| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.3 |
IMDb
|
5.9 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Сёрфер |
| английское название: |
The Surfer |
| год: | 2024 |
| страны: |
США,
Австралия,
Ирландия,
Великобритания
|
| режиссер: | Лоркан Финнеган |
| сценарий: | Томас Мартин |
| продюсеры: | Леонора Дэрби, Нэйтан Клингер, Форд Корбетт, Джэтин Десай, Грег Фридман, Роберт Паттерсон, Майкл Ротштайн, Франсуа Тетаз, Райан Уинтерстерн, Николас Кейдж, Брунелла Коччилья, Роберт Коннолли, Джеймс Грэндисон, Джеймс Харрис, Марк Фазано, Лоркан Финнеган, Сэмюэл Холл, Джошуа Харрис, Марк Лэйн, Апур Парих |
| видеооператор: | Радослав Ладчук |
| композитор: | Франсуа Тетаз |
| художники: | Пол Даффи, Эмма Флетчер, Сьюзи Опи, Лиен Си Леонг |
| монтаж: | Тони Крэнстоун |
| жанры: | триллер, драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$284 795 |
Сборы в США:
|
$1 306 597 |
Мировые сборы:
|
$2 107 931 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
18 мая 2024 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 40 мин |
«Серфер» — это типичный продукт категории B, но с одной важнейшей оговоркой: в его центре — Николас Кейдж, находящийся в своей стихии. Фильм можно читать как минимум в двух ключах: как экзистенциальную притчу и как трибьют актерскому безумию его главной звезды. И в обоих случаях он оставляет неоднозначное, но яркое впечатление.
Николас Кейдж как главный спецэффект
Игра Кейджа — это не просто часть фильма, а его самостоятельный и главный критерий качества.
С первой же минуты Кейдж погружает зрителя в мир своего персонажа — человека, балансирующего на грани навязчивой идеи и психического срыва. Его путь от одержимого мечтой серфера до постепенного превращения в подобие бомжа — это актерский перформанс в чистом виде. Кейдж отчаянно, с надрывом пытается убедить нас в реальности этого безумия, и в эпоху, когда зритель все видит наперед, ему это с блеском удается. Вы пришли за Кейджем — и вы получите его сполна.
Сценарий ловко играет на двойном дне. С одной стороны, это классическая история о том, что «чем больше стараешься, тем быстрее ускользает мечта» и о важности жизни в настоящем. С другой — это мрачный взгляд на движение «locals only», показанное исключительно с его агрессивной, бандитской стороны. Хотя сама тема приватности и безопасности сообществ могла бы быть раскрыта глубже, фильм использует ее как фон для личной одержимости героя.
Финал, где герой не меняется, а лишь адаптируется, чтобы наконец покорить волну вместе с сыном, — сильный и небанальный ход. Он подтверждает, что одержимость — это ядро его личности. Блестяще работает и сценарная находка с «честным обменом»: очки на бинокль, а затем пиджак на пистолет — эти, казалось бы, бессмысленные сделки с бездомным (едва ли не единственным честным персонажем) обретают роковую логику в финале, мастерски замыкая круг.
7 из 10
Это фильм-настроение и фильм-перформанс. Он о странной, извращенной логике одержимости, где цель оправдывает любое падение. Это увлекательное и безумное путешествие с Николасом Кейджем у руля.
8 ноября 2025
Очередной фильм, где Николас Кейдж снова устраивает настоящий перформанс: он мечется между истерикой и гипнозом так убедительно, что в кадре нет никого, кроме него. При этом всё пространство вокруг облеплено агрессивной рекламой - Lexus блестит на солнце, логотипы iPhone сверкают очень часто, ну в стиле Apple, агрессивно и навязчиво.
Картинка хлещет по глазам. Радек Ладчук, тот самый оператор из «The Babadook», не упускает ни одного необычного ракурса: камера падает под доску, кружит вокруг головы Кейджа, помещая её в символ сердца, и выводит цвета на такой уровень насыщенности, что кажется, будто контраст выкручен до упора - примерно так же я иногда «пережариваю» свои фотографии, когда хочется залипнуть в кислоту.
Музыка поддерживает этот водоворот. Франсуа Тетаз мешает фэнтезийные струнные с жизнерадостными джинглами 1950-х про печеньки и сухие завтраки. Получается странная, но атмосферная смесь, отсылающая к старому плёночному Кино.
Сюжет снова про буллинг, и в самой жёсткой форме: ощущение такое, будто перенёсся в Россию девяностых и случайно завернул не в тот двор. Пляжные виды красивые, но снимали их будто в 70-е: мягкие, тёплые, перенасыщенные оттенки днём и ночью добавляют жару и слегка плавят пространство. Постепенно фильм сворачивает к сектам, религиозным культам, гуру и прочей тематике подавления воли человека. Пляж оказывается мистическим - время в нём сбоит, сцены стыкуются как пазл из разных коробок, и в какой-то момент понимаешь, что смотришь глазами человека, у которого разум идёт трещинами.
Самое любопытное - как лента добирается до отвращения. Вместо привычной крови и распила здесь gross-out body-horror: всё строится на липкой слизи, экскрементах, поедании крыс и прочей бытовой мерзости. Это, кстати, отлично сочетается с тем, что критики называют «нарративным садизмом»: зрителя держат на крючке серией унижений героя, доводя ситуацию до кипения и проверяя нашу способность выдерживать этот спектакль.
Некоторые визуальные эффекты, хоть и минимальны, цепляют именно тем, что логика мира уже развернулась наизнанку. В итоге картина показывает, как человек ломается и вдруг с удовольствием становится тем, кого вчера презирал. Разложение личности, переход из одной крайности в другую и никакого облегчения — только жаркое солнце, треск песка на зубах и привкус безумия.
4 августа 2025
Очень крутой и мощный по энергетике фильм, в котором Николас Кейдж играет такого батю, который всю жизнь прожил в Америке, но родился в Австралии, и вот он возвращается туда со своим сыном. Приезжают они на побережье — там дом, в котором он вырос, сейчас выставлен на торги, и он хочет его выкупить, типа вернуться в родные места. А место — кайф: пляж, большие волны, красиво, хочется просто спуститься к морю, посерфить.
Но тут они сталкиваются с группой местных молодых серферов, и те сразу же в грубой форме сообщают: если ты тут не живёшь — ты тут не серфишь, валяй обратно. И всё, не пускают их к воде. Те, соответственно, разворачиваются, уходят. Но потом герой Кейджа возвращается один, паркуется у какой-то кафешки, и с этого момента начинается вязкая воронка событий, в которую режиссёр грамотно затягивает и главного героя, и зрителя.
Он пытается пробиться к морю, но местные его не пускают и начинают над ним издеваться. Сначала воруют доску. Он вызывает полицию — но та, по сути, тоже на стороне местных. Потом ему изрисовывают машину, потом у него садится аккумулятор, потом он заходит в кофейню подзарядить телефон — и тот пропадает. И так шаг за шагом, всё разваливается, подкрепляясь фоном разваливающейся личной жизни и потерей контакта с агентом по покупке дома. Всё это происходит на фоне дикой жары, под солнцепёком, и в какой-то момент всё начинает походить на бред. Структура диалогов напоминает фильм «Отец» Флориана Зеллера — когда простыми средствами нагнетается ощущение, что человек теряет связь с реальностью. Ты не понимаешь: это всё на самом деле происходит? Или это уже глюки? Может, он вообще в какой-то момент просто потерял рассудок и теперь живёт в своём сне? Может, он уже давно тут как бомж обитает в машине, просто всё забыл, и сейчас у него идёт какое-то внутреннее пробуждение? Вдобавок к этому режиссёр буквально ослепляет зрителя солнечным светом и кайфово работает со звуками — то птица орёт, то какое-нибудь насекомое трещит, и всё это создаёт гнетущую, почти психоделическую атмосферу.
Главный герой планомерно опускается на дно, сходя с ума и теряя свою идентичность. Всё это доходит до грани, когда он вступает в прямую драку с одним из этих местных. Сюжет структурно напоминает фильм «Игра» Дэвида Финчера, но развязка здесь находится несколько дальше, чем это кажется на первый взгляд.
По сути, перед нами триллер, в котором замешано всё — щемящее чувство ностальгии, жёсткая территориальная агрессия, внутренний крах, разложение личности на фоне враждебной среды и палящего солнца. История, которая не просто рассказывается — она становится штормом в голове и накрывает, как гигантская волна. Устоять и не захлебнуться возможно только одним способом — встать на доску и сёрфить.
8 из 10
21 июля 2025
Нет лучшего подарка для начала лета, чем увидеть фильм, действия которого разворачиваются на пляже. Сёрфер - это интригующий, но лёгкий муви, который поднимает тяжелые вопросы со дна океана и выплёскивает их с песком вам на голову. Жаркая идиллия - дом на пляже, лексус, семья и родной берег, на котором ты бегал мальчишкой. Вот оно уже почти на ладони, но неожиданно всё катится в бездну.
В Сёрфере есть несколько сшитых между собой уровней. Первый сюжетный и незатейливый. Главный герой хочет купить дом в родном посёлке, но местные бандиты-сектанты выступают против чужаков. Они третируют его всю дорогу, а он сопротивляется и настаивает на своём, мечтает жить у моря и выходить на доске к волнам, но попадает по ходу оперы в разные неурядицы.
Второй слой я бы назвал сюрреальным абсурдом, нарочито яркие краски, размытые горизонтали, выпуклые линзы с ультрашироким изображением пытаются нас обмануть - где реальность, а где сон? Сон ли это? Или наш герой попадает в нечто наподобие лимба, где он вынужден вечно страдать и вспоминать жуткие моменты прошлого, выбираться из ловушки своих страхов. Нам невыносимо больно за сёрфера-неудачника, но мы продолжаем попытку разгадать - что нам нужно делать дальше? Пройти обряд инициации, переродиться, принять себя и обстоятельства, совершить жертву. Самый подводный уровень этого фильма - экзистенциальная драма и тщетность, разочарование в своих идеалах. Что мы увидим в финале - загадка? Это прошлое, настоящее или будущее отца и сына? Динамика повествования пессимистична, но очень мифологична.
Режиссёрски 'Сёрфер' не удивляет мастерством. Это приятное, несложное зрелище, чем-то иронично заигрывающее с летними комедиями категории Б. Николас Кейдж - идеальный кастинг, он упрощает общее настроение и не даёт превратиться фильму в чрезмерно назидательную басню. Джулиану МакМэхону знакома демоническая сущность еще со времён зачарованных, и он в ней превосходен. В сценарии не хватает более острых углов и может быть подробных диалогов. Эмоции актёров, драки и другие чудные сцены создают и мрачную, и яркую, волшебную атмосферу безвыходного, истерического шока. А Мораль может быть слегка банальна - жизнь то сказка, а иногда комикс, иногда триллер, а иногда античная трагедия, или кафкианская притча. От бездомного бродяги до успешного менеджера может быть пять минут и никто не даст тебе ответов, почему это случилось именно так и именно с тобой.
9 июня 2025
От режиссера Лоркана Финнегана ты всегда ждешь чего-то особенного и претенциозного. Именно этот режиссер относительно недавно подарил нам такие фильмы, как «Вивариум» и «Другой глаз», которые только внешне похожи на типичный триллер. На самом же деле это драматичные и сложные истории, в которых поднимаются самые разные вопросы, включая смысл своего существования и понимание того, что тебе необходимо делать в жизни вопреки тому, что от тебя ожидает окружение. И «Серфер» не стал исключением. Это фильм, который является гораздо более глубоким произведением, нежели может показаться. Но в тоже время это кино, которое может разрушить ваши ожидания, так как является на деле совсем не тем, чем вы думали.
Если брать фильм Лоркана Финнегана поверхностно, то он рассказывает нам историю безымянного серфера в исполнении Николаса Кейджа. Он некоторое время прожил в Америке, после чего вернулся в Австралию для того, чтобы окончательно пустить здесь корни и наслаждаться жизнью. Вместе со своим сыном-подростком (роль исполнил Финн Диттл), серфер отправился на отдаленный пляж для того, чтобы поплавать на досках и поймать волну. Для Австралии это логичное и совершенно типичное развлечение. Однако по прибытии на место герои сталкиваются со Скоттом «Скалли» Каллаханом, лидером то ли местной банды, то ли секты. Они считают, что этот пляж – их полноценные владения и никто без их спроса сюда сунуться не может. Конечно же, они решают сделать объектом своих издевок серфера и его сына, однако вечно терпеть такое отношение они точно не будут.
Согласно общим сюжетным зарисовкам, «Серфер» является типичным экшен-фильмом, в котором обычный парень решает наказать хулиганов и показать им, что они совершенно не правы и как минимум должны извиниться. Однако если у руля проекта такой режиссер, как Лоркан Финнеган, то стоит ожидать, что все будет совсем не так просто, как можно было подумать. В трейлер фильма, на котором строилась практически вся рекламная кампания, попали самые динамичные и эффектные эпизоды. Герой Николаса Кейджа проявлял экспрессию и действие стремительно разгонялось. На деле же «Серфер» представляет собой довольно неспешное и депрессивное зрелище, которое стремится показать нам два совершенно разных мировоззрения, и делает это в каком-то вязком, хмуром стиле, от которого невозможно полностью избавиться даже после того, как по экрану побегут финальные титры.
Нам тут не так много рассказывают про героя Николаса Кейджа, но понятно, что он человек не бедный и знает себе цену. Он вернулся в Австралию для того, чтобы прожить остаток своих дней так, как он того желает, но вместе с тем его интеллигентность и спокойствие играют с ним злую шутку. Поразительно, но герой Кейджа всего несколько раз за фильм проявляет свой неистовый нрав, тогда как большую часть времени он ведет себя не просто сдержанно, а даже скованно. Ему сложно что-то противопоставить своим противникам и порой доходит даже до абсурда, когда ему откровенно угрожают, а он ничего при этом не делает и словно ждет милости от судьбы. Это как раз очень яркий пример разнеженного цивилизацией современного человека, который самолично разбивает вдребезги свой же инстинкт самосохранения. Однако из-за того, что герой Кейджа слишком пассивен, он местами выглядит тут совершенно неправдоподобно. А потому и сам фильм является своего рода аллюзией на реальность, а потому до конца им проникнуться сложно, так как все равно при просмотре понимаешь, что это лишь кино.
Гораздо более интересно наблюдать здесь за Джулианом МакМэхоном, который сыграл лидера банды, который никого не собирается пускать на родной пляж. Он произносит эффектные и пафосные речи, пользуется беспрекословным уважением своих товарищей и никогда не упустит возможность посмеяться над теми, кто заходит на его территорию. И делает он это, конечно же, очень жестоко, с издевкой и какой-то иррациональной ненавистью. Герой МакМэхона является откровенной карикатурой на всех тех людей, которые считают себя выше остальных. Однако рано или поздно за все придется отвечать и все-таки в «Серфере» происходит активное действие, пускай и ждать его приходится очень долго. Но для режиссера главное выстроить те самые аллюзии на наше общество и людей, показать их несовершенство, и уже потом довести все до взрывного финала.
Конечно, «Серфер» не так прост, ка нас хотели убедить. Но местами режиссер переходит грани между развлечением и арт-хаусом слишком далеко, из-за чего его фильм лишился сбалансированности и смотрится немного тяжело. Это вовсе не плохое кино, однако специфическое. Не ждите от него типичного Николаса Кейджа во всем его буйном великолепии, а готовьтесь к неспешной и странной истории, которая в любом случае вас заставить задуматься
28 мая 2025
А я и забыл, что Кейдж теперь снимается только в очень странном кино.
Герой Кейджа (в фильме он безымянный, поэтому буду называть его серфер Кейдж), с сыном приезжает на пляж, где в детстве серфил с отцом, и это было прекрасно. Теперь хочет, чтобы и сын проникся этим прекрасным.
Но на пляже действует правило: “Не местный - не серфишь”. Группа местных бухтовиков во главе с самоназванием гуру Скалли Калаханном оккупировала пляж, и даже вполне цивилизованные в миру клерки на пляже превращаются в тестостероновых бандерлогов.
Но вот же дом на пригорке! Это дом детства! Я его выкупаю! - пытается возразить серфер Кейдж. ? Но закон суров - 'Не местный - не серфишь!'
Да как бы это даже реально закон. Местный полицейский вообще ничего не решает и даже преклоняет колени перед гуру Калаханом.
Но серфер Кейдж настырный. Он останется тут и купит дом, и оседлает волну, и… или с ним случится что-то непонятное…
Реально я забыл, что Кейджу уже скучно выбирать обычные фильмы и обманулся, посмотрев трейлер. Думал, будет классический триллер в духе “С меня хватит” с Майклом Дугласом. Но не тут то было.
Все началось разваливаться в первой части фильма. Меня накрыла стадия “Зачем? Зачем он тут сидит? Почему?'
Потом я как понял! 'А вот оно что, а вот он же это.. Да? Да! Ну, я молодец. И что теперь?'
А в конце опять ничего не понял… Ну реально, типа надо смотреть документалку “О чем на самом деле Серфер”.
Получилось, что в финале обманули еще раз. Поверил, что фильм проще, чем оказалось на самом деле.
Тут есть прием (можно назвать тарантиновским) с несколькими историями внутри одного фильма, но помимо того, что они перепутаны во временном ряду, так они еще и наслаиваются, замещая персонажей. Ну и трактовать происходящее каждый волен сам: “а вот это ли это аналогия, а может альтернативная история, а может один и тот же персонаж…”
Нестабильность происходящего дополняется “нестабильностью” съемки. Она какая-то неклассическая, изменение цвета, кадрирования, плюс музыка, и все это вместе выпускает паранойю из экрана в тебя.
Ну и еще ты пытаешься все-таки разгадать, что тут вообще происходит, что еще больше способствует параноидальному состоянию.
Вот как-то не могу назвать фильм плохим. ? Да это бред! Да какой-то сюр. Но сюр какой-то. Мог бы быть никаким.
Он не оставляет равнодушным, и это хорошо. Даже финал этой притчи неоднозначный. Он вроде бы оптимистичный, но в то же время и нет. В общем, для любителей покопаться в мозгах (своих и режиссера со сценаристом) неплохой вариант на вечер.
26 мая 2025
Психоделический шизофренический триллер с Николасом Кейджем. Кино водит за нос. Сначала намекает на стилизованный атмосферный экшен, потом уводит всё в надрывный триллер и в финале выводит во что-то типа психологического трипа с размытой или слишком поверхностной идеей, от которой веет, какими-то сугубо личностными переживаниями, кого-то из авторов. Такое ощущение, что смотришь всё краем глаза. Мелькают яркие краски, отсвечивают блики, а суть периодически ускользает.
Сюжет. Главный герой из США, с сыном приезжают в Австралию на родину бати. Там он хочет купить дом, в котором провёл детство и сёрфить, получая кайф, который когда-то испытывал в молодости. Но пляж оккупировала банда местных отморозков. Глава банды, что-то типа гуру мужского клуба с агрессивной философией. Банда, естественно, не принимает главного героя и тот пытается противостоять, постепенно погружаясь в отчаяние, злость, безумие и путаницу из тяжких мыслей и воспоминаний. Всё это под палящим солнцем и смахивает на жёсткий бед-трип. Но получит ли главный герой очищение и удовлетворение, пройдя всё это, увидим в конце фильма.
Кино привлекает своей диссонантной атмосферой идиллической картинки и жёстких обстоятельств. Но создаётся ощущение, что фильм не даёт погрузиться в сюжет, а будто держит на расстоянии. Из-за этого остаётся чувство недосказанности и лёгкого не удовлетворения. Странное кино, которое советую посмотреть тем, кто любит странные фильмы. А так, можно и не смотреть.
16 мая 2025
Не буду ходить вокруг да около, а перейду к делу: получилось очень глубокое кино с прекрасной основой в виде 'Ада' Данте.
Главный герой хочет купить дом, который когда-то принадлежал его семье — это его отчаянная мечта, некая Земля обетованная, которую захватила банда местных сёрферов. С домом связано всё счастье, минувшее и будущее. Интересен и тот момент, что герой Кейджа создал себе эту картину и только он в неё верит, будучи глухим к реальности и людям, которые с ним говорят.
Магическим образом герой застревает на парковке рядом с домом и пляжем и начинается его духовное и физическое нисхождение по кругам ада.
Вот схема ада Данете:
1. Лимб: атеисты и некрещёные
2. Похоть
3. Чревоугодие
4. Скупость
5. Гнев
6. Еритичество
7. Насилие
8. Обман
9. Предательство
Собственно, мы наблюдаем за тем, как герой проходит все эти моральные выборы. И главный движитель этого выбора — антагонист Скалли, который возглавляет банду сёрферов. И подобно Овидию из Данте, он в ядрёно красной одежде, проводит героя Кейджа через разные испытания. Обходясь без спойлеров, он олицетворяет лжепророка, уверенно держащий свою свиту и по-сектантски 'маринующего' главного героя. В итоге с Кейджем мы проживаем и нисхождение героя, и его прозрение.
Особенно отмечу киноязык: очень откровенный и прямо. До нас всегда доносятся все чувства героев недвусмысленно и прямо через крупные планы, натуралистичные детали и уникальные детали каждого персонажа. Например, когда Кейдж только-только приехал на парковку и говорит с бездомным дедом, камера специально 'тычет' в лицо артисту и делает акцент на его босых ногах; когда мы видим Скалли его зубы выделяются; каждого сёрфера из банды мы запоминаем в лицо; то, как меняется внешний облик героя Кейджа, отмечено очень яркими деталями, причём момент изменения отснят с акцентом.
Кино снято откровенно, умело и крайне художественно.
12 мая 2025
Первоначально стоит подчеркнуть, что фильм «Сёрфер», мягко говоря, нестандартный, из-за чего картину целесообразно смотреть с определённым настроением или в специфическом состоянии. Из экрана буквально сочится какая-то звериная жестокость, разбавленная помешательством и глупыми убеждениями.
Все персонажи разделены исключительно на хороших и плохих, однако режиссёру Лоркану Финнегану оказалось подобной сегрегации мало, из-за чего каждого участника представленных событий он ещё попытался и утрировать. К сожалению, злых и жестоких людей в фильме оказалось на порядок больше, а добрых и простодушных, включая самого главного героя в исполнении Николаса Кейджа, набирается от силы человек пять. Однако абсолютно всех объединяет нелогичность и тупость, из-за чего никому в «Сёрфере» сопереживать не хочется.
Из предыдущего абзаца вытекает главная проблема картины – безликие и откровенно неприятные персонажи. Они все бесят нетипичным поведением: будь то взрослые мужики, застрявшие в пубертатном периоде, или же главное действующее лицо, намеренно строящее из себя простофилю и напрашивающееся на смачный пинок. Причины бесхребетности персонажа Кейджа вообще не объясняются, из-за чего его пассивная любовь к унижениям вызывает лишь натуральное недоумение.
Вышеуказанный казус создаёт новый изъян – сюжет с геометрической прогрессией начинает терять достоверность и реалистичность. Для большинства персонажей фильма сёрфинг – смысл жизни, но вместо своего «любимого» занятия они почему-то предпочитают ошиваться на песке, а не в воде. Взрослые, порядочные, успешные и самодостаточные люди никогда не позволят себе заниматься показанными в картине вольностями: травлей, хулиганством, избиениями. И почему за столько лет бесчинств ни один из пострадавших, коих было предостаточно, не взялся за решение вопроса радикально?
Зрителю не стоит надеяться, что закрученный сюжет с экзотическими и временами воспалёнными кадрами оправдают галлюцинациями или сном. Более того, на экране раз в пятнадцать минут будут возникать мимолётные флешбэки, которые в союзе с музыкой и операторской работой на приближение ракурса создают странное послевкусие. Словно Лоркан Финнеган снял энигматичную пародию или слишком затянутую рекламу «Old Spice».
В итоге сёрфинга в картине с говорящим названием «Сёрфер» не оказалось совсем. Фильм повествует о деструкции, которая выходит из-под контроля настолько, что сюжет отрывается от реальности, скатываясь в подростковые разборки взрослых мужиков из-за выдуманных или просто идиотских причин.
5 из 10
10 мая 2025
Николас Кейдж привозит сына на австралийский пляж, чтобы покататься с ним на досках. Но местные сёрферы грубо прогоняют их как чужаков, не давая подойти к воде. Разочарованного сына Кейдж отвозит домой, а сам возвращается на парковку, где в течение нескольких дней получает порции издевательств от банды с пляжа, общается с бездомным и начинает медленно, но верно терять связь с реальностью.
Между тем по ночам харизматичный лидер сёрферов по имени Скалли (Джулиан МакМэхон) читает своим приспешникам проповеди, о том, как современный мир подавляет мужчин, заставляя их разыгрывать определенную модель поведения, когда на пляже они могут не сдерживать свою животную натуру. Также, на парковке обосновался бездомный, который терпеть не может пляжных отморозков, и занят поисками пропавшего пса.
Из-за обезвоживания, недоедания и жары здравомыслие Кейджа вытесняется всё нарастающим бредом. Он сам становится похож на бездомного – часы, дорогая машина, телефон и одежда испаряются, более того, кажется, словно их никогда и не было. И хотя он опускается визуально, но тематически единственный сохраняет лицо, ведь несмотря на продолжающиеся унижения и насмешки окружающих, Кейдж отказывается отвечать им той же монетой. Поэтому подлинно отвратительным он становится лишь в тот момент, когда принимает заданные антагонистами правила игры и становится на сторону тех, против кого сражался. Причём и тут ему недостает воли принять ответственность за совершённый выбор. Но если раньше его робость, или нерешительность вызывала в худшем случае жалость, то теперь ему хочется пожелать провала и несчастья. Возможно, что поступить иначе он не мог — такова человеческая природа, и даже чудаковатая австралийская фауна, то и дело попадающая в кадр, не в силах была сдержать своего удивления.
Высмеивание фильмом токсичной маскулинности, как движущий пафос фильма, едва ли не сразу бросается в глаза — его обличает монолог Кейджа о сёрфинге, который открывает фильм, — но не становится навязчивым. И озверение Кейджа, его, по сути, превращение в сумасшедшего, который потерянно шатается по округе, лакомится крысой и пьёт из лужи, становится, помимо прочего, своеобразной карикатурой на мачистский образ современного мужчины, который отвергает систему, становится верен себе и бла бла бла.
Первая половина фильма действительно неплохо расставляет акценты и непринужденно распаляет интригу. Но с течением времени повествование теряет изначальный запал, становясь вязким, словно режиссёр так и придумал, в какую сторону продвинуть историю и как именно это сделать. Стенания Кейджа повторяются и перестают увлекать, потому что он продолжает топтаться на месте, а вместе с этим угасает и злоба в отношении сёрферов. В результате, предвкушение кульминации замещается её усталым ожиданием. А сама она оказывается не слишком убедительной и где-то сумбурной.
Тем не менее, смотреть фильм можно, я бы даже сказал – стоит, он в большинстве своём довольно интересный, пусть и с провисаниями в третьем акте. Николас Кейдж привычно (в хорошем смысле) безумствует, Джулиан МакМэхон умело отыгрывает высокомерного сёрфинг-гуру, который агрессивно светит зубами. Это далеко не великолепная «Свинья» с тем же Кейджем в главной роли, которая мне показалась тематически очень похожей, но и точно не проходная пустышка.
7 мая 2025
Герой Николаса Кейджа привозит сына-подростка в родные места. Здесь выставлен на продажу дом, в котором он провел детство. Кейдж собирается выкупить дом и ждет одобрения кредита. А тут еще и агент накинул дополнительные сто тысяч, и приходится ждать согласования новой ссуды. Сделка должна пройти на днях, а пока он хочет сделать сыну сюрприз – показать, какой вид на дом открывается с волны. И вот когда герои спускаются со своими досками к воде, их прогоняет банда «бухтовиков» - местных парней, которые запрещают кататься на доске всем, кто не живет в окрестностях. «Не местный – не сёрфишь».
Оказалось, что Скалли – глава этой банды – гуру, специализирующийся на переплавке офисного планктона в настоящих мужиков. А тамошние технологии переплавки – это вам не мотивационные письма из зубной пасты «Сплат». И вот Скалли скалится на Кейджа из-под красного капюшона, перешитого из махрового полотенца (серию 'Гравити Фолз' про общество слепого глаза они, похоже, не смотрели), а Кейдж смотрит в ответ и взгляд его выражает одновременно и возмущение, и забитость.
Кейдж проводит у бухты несколько дней и постоянно терпит унижения и издевательства сёрферов, градус которых постоянно возрастает. И вот тут-то начинается основная малина. Те, кто ждет от фильма чего-то вроде «С меня хватит» 2.0 будут крупно разочарованы. Те, кто ждет от героя Кейджа поведения, позволяющего отличить человека от вещи, будут крупно разочарованы. Те, кто ждет развития персонажей хоть в каком-то направлении, будут крупно разочарованы. Те, кто узнает в крупных планах австралийских животных и насекомых цитаты из «Прирожденных убийц» - ну, вы поняли.
Я всю дорогу пыталась различить – у меня претензии к герою Кейджа или все-таки к фильму как таковому. Пришла к тому, что и к Кейджу, и к фильму.
Вот, допустим, в титрах герой и его сын обозначены безымянными The Surfer и The kid. Как будто бы не просто так - нам говорят, он в первую очередь Сёрфер, это слово – его сущность, то, что его определяет. Но если вы хотели сказать нам это, дорогие авторы, то все последующее поведение Кейджа не имеет никакой логики.
Логичным было броситься в волну и, может, быть убитым. Но остаться собой. Подтвердить себя. Вернуть себя – себе. Но все, что он делал, вызывало только чувство брезгливого презрения, которое становилось все больше с каждым его новым шагом, каждым новым витком его безропотности. Сюжетные ходы все больше обостряют это чувство. И если от первого твиста хочется поморщиться (после него, кстати, у нас из кинозала ушло четверо – при том, что до конца оставалось буквально 15-20 минут), то от финала уже натурально тошнит.
Единственным по-настоящему сильным и цельным героем оказался один из условно-второстепенных персонажей.
И вот я вспомнила. У нас в классе был такой мальчик – Лёня. Его постоянно задирали два местных урода. Лёня не был зубрилой-отличником, не был особенно толстым или худым. Просто его почему-то выбрали. Поначалу мы заступались. Но издевательства становились все серьезнее, а тот все не давал отпор. Он пытался то подольститься к своим обидчикам, то подкупить их, то безуспешно жаловался учителям, то нанимал охранника. Но никогда, никогда он не выходил в прямую конфронтацию. Не бил в ответ, не делал ничего такого, что позволяло бы увидеть в нем личность. Никаких попыток отстоять себя. Когда мы это поняли, то перестали заступаться. Через несколько лет после окончания школы он попался мне в соцсетях. На аватарке мускулистый Лёня полз куда-то вверх по скале. Преодолевал выдуманные препятствия. В то время как шанс преодолеть реальные так и остался возле школьного туалета в коридоре третьего этажа. Каким собой стал Лёня, я не знаю. Но Сёрфер из фильма свой шанс упустил совершенно точно.
3 мая 2025
Главными героями мирового кино бывали люди выдающиеся, но и люди обычные, иногда сильные, а иногда – слабые. Объединяло их то, что в каждом было или открывалось нечто такое, что могло оправдать их выбор в качестве действующих лиц. В иных случаях герои и вовсе не были важны, поскольку являлись составной частью значимых обстоятельств. В новом «Серфере» нет ни того, ни другого: главный герой слаб, он существует в рамках сюжета, который никак нельзя назвать особенным. Возможно, этот фильм должен о чем-то предупредить зрителя, научить чему-то, но цели этой достигает очень приблизительно, приобретая зрительское внимание лишь за счет исполнителя центральной роли.
Местом действия «Серфера» выбрана Австралия – с одной стороны, точка притяжения серферов со всего мира, а с другой – страна, известная своей необузданной природой, часто враждебной человеку. Шайка серферов является ее естественным продолжением, основанным на культе силы, на примитивных и жестоких, почти языческих, верованиях, неприятии чужаков. В свою очередь, успешный, судя по косвенным признакам, герой Николаса Кейджа, очевидно, воплощает современную цивилизацию – во многом, изнеженную в отсутствии внешних угроз и едва ли готовую себя защитить. Результат ее столкновения с агрессивной мрачной силой, не признающей никаких ограничений, кажется предопределенным. Вместе с тем, безапелляционный вывод, предлагаемый режиссером на основе судьбы своего героя, кажется не вполне объективным. Лишая героя всякой разумности, силы воли, не позволяя ему уехать, чтобы подготовиться, режиссер позволяет себе слишком большое допущение, поскольку даже самое безобидное существо будет сопротивляться издевательствам над собой, чего уж говорить о человеке. Столь пассивное поведение героя Кейджа, попросту, необъяснимо, неубедительно, а смотреть на бесконечные безответные издевательства над ним еще и неприятно. Возможно, с учетом нежелания героя принять реальность (как минимум, в случае со своим браком), режиссер ставил своей целью поиграть с его разумом, свести с ума. Если так, то цели он не достиг, поскольку это кино снято достаточно прямо, чтобы не суметь запутать зрителя в том, где правда, а где – выдумка.
Второй темой этой картины становится наблюдение за захватившей пляж бандой серферов, чье поведение позволяет сделать некоторые выводы. Серфинг в качестве их главного интереса кажется выбранным неслучайно, причем, дело не столько в традиционности этого вида спорта для Австралии, сколько в его маскулинном характере, основанном не просто на взаимодействии с волнами, а их покорении. Культ силы, верность лидеру выглядят естественным продолжением этого увлечения. Отчаянный поступок героя Кейджа в одной из сцен подводит к мысли, что подобные люди понимают только силу, что верно, но доказывается вовсе не этой сценой. Совершенное персонажем и последующая реакция лишь демонстрируют ключевые для членов шайки качества, а именно то, что человек должен быть способен на некое проявление разрушительной силы, но при этом в достаточной степени лишен воли, чтобы представлять собой угрозу. Искомый же вывод, заключающийся в неспособности подобной группы людей ответить на настоящий вызов, находит свое отражение лишь в финале, и, пожалуй, является поверхностной, но все-таки верной идеей этого кино.
Главной проблемой «Серфера» является сюжетная линия его центрального персонажа. Хотя герой Николаса Кейджа находится в кадре почти все время, его поведение, его действия создают ощущение, что режиссер просто не понимает, что с ним делать. По сути, этот герой на протяжении всего фильма ничем не занят, кроме пассивного наблюдения, он только плывет по течению и ничего не решает. Наверное, это могло быть сколько-нибудь обоснованным, если бы события в финальной части картины хотя бы немного зависели от него самого, а персонаж ощутил на собственной шкуре последствия (не)своих решений. Однако, Серфер не имеет ни малейшего отношения ни к формированию центральной мысли, ни к сюжетной развязке, так и оставаясь лишь в роли наблюдателя. Возможно, это хорошо актерски исполненная роль, сложная, но какая-то бестолковая.
От фильма, снятого не в помещении, можно ожидать эстетики, красоты, но этим «Серфер» может похвастаться весьма ограниченно. Да, картинка в «Серфере» сочная, волны и море очень привлекательны, даже окружающей фауне уделено некоторое внимание. Однако, в основном, вместо красот уникальной страны-материка фильм предлагает довольствоваться пейзажами околопляжной парковки, на которой обитает главный герой. Музыкальное сопровождение тоже спорное: временами, адекватное, а иногда не подходящее действию настолько, что вызывает чуть ли не комедийный эффект. Единственное, что помогает ситуации – это весьма достойная игра Николаса Кейджа, но для создания хорошего кино этого маловато.
От «Серфера» остается странное впечатление: это тяжелый, жестокий, депрессивный фильм, который смотреть довольно неприятно, поскольку далеко не всем нравится наблюдать за издевательствами над ни в чем не повинным человеком, к тому же, абсолютно безвольным. Кроме того, несмотря на небольшую продолжительность, фильм кажется затянутым, словно режиссер никак не может понять, где же ему, наконец, поставить точку: по логике сюжета, заканчивать для формирования интересной идеи стоило раньше, чем это было сделано; в результате сомнительного решения о финале потенциальная многослойность была отвергнута в угоду хоть и верному, но довольно простому выводу. В целом, кино не стоило бы особенного внимания, не играй в нем Николас Кейдж. К тому же, к сожалению, «Серфер» сейчас еще и чуть ли не единственный фильм в прокате, рассчитанный на широкую взрослую аудиторию.
2 мая 2025