Прочел тут как раз статью про режиссера: мол, ютубер насобирал на проект и при поддержке старших более именитых коллег снял свой дебют, который прям оммаж популярным хоррорам, вдохновлен Реинкарнацией и все такое... Честно говоря, такое.
Сомнения появились, когда вскрылись имена тех самых именитых коллег. За исключением Флэнэгана, который в начале карьеры снимал неплохие хорроры и, что теперь очевидно, случайно снял мой любимый хоррор-сериал Призраки дома на холме, остальные хоррор-мейкеры делали в основном ширпотреб. Ну и Шьямалан, как вдохновитель, тоже тут поприсутствовал. Пусть и не явно, но все же, хочешь или нет, тень его нашьямаланила.
Второй звоночек, что использовалась смешанная техника. По мне, так если берешься снимать мокьюментари или 'найденную пленку', иди до конца. Начало фильма меня очень заинтересовало, и я надеялся, что вкрапления иного киноязыка будут происходить дозированно, дополняя друг друга и сменяя друг друга снова и снова. Но нет, мокьюментари часть заканчивается довольно быстро и больше ее не будет, что для меня, как для поклонника жанра, оказалось разочарованием.
Все бы ничего, но на выходе получается не то, что 'франкенштейн' из оммажей, а скорее 'франкенштейн' из штампов. Ничего нового, все видали миллион раз. Сюжетные ходы, твисты, древние скримеры, идиотские последние кадры.
Лично для меня 'оммажевость' фильма вообще очень сомнительна. На Реинкарнацию похоже потому что... А на Ребенка Розмари потому что... А на Ведьму из Блэр вот поэтому. Прямо говорить не буду, чтобы эту рецензию все же опубликовали, но приведу идентичный пример, что я как две капли воды похож на Ари Астера... потому что он носит очки, и у него две руки. А еще у него есть нос.
Параллель с братьями Филиппу начинается и заканчивается ютубом. Всё! В этом случае братья просто недостижимая вершина для автора 'Шелби Оукс'.
Не знаю, виноваты ли в таком печальном итоге именитые 'помощники' или Крис Стакманн просто не мой режиссер, но очень жаль, что так получилось. Учитывая, как мало хороших хоррор-мокьюментари в принципе. Не буду ныть, что в целом и хороших хорроров мало... Пусть. Пусть лучше их будет мало. Это означает лишь переход из количества в качество.
5 из 10
4 ноября 2025
Вышедший как раз к Хэллоуину 'Шелби Оукс' становится уже вторым примером того, как ютуберы переходят в режиссуру хорроров. Впервые подобный случай мы наблюдали в 2023 году, когда братья Филиппу представили публике отличный развлекательный образец жанра. Теперь же мы имеем дело с фильмом, созданным по схожей формуле, но уже под руководством Криса Стакмана.
'Шелби Оукс' представляет собой сплав игрового кино и мокьюментари с элементами найденных плёнок. По сюжету Райли является основательницей YouTube-шоу 'Паранормальные параноики', где она вместе с друзьями исследует заброшенные места в попытке запечатлеть нечто сверхъестественное.
Фильм открывается как псевдодокументальное расследование исчезновения Райли и её команды. Архивные записи чередуются с интервью сестры пропавшей и другими фрагментами, стилизованными под документальные вставки. Уже в первых сценах внимательный зритель без труда заметит отсылки к 'Ведьме из Блэр' и 'Искателям могил', а также узнает характерные приёмы японского хоррора, в частности, почерк Кодзи Сираиси, автора культового фаунд-футеджа 'Noroi'.
Так же, как и таинственные сущности в фильме, зрителя будут преследовать параллели с другими классическими произведениями жанра: 'Солнцестояние', 'Озеро Мунго', 'Ребёнок Розмари' и многие другие вспоминаются то в одном, то в другом эпизоде. Для большинства фильмов такое количество аллюзий стало бы проблемой, но Стакман превращает их в преимущество, там, где обычно умирает сценарий, он выстраивает особую атмосферу, подкупая своей искренностью и фанатичной любовью к жанру.
Там, где нужно нагнать страх — страх действительно приходит; где требуется саспенс — рождается подлинная тревожность. Музыкальное и визуальное оформление органично дополняют друг друга, создавая ощущение целостного, продуманного произведения. Это честный хоррор-аттракцион, способный подарить поклонникам жанра дозу быстрого дофамина без излишней претенциозности.
В 'Шелби Оукс' чувствуется рука человека, искренне уважающего и глубоко понимающего хоррор. Когда такие режиссёры приходят в индустрию, становится особенно приятно осознавать, что история жанра используется не ради эксплуатации знакомых приёмов, а ради их переосмысления и развития, в руках действительно талантливого автора.
3 ноября 2025