Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Не хочу быть мужчиной |
английское название: |
Ich möchte kein Mann sein |
год: | 1918 |
страна: |
Германия
|
режиссер: | Эрнст Любич |
сценаристы: | Ханнс Кралы, Эрнст Любич |
продюсер: | Пауль Давидсон |
видеооператор: | Теодор Спаркюл |
художник: | Курт Рихтер |
жанры: | комедия, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 октября 1918 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 45 мин |
В обожжённой пламенем Первой Мировой войны Германской империи творческая мысль не уступала технологической в развитии. Дух экспрессионизма тихонько перешагивал границы Старого Света, а национальный кинематограф обретал всё большее признание и интерес. Этим можно объяснить стремление некоторых режиссёров к широкому диапазону тем и экспериментальным поискам собственного стиля. Эрнсту Любичу удалось не только стать одним из наиболее плодовитых режиссёров эпохи немого кино, но и достигнуть голливудской славы в эмиграции, подчёркнутой тёплыми словами от исключительно выдающихся современников, в числе которых были Хичкок, Трюффо, Уайлдер, Уэллс. Ещё до отъезда в США в работе этого режиссёра наблюдалось чередование комедий и исторических мелодрам, которые помогли ему вписать новый стиль в рамки европейского кино того времени.
Среди его главных актрис выделяется довольно популярная тогда Осси Освальда, чья непродолжительная карьера наиболее ярко проявилась именно в комедийных постановках. В «Не хочу быть мужчиной» она играет героиню под тем же именем, живущую на попечении дяди — торгового советника, вместе с гувернанткой. В глазах последней поведение девушки далеко от того, которое подобает молодой приличной фройляйн, к тому же сама Осси то и дело норовит досадить ей. Когда её дядю вызывают по делам в США, на помощь гувернантке приходит некий господин Керстен, который строго отчитывает девушку, требуя соблюдать нормы приличия. Посчитав себя униженной, Осси приходит к выводу, что причиной этому является её половая принадлежность, которую при желании можно изменить, пусть и временно. Прикупив себе мужской вечерний костюм, она реализует идею стать мужчиной.
Вся символика, присущая фильмам Любича, почти всегда искренняя и непосредственная, завязанная на страстях и изначальных желаниях людей. О намерениях своей героини он сообщает уже в двусмысленном названии фильма, чтобы затем воочию убедить нас в оправданности этого заявления через нарочито юмористичный и показательный сюжет о похождениях переодетой женщины по Берлину. Обыкновенные житейские ситуации, в которые попадает Осси, обрисовывают подлинные трудности преодоления социальных табу и массовых стереотипов относительно универсального вопроса о месте и роли представительниц слабого пола в общественной жизни. Даже в мужском обличье героиня снова вынуждена признать, что «мужчины так грубы…», а единственным источником вдохновения для того, чтобы более-менее достойно завершить столь сложный эксперимент, становится хорошо известный способ под названием алкоголь.
Социальная трансформация здесь означает необходимость радикального пересмотра устоявшихся позиций, во многом определяющих критерии сексуальной идентичности. Некоторым соотечественникам и этого оказалось достаточно, чтобы рассмотреть в Освальда едва ли не национальную икону, символ нарождающейся правовой свободы и заочно удостоить её титула немецкой Мэри Пикфорд. При очевидности жанра и кажущейся простоте фильм «Не хочу быть мужчиной», оставшийся у истоков будущих гендерных революций и новых вспышек феминизма в мире, перерастает себя и свою эпоху, затрагивая будущее. Пусть сейчас он представляется любопытным раритетом, но средства доказательства равенства прав прекрасной половины человечества, предложенные Любичем почти столетие назад то ли в шутку, то ли всерьёз, совсем не лишены смысла.
15 ноября 2017