| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
5.5 |
IMDb
|
5.7 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Саван |
| английское название: |
The Shrouds |
| год: | 2024 |
| страны: |
Канада,
Франция
|
| режиссер: | Дэвид Кроненберг |
| сценарий: | Дэвид Кроненберг |
| продюсеры: | Marieke Tricoire, Саид Бен Саид, Мартин Кац, Энтони Ваккарелло, Кевин Кнейвайс, Стив Соломос |
| видеооператор: | Дуглас Кох |
| композитор: | Говард Шор |
| художники: | Кэрол Спайэр, Джейсон Кларк, Энн Диксон |
| монтаж: | Кристофер Дональдсон |
| жанры: | ужасы, фантастика, триллер, драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$146 711 |
Сборы в США:
|
$755 935 |
Мировые сборы:
|
$1 515 905 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
20 мая 2024 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
2 ч |
Мэтру уже более 80 лет. А он показывает нам, что годы не властны над его творчеством. Он в отменной рабочей форме и 'Саван' отвечает самым высоким зрительским ожиданиям. Вновь, как и в лучших работах Дэвида Кроненберга на протяжении всей картины он позволит нам следить за человеком непокорным, ищущим и сопротивляющимся обыденности. Герой Венсана Касселя всматривается в пустоту, грустит по утрате своей супруги и получает свой личный метафизический опыт. Наконец у этого артиста появился достойный полигон для демонстрации своих возможностей. В картине Кроненберга он забирает к себе все внимание, очаровывая и интригуя.
Творческий взгляд Кроненберга соответствует биению времени. Наш герой владеет современной ИТ-компанией, генерирующей необычные решения в сфере ритуальных услуг. Так мы получаем номинального визионера, который старается использовать новые технологии для изменения самой культуры человеческих отношений.
И тут Кроненеберг попадает в самую точку. Чем более рациональным старается быть наш главный герой, тем более он оказывается в плену у человеческой деструктивности. Кроненеберг умело проводит внутренний конфликт через взаимодействие Эроса и Танатоса. Пожалуй, наиболее полным образом противоречия нашего героя раскрываются когда он надевает на себя тот самый модный саван. Кажется, что его пытливый разум раздражается тем, что остаются вещи, которые неподвластны его воле. Потому, как его отчаянные сексуальные опыты, так и попытка следить за процессом разложения, так и не могут воскресить умершую супругу.
Все это накаляет до предела его восприятие. Конструктивность уступает место конспирологическим фантазиям, а там уж и один шаг до 'Интерзоны'. Фантазии о слежке и шпионах, сотне видеокамер, встроенных в трупы и 'китайский заговор'... Путешествие в бездну окажется настолько самозабвенным, что зрителю останется лишь следить за блужданием героя в параноидальных лабиринтах. Ну а мастерство Касселя и Дайан Крюгер позволят получить неоднозначных, нервных, многослойных главных персонажей.
Холодный, резкий, отрывистый мир, который создал Кроненберг в 'Саване', настойчиво и непреклонно ставит множество знаков вопроса перед кажущимися на первый взгляд бесспорными преимуществами трансгуманизма. Все самые жестокие и противоречивые моменты этой ленты будто призваны отметить непредсказуемость человеческого разума
7 из 10
8 сентября 2025
Кроненберг - атеист и вдовец. В обоих состояниях живая легенда пребывает уже довольно долго. И это ключ к пониманию 'Савана'. Его дети уже сняли дебютные фильмы (не без влияния папы), а сам Кроненберг, несмотря на почтенный возраст, выдает работы раз в 2-3 года с небольшим перерывом на страшно представить какие процессы в своей голове. В мире, где жанр боди-хоррора живет весьма успешной жизнью (от 'Титана' до 'Субстанции' и 'Гадкой сестры'), его главный адепт задумался о смерти. Не своей, а скорее об ее общих коллизиях
Протагонист 'Савана' - изобретатель Карш. Он носит ту же прическу, что и Кроненберг, и тоже потерял жену из-за болезни. Его новации - супертехнологичные саваны, в которые помещают усопшее тело. На могильной плите появляется дисплей, где видно, что происходит с телом в мельчайших деталях. Разложение тканей, гниение костей, прочие трупные процессы как ни странно пользуются спросом, и система технологичных кладбищ уже заполняет не только родную Канаду, но и, к примеру, Европу. Весь фильм Карш как раз работает над открытием подобного колумбария в Будапеште
Карш, безусловно, странный парень. На свидании с женщиной (редкие попытки вступить с кем-то в отношения после смерти жены) он предлагает ей экскурсию к могиле супруги, разговоры об иудейских представлениях об исходе души из тела и 3D-фотоснимки трупных новообразований на месте бывшей глазницы. Несложно догадаться, что итоговый фэйл не сильно расстраивает Карша. Он живет наваждением. Он не может отпустить тело, которое любил. Единственное, что отвлекает Карша, это вандализм кладбища в Торонто. Как раз того, где лежит его жена
Вокруг Карша (его играет очень отринутый Венсан Кассель) толпа странных людей. Есть сестра-близнец жены (Дайан Крюгер), то же тело, которое постоянно вызывает у героя порочные сексуальные желания. Есть свояк (Гай Пирс), придумавший ПО этих умных могил, но напрочь свихнувшийся то ли на теме ревности, то ли на теме китайских заговоров. Есть странный онколог, лечивший жену и, вероятно, имевший с ней интимную связь. Много непонятных китайцев, смотрите пункт про свояка. Постоянно мелькают какие-то технофобы и черные экологи
Карш - хулахуп на теле странных, но мало интересующих его проблем. Куда важнее его сны, наполненные фирменной боди-хоррор-составляющей. Ампутированная рука жены, шрамы на ягодицах, швы на предплечье, отрезанная левая грудь. Искажения - часть деформации Карша. Отсутствие ответа, как не лечь напротив любимых костей в момент горя. И в то же время интимный синоним его дыры в душе. Разгадать загадку фильма невозможно. Кроненберг дает здесь немного Линча
Впрочем, в душу создатель 'Савана' не верит. Кроненберг, по сути, приглашает зрителей в мир после смерти. Там нет вострубящих ангелов и дев-валькирий. Там есть химические процессы в тканях и корм для ленточных червей. Для этого трипа не нужна фантазия, ведь есть экран на надгробии. Кроненберг как будто пытается доказать самому себе, что вопрос любви, а особенно секса, это не антитеза души и тела, а чистая телесность. Ревность тоже эмоция к телу. Тело важнее души. Тело важнее всего. Мы трогаем нос, обнаруживаем у себя наличие попы, получаем удовольствие от наполнения кровью пещеристых тел. Мы - плоть. Остальное - границы вашей фантазии
'Саван' - это уже не Кроненберг-аниматор. Это даже не Кроненберг-энтомолог. Это исследователь, всю жизнь ждавший открытия, но обнаруживший его у себя под носом. Фильм в данном случае - акт аутогенной тренировки. Диспепсия при синдроме раздраженного кишечника. Попытка даже не выговориться, а признать, что есть боль, с которой не справиться
И в этом смысле 'Саван' - кино настолько личное, что Кроненберг пускает нас не только внутрь своего мозга, но и внутрь остальных органов. Предлагает лечь рядом с ним и побыть вместе. Гроб к гробу. Примерить один саван
22 августа 2025
Как вам идея, чтобы родственник с помощью электронных устройств мог наблюдать за метаморфозами тела усопшего в могиле? А ресторан на кладбище? Если вас не смутило, то идём дальше. Мне показалось, мягко говоря, странноватым, но я не чужд шизоидным идеям и уж точно ханжеством не страдаю.
Надо сказать, что стареющий Дэвид Кроненнберг (ему 82 года) обратился к теме смерти после того, как его жена недавно скончалась. Таким образом герой Венсана Касселя - своего рода альтер-эго канадского режиссера, основателя жанра боди-хоррор. Бизнесмен по имени Карш, создатель компании GraveTech придумал окутывающие труп 'саваны', подсоединенные к электронным устройства слежения. Не знаю нашлись ли бы желающие в реальности, но в фильме потребители для данной услуги нашлись и не только в родном Торонто, но и в других странах: к примеру, богатый венгерский предприниматель, находясь при смерти, хочет устроить подобное кладбище в Будапеште.
Кроненберг никогда не был режиссером для масс, но если раньше он хоть иногда выдавал компромиссные фильмы для любителей ужасов, то последние лет десять, а то и двадцать он снимает фильмы исключительно для себя и узкого круга поклонников. Журналистка, спросившая режиссера про «Саван», не кажется ли ему эта идея странной, получила жесткий ответ: сама она странная. Кстати, ИИ перевел мне название как «Плащаница» - наверное, это даже более правильно, так как в начале фильма, во время сцены свидания главного героя Карша с женщиной, была упомянута Туринская плащаница.
И вот однажды кладбище подверглось разрушению. Кто это сделал? Весь фильм только и говорят об эко-активистах из Исландии, китайских электронщиках и русских хакерах - ну куда ж без них-то. Именно этот паранойяльный слой фильма показался мне самым слабым и неинтересным: можно было поиграться с тем, что мы вообще не знаем, лежат ли там вообще трупы.
Вернёмся к Каршу: он потерял жену 4 года назад и до сих пор не может прийти в себя. Я не буду спойлерить, что с ней случилось, но заинтригую вас, что вам продемонстрируют её метаморфозы еще до того, как она стала трупом: вы увидите ампутацию части тела и услышите хруст её костей во время секса. Это такие фирменные фишечки Кроненберга: его фильмы всегда немного напоминают Кунсткамеру.
В сюжете задействованы также сестра-близнец умершей жены (одержимая идеей раскрыть, что же с той сделали врачи-убийцы), её бывший муж- программист и Ханни - аватар-помощник на гаджетах Карша, внешне очень похожая на покойную.
В итоге, небанальная идея, но реализация чуть-чуть подкачала: слишком много клише. Но все равно интересно. Перед финалом выдвинуто три версии происходящего, но вроде бы все точки над i расставлены. Или нет? Я даже пересмотрел последние пятнадцать минут: у меня пазл сложился однозначно.
Один из обзорщиков на этот фильм сказал, что фильм следовало бы назвать «Кладбище будущего» по аналогии с предыдущим фильмом Кроненберга «Преступления будущего» - как идея пойдёт, но я думаю, что режиссёр снимает не будущее (это не sci-fi): он всегда снимает свой ответ на вопрос, а что если. Что будет если к геному человека добывать ген мухи – мы получаем фильм «Муха»; в данном случае мы получили запрос к публике: не хотите понаблюдать за своей умершей женой как главный герой фильма «Саван»?
И главный минус фильма вытекает из его выше сказанного - это своего рода интеллектуальный эксперимент, в который я так и не мог вовлечься эмоционально.
20 июля 2025
Несколько лет назад Карш похоронил жену, умершую от рака – и теперь наблюдает за ее разлагающимся телом на дисплее, вмонтированном в надгробие. Такие «онлайн-кладбища» стали его бизнесом. Но однажды какие-то вандалы разрушают кладбище и отключают «трансляцию»...
Бывает так, что фильм «не попадает» со мной на одну волну. Может быть дело в усталости, но хорошее кино должно бодрить, как крепкий кофе. «Саван» убаюкивает и усыпляет, а когда держит внимание – раздражает. Имея на руках такте интригующие компоненты (трансляция из гроба! Разложение! Фетиши! Извращенный секс! Ампутации!) и такое бренд-имя, как Дэвид Кроненберг, можно было ожидать от фильма феерии неловких ситуаций, действий героев на грани аморальности и безумия, твистов и напряжения. Вместо этого мы два часа смотрим на то, как седовласый Венсан Кассель, косплеющий самого режиссера, ходит туда-сюда в дорогих костюмах – ну, или голый на худой конец – в вылизанных до блеска интерьерах – хотя за весь фильм ни он, ни кто-нибудь другой из героев даже чашку не помыл. Драма героя – в его потере, но мы видим героя спустя несколько лет после смерти жены, когда все «пять стадий» давно пройдены, и он даже может в меру сил шутить и шокировать новую знакомую, которую ему из великодушия «подбрасывает» дантист: та в шоке и воротит нос от онлайн-зрелища полуразложившегося скелета, а герой смотрит на это... ну как смотрят на закат.
Зачем всё это? Зачем на надгробии два монитора, когда та же самая трансляция идет на экран смартфона? Что мешало герою после нападения вандалов перезахоронить любимую жену, подключив к ней новый саван? Почему его «аватар» (он же ИИ-ассистент) выглядит, как персонаж допотопной компьютерной игры (или... коала?) В чем вообще конфликт фильма – в том, что дяденьке не дают расширить похоронный бизнес в Европу?
Я с уважением отношусь к тому, что автор справляется с личной утратой с помощью искусства, но зрители-то тут при чем? Почти весь фильм Кроненберг почему-то играет в Линча, подбрасывая загадки без ответов, создавая ситуации с десятком возможных решений (онкологи-заговорщики! Злые русские! Китайские-шпионы! Злобные родственнички! Доппельгангеры!), и не предлагая ни одного ответа. Что движет героями и их отношениями – почему герой Гая Пирса ведет себя, как помешанный, почему все женщины в кадре хотят с героем секса, почему в мире фильма нет ни одного ребенка? Как много вопросов, как мало ответов...
Чистая кроненберговщина сочится с экрана крайне редко – в моменты видений с погибшей женой (Дайане Крюгер вслед за Деми Мур надо давать какой-нибудь специальный приз за готовность показать свое тело в самом неприглядном виде), в лобовом показе полового акта, в отрезанных пальцах или в жутком моменте, когда живой и вполне здоровый герой зачем-то натягивает на себя «онлайн-саван», и приложение показывает его, как модель из анатомического атласа. Но если в «Автокатастрофе» такие эпизоды сплетались в кошмарную и метафизическую историю, в «Саване» нам остается только дожидаться финальных титров – которые наступят так неожиданно, словно фильм решили закончить в рандомный момент.
15 июля 2025
Новое творение Кроненберга-старшего — совсем для него нетипичное, без боди и без хоррора, зато с Венсаном Касселем и Дианой Крюгер.
По сюжету, бизнесмен Карш Релих потерял безмерно любимую жену Бекку, но, кажется, был к этому готов: на специальном кладбище, где умерших хоронят в «саванах», специальных обволакивающих камерах, он предусмотрел парные могилы. Прошло несколько лет, а Карш то и дело наблюдает за разложением жены и словно ждёт смерти, просто она никак не наступает. Поэтому его круг общения замкнут на Терри, близняшке почившей жены, Мори, её бывшем муже, и аватаре/персональным ассистенте Ханни, которой доверяет все рабочие и личные дела… Однако когда на высокотехнологичном кладбище Карша вскрывают несколько могил, в том числе могилу Бекки, он отвлекается о скорби, стараясь докопаться до причин вандальского нападения. И получает совсем не те ответы, на которые рассчитывал.
«Саван», по словам самого Кроненберга, автобиографичен: видимо, так мастер попытался осмыслить смерть жены, с которой провёл десятки лет вместе.
Однако для меня это оказался фильм не только о проживании утраты необратимой – здесь и другим персонажам, помимо Карша, есть о чём скорбеть. Его то и дело навещает технический гений Мори– тот был женат на близняшке Бекки, но уже давно в разводе (как раз 6 лет). И никак он не может отпустить её, никак не может прийти в себя и просто жить дальше. Сама Терри, кажется, тоже что-то из прошлого тащит за собой: то ли ей не даёт покоя история её сестры, то ли какие-то собственные демоны. Наконец, один из персонажей переживает (даже уже скорее смиряется) с охлаждением отношений в браке – и тоже ищет какое-то утешение этой утрате чувств.
С другой стороны, это фильм о вмешательстве технологий в нашу жизнь. Карш то и дело болтает с аватаром – и доверяет ей (Ханни) вообще все свои дела. Карш создал тот самый саван-камеру, которая позволяет следить за разложением близких людей в реальном времени. Техника, приложения, нейронка: здесь на каждом шагу человеческая природа – жажда жизни, страсть и секс, любовь и зависть, тревоги и ненависть, – сталкивается с новым миром. Кажется, что даже в будущем люди так и продолжат умирать, скорбеть по умершим, – и так по цепочке... и никакая технология этого не изменит.
Если же не вдаваться в философские рассуждения, то это очень красивый, плавный, почти медитативный фильм. Картина откровенная, причём в первую очередь не телесно (что непохоже на Кроненберга, кстати, – он же мастер боди-хоррора). Откровенность здесь заключается в поочерёдно вскрываемых недугах людей, в их фетишах и одержимостях, в допущениях, в грани, которую можно перейти только на пределе отчаянного одиночества. Порой кажется, что персонажи говорят и делают вещи, на которые большинство бы не осмелились. Не потому что «социум порицает», а потому что стереотипы мешают и какие-то внутренние, бессознательно наложенные ограничения.
Но больше прочего мне нравится, что здесь смерть – это не объект страха, не то, что вызывает ужас и трясучку. Смерть в этой картине – что-то настолько обыденное, часть жизни, часть чьей-то работы, бизнес: даже в голову не приходит, что можно в одном кадре соединить историю о мертвецах, кладбище и высоких технологиях, – и при этом не закончит банальным хоррором. Это завораживает.
14 июля 2025
Все люди смертны. В молодости мы этого не осознаем, воспринимая пестрящую сообщениями о погибших новостную ленту как белый шум, статистику, что-то, не имеющее к нам никакого отношения. Однако, потери настигают любого человека рано или поздно, но все воспринимают их по-разному. Для большинства утверждение, что время лечит, верно и актуально, но иные горюют долго и упорно, не позволяя себе перевернуть страницу и начать новую жизнь. Фильм «Саван» в том или ином смысле пытается обратиться к явлению переживания потери, но запутывается сам в себе, так и не сумев реализовать внушительный потенциал.
Концепция «Савана», состоящая в технологической возможности увидеть умершего в режиме реального времени, предполагает, как минимум, две темы для рассмотрения: скорбь и ее преодоление, и морально-нравственный аспект существования описанной в кино услуги. Если судить по вступительным сценам «Савана», то первое ему интереснее второго, особенно, если принять во внимание утверждение главного героя, что он счастлив от наблюдения за своей похороненной женой. Подобное странное увлечение некрофилией допустимо рассматривать не только с очевидной негативной стороны, подразумевающей перманентную привязку к мертвому телу в частности и былому в целом, и следующей из нее невозможности начать новую жизнь, но и с гипотетической позитивной, поскольку вид разлагающегося трупа отталкивает, следовательно, помогает оставить прошлое в прошлом. «Саван» выбирает, скорее, первый из перечисленных вариантов, раскрытию которого должно способствовать происшествие с разгромом кладбища и сопутствующей утратой доступа к телу – своеобразным принудительным освобождением, что, в свою очередь, должно помочь главному герою как-то изменить отношение к собственной жизни. Хотя с формальной точки зрения некие перемены действительно имеют место, ни в логическом, ни в символическом смысле они не оказываются увязанными с ключевым событием и его следствием не являются. Невозможность увидеть труп онлайн вовсе не помогает главному герою Каршу, как можно было ожидать, избавиться от своей одержимости, не сводит на «нет» и даже не уменьшает частоту то ли воспоминаний, то ли кошмаров об умершей жене, а избранницы героя имеют или прямую схожесть с покойной, или метафорическую, заключенную в принципиальном наличии физического изъяна. Парадоксальный финал также подтверждает эту линию, свидетельствуя не просто о невозможности убежать от себя или от своего прошлого, но вообще начать с чистого листа даже тогда, когда кажется, что иного выбора больше не существует. Что ж, это тоже мнение, и оно имеет право на существование, только оно делает события фильма бессмысленными как не имеющие значимых последствий.
Что касается вопроса допустимости существования услуги, предоставляемой Каршем, то он поднимается, скорее, формально, нежели серьезно. Предположить наличие какого-то протеста против подобного неоднозначного бизнеса легко, тем более, что герои упоминают некие негативные высказывания в свой адрес, однако, опасаются не мнения гражданского общества и даже не религиозных фанатиков, но лишь каких-то экологических активистов, не удосуживаясь толком объяснить, почему именно их. Может, они самые отчаянные и непредсказуемые, и с ними Грета Тунберг?.. Едва ли, но «Саван» не предлагает адекватных разъяснений. Что же до внутренних сомнений главного героя, то они имеют место лишь в одной реплике и малозначимой сцене и едва ли характеризуют его душевные терзания относительно своей похоронной карьеры, поскольку их нельзя связать ни с предшествующим психологическим состоянием Карша, ни с последующим, ни с какими-либо его поступками. Такая небрежность по отношению к любопытному вопросу выглядит серьезным недостатком, поскольку затронутая тема очень обширная, она касается и моральных аспектов, например, допустимости нарушения «вечного покоя», и даже юридических, возникающих в связи с реализацией, по сути, видеонаблюдения, слежки за человеком, то есть явного нарушения его базовых прав, окончание которых вместе со смертью тела вовсе небесспорно.
Помимо вороха идеологических проблем, «Савану» присущи и чисто сценарные. Фильм представляет собой нагромождение событий, каждое из которых достойно быть основополагающим, но ни одно таковым не становится. Возможно, придумав оригинальную завязку, сценарист (он же режиссер) не смог разобраться, что с ней делать дальше. Самым сложным, очевидно, было найти убедительное объяснение, зачем кому-то вредить бизнесу главного героя, в связи с чем начались совершенно неправдоподобные фантазии, нелепые настолько, что понятно было и самим сочинителям, вложившим соответствующую реплику в уста главного героя. Почему не рассмотрели самый банальный, но убедительный вариант пакости со стороны конкурентов в ритуальном очень денежном бизнесе, мне совершенно непонятно. Видимо, пытаясь выпутаться из получившегося клубка, герои «Савана» не меньше полутора часов заняты всем и ничем, «жуют сопли», чтобы минут за 20 до финала совершить какие-то головокружительные открытия, которым место не в конце картины, а в ее середине. Жертвой такой неравномерности пал финал, не столько дающий даже не ответы на вопросы, но хотя бы намеки на них, сколько своей безумной, но пустой метафоричностью стремящийся замаскировать элементарную неспособность киноделов свести концы с концами.
Визуальную сторону «Савана» можно охарактеризовать как «отвратительно красиво», неприятно, но создано со вкусом. Пожалуй, этим сложно любоваться, но признать достоинства необходимо. Что же до остального, то, определенно, нужно выделить игру Венсана Касселя, оживляющего своего очень странного персонажа, сочетающего скорбь, одержимость, ранимость, но холодность и цинизм одновременно. Думаю, не будь этого актера в главной роли, «Саван» потерял бы значительную часть своих немногочисленных преимуществ.
Не то чтобы я ожидала шедевр, но «Саван» - нечто, совершенно невразумительное, может, слишком сложное для моего понимания, а может, нечего там понимать. Интересная задумка, но посредственная реализация - так бывает, и часто. А ещё название - оно совершенно себя не оправдывает, поскольку саван и его характеристики значат для фильма имени себя оскорбительно мало. В общем, странное кино, которое могло быть многократно лучше, но не случилось.
12 июля 2025
Не совсем обычный фильм Кроненберга, в котором, как водится, технология становится поводом для погружения в глубокие личные, философские и параноидальные размышления. На этот раз всё закручено вокруг 'савана' — изобретения, позволяющего наблюдать за тем, как разлагается тело умершего в могиле. Через экран на надгробии, через приложение на смартфоне — всё в высоком разрешении, как будто смерть и последующая тленность стали новым способом близости к тем, кого потеряли.
Главный герой и автор данной технологии — предприниматель (в исполнении Венсана Касселя), который сам недавно потерял жену. Подключаясь к изображению её останков, он случайно замечает нечто странное — некие новообразования, появившиеся после смерти. И вот с этого момента начинается тревожное и местами абсурдное расследование, в которое вовлекаются врачи, близкие, а затем и подозрения в международной шпионажной конспирологии: Китай, хакеры, слежка через трупы — всё в лучших традициях паранойи XXI века.
Параллельно развивается и личная линия: герой пытается построить отношения с тремя разными женщинами. Одна — не выносит даже слов о смерти, вторая — слепая вдова, потерявшая мужа от схожего недуга, что и его жена, и третья — сестра покойной. Эти отношения не столько романтические, сколько посттравматические: попытка справиться с утратой, обрести близость, не теряя памяти о прошлом.
Визуально и стилистически фильм — это типичный поздний Кроненберг: отстранённость, странная напряжённость, телесность без тел, ирония без смеха. Атмосфера одновременно стерильна и гнетуща.
Кажется, что автор здесь рефлексирует по поводу смерти, наблюдения, контроля и эмоциональной недоступности. А может, и просто пробует через выдуманный сюжет справиться с чем-то личным, возможно — собственной утратой.
В целом, это скорее экзистенциальная драма, чем фантастика или триллер. Фильм задаёт вопросы, но не торопится с ответами.
6 из 10
2 июня 2025
Новьё от Кроненберга старшего с Венсаном Касселем, Гаем Пирсом и Дианой Крюгер. Фантастический детектив со странноватым психологическим подтекстом, очевидно идущим из неких личных переживаний самого режиссёра. Как пишут в сети, в одном из интервью Кроненберг описал фильм как очень «личный» и «автобиографичный». Он напрямую вдохновлен его собственным горем из-за потери жены Кэролин, которая умерла в 2017 году. И всегда, когда в фильме есть такие глубинные личные мотивы, многое ускользает из понимания и какие-то идеи остаются на поверхности восприятия. При этом, Кроненберг пытается создать остросюжетную линию, что удаётся частично из-за всех этих странных отсылок и психоделических аллегорий. Сразу становится понятно, что это не просто триллер, но концепция выходит весьма размытой.
Сюжет. Главный герой, какое-то время назад потерял жену, которая проходила специальное лечение, но умерла от рака. Герой бизнесмен и руководит странным проектом. Он организовывает высокотехнологические кладбища, где трупы оборачивает в специальные саваны и родственники могут круглосуточно наблюдать за разложением умерших в 3D проекции. В какой-то момент кладбище подвергается нападению вандалов, а на костях трупов обнаруживаются странные наросты, возможно искусственного происхождения. Параллельно, главный герой мутит со слепой представительницей корпорации, которая хочет стать клиентом или партнёром и с сестрой близняшкой умершей жены. А жена периодически является в эротических кошмарах. Финал у фильма получился слишком обыденным и вся интрига, можно сказать разбивается о лодку бытовухи. Сам по себе финал не плох, но выглядит, что зрителя всё время уводили сильно куда-то в сторону, демонстрацией высокотехнологических штучек и тайных заговоров, а убийцей оказался дворецкий.
Фильм интересный по задумке, но простоватый по развязке. Мрачная меланхоличная атмосфера монотонная и на любителя. Фирменный кроненбергский подход, на грани эксплотейшна присутствует скорее фрагментарно и скорее отвлекает, чем увлекает. Меня кино скорее разочаровало. Ожидал чего-то более провокационного. Я обожаю Кроненберга, но это одна из самых слабых работ. Хуже, только Звёздная Карта.
16 мая 2025
Главный герой тут без сомнения является альтер-эго самого Дэвида Кроненберга — Венсан Кассель приобрел характерные черты внешности режиссера. А сюжет построен вокруг кладбища. Герой создал инновационную технологию, позволяющую следить за телом усопшего, расположенного под землей. Тела окутывают в оснащенные сложной компьютерной системой саваны. А родственники могут в любой момент подключаться и смотреть как разлагаются их тела и как неизменно лежат кости…
У Дэвида Кроненберга в 2017 г. скончалась супруга, с которой он прожил большую часть жизни. И у героя Венсана Касселя жена находится в могиле.
Так и о чем фильм?
В центре внимания две сюжетные линии. Герой пытается выстроить новые отношения с противоположным полом. Это оказывается сложным, так как одна дама пугается его одержимостью загробным существованием мертвецов. Вторая — это сестра близнец его супруги, чье тело он обожает. А третья — слепая и замужем за умирающим богатым клиентом.
Вторая сюжетная линия относится к самим могилам — однажды ночью несколько захоронений были разграблены. А систему взломали хакеры. Главный герой пытается выяснить кто и для чего это совершил и плавно скатывается к параноидальной теории, что его супруга и другие мертвецы были жертвами тайных инновационных медицинских экспериментов.
В «Саване» конечно же нашлось место характерным для авторского стиля Дэвида Кроненберга визуальным образам с модификацией тел. Но в целом этот фильм — довольно бессвязный параноидальный триллер, очевидно порожденный рассуждениями автора о том, что происходит с телами людей после смерти. Ничего особенного Дэвид Кроненберг этим фильмом сказать не хотел, просто порассуждал о своих перспективах быть кремированным или захороненным после смерти, о соотношении личности и ее тела. Ну и посублимировал свои страхи о власти медицинских и технологических корпораций, добавив сюда еще и вездесущую экологическую повестку.
«Саван» — стандартный фильм пожилого кинематографиста, который он снял для самого себя, на основе собственных экзистенциальных размышлений. Причем ни к каким к выводам эти размышления не пришли — просто думы о том о сем от усталого деда, готовящегося к смерти.
Короче говоря, если вы не великий фанат Дэвида Кроненберга, то «Саван» можете смело пропустить. Это неинтересный, неоригинальный рыхлый фильм на темы, которые уже получали куда более достойное воплощение в фильмографии этого режиссера.
13 мая 2025
Дэвид Кроненберг возвращается с интимной и философской драмой, исследующей темы скорби, памяти и технологического вмешательства в процесс смерти. Венсан Кассель играет скорбящего вдовца и бизнесмена, чья революционная технология позволяет клиентам (и ему самому) наблюдать за разложением тел своих близких в специальных саванах. Эта завязка становится отправной точкой для медитативного погружения в лабиринты человеческой психики, столкнувшейся с утратой в эпоху цифрового вуайеризма.
С первых кадров 'Саван' демонстрирует свою сдержанность: визуал минималистичный, местами даже аскетичный, говорящий о явно не раздутом бюджете. Однако Кроненберг мастерски превращает это ограничение в стиль – холодная точность картинки создает необходимую атмосферу отчуждения, и фильм при этом не ощущается как ТВ-проект.
В центре истории – трио Кассель, Крюгер, Пирс, и их диалоги. Фильм построен на разговорах – длинных, плотных, часто уходящих в специфические политические или научные дебри, которые будто бы не ведут к конкретной развязке. Это явно намеренный приём для создания у зрителя ощущения дезориентации, потери связи с реальностью. Персонаж Касселя, явно выступающий аватаром самого Кроненберга, переживает тяжёлую утрату, и эта туманность и фрагментарность мира отражают его внутреннее состояние.
Фильм не предлагает чётких ответов или линейного нарратива. Вместо этого он выстраивает структуру на диалектических противоречиях: лечение становится убийством, ИИ – вредит, а не помогает, жизнь и смерть переплетаются. Каждый сюжетный элемент кажется зеркалом другого, предлагая зрителю пищу для размышлений, а не готовое решение. Это не история, которую нужно разгадать, а скорее поэзия о скорби, полная недосказанности. Кроненберг не объясняет – он приглашает почувствовать и поразмышлять вместе над этим раненым состоянием потери. Пространство для интерпретаций безгранично.
'Саван' – это кино для тех, кто уже знаком с уникальным языком Кроненберга и готов к медленному, медитативному погружению в очень личное и болезненное высказывание. Фанаты оценят глубину и деликатность, с которой режиссёр касается тем утраты, памяти и технологий. Новичкам же, ищущим более характерные для режиссёра шок или телесный ужас, лучше обратиться к более классическим его работам вроде Видеодрома или Выводка, или к последним 'Преступлениям будущего', которые дадут более полное представление о других гранях его таланта.
Это тихий, но глубокий фильм-рефлексия. Требовательный, но по-своему сильный.
29 марта 2025