| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.3 |
IMDb
|
6.4 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Случай с фортепиано |
| английское название: |
L'accident de piano |
| год: | 2025 |
| страна: |
Франция
|
| режиссер: | Кантен Дюпьё |
| сценарий: | Кантен Дюпьё |
| продюсеры: | Юго Селиньяк, Оливье Пер |
| видеооператор: | Кантен Дюпьё |
| художник: | Жоан Ле Бору |
| жанры: | триллер, комедия, драма, детектив |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$26 173 |
Мировые сборы:
|
$3 154 015 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
16 июня 2025 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 28 мин |
В новом фильме Кантена Дюпьё режиссёр будто бы проводит публичную терапию, используя в качестве кушетки большой экран. Сюжет вращается вокруг юной блогерши с врождённой анальгезией (нечувствительностью к боли), которая превращает свою редкую болезнь в вирусный контент, нанося себе экстравагантные увечья на глазах у миллионов. Её успех оглушителен, её одиночество — абсолютно. Всё меняется с появлением настойчивой интервьюерши, чей профессиональный интерес девушка с циничной прямотой называет «сексуальными домогательствами», обнажая тоску по простой человеческой близости.
Фильм с первых минут читается как самый откровенный автопортрет Дюпье. Героиня, как и сам режиссёр, — заложник успеха, построенного на специфическом, шокирующем зрителе «трюке». Её спрашивают, зачем она это делает, почему её видео такие короткие и абсурдные. Ровно те же вопросы годами адресуют и Дюпьё. Через историю блогерши он будто парирует: а почему нет, если это находит отклик? И тут же задаёт себе более важный вопрос — а есть ли в этом, кроме кассовых сборов, польза? Несёт ли его искусство, как и жестокие ролики героини, хоть крупицу социальной рефлексии? Фильм осторожно намекает, что да — заставляя задуматься о природе зрительского внимания, превращающего чужую боль в развлечение.
Однако самый интересный поворот происходит на эмоциональном пике. Когда между героинями наконец возникает хрупкое понимание и на экране появляются первые искренние слёзы, Дюпьё совершает фирменный кульбит. Он резко и грубо меняет тональность, обрушивая на зрителя поток чёрного, почти фарсового юмора. Этот ход — чистый манифест. Режиссёр словно кричит: «Нет, не ждите от меня голливудского катарсиса и слезливой морали! Только провокация, только жёсткий, неудобный смех». В этот момент он смыкается со своей героиней, которая тоже является пленницей ожиданий аудитории, требующей от неё постоянного экстрима.
И здесь же кроется главная двойственность картины. С одной стороны, этот поворот — блестящая демонстрация авторской верности себе. С другой — он же и обезоруживает фильм. Многообещающее, почти болезненное исследование одиночества, эксплуатации и жажды любви в цифровую эпоху намеренно низводится до уровня абсурдистского скетча. Вместо глубокого катарсиса зритель получает поверхностную шутку, вызывающую чувство упущенной возможности. Метафора с вороном и несостоявшейся пианисткой кажется недостаточно проработанной, словно Дюпьё, поставив точный диагноз (одиночество в цифровую эпоху), наотрез отказался даже гипотетически обсуждать лечение.
11 декабря 2025
Оригинал Дюпьё, а мы все уже знаем этого тонкого, неявного юмориста, делает из актёров нелепых чудаков с физическими или/и умственными недостатками, похожих на паяцев в цирке. Режиссёр, как обычно, идёт против мейнстрима, когда на потребу инстинктов толпы, для более выгодных продаж демонстрируются глянцевые модели. И это намерение в чистое, бескорыстное, нарочно немасштабное, скромное искусство очень располагает. Француз лишает сексуальности даже изначально ей обладающую Экзаркопулос и смешно заставляет всех беситься. Ведь свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого, и персонажи француза активно нарушают эти границы, гадят друг другу: как плешивый помощник главной героини плюёт ей в йогуртовую кашицу. Сама собой возникает мысль, что мешает человеку находиться в комфорте, быть счастливым только другой человек. Как и, естественно, только другой человек позволяет ему ощутить смысл жизни, направление сил. Словно все мы, наделённые эго, своими интересами, созданы, заперты здесь только для забавных интриг, конфликтов меж собой, подобно симам в «The Sims», над которыми потешается седовласый небесный всесильный игрок.
Привычно лёгкой подачей, обычным для себя занятием вроде бы милой ерундой Дюпьё опять маскирует серьёзную, злободневную тему, которая уже давно волнует автора этих строк, что в итоге приводит к драматичной, трагедийной, но тоже такой, картонно поданной, вы поняли — Дюпьё, развязке. Ведь подавляющее большинство представителей сферы визуального, более, блогерства ничего не производит и не занимается благородным творчеством, а паразитирует на стремлении бездумных масс к шок-контенту, другим подобным поверхностным вещам для заполнения их пустого досуга. Блогеры живут за счёт рекламы тоже зачастую ненужных товаров. В результате получается цикл напрасного сектора деятельности. Журналист, берущая интервью у блогера, задаёт ей сакраментальный вопрос: «Почему вы не останавливаетесь? Вам же хватает денег». На что та, долго отказываясь отвечать, в конце концов выдаёт логичный и ужасный ответ: «А что если нет причины? Вселенная в основном состоит из пустоты». Именно. Одноимённая фраза из светлейшего советского мультфильма «Просто так» приобретает здесь мрачный оттенок. Многое делается просто по инерции, как люди продолжают сидеть в чатах, набитых мусором, когда это им не нужно. Правда, не только лишь все это способны осознать (не говоря уже о воли отвязаться); фолловеры героини, горящие желанием с ней сфотографироваться, — уж точно способностью обделены.
У Дюпьё, отмечал в комментариях на другие работы режиссёра, обычно автоматическое действие, лишённое нерва подлинной драмы. Не соучастный взгляд внутрь живых персонажей (здесь он включает, как инородное тело, мнимо настоящий — журналистку), а невозмутимый со стороны на одногранные характеры, не отказывая себе в удовольствии съязвить, когда у «болванчиков» вдруг просыпается толика запоздалой души. Дюпьё минималист, адепт, скажем так, «быстрого прохождения» и только касается вопросов. Парадокс тут вот в чём: не приветствуя поверхностный взгляд, концептуализм, а предпочитая глубокие психологические штуки в кинематографе, можно справедливо принять абсурдистского озорника, мастера маленьких, тонких курьёзов Кантена Дюпьё за исключение и сказать, что этого порой не требуется.
7 из 10
19 ноября 2025