Идея контроля рождения детей государством не нова: мы видели это и в реальности, и в фантастике. Постапокалиптическими антиутопиями тоже никого не удивишь. Интересным, пожалуй, является сам этот тест на отцовство и материнство, где супружеская пара до конца не знает, какое решение вынесет оценщик.
Семейная пара Миа + Арьян мечтает о ребенке - и вот однажды в их дверь позвонили: это пришла асессорша Вирджиния /Алисия Викандер/. Она будет жить в их умном и модном доме семь дней, после чего вынесет вердикт. Контуры «Нового света», где живут наши герои, обозначены пунктиром: есть защитный купол (от чего?); люди принимают таблетки от старения; в этом мире нет инакомыслящих – их ссылают в Старый Свет с тяжёлыми условиями для жизни. Главный герой разрабатывает виртуальных питомцев (реальных домашних животных не существует), а его жена культивирует растения в высокотехнологичной оранжерее.
Тест на пригодность начинается неожиданно - он больше похож на ролевые игры, в которых оценщик играет роль ребенка, а иногда саму себя, и это буквально сводит семейную пару с ума. На одной чаше весов невыносимость ситуаций, которые с разыгрывает с ними Вирджиния, с другой стороны, невозможность повернуть назад и желание получить положительное решение ассесора создаёт сильнейшее эмоциональное напряжение. Вдобавок ко всему, оценщица – это государственный чиновник и они не могут грубить ей, они обязаны всячески демонстрировать ей свою лояльность.
Конечно, любой эмоциональный срыв – это попадание в эмоциональную петлю, страх отказа, самообвинения и снова угроза срыва, а ведь так важно оставаться невозмутимым. Думаю, Химеш Патель и Элизабет Олсен хорошо справились с задачей показать достаточно стабильную семью политически нейтральных граждан, которая вдруг попадает в кризисную ситуацию. Всего семь дней, но сложность испытаний нарастает...
7 из 10
17 августа 2025
Нельзя сказать, что в этом фильме много новых идей на тему ужасного будущего, которое ждет человечество, если не прекратится борьба с природой, уничтожение животных, вырубка лесов, загрязнение планеты и т.д. Здесь есть классический для антиутопии тотальный контроль государства над всеми аспектами человеческой жизни, начиная от самых, казалось бы, безобидных вещей и заканчивая глубоко личными вопросами, которые по идее должны решаться исключительно между двумя людьми без посторонних глаз и ушей.
Очень убедительная игра актеров. Элизабет Олсен гармонична в роли ученой, отчаянно мечтающей стать матерью и делающей все возможное и невозможное, чтобы пройти изощренные испытания, подготовленные для них с мужем. По мере прохождения Мией и Арьяном этих стрессовых заданий возникало очень много вопросов. Почему тест на родительство превращается в вакханалию? Почему присланный государством оценщик выходит за все границы дозволенного, разрушая жизнь людей, которые всего лишь хотят привести в этот мир нового человека? Может, Вирджиния вовсе и не оценщик, а какая-то обиженная на главных героев женщина, пытающаяся свести с ними счеты?
Героиня Алисии Викандер большую часть фильма вызывала невероятное раздражение, как своим нелепым внешним видом, так и отвратительным поведением. Ужасно хотелось, чтобы кто-нибудь уже справился с ней и положил конец тому беспорядку, который она устроила в доме главных героев. На фоне Олсен и Викандер Химеш Патель, на мой взгляд, затерялся. Иногда возникало ощущение, будто между женщинами назревает соперничество за самца, но в конце все встало на свои места. Исчезли негативные эмоции, связанные с Вирджиней, оказалось, что она такая же жертва системы, как Миа и Арьян.
Хотелось немного большего раскрытия темы отношений Мии с матерью. Не очень понятен эпизод в самом начале фильма. Кажется, мать героини все-таки не была такой плохой, как о ней говорили на протяжении картины. Еще не хватило хотя бы одного кадра с изображением старого мира. Что же происходит там в запретной зоне? И не до конца понятна финальная сцена, неужели Мия действительно решилась на такой поворотный шаг или это просто экскурсия?
Финал мрачный и неутешительный, что характерно для антиутопии. Но надежда в глазах Мии, переступившей черту, говорит о том, что, может быть, у человечества все-таки есть шанс. Небольшой и призрачный, но все же шанс.
15 июня 2025
«Я вырастила новый сорт водорослей, может, его на ужин приготовить?» — так нежно начинается фильм «Оценка». Будто бы мы в будущем, где технологии заботы и совместное выращивание заменили контроль и насилие.
Но это иллюзия. На самом деле — это фильм о власти и нормативности, завёрнутых в гладкий интерфейс прогресса.
Пара (мужчина и женщина) проходит процедуру «оценки», чтобы получить разрешение на ребёнка. Это не просто тест. Это система, которая вторгается в самую интимность, ставит под сомнение мотивации, чувства и воспоминания. Всё должно быть рационально, доказуемо и измерено.
Постгуманизм здесь — с обратной стороны: не расширение субъектности, а её вычитание. Человек больше не центр, но и не часть, он просто объект оценки.
Фемоптика — в сложном, двойственном взгляде. Тело женщины становится сценой биополитического спектакля: не мать, а кандидат. Не желающая, а проверяемая.
Но и та, кто проводит оценку — женщина. Одинокая. Иногда ей хочется мужчину, пусть даже чужого. Иногда — ребёнка, которого ей никто не разрешал.
Она часть механизма, но не в безопасности. Она тоже хочет, и не имеет.
Даже водоросли, выращенные вручную, здесь кажутся более живыми и свободными, чем люди. Потому что никто не требует от них быть 'достаточно хорошими'.
Рекомендую, держит в напряжении
9 июня 2025
Фантастический психологический триллер 'Оценка' 2024 г. предложил зрителям порассуждать на достаточно животрепещущий вопрос - вопрос заслуженности права быть родителем и воспитателем собственного ребенка.
Зрители оказываются в неком мире будущего, где человечество пережило период серьезных проблем с экологией, перенаселением Земли и недостатком пищи. Общество кастомизировалось и создало новый мир, оставив где-то за забором старый мир. В новом технологически оснащенном мире существует очень ограниченное количество людей. Ну а в старом мире похоже не очень успешно пытаются выживать те, кого бросили.
Главные герои - семейная пара, решившая пройти процедуру 7-дневной оценки, чтобы получить право обзавестись ребенком. Мужа и жену играют Элизабет Олсен и Химеш Патель. К ним приходит оценщица - ее роль блистательно исполняет Алисия Викандер. Сначала эта суровая оценщица кажется практически роботом. Она сразу устанавливает свою власть в доме и даже настаивает на своем праве наблюдать за интимной жизнью героев. Но уже на следующей день она перевоплощается и начинает вести себя как капризный маленький ребенок. Супруги быстро понимают правила и начинают подыгрывать оценщице, олицетворяющей их будущего ребенка и возможные конфликты.
Героев ждет ревность друг к другу из-за симпатий 'ребенка', ждут сложные изматывающие задания, разбросанные вещи и еда. Они почти станут причиной утопления своей воспитанницы, окажутся вынуждены выбирать между ребенком, работой и другими членами семьи. Они узнают неприятную правду друг про друга и про самих себя. Короче говоря, когда наконец настанет седьмой день и герои наконец узнают вердикт, они будут переполнены сомнений в том, способны ли они вообще быть парой и нормальными родителями для ребенка.
Рейтинг 'Оценки' довольно скромный - 6,9 в Кинопоиске и 6,8 в IMDB. Баллы справедливые. Так как в целом фильм вполне мог бы быть не самостоятельным произведением, а одной из серий 'Черного зеркала' или 'Экстраполяций'.
К тому же нельзя сказать, что создатели 'Оценки' действительно копнули глубоко в темы ответственности родителей за жизни своих детей, возможности объективно оценивать себя самого в роли отца или матери, неминуемости жестоких непростительных ошибок в отношениях родителей и детей.
Вместо раскапывания глубинных вопросов, создатели решили под конец перекинуться на рассказ о человечестве будущего в целом. Они предложили концепцию мира будущего, где параллельно реализовались обе перспективы постапокалипсиса - один мир стал технологическим строгим тоталитаризмом, другой мир стал дикой деградировавшей пустыней. Счастье создатели 'Оценки' не предрекают никому - ни жителям нового мира, ни жителям старого мира, ни тем, кто поселился где-то посередине.
Так что 'Оценка' - довольно пессимистичный антиутопичный фильм, не несущий в себе каких-то откровений и катарсисов. Но просмотра он более чем достоин. Даже если вы не любитель жанра и вы будете скучать за просмотром, эта картина точно останется в вашем сознании надолго. К тому же тут реализован довольно интересный визуальный дизайн, основанный на творчестве Пита Мондриана.
6 мая 2025
В недалеком будущем, где родительство находится под строгим контролем, семидневная оценка права пары на рождение ребенка превращается в настоящий психологический кошмар, заставляя их усомниться в самих основах общества и в том, что на самом деле значит быть человеком.
В своем режиссерском дебюте Флёр Форчун создает леденящее душу видение будущего в мире, где изменение климата превратило планету в пустошь, а сильные штормы и экстремальные температуры в сочетании с нехваткой воды и еды сделали ее почти непригодной для жизни. Избранное население живет под куполом и диктатурой, которая обеспечивает комфортную жизнь — технологии, чистую воду и электроэнергию — но свобода выбора обходится дорого. Тех, кто отказывается подчиняться, изгоняют за пределы купола в Старый Свет.
В Новом Свете люди живут сотни лет благодаря препарату, замедляющему старение. Эта новаторская технология имеет свою цену – сочетание дефицита недвижимости и образного бессмертия означает, что население практически не уменьшается, следовательно зачатие детей становится незаконным. В этом мрачном мире рождение ребенка является привилегией, дарованной паре только после семидневной «оценки», проводимой правительственным агентом. И даже в этом случае рождение ребенка будет «ex-utero» — вне тела матери.
Супружеская пара Аариян (Химеш Патель) и Мия (Элизабет Олсен) занимаются значимой работой, которая приносит пользу обществу. Аариян с помощью ИИ воссоздает домашних животных, которые были слишком опрометчиво объявлены вне закона и подвергнуты эвтаназии для сохранения ресурсов. Его жена, Мия работает в теплице над созданием альтернативных растительных источников питания для человечества. Однако больше всего на свете они хотят иметь собственного ребенка.
Правительственная оценщица Вирджиния (Алисия Викандер) появляется на пороге их дома и медленно, день за днем, выворачивает их жизнь наизнанку. То, что начинается как простое интервью, превращается в странную серию ролевых игр, психологических тестов и изощренных испытаний. В течение семи дней она находит новые и уникальные способы сломить волю Мии и Аарияна и никакое количество обаяния, которым могут обладать ее экзаменуемые, не поколеблет ее чрезвычайно прагматичные суждения.
Одетая как Мэри Поппинс Вирджиния разговаривает с улыбчивой загадочностью робота, которого Викандер сыграла в фильме Алекса Гарленда «Из машины». Она без предупреждения переключается между андроидоподобным правительственным агентом и неуправляемой женщиной-ребенком, чтобы проверить, как пара справится с импульсивностью и непослушанием малолетнего ребенка. Но как бы забавно ни было за этим наблюдать, это поведение перерастает в странность, столь убедительную и устрашающую, что заставит пару сомневаться в психическом здоровье Вирджинии, которая, кажется, находится на грани нервного срыва. Зритель почувствует себя максимально некомфортно, задаваясь вопросом об адекватности и компетентности Вирджинии как оценщицы, которая неожиданно окажется мощной разрушительной силой, несмотря на то что ей поручено помочь принести в мир новую жизнь.
Режиссеру удается передать все ужасы антиутопического будущего в мельчайших, но самых существенных деталях, хотя основное действие фильма не выходит за рамки отдаленного дома на скале. «Оценка» не только достигает экстремальных уровней напряжения, но и поразительно поддерживает его на протяжении большей части фильма, пропитывая каждый кадр чувством тревоги и чутко передавая нарастающее истощение и отчаяние, которое испытывают будущие родители.
Невзирая на то, что многие интригующие идеи фильма не исследованы достаточно глубоко, захватывающий финальный акт раскрывает весь масштаб безнадежного мира, в котором живут персонажи фильма и заставляет задуматься о том, какой человек захочет привести в этот мир ребенка. «Оценка» исследует темы суровой реальности против контролируемой среды и то, на что герои готовы пойти, чтобы остаться в ней из-за страха столкнуться с неопределенностью.
2 мая 2025