью, порой далёкой от идеалов, так и с самим собой — офицером-дворянином, ставшим монахом, после превратившимся в «расстригу» и осуждённым за бродяжничество и сосланным в Сибирь…
В памяти раз и навсегда оседают кадры запечатлённые первоклассным оператором Фёдором Бургасовым: будь то визит царя в юнкерское училище, бал на котором юный офицер безуспешно добивается внимания княжны Мэри, чуть было не затеяв ссору с одним из её ухажёров, церемония пострига в монахи, эпизод борьбы отца Сергия с искушением, когда старец отрубает себе топором палец, или его бегство из монастыря… Про саундтрек нечего определённого сказать не могу, он вполне обычен для немой картины — не чем не выделяется, да и вообще, есть вероятность того, что изначально музыка сопровождающая картину была иная… В любом случае, «Отец Сергий» ценен другим. А именно: актёрской игрой ведущего исполнителя и компактным сценарием, а также его безупречным воплощением. Не имевший возможности поставить картину при царском режиме (в Российской Империи был негласный запрет изображать на экране жизнь монархических особ и представителей духовенства), Протазанов снял экранизацию одиозного тогдашней власти Толстого, уже после краха этой самой власти. Забегая вперёд, нельзя не отметить, что фильм — мечта стал творческой вершиной не только дореволюционной (формально — постреволюционной, но это не особо важно) кинематографии, но и вершиной в творчестве самого Протазанова. Ибо не считая более поздней «Бесприданницы» по Островскому, это — его лучшая картина. После «Отца Сергия» режиссёр старался подлизаться новой власти, снимая одна за другой угодные той пропитанные фальшью постановки, за которые наверняка потом режиссёру было стыдно… Одним словом — фильм шедевр, который обязаны посмотреть киноманы и любители классической литературы. Однако ленивым к чтению школьникам, в качестве замены книги, фильм Протазанова вряд ли сгодиться. В этом плане гораздо уместнее будет обратить внимание детей на советскую постановку осуществлённую в середине 70-ых Игорем Таланкиным, с Сергеем Бондарчуком в главной роли.
6 сентября 2015
«Отец Сергий» — немой художественный фильм режиссера Якова Протазанова. Сюжет данной кинокартины основывается на одноименном произведении Льва Толстого и повествует о трагической судьбе молодого князя Степана Дмитрича Касатского.
Нам дан великолепный шанс за семьдесят минут проследить цепочку изменений, происходящих во внутреннем мире человека на протяжении долгих лет. Иван Мозжухин ярко и образно демонстрирует нам, как князь Степан, еще будучи юным, страстно стремится выделиться, высказаться громче остальных и даже поцеловать руку царю, что очень точно передаёт подростковый максимализм, присущий в свое время каждому из нас.
Повзрослев и обретя красоту молодого мужчины, Касатский не оставляет своих намерений стать известным в светских кругах и предпринимает некоторые решения, которые для него в будущем становятся роковыми… Его корыстное желание вступить в брак с Мэри Коротковой из знатного рода перерастает в нежные чувства к её тонкой натуре, а потом и в сильную взаимную привязанность. Но у Мэри есть тайны, и когда она открывает Степану свою откровенную правду о порочной связи с государем, тот не может более доверяться ей, и тут Иван Мозжухин предстает перед нами разочарованным, рассерженным и растерянным одновременно — актер выливает перед зрителем колоритную палитру эмоций и переживаний, отчего смотреть на диалог влюбленных в саду, когда он повторяется в воспоминаниях Степана, не надоедает, а сцена не выглядит навязчиво.
В момент предательства человек чувствует себя особенно беспомощно, он потерян и смотрит на окружающий мир, будто во сне. Касатский после долгих терзаний понимает, что необходимо что-то радикально изменить в привычном для него ходе жизни, чтобы избежать болезненных мыслей и переживаний о прошлой любви. Сцена, когда князя ведут священники, символично изображает переломный момент в сердце Степана, отказывающегося от своей личности в прошлой жизни и начинающего всё с чистого листа, который он не намерен более запятнать ошибками. Его опущенная голова свидетельствует с одинаковой дрожью внутри и о страхе перед тем, а справится ли он, и о смелости, которая движет им в эту трудную минуту.
Перед нами раскрывается мир другого человека — отца Сергия, который несмотря на долгое пребывание в монастыре не может отпустить воспоминания о прошлой жизни, где навсегда останется его первая любовь — Мэри. На мгновение в его сердце поселилось сожаление о сделанном выборе, но отец Сергий борется с самим с собой. И эта внутренняя борьба, ведущая за собой всё бОльшую необходимость в уединении, замкнутой беседе с самим собой, и сопровождает историю далее…
На пути героя встают искушения, и, несмотря на то, что отец Сергий стоически выдерживает натиск «мирских», в его глазах читается не гордость за свой духовный рост, а всепоглощающее равнодушие и усталость. И все-таки однажды отец Сергий не может удержаться перед очередным искушением. Теперь, когда в его сердце снова поселился грех, а в разуме — сожаление за сиюминутный порыв, отец Сергий убегает… убегает из монастыря, но не от самого себя.
Отца Сергия больше нет… Но и Степана Касатского больше не вернуть. Когда-то горящий пламенем юности, а позже храбрый борец за своё духовное развитие, неизвестный бродяга вынужден тенью входит в чужие окна. Так и не найдя пристанища в чьем-нибудь сердце и крове, некогда бывший князь Касатский всё же никогда не сможет выбросить воспоминания о прожитых минутах прочь из разума и души. И пусть он так и не пришёл к тому моменту, когда человек осознает, кто он и зачем пришел на эту землю, Степан трансформировался из бесшабашного и несерьезного юнца в размышляющую и глубоко чувствующую личность.
Кинокартина «Отец Сергий» с помощью образов, выразительности и метафор, немного утрировано и чрезмерно театрально демонстрирует нам жизнь человека, и его вечную, неустанную борьбу с собственным «я»; непрекращающиеся поиски себя, поиски ответов на риторические вопросы, необходимость в ограничении материального, чтобы более глубоко прочувствовать духовное — именно то, с чем встречается каждый человек и о чем повествует Лев Толстой, а позже и Яков Протозанов…
8 из 10
18 октября 2012
Фильм показывает как относительно всё, что ценится в мире обывателей (деньги, положение в обществе, любовь светской красавицы, обольщение, всеобщее уважение, известность).
Испытывая кризис веры, Касатский говорит: «Отца Сергия больше нет, совсем нет». Но, отвергнутый социумом и причисленный к бродягам, он всё же остаётся верен себе до конца.
10 из 10
20 марта 2010