Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Франкенштейн |
английское название: |
Frankenstein |
год: | 1910 |
страна: |
США
|
режиссер: | Дж. Сирл Доули |
сценаристы: | Дж. Сирл Доули, Мэри Шелли |
продюсер: | Томас А. Эдисон |
видеооператор: | James White |
композитор: | Дональд Сосин |
жанры: | ужасы, фантастика, фэнтези, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 марта 1910 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 13 мин |
Оригинальный роман, который называется «Франкенштейн, или современный Прометей», был написан в 1818 году, за семьдесят семь лет до появления кинематографа. Скорость технического прогресса дала возможность появиться экранизации в 1910 году, когда, вероятно, ещё были живы те, кто застал момент первой публикации книги. Джеймс Сирл-Доули выступил режиссёром.
Сюжет экранизации значительно сокращён по сравнению с книгой, поскольку тащить съёмочное оборудование в заснеженную степь в 1910 году вряд ли кто-то захотел бы. Тем не менее, многие моменты книги сохранены и воспроизведены очень бережно, будь то женитьба Франкенштейна, исчезновение Чудовища вскоре после создания, и его попытки «достучаться» до разочарованного и расстроенного отца. Важно заметить, что вопреки распространённому мнению оригинальный роман является не столько пугающим, сколько трагичным произведением, но из-за упомянутого выше сокращения сюжета в экранизации преобладает страх, так что «Франкенштейна» 1910 года можно уверенно считать полноценным хоррором.
Несмотря на то, что ужастики снимали и раньше («технические» элементы страха присутствуют ещё в «Замке дьявола» 1896 года), по-настоящему жуткие ленты появились только во времена «Франкенштейна», когда чудовища выглядят как чудовища, а вместо недоумения персонажи испытывают настоящий страх. Внешность и характер Чудовища примерил на себя Чарльз Огл. Получилось немного карикатурно, но момент, когда монстр впервые наклоняется над своим отцом, пугает даже в наши дни. Весьма интересно показан процесс создания Чудовища, который в книге намерено описан без подробностей: в версии Доули великий гений создаёт своё детище из различных ингредиентов в котле, будто алхимик эпохи Возрождения. Какие времена, такие и методы, тем более, что события происходят в XVIII веке. Огастес Филлипс в образе Виктора Франкенштейна колоритен, но в некоторых местах чересчур пафосен — всё по стандартам актёрской школы тех лет. Мэри Фуллер играет здесь Элизабет — невесту Франкенштейна. Влияние героини на сюжет невелико. Она есть и это плюс.
Помимо актёров большой вклад в этот фильм внесли создатели декораций, которые буквально пестрят элементами старины или научных экспериментов. Потрудились создать даже макет человеческого скелета. Опытный анатом с первого взгляда поймёт, что это макет, но почему бы не допустить, что Франкенштейн использовал его для обучения друзей или каких-то учеников? И лаборатория, и библиотека, и родной дом юного гения выглядят столь привлекательно из-за того, что подобная обстановка даже в 1910 году уже казалась старинной.
Сложно сравнивать этот фильм с другими экранизациями, поскольку решающее значение тут играет эпоха, в которую формировался кинематограф. Для времён, которые предшествовали Первой мировой войне, «Франкенштейн» — настоящий шедевр!
10 из 10
13 сентября 2021
Кажется, ещё совсем недавно (касательно даты выпуска первого «Франкенштейна») Люмьеры пробовали своё новоиспеченное детище исключительно для увековечивания каких-то рабочих с фабрики, сцен из семейного быта или прибытие поезда на ж/д станцию. За всеми этими натуралистическими и праздными изысканиями нашлись последователи, сформировавшие в последствии, то, что сейчас принято считать эпохой Немого кино. И Жорж Мельес со своими «зелёными человечками» и Джастес Барнс из «Большого ограбления поезда», заставивший современников-зрителей отложить не один фунт «кирпичей» прямо в кинотеатре — все эти «первопроходцы» вывели нишу кинематографа на новый уровень, предъявив свои претензии миру искусства. Но вместе с тем, находились и люди, смекнувшие, что кино — вещь, которая может быть ценна не только в творческом эквиваленте, но и в кое чем «потвёрже».
Одним из таких людей стал некий Дж. Сирл Доули, воспользовавшись ещё «непропаханным полем» для экспериментов, сотворивший один из первых «ужастиков» в истории кино. И всё бы ничего: использование действительно грамотного материала с глубокой подоплёкой и внушительного грима Чарльза Огла (тут уже заслуга самого актёра), могли бы действительно сыграть на руку всей постановке. Но Доули побрезговал использовать качественные декорации, в угоду малобюджетности картины, превращая последнюю не только в среднепробное кино, но и в совершенно посредственную театральную постановку, где и Огастес Филлипс показал себя не с лучшей стороны и эпизодическая Мэри Фуллер совершенно не спасает положения, постоянно находясь спиной к камере.
Несомненно большой респект за попытку навеять «страх» (как бы не распылялись лжеценители «немого»), но это, скорее, халтура, нежели полноценная фантастика с элементами ужаса. Тот же Мельес, ещё восемью годами ранее, создал просто сумасшедшее для своего времени «Путешествие на луну». Вот и думай потом, так ли были чисты помыслы режиссера при больших, в общем то, возможностях.
6 из 10
26 января 2019
В те времена, когда ты сам себя гримировал, если хотел сыграть монстра…
Франкенштейн
Кино вышло в 1910 году (вдумайтесь)! Идет целых двенадцать минут с половиной. Режиссером числится Дж. Сирл Доули. Монстра играл Чарльз Огл. Безумного доктора Франкенштейна — Огастес Филлипс. Некоторые киноманы даже не подозревают об этой экранизации Мэри Шелли.
Я не буду включать выпендреж (якобы всю жизнь о ней знал), так как долгое время полагал, что кино с Борисом (от Джеймса Уэйла) является первым. Ничего подобного! Ошибался. К Мэри Шелли и раньше обращались. Крутая была тетя, будоражила умы (своими книгами) многих кинематографистов.
Вы можете заявить, что само произведение тяжело засунуть в маленькую короткометражку. Согласен. Но, режиссер выдал действительно жуткую зарисовку. Особенно посмотрите момент, когда монстр появляется на свет. Хотя сам он больше смахивает на лохматого оборотня. Забавно.
Мне очень понравилось. Единственный минус, положа руку на сердце, вялая концовочка. Надо было обыграть немного иначе. Мелочи. Короткометражка Доули не стала великим шедевром того времени, как «Путешествие на Луну» от Жоржа Мельеса. Слишком очевидно. Пускай, ведь перед нами все равно настоящая классика.
«Франкенштейна» экранизировали миллион раз, режиссер Доули умудрился стать первооткрывателем. Настоятельно рекомендую ознакомиться (почитатели хоррора, ау). Долгое время картина считалась утерянной. Качество оставляет желать лучшего, но пускай так, чем вообще никак.
P.S.
Большое уважение тому мужику, который нашел и сохранил этот раритет!
7 из 10
7 августа 2018
… с того дня, как в 1818 году увидел свет роман Мэри Шелли «Франкенштейн», как на него обратили своё внимание деятели новорождённого кинематографа, верно учуяв немалые перспективы в плане сбора денежных средств. И хотя объёма кассовых сборов 1910 года история до нас не донесла, последующее столетие подтвердило, что создатели фильма были на верном пути — последовавшие бесчисленные экранизации, вариации и пародии на тему «Франкенштейна», сделавшие монстра одним из самых узнаваемых персонажей в массовой культуре, стали для многих поколений актёров и режиссёров настоящей золотой жилой.
Интересен тот факт, что нас, живущих в XXI веке, отделяет от года создания фильма уже больший срок, чем прошло до его создания с момента написания романа (92 года). Иными словами, этот фильм — самый настоящий музейный экспонат, стоящий в одном ряду пусть не с «Прибытием поезда», но с фантастическими фильмами Мельеса уж точно. Казалось бы, о какой рецензии тут может идти речь? Но тем не менее…
В отличие от знаменитой версии 1931 года данная картина, затерявшаяся на фоне многочисленных подобных лент, прошла в прокате, по большому счёту, незамеченной, в течение многих лет считалась утраченной, да и о существовании нынешней отреставрированной версии знают немногие. «Да как же так? Первая экранизация Франкенштейна, и такое забвение? Сейчас мы это исправим, написав на это легендарное кино достойную рецензию, пусть зритель осознает всё величие фильма!» Затаив дыхание, начинаем смотреть и… мда. Перед нами явно не Китон и не Чаплин, а самый что ни на есть типичный образец раннего немого драматического кино — последовательность долгих статичных планов с патетически жестикулирующими героями. Вздыхаем, произносим про себя «нашёл до чего докопаться — что ты хотел от фильма 1910 года? Ещё бы динозавров вспомнил» и потихоньку задвигаем заготовленную фразу о недооценённом величии ленты куда подальше. Но что у нас остаётся за вычетом того, в чём картина совпадает с другими подобными фильмами тех лет? Да, в общем-то, не так много — это «спецэффект», который заключается в монстре, постепенно вырастающем из чана с булькающей жидкостью (спасибо другим рецензентам — просветили, что для создания этого эффекта плёнку прокручивали задом наперёд, для тех времён — приём достаточно новаторский). Сцена эта, правда, мне показалась подзатянутой — фильм идёт 12 минут (хотя должен идти 16 — наверное, мне досталась неполная версия), а сцена — больше двух. С другой стороны, больше в фильме особо смотреть не на что, так что стремление создателей фильма показать «спецэффект» во всей красе вполне оправдано. Что ещё? Бродящий по комнатам монстр, напоминающий помесь дикаря и жителя средневековой Европы — не улыбнуться при его виде невозможно.
Вердикт: в плане кинематографического искусства интереса фильм интереса не представляет, но вполне заслуживает просмотра как эталонный представитель раннего немого кино «со спецэффектами».
7 из 10
P.S. В попавшейся мне версии фильма чередуются участки трёх цветов — светло-серого, жёлто-коричневого и синего. Означает это, скорее всего, что при реставрации брались фрагменты с различных рулонов, но смотрится, будто так и было задумано. И ещё интересный момент — в музыкальном сопровождении пару раз звучит весьма уместно вставленный отрывок из увертюры к классической немецкой опере «Вольный стрелок».
15 августа 2015
дивительно аккуратная экранизация для пятнадцатиминутного немого кино.
Франкенштейн отправляется в колледж и через два года открывает тайну жизни и смерти. С помощью своего открытия он собирается создать в огромном котле совершенного человека. Но злая сторона натуры Франкенштейна вместо идеального человеческого существа создаёт монстра. Франкенштейн пугается и падает в обморок, монстр уходит, а очнувшийся учёный едет домой, готовиться к свадьбе. Монстр приходит к нему, обвиняет и проявляет ревность к невесте Франкенштейна, но тот изгоняет чудовище, которое при этом впервые с омерзением видит себя в зеркале. После свадьбы монстр появляется снова, пугая невесту своего создателя до обморока. Франкештейн в ужасе бросается к девушке, а чудовище отступает к зеркалу, глядит в него… и тут любовь побеждает злое начало: от монстра остаётся лишь отражение, которое заменяется отражением Франкенштейна, когда тот подходит к зеркалу…
Фильм достаточно неплох в художественном плане. Конечно, история в короткометражке очень упрощена и местами к ей можно придраться, но в фильме есть чувство, есть своеобразная атмосфера. Хороши и актёрские работы — Чарлз Огл играет скорее эдакого Калибана, чем привычное нам монументальное чудовище, компенсирующее уродство мощью (кстати, свой грим Огл разработал сам же).
Хочу отметить интересный спецэффект в сцене создания монстра. Куклу в виде него изготовили, очевидно, из чего-то горючего, использовав как каркас бутафорский скелет, засняли процесс её сгорания, а затем прокрутили назад; таким образом зритель видит, как обмякший скелет постепенно выпрямляется, обрастает «плотью», обретающей всё более чёткие формы, во всполохах и дыму (само пламя на чёрно-белой плёнке почти не видно). Смотрится это довольно интересно, а в 1910 году, наверное, и вовсе впечатляло чрезвычайно.
Стоит отметить, что это первая экранизация Мэри Шелли, и долгое время она считалась утерянной (ещё в «Пляске смерти» 1980-го Стивен Кинг говорил о фильме как об утраченном). Уже это делает фильм интересным и, по-моему, заслуживающим просмотра.
22 марта 2014
Больше ста лет назад. Казалось бы — какие можно было снимать спецэффекты, когда ещё и слова-то такого наверное не было? И тем не менее уже тогда, перед войной, кинематографисты обращались к такому сложному жанру, как ужасы, вовсю используя метод обратной съёмки, зеркала и спецэффекты на проволочках — и этими же самыми методами до сих пор продолжают пользоваться создатели фильмов, не смотря на то, что, казалось, уже можно нарисовать на компьютере абсолютно всё — но на проверку выходит, что старые методы мало того, что они выходят куда дешевле, так ещё и выглядят намного более натуральными, чем рисованные.
В 1910 на кинематографической мануфактуре Эдисона режиссёр Дж. Сирл Доули явил миру своё видение романа Мэри Шелли, использовав те самые методы, о которых я говорила выше. Оставив неизменными канву и имена героев, он разбавил сюжет смыслом, которого в оригинальном тесте не было, но который был близок тому времени на переломе эпох.
Молодой студент Франкенштейн уезжает учиться, оставляя дома невесту. Но вместо того, чтобы прилежно сидеть за учебниками и стать специалистом, он решает замахнуться на самого Бога, создав искусственного человека. Но вместо совершенства получается монстр, который начинает преследовать своего создателя. И лишь когда Франкенштейн с помощью своей невесты осознал свою ошибку — что он вовсе не Бог, что он простой смертный и не должен пытаться подняться выше, чем ему положено — что важна любовь, а не двигавшая им прежде гордыня — монстр исчезает, не оставляя о себе ничего.
Таков сюжет этого короткого, 13-минутного фильма. Возможно, если бы подобный сюжет снимали бы сейчас, то фильм растянулся на пару часов и бoльшую часть времени нам пришлось бы наблюдать терзания главного героя. Но вот в чём прелесть старых фильмов — всего за несколько минут они успевали рассказать куда больше, нежели многие теперешние режиссёры за несколько часов. И даже сейчас пресыщенного зрителя не могут не удивить многие технические находки — да, конечно, понятно, что рождение монстра воспроизводилось в обратную сторону, но с другой стороны — использование цветного фильтра придаёт этому особое, завораживающее зрелище.
Так же как и игра актёров. Не произнося ни слова, они смогли показать на экране все переживания своих персонажей, а образ монстра, созданный Чальзом Оглом не может не впечатлить — косматое чудовище, словно бы вышедшее из какой-то сказки и не понимающее, что оно такое — и почему его так избегает собственный создатель. На этом примере стоило бы поучиться многим современным актёрам, которые на протяжении всего фильма ходят с одним выражением лица и ничем не показывают, страшно им или нет.
9 из 10
30 сентября 2013
Сейчас в 21 веке мы уже привыкли к разного рода монстрам и чудовищам, которые являются как загримированными актерами, так и компьютерными моделями. Но от куда же берут своё начало мумии, вампиры, оборотни и прочие экранные монстры?
Одним из первых фильмов где появился загримированный актёр играющий монстра является «Франкенштейн» режиссёра Сирл Доули выпущенный в 1910 году.
Фильм являлся вольной интерпретацией романа Мэри Шелли. Не смотря на это, сюжет у картины получился интересным и поучительным. Актёрская игра также впечатляет, ведь показать чувства персонажей без слов не простая задача.
Сам монстр сыгранный Огастесом Филлипсом выглядит и ведёт себя весьма натурально. Во время просмотра не возникает сомнения, что на экране присутствует настоящие чудовище, созданное незадачливым учёным. Монстр, который всеми силами пытается разлучить Франкенштейна с его возлюбленной, но в конце погибает поверженный силой любви.
В дальнейшем про чудовище Франкенштейна выйдет большое количество фильмов, но не в одном из них мы не увидим такого монстра, какого нам представили в 1910 году. Первый блин определённо не получился комом, а фильм навсегда занял своё место в истории кино.
25 июня 2012
С тех пор, как я прочитала в учебнике по английскому сжатый до ничтожных размеров текст бессмертного произведения Мэри Шелли, я загорелась желанием познакомиться с ним ближе. Так получилось, что на этот фильм я натолкнулась раньше, чем прочитала текст. Тогда фильм на мне произвёл неизгладимое впечатление. И даже после того, как я прочитала книгу, это впечатление не только не ослабело, но и стало ещё сильнее.
На самом деле тема произведения является злободневной и актуальной, хотя роман был написан в далёком 1818 году. И писательница, и многие режиссёры, снимавшие фильмы по этой книге, напоминают нам о том, что жизнь-то одна. Что это подарок, а не данное нам право, как говорится в песне группы Nickelback. Её нельзя вырастить в пробирке. А если уж ты решил, что можешь стать выше Бога, то неси за это ответственность. Не можешь? Тогда и за это нужно будет ответить. Так произошло с Франкенштейном, который отказался от своего творения. Не убеги Франкенштейн в испуге, не брось он своего монстра, может и не стал бы тот таким монстром? Может, он не стал бы виновником многих смертей, и не пришлось бы Виктору Франкенштейну бегать по всей Европе за тем, кого так хотел создать и от кого так легко отказался, ради мести? Почти наверняка.
Что касается самого фильма, то он меня очень удивил. Я не особо люблю фильмы, снятые в период зарождения кинематографа. Но этот «Франкенштейн», как я уже говорила в начале, меня поразил. В который раз я убедилась, что и чёрно-белый немой фильм может так передать всю атмосферу книги, так передать все эмоции, так понравиться зрителю, как не могут даже многие из современных произведений киноискусства. И пускай фильм немного упрощён, но зато его создатели сохранили всю красочность, всю эмоциональность, всё идейно-тематическое содержание первоисточника.
Музыка здесь играет едва ли не самую главную роль, ведь она отражает все настроения фильма, заставляя и зрителя прочувствовать то же самое: счастье Франкенштейна, женившегося на Элизабет, ужас учёного при виде своего создания, невыносимая боль от потери близкого человека — всё это мы переживаем вместе с героями.
Стоит отметить и потрясающую игру актёров. Передать чувства своего героя лишь жестом, позой, взглядом — это ли не талант?
Музыка, актёры, чёрно-белые тона, облик Франкенштейна — всё это делает фильм по-настоящему пугающим, запоминающимся и поучительным.
Даже оценку поставить не могу. Да и нужно ли?
25 декабря 2011
Первая экранизация произведения Мэри Шелли «Современный Прометей» или же «Франкенштейн». Год 1910, без крови, без спецэффектов, без компьютеров, без миллионного бюджета, без мяса, этот фильм сможет напугать. Немое кино длинной в 15 минут. Да сейчас такого эффекта не может произвести ни один фильм ужасов. Всё снято почти как по книге, есть, конечно, кое-какие недочёты, но зачем на них обращать внимания?
Молодой студент Виктор Франкенштейн решил поиграть со смертью и обрести путь к вечной жизни. Но по своей, же ошибке создаёт чудовище, которое затаило обиду на своего создателя и решает отомстить, за отнятую жизнь, за муки и прочие злодеяния, которые сотворил с ним Виктор.
Кто же не знает этой истории? Даже человек, который не интересуется фильмами ужасов, знает эту историю. Здесь нет никаких взрывов, крови, спецэффектов, нецензурных выражений (да и каких либо выражений), здесь чистая атмосфера ужаса и страха. Без всяких навороченных «штучек дрючок». Монстр здесь выполнен прекрасно, вызывает ужас. Игра актёров просто шикарна. Не считаю это самой лучшей экранизацией «Франкенштейна», но, безусловно, она одна из лучших. Классика — бесценно.
18 июня 2011
Франкенштейн, молодой студент, покидает дом в поисках знаний, оставляя любимую и отца. По приезду в колледж Франкенштейн изобретает формулу воссоздания совершенного человеческого существа. В ходе эскперимента на грани добра и зла Франкенштейн воссоздает совершенную человеческую формулу, побеждая божественные начала. Но — о, ужас, вместо идеального существа из лаборатории исторгается ужасный монстр, и, Франкенштейн в великом испуге покидает свое творение.
Первая экранизация романа Мэри Шелли «Франкенштейн» донельзя удачная. Фильм поражает своей конкретностью, атмосферностью сцен и музыкальным сопровожден ием. Взгляд привлекает образ чудовища, сыгранный Чарлзом Оглом. Монстр не вызывает негативных эмоций, только нотки сочувствия. Чарлз довольно долго прорабатывал свой костюм, и в результате получилось довольно страшное зрелище для тех времен. Смена освещения сьемочной площадки, гипервыразительные движения актеров и замечательное музыкальное сопровождение, нарастающее в моментах особого напряжения — все крайне четко продумано, и не даром считается не только началом кинематографа, но и классикой мирового кино.
Для нас, поколения, избалованного спецэффектами и изощренными сюжетами, первый «Франкенштейн» может показаться крайне нелепой короткометражкой длиной чуть более пятнадцати минут, но стоит присмотреться, и нам откроется трагическая история молодого ученого и его творения, безобразного на вид, но с чистой душой и любовью к своему создателю. В конце концов, создание погибает, растворяясь в зеркале, и в заключительной сцене Франкенштейн радуется вместе с новоявленной женой исчезнувшей проблеме.
Поразительно, как ранее в шестнадцати минутах Сирлу Доули удалось вложить душещипательную историю Создателя и его Творения, а в современном мире за два часа экранного времени порою бывает сложно словить нить рассказа, да и стоит ли?
Доули снял за свою жизнь более 100 фильмов и вошел в анналы кинематографии, как один из первопроходцев индустрии фильмов.
10 из 10
23 января 2010
Вот она настоящая, классика жанра, да, пожалуй, и не только жанра, но и кинематографа в общем. Страшно подумать: прошло уже почти 100 лет после релиза данной киноленты, смотрится она уже не так свежо и пугающе, но классика остается классикой.
Оценивать Франкенштейна с технической стороны — по крайней мере, глупо, ведь о каких спецэффектах можно говорить в начале двадцатого века, когда кинематограф только начинал свой нелегкий путь? Длительность картины составляет всего 16 минут, да и в это короткое время вы не услышите ни одной фразы, ведь это немое кино.
Атмосфера в фильме довольно гнетущая, этому способствует жуткое музыкальное оформление, которое играет на протяжении всего фильма, изредка меняя темп. Ну, и отличная игра актеров. Здесь актеры не играют — они перевоплощаются в своих героев.
Декорации выглядят шедеврально. В будущем, множество фильмов возьмут за основу именно данный стиль оформления. Прочитав книгу, а после этого посмотрев фильм, — поймешь, что максимально точно и живописно места событий переданы именно в оригинальной шестнадцатиминутной постановке. Именно она так точно передала весь настрой произведения Мэри Шелли.
Монстр Франкенштейна выглядит здесь очень убедительно, ведь делал его сам актер, исполнявший его. И, по-моему, получилось у него это хорошо, вполне в духе романа. Все это несовершенство чудовища показывает неспособность человека соперничать с богом.
Начало начал для жанра ужасов. Пропустить непростительно, особенно учитывая то, что фильм абсолютно бесплатно и легально можно посмотреть в сети, тем самым ознакомившись с классикой.
10 из 10
4 октября 2009
Не стоит обольщатся и ждать от фильма неких страшных открытий и откровений. Проще говоря он вовсе на страшен, но тем не менее обладает некоторой долей атмосферности. Безусловно в очень далёкие годы, когда фильм был создан, возможно он и возбуждал в зрителе страхорождение и может испуг (однако так ли это или нет, мы не знаем (хотя скорее всего так)). Но ныне фильм не порождает таких чувств, а лишь улыбку при взгляде на пафосно-театральную игру, размахивание руками, возбуждённое открытие рта и прочие вещи характерные для раннего кинематографа. Однако, стоит отметить, что это вовсе не идёт в ущерб самому фильму и его действию. А такие сцены, как зарождение чудовища Франкенштейна, финальная сцена с зеркалом, да и вообще все сцены с участием чудовища просто замечательны. Какое-то оборванное существо, махающее руками и открывающее рот как рыба, шагающее широкими шагами и шевелящее пальцами в страшных позах имеет схожесть с неким злобным волосатым гномом-переростком, но тем не менее не могущим причинить кому-либо вреда. Чудовище сразу завоёвывает симпатию зрителя и смотреть на него гораздо приятнее, нежели на студента Франкенштейна.
Весь фильм держится именно на чудовище (что вовсе не умаляет его достоинства (фильма)), а сцены с участием невестки, студента и прочих актёров смотрятся как проходные. Само действие фильма совершается где-то в пяти локациях, особое значение среди которых занимают некая лаборатория Франкенштейна, где будет происходить его рождение (в этой локации стоит отметить сидящего на переднем плане бутафорского скелета как сигнала к тому, что сейчас будет происходить нечто ужасное, фантастическое и тайное — рождение чудовища) Само же чудовище рождается после заброса в огромный чан нескольких щепоток магичесого порошка (самого пристального внимания в этой сцене заслуживает поведение Франкенштейна, очень экспрессивное, сродни поведению безумных учёных из малобюджетных будущих кинолент). Такой же экспрессией, как было уже сказано выше, обладает и само чудовище в исполнении Чарльза Огла (однако повторимся, что это как качество раннего кинематографа).
Другая заслуживающая внимания сцена — финальная, которая заставляет зрителя остановить взор на ярко-выраженно стоящем зеркале в полный рост героев и последующей метафорической развязке. Хотя особого какого-то восхищения она всё же не поднимает.
В целом фильм запоминается созданным образом, игрой актёров, некоторыми декорациями, не навевает каких-то особых сюжетных раздумий и будет приятным минивремяпрепровождением как для взрослых, так и для детей.
11 июня 2009
В общем-то, ничем не выдающаяся аннотация к 16 — минутному фильму, на самом деле представляет собой первую экранизацию романа Мэри Шелли. Сколько впоследствии было снято фильмов о всевозможных экспериментах и сверх-людях, мне даже страшно представить. Я таких фильмов успел посмотреть несколько десятков, и про чудовищ, и про сверх-людей, и зомби, и еще бог знает кого. Но персонаж Франкенштейна известен, как никто другой.
Главное понимать, что «Франкенштейн» — история не только о чудовищном эксперименте, но и о борьбе добра и зла в душе самого студента — доктора Франкенштейна. Именно этот фильм 1910 года я бы назвал классикой жанра ужасов и фантастики. В последнее время я пересмотрел по меньшей мере четыре фильма про чудовище Франкенштейна, но не один так не запоминается даже сейчас.
Представляю, как это выглядело в то время, когда актеры чаще всего сами придумывали образ для своих ролей — а в этом фильме актер выглядит совсем не так, как в современных римейках. Можете убедиться, взглянув на постер фильма. В общем, очень атмосферное кино, …хотел сказать даже сейчас, но я не делаю скидки на время. Да, этот Франкенштейн страшный и атмосферный всегда! Рекомендовать можно всем, тем более что 16 минут экранного времени — просто сказка для историй с чудовищами.
Зрелищность — 5
Постановка — 4
Актеры — 5
Сценарий — 5
Ожидаемость — неожиданно страшно
Мое слово — страшно в хорошем смысле, рекомендую!
12 мая 2009
Коротенький немой фильм умудрился уместить в себя очень многие ключевые элементы романа Мэри Шэлли. Это словно краткий пересказ текста, причем довольно зрелищный.
Монстр сделан отлично, а помимо него в фильме много хороших эффектов, особенно скелет поразил. Действительно зрелищно, действительно красиво. Визуальный ряд выполнен просто прекрасно, радуя глаз и прекрасной актерской игрой и всем действием на экране.
Финал, конечно, далек от романа, но мне он даже больше понравился. Сцена с зеркалом воистину гениальна. Это как финал «Носферату» 1922 года, в корни отличающийся от романа Брэма Стокера, но превосходящий его своей силой, эмоциональностью и значимостью.
Очень многие метафоры вложены в действие за 16 минут, фильм многозначный, поучительный, несущий в себе глубокий смысл и не один. К тому же снят очень красиво и интересно. Классика — бесценно!
10 из 10
5 февраля 2009