| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
5.5 |
IMDb
|
5.7 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Побег |
| английское название: |
Escape |
| год: | 2024 |
| страна: |
Испания
|
| слоган: | «За решетку и обратно» |
| режиссер: | Родриго Кортес |
| сценаристы: | Энрике Рубио, Родриго Кортес |
| продюсеры: | Рикардо Марко Буде, Израэль Мендоза, Бегона Муньос, Родриго Кортес, Адриан Герра, Мартин Скорсезе, Нурия Вальс, Лоран Фумерон, Даниил Горошко, Игнасио Саласар Симпсон |
| видеооператор: | Рафа Гарсиа |
| композитор: | Виктор Рейес |
| художники: | Ана Альваргонсалес, Альберто Валькарсель, Альфонсо Писарро |
| монтаж: | Родриго Кортес |
| жанр: | триллер |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$78 401 |
Мировые сборы:
|
$771 884 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
27 сентября 2024 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
2 ч 9 мин |
Испанское кино всегда умело разговаривать метафорами. Оно знает цену аллегории и гротеска, в нём смешаны кровь, юмор и католическое чувство вины. Но в новом фильме Родриго Кортеса «Побег» вместо привычного кинематографического стандарта нас встречает иной прием — метафора, доведенная до абсурда. Это притча о человеке, который больше не хочет жить в свободе, о свободе как о тюремной камере, а о тюрьме как о единственном обещании избавления от страданий.
Звезда испанского кино - актер великолепный Марио Касас, переживший в последние годы трансформацию из «сексуального постера для подростков и женщин» в актёра, способного держать крупный план трагедии, играет героя без имени, обозначенного буквой «N». Эта обезличенность программирует восприятие: речь идет не о частной судьбе, а о метафизическом состоянии современного человека. «N» не хочет больше делать выбор — мелкий, крупный, бытовой, экзистенциальный. Выбор парализует, выбор мучает, выбор — это наказание. Решение «N» — полностью отказаться от решений. Самый прямой путь для этого, как он решает, — сесть надолго в тюрьму.
У Кортеса получается антиутопия наоборот: здесь побег совершается не наружу, а внутрь. Герой не ищет свободы, он ищет тюремную решётку. Он совершает преступления с математической холодностью, пытаясь навязать системе собственное желание быть заключённым. Но система, как это часто бывает в настоящей трагикомедии, сопротивляется. Судья, адвокат, сестра, психиатр — все они мешают исполнению странного и абсурдного замысла. И в этой нескладности слышится отзвук писателя Франца Кафки, его книги «Процесс», в которой невозможность достичь цели превращается в сущность самого существования.
Фильм балансирует между жанрами — абсурдистская сатира, драма о психической боли, притча о несвободе. Родриго Кортес любит форму — его монтаж холоден, свет подчеркнуто искусственен, пространство то расширяется, то сжимается. Кажется, что мы смотрим сон, где геометрия камеры работает против логики реальности. Марио Касас в этом пространстве — фигура предельно аскетическая: он играет почти без эмоций, и именно эта закрытость превращает его в экран для личных проекций зрителя.
Но главное в «Escape» — финал. Герой наконец попадает туда, куда стремился, — в камеру. И именно там обрушивается главная ирония: даже в камере, даже в клетке с бетонными стенами остается внутренний хаос, тревога, невозможность окончательного ухода. Сартровское «человек обречён быть свободным» оживает с неумолимой жестокостью: свобода не исчезает, даже когда ее хотят уничтожить.
Кортес в известном смысле снимает философский хоррор. Это фильм о современном человеке, который устал от постулата «будь собой», от бесконечной навязанной необходимости выбирать идентичность, позицию, веру, образ жизни.
Марио Касас, привыкший к ролям романтических мачо, здесь не похож на самого себя. Его тело, его лицо, его усталый взгляд становятся метафорой поколения, которое больше не верит в спасение ни в любви, ни в сексе, ни в семье, ни в карьере, ни в традиционных институтах и ценностях. Единственный способ «быть» — это исчезнуть. Но исчезнуть невозможно.
«Escape» — фильм, который можно ненавидеть за нарочитую аллегоричность и холодный интеллектуализм, но трудно не признать его точности. Родриго Кортес напоминает, что в XXI веке побег невозможен: ни из реальности, ни из собственной головы. Впрочем, сама попытка бежать — и есть единственное доказательство, что мы ещё живы.
5 из 10
2 октября 2025
В этом уходящем году картина Родриго Кортеса определенно одна из самых интересных. Давно мы не видели настолько смелых и необычных экспериментов. Сегодня студии крайне редко выделяют бюджет на реализацию подобных сценариев, которые, очевидно, не соберут никакой кассы и не будут отмечены элитными премиями. Если вы не называетесь А24, то найти финансирование почти не получится. Просто удивительно, что за Кортесом оставили и право монтажа. Как же не хватало встряски от правильных, выверенных форм и идей.
Это честное, авторское кино от первого до последнего кадра, сделанное с такой ответственностью и любовью, что зритель сам проникается этими чувствами. Хоть и основные философские идеи не являются супер уникальными, но их подача и доведение до абсурда заставят любого задуматься о своём уровне ответственности, обязанностей и готовности принимать решения. И это только самые наглядные пласты. При детальном анализе произошедшего с героем можно обнаружить массу иных литературных смыслов. Здесь перевернуто все, начиная худ. произведениями, вроде очевидных «Побега из Шоушенка» и «Графа Монте-Кристо» с «Дон Кихотом», заканчивая реальной борьбой человека с системой.
'Трагический продукт этого крайне нездорового общества. Капризный ребенок, считающий, что он страдает и имеет право не страдать.'
Порой Кортес, конечно, перебарщивает с гротеском, разрушая философский настрой, но эти моменты так редки, что их можно безобидно проигнорировать. Плюс хотелось чуть больше предыстории для раскрытия героя, это явно бы не помешало.
Марио Касаса остается только хвалить и пожелать пути Паттисона. Превращения из пустого красавчика в сильного, драматического актера. Потрясающая работа над образом и его реализацией. Хоть ему и не нужно было кричать, плакать и т.п., но своей замкнутостью он показывает гораздо больше. Пластика, мимика, взгляды, редкие реплики. Я думаю, именно так и видел героя режиссер. Давно известно, что истинная игра проявляется в тишине, а не в крике. Если Касас продолжит выбирать экспериментальные роли, то его карьера определенно изменится в лучшую сторону. Через пару фильмов попадет и в Канны.
Отдельно хочется выделить техническую составляющую. Оригинальные операторские находки для развития динамики происходящего. На удивление темп картины скучать не позволяет. Свет и монтаж. Сцены диалогов, особенно с тюремным психиатром, и судебных заседаний смонтированы шикарно. Когда такой режиссер сам заканчивает свой фильм, плохо почти не бывает. Каждая локация имеет свою цветовую палитру, отражающую внутренне состояние ГГ, вплоть до финальной, где все фиксируется окончательно (буквально). Настоящая любовь всей команды к каждому кадру.
А как дополняет события и характеры музыка! Без лишнего пафоса, легко запоминающаяся, создающая игровую атмосферу. Я вообще не помню таких плавно вплетенных в общее повествование абсурдистских переосмыслений классических фильмов и узнаваемых композиций. Чего только стоит Asi hablo Zaratrusta от Виктора Рейеса.
Какое счастье, что «Побег» прошел незамеченным, избавив нас от кривляния интеллектуалов и скучных критиков, оставшись истинным представителем андеграунда. Такие фильмы нужно в первую очередь чувствовать и только во вторую осмыслять. Благо ни с первым, ни со вторым проблем не возникнет.
Я понимаю, что «Побег» определенно понравится не всем. Он странный, но странный приятно. Он абсурдистский, но ровно настолько, насколько абсурден наш мир. Он трагичный, но только до крайней степени трагичности наших внутренних страхов ответственности.
Все это изящно соединено, создавая гармоничный мир безумия. Могли подумать вы, а я бы вам ответил: что, собственно, безумного в желаниях персонажа? Разве каждый не рассуждал о подобном? (Только не нужно думать, что речь идет о желании сесть в тюрьму)
Уникальный киноопыт, который точно запомнится. Если вам интересны странные фильмы с глубокой, общей идеей, то однозначная рекомендация, если ждете боевик или бодрый триллер, то лучше выбрать другой вариант.
P.S. Финальная улыбка определенно вошла в мой рейтинг самых ярких бессловесных жестов. Так завершить свою линию надо уметь. Остается только вопрос: кто победил? Может быть обе стороны?
8 из 10
29 декабря 2024
Этот фильм продюсировал Скорсезе. Его заставили! Его пытали! Рвали реденькие седые волоски на благородной голове, заставляли смотреть 'Преступление и наказание', а потом все серии 'Топей', и мэтр не выдержал...
Попробую предположить - что же заинтересовало маститого режиссера в этом необычном проекте?
Главный герой фильма Эне отчаянно рвется в тюрьму. Он винит себя в смерти жены, погибшей в автокатастрофе, и хочет понести ответственность за её смерть. Окружающие считают Эне ненормальным, и в этом и состоит главный цимес фильма. Реакция 'нормальных' людей на поведение человека невменяемого. 'Побег' это абсурдистская комедия, это испанский перифраз 'Идиота', это история человека, всё воспринимающего буквально. Эне - раб инструкций, его жизнь в опасности из - за людей, живущих не по правилам. Рефреном звучит фраза Эне - 'это запрещено', 'это не по инструкции'. Эне эдакий холёный, откормленный хамоном унтер Пришибеев.
Это история Дон Кихота, вывернутого наизнанку. Дон Кихот совершал прыжок из царства необходимости в царство свободы, а Эне рвется в обратном направлении. Это история о том, как мучительно больно быть свободным, и как сильно хочется, чтобы кто-то принимал за тебя решения, и управлял тобою.
Марио Касас - рафинированный красавчик, атлет со скульптурно вылепленным телом, здесь играет фартового, но деформированного парня. Он ходит, подав корпус вперед, и вытянув шею параллельно земле. Мимика сведена к минимуму, взгляд исподлобья, странные жесты (постоянно выставленный вперёд, наподобие пистолета, указательный палец правой руки), подёргивания головой, и вуаля! Перед вами Дон Мышкин!
Героя окружают люди с говорящими именами. Одного из тюремных сидельцев зовут Марк Аврелий. Намёк на то, что Эне стоически переносит мучения. У Эне есть свой Санчо Панса, готовый сопровождать его всюду. Эне постоянно попадает в ситуации одна нелепее другой, ему достается такое количество побоев и колотушек, что настоящий Дон Кихот позавидовал бы. И при этом, он твердо гнет свою линию. За весь фильм, Касас улыбнется всего один раз, и его улыбка красноречивее любых слов.
Обожаю испанский язык со всеми их mudito, huevoz и прочими лингвистическими деликатесами. Mudito - значит 'немой'. А вы что подумали? Это название одной из глав этого фильма, он разбит на главы.
Не скажу, что фильм мне понравился, но это какой-то новый опыт, не похожий на всё, виденное мною ранее.
14 ноября 2024