Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Василиса и хранители времени |
год: | 2024 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Павел Лунгин |
сценаристы: | Александр Лунгин, Мария Сапрыкина, Анна Денисова, Павел Лунгин |
продюсеры: | Евгений Панфилов, Павел Лунгин |
видеооператор: | Карим Имамиев |
композитор: | Екатерина Чемберджи |
художник: | Никита Хорьков |
жанры: | фэнтези, комедия, приключения, семейный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $1 897 323 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
'Как, обольщая нас окраской, слова-труха, слова-утиль в иных устах до пошлой сказки низводят сказочную быль'. (А. Т. Твардовский)
Синопсис на странице фильма определяет лишь общие границы того, что можно понимать под словом 'сюжет'. Если бы не приятный закадровый голос Леонида Ярмольника, зритель находился бы в святом неведении относительно того, что напридумывали четверо сценаристов в этой 'сказке'. Зритель - существо крайне доверчивое. Прочитал на рекламном плакате 'приключенческое семейное фэнтези 6+' и - всей дружной семьёй на премьеру. А там... собака приятной наружности неожиданно превращается в голого мужика! А там - Дарья Мороз в костюме Леди Гаги, едва не облизывая микрофон, томно шепчет 'Хочу лайков!' А там - периодические 'сказочные' сцены 16+! Я, конечно, понимаю, что время не стоит на месте. Что это самое время требует нового подхода к фильмам. Но почему этот 'новый подход' должен быть обязательно со знаком '-'?
Народный артист Российской Федерации и Лауреат Каннского кинофестиваля Павел Семёнович Лунгин в представлении не нуждается. Тем более обидно, что такой Мастер не сумел просчитать все риски в своей новой работе. В одном интервью он сказал: 'Захотелось перемешать современную жизнь с привычной нам мифологией. И мне в какой-то момент стало казаться, особенно во время этого дикого увлечения лайками, что в них есть какая-то непонятная нам магическая сила: их так хотят, но нельзя объяснить, почему их так хотят. Я планировал изначально, чтобы это было столкновение старого, привычного нам поэтичного волшебства — русалочьего, снегурочьего — с новым виртуальным волшебством интернета, когда нечистая сила вылезает из экранов компьютера и телевизора'.
Именно по этой причине изначально фильм должен был выйти в прокат с названием 'Василиса и королева лайков', но 'мне с самого начала казалось, что 'королева лайков' звучит как-то неловко, не совсем по-русски, как будто что-то лающее. 'Хранители времени' больше подходит для фэнтези, к тому же эти самые хранители времени в сказке присутствуют' (П. Лунгин). Здесь ключевое слово - 'в сказке'. В этом знакомом всем нам с самого раннего детства слове заключается всё самое доброе и светлое. В сказке для аудитории 6+ не должно быть - без всяких оговорок! - сцен, за которые родителям будет стыдно перед детьми. Неужели создатели картины не видели этого, когда впихивали в сюжет весь 'джентльменский набор' современных молодёжных фильмов!
Главный недостаток этой картины заключается в том, что режиссёр выбрал абсолютно неудачное название. Всяких-разных 'хранителей времени' мировой кинематограф повидал немало, но Василиса - это настоящий сказочный русский 'бренд'. В русских волшебных сказках Василиса Премудрая или Прекрасная — лишь одно из имен невесты героя, которую могут звать и по-другому: Елена Прекрасная, Марья-царевна, Царь-девица, Настасья-королевишна, Варвара-краса и так далее. Но все эти персонажи всегда - положительные, и совершенно не требую 'современного осмысления'. По словам режиссёра 'Василиса и хранители времени' — это сказка-фэнтези, а фэнтези — это приближение сказки к мифу. В мифах всегда есть ответы на сложные вопросы...'
Зачем шестилетнему ребёнку отвечать на 'сложные вопросы'? На эти неудобные вопросы придётся отвечать родителям, когда они придут из кинотеатра домой, потому что доверились рекламе фильма: 'Уже этой осенью на российские экраны выходит фэнтези для всей семьи 'Василиса и хранители времени' с погружением в новый оригинальный мир. Картина сделана для сегодняшней самой широкой аудитории. Зрителей ждет невероятный актерский состав и уникальная сказочная история, которой нет аналогов'. (Максим Рогальский, управляющий партнер кинопрокатной компании 'Наше кино')
Российский зритель безусловно готов рублём поддерживать отечественный кинематограф, но только в том случае, если режиссёр не заигрывает с 'самой широкой аудиторией' в надежде собрать максимальную прокатную кассу. В желании заработать нет ничего плохого, потому что это серьёзный стимул для будущих кинохитов. 'Василиса и хранители времени' таким хитом никогда не станет, потому что главные 'сказочные персонажи' картины - лайки - сыграли с фильмом злую шутку: 'интернетная молва' уже третью неделю весьма нелестно отзывается о картине, но ещё есть люди, которые всё пробуют 'на своей шкуре'. Я попробовал. И смею утверждать, что потраченные на фильм 500 000 000 рублей не вернутся в государственную казну, потому что сказка - ложь, да в ней намёк - будущим изготовителям фэнтези урок...
25 октября 2024
Сходил с детьми на 'Василису и хранители времени'. Я думал, что после 'Чука и Гека' отечественные киноделы просто не смогут снять что-то более идиотское, но тут на сцену в белом пальто вышел — честь и совесть эпохи — Павел Лунгин и со словами 'подержите мое пиво', принялся снимать 'Василису'.
Концентрированный бред, какая-то дичайшая мешанина. Лунгин решил, что раз уже у нас тут постмодерн, то в детскую картину следует засунуть бездну каких-то аллюзий и отсылок, начиная с 'Девочки со спичками' Диккенса и образа Гретты Тунберг и заканчивая перформансом 'Человек -пес' Олега Кулика, когда голый Кулик скакал на поводке и лаял...
При том, что некий идеологический заказ был в целом правильным. Насколько я понял, задача стояла такая — продемонстрировать детям и подросткам, что погоня за лайками и популярностью в сети — это злая магия и ненастоящая жизнь, а лайками 'тик-токеров миллионников' питаются демоны. Все правильно, но исполнение — полный треш и хаос, за которым посыл вообще не просматривается. Дарья Мороз ещё эта в главных ролях — совершенно не обаятельная актриса со злыми глазами.
Анна более менее смотрела, а Иван в середине фильма тихонько достал телефон и начал играть в 'Стенд офф 2'. Аня бы тоже последовала его примеру, но нее нет телефона..
Впрочем, было несколько и любопытных, удачных ходов, но они терялись в дремучем, густом лесу Лунгина.
Например, интересный образ из ночного кошмара снегурочки - Гретты Тунберг. Снеговик, который стоит на льдине, горит и не сгорает. Неплохо.
Потом интересный сценарный ход — Василиса, оказывается на сотню лет заключённой внутри декоративного шара со снегом и деревом, не помню как такие называются, их нужно трясти. С другой стороны, это образ из западного коллективного бессознательного, у нас нет таких шаров, они не являются частью национального культурного кода.
Забавно, что одна из хранителей времени — тётенька — впадала в транс, когда дед Николай (синкретическая смесь деда Мороза и Святого Николая Мирликийского Чудотворца) включал романс 'Дружба' в исполнении Вадима Козина.
Ну и неплохо сыграл толстый мальчик — тик-токер — идиот по прозвищу Студень, кривляние которого очень поддерживает 'мамуля'. Мальчик классно играл, но режиссёр почему-то использовал его только в эпизоде.
Вот и все.
А в остальном полная хрень. К тому же, Лунгин транслировал эту типичную либеральную позицию, что зла нет и выбора нет, а есть среда и обстоятельства, которые во всем виноваты. А так все люди хорошие, даже если ведут себя как мудаки.
Так-то оно так, да не так.
Поразительно, как человек, снявший безусловный шедевр 'Остров', уже на протяжении 20 лет снимает такую невыносимую дичь и раз от раза все хуже и хуже. Наверное, потому что 'Дух дышит где хочет'.
15 октября 2024
Этот фильм содержит в себе столько пасхалок, что разгадывать его и восхищаться можно ещё долго после просмотра. Имя Павла Лунгина хорошо известно зрителям по фильму 'Остров' и абсолютно естественно, что его новый фильм не мог быть поверхностным и развлекательным даже в жанре детского фэнтези. Отдельно порадовала музыкальная составляющая фильма из ностальгических песен, как напоминание о времени, когда в людях было больше добра и человечности.
'Василиса и хранители времени' производит первое впечатление сумбурного смешения старых сказок и современных трендов. Но это только на первый взгляд обывателя, привыкшего смотреть короткие развлекательные видео без смысловой нагрузки. Для зрителя думающего и внимательного - фильм просто кладезь. Из мира добрых сказок Ганса Христиана Андерсена, наполненных любовью и христианской моралью нас погружают в современный яркий мир лайков, гаджетов, прожигания времени и погони за вечной молодостью. И этот мир настолько уродлив, что вызывает отторжение. Блестящая работа режиссера! Мы словно смотрим в волшебное зеркало и не хотим узнавать в нем себя. Как и в любой сказке здесь есть противостояние добра и зла. На стороне добра воюют хранители времени. Когда-то давно они подарили людям время и следят, чтобы все шло своим чередом. Главным хранителем является хорошо знакомый всем детям Дед Николай (Санта Клаус или Дед Мороз в современном понимании), чьей силе и могуществу завидует другой хранитель и строит постоянные козни, из-за которых Дед Николай попадает в вечную ссылку на землю. Там он обретает новую внучку Василису, которая живёт в заповедном лесу, без гаджетов и интернета. Она обладает волшебной силой, добрым сердцем и сама является частью природы и именно ей предстоит противостоять злу.
На стороне зла - тик-тАкеры (по аналогии с тик-токерами) во главе с Дашей, растрачивающие чужое время и похищающие лайки. Тик-так - прямая отсылка к часам. Нам буквально на пальцах объясняют, как эти гаджеты и клипы воруют наше время и внимание. Вот они новые идолы, владеющие умами и душами нового поколения, вызывающие восхищение и желание подражать. И при этом не представляющие из себя ровным счётом ни-че-го. Не просто так суперпопулярный тик-такер превращается в деревянного пупса - болванку. Это показывает зрителю обратную сторону известности блогеров. Большинство из которых - пустышки, не отличающиеся голосом или талантом, но при этом получившие большую аудиторию благодаря интернету. Главная героиня фильма Даша (в исполнении Дарьи Мороз) наглядный пример того, как из доброго хорошего ребенка может вырасти чудовище, если он предоставлен сам себе. А также какие психологические травмы несёт нехватка внимания и любви. Как часто вы слышите фразу: 'Поиграй со мной' от собственного ребенка? И как часто вместо того, чтобы сразу отозваться на его просьбу, вы говорите: 'Подожди', сами не выпуская из рук телефон. Ведь там же интереснее, правда?!
Удивляюсь, что в фильме родители замечают 'полуголого мужчину в ошейнике (он играл собаку), местами непристойные танцы, страшное подземелье со страхами', а в жизни упорно не замечают. Они вручают гаджеты ребенку чуть ли не в год, вместо того, чтобы проводить время вместе. И совершенно не интересуются какой контент в интернете потребляют их дети. Вот что на самом деле страшно! Когда собственными словами и руками роете ребенку подземелье со страхами... Из которого он будет ещё долго выбираться в поисках детской травмы с помощью психологов.
Хочется, чтобы после просмотра этого фильма каждый задумался, какой величайший дар дан человеку - Время. И как надо его ценить, беречь и тратить только на действительно важные вещи. Всем добра!
8 октября 2024
Какой был интересный трейлер, и какой оказался бессмысленный фильм. Пошли на это кино с классом (2 класс)... как же мне было стыдно перед родителями, за то что дети это посмотрели. Далеко не 6+... в лучшем случае 10+.
Во-первых - очень занудное начало, ну прям нить теряется, о чем говорят.
Во-вторых - сюжет никакой, просто набор меняющихся картинок, без каких-либо интересных диалогов и вообще мыслей.
В-третьих - фильм местами ЖЕСТОКИЙ и страшный. Когда показывают детям противостояние добра и зала - это хорошо, НО показывать это нужно не мордобоем и унижением... (Когда мужик в боксерских перчатках бьет в лицо неугодному ему подростку, и тот падает в пропасть это... как бы - ужас. Да, понятно, что автор показывает зло, НО можно как-то по-другому это сделать? Взять за шкирку, например, и отпустить в пропасть, или (это же про волшебную силу фильм) просто сделать, чтобы он исчез и уже попал туда, куда нужно. А не показывать сцены насилия (избиения) и оскорбления (этот и в жизни хватает).
Само подземелье с девочкой, которая олицетворяет зло, - очень жуткое (6-8 лет потом ночью спать не будут), жуткие картинки и сцены там происходят. Просто фильм ужасов.
Дед, который вроде бы и хороший персонаж, а прячет водку (и да это тоже показано) и втихаря ее пьет, несмотря на 'сухой закон' (цитата!), какой-то аморфный и уставший жить уже.
Девочка Василиса (главный, но судя по фильму совсем нет, персонаж) - экоактивистка и защитница приводы, вроде живет в лесу и как бы не в теме мирной жизни, но постоянно тычет деду, что он 'абьюзер' и нарушает 'ее личные границы'.
Лично у меня фильм вызвал только отрицательные эмоции, не красивый, не про волшебство, жестокий, показывающий самые мерзкие черты людей фильм. Это точно не для детского просмотра, и уж точно не формирует объективный и положительный взгляд ни мир у детей.
Если бы можно было поставить минусовую отметку, я бы поставила. Очень жаль, что такие фильмы пропускают на большой экран. Я вышла с полным ощущением, что посмотрела 'Реквием по мечте' в российском исполнении и с детьми в ролях. К слову, до конца мы фильм досматривать не стали, так как последние 10 минут были жестокие сцены (детям этого видеть не нужно было).
7 октября 2024
В последнее время много интересных сказок на новый лад. Из наиболее примечательных из них могу назвать «Конёк-горбунок», «По щучьему веленью» и, конечно же, «Чебурашку». Очень интересно было посмотреть, как современные авторы обыграют классические волшебные истории и вышло ведь действительно неплохо. И вот теперь на экраны вышло новое семейное фантэзи Павла Лунгина 'Василиса и хранители времени', которое с одной стороны носит в себе мотивы классики, а с другой является свежим и довольно интригующим произведением для самой широкой аудитории.
Непосредственно сюжет фильма рассказывает нам удивительную историю, которая происходит на нашей планете прямо сейчас, но корни ее уходят гораздо дальше, нежели только можно себе представить. Порядок и мир во Вселенной поддерживает орден всесильных бессмертных - Хранителей времени. Когда-то давно именно бессмертные сделали Землю пригодной для жизни и пристально следили за ходом эволюции, которую сами же и запустили. Однако с появлением человека все на Земле изменилось, ведь люди и сами захотели стать бессмертными, а потому Хранители времени решили покинуть нашу планету и обосноваться на своей космической твердыне, где куда спокойнее и тише. Отныне члены ордена редко вмешиваются в дела людей, но при этом за всеми внимательно и пристально присматривают издалека. И вот однажды за одну провинность на нашу Землю был сослан один из бессмертных, Николай, который некогда опекал свою внучку Дашу. Однако произошло непредвиденное, когда девочка не сдержала в себе магию и выплеснула ее наружу, что едва не привело к большой катастрофе. Понимая, что Даша и в дальнейшем может сеять для людей большую опасность, он заточил ее в блестящий волшебный шар, а сам оказался в изгнании.
Дальнейшая история происходит уже в наше время, где Николай тихо и неприметно живет в уютном лесном домике и у него появилась новая воспитанница, Василиса. Она также, как и волшебник, обладает большой силой и очень важно сохранить ее в тайне и как можно реже использовать, чтобы не привлекать к себе лишнее внимание. Но Василисе в любом случае придется показать свое волшебство миру, ведь судьба сталкивает ее с той самой Дашей, которая спустя сотню лет все-таки вырвалась на свободу и теперь она одержимо показать всем. Чего она стоит на самом деле. И первым делом Даша хочет сохранить свою молодость и обрести еще большую силу, а для этого ей необходима магия Василисы. Но несмотря на то, что она еще подросток, так просто сдаваться на милость злой чародейки она не собирается.
Эта история в первую очередь интригует своей оригинальной идеей, которая нашла предельно увлекательное отображение на экране. Павел Лунгин решил соединить в своей картине как мотивы наших популярных сказок, так и новомодное рассказы про иные миры, Вселенные и удивительных бессмертных чародеев. Кроме того, в сюжете довольно важную роль играет влияние интернета на детей и подростков, ведь они буквально одержимы своими сетевыми кумирами и готовы ради них на все. Вот та же Даша, она не только использует магию, но и буквально питается лайками своих многочисленных подписчиков, тем самым продлевая свою молодость и получая дополнительное могущество, которое во благо она, естественно, использовать не собирается.
Хочу выделить в главной роли Машу Кошину, которую мы уже могли видеть в сериале «Контейнер» и фильме «Тренер». Здесь она сыграла интересный образ и заставила проникнуться большим вниманием к своей Василисе. Вместе с девушкой мы будем раскрывать для себя истинные масштабы этой истории и скажу, что размах тут действительно Вселенский – магия, чудеса, другие миры – все это на самом деле увлекает и неудивительно, что при всех своих знаниях Василиса тоже частенько всему удивляется. Ну а Дарья Мороз стала тут просто идеальной злодейкой. Вот смотришь на нее и не знаешь, восхищаться ее коварством или бояться. Сыграна роль просто идеально. История Даши проработана очень детельно и даже трагично. Ее детство вовсе не было простым, она пережила немало трагичным моментов еще во времена Российской Империи, которые реально произвели на меня сильнейшее впечатление. Так что у всех ее действий есть свои причины и скажу, что следить за ней не менее интересно, чем за самой Василисой.
Мой итог: «Василиса и хранители времени» - это на самом деле интригующее фэнтези для всей семьи и как раз тот фильм, который можно и даже нужно посмотреть всей семьей вместе. Поверьте, будет очень интересно и волшебства точно хватит на всех.
8 из 10
4 октября 2024