Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Лихие |
год: | 2024 |
страна: |
Россия
|
слоган: | «90-е. Главная драма страны» |
режиссер: | Юрий Быков |
сценарий: | Олег Маловичко |
продюсеры: | Александр Цекало, Иван Самохвалов, Сергей Шишкин, Эльвира Дмитриевская, Гавриил Гордеев, Данила Ипполитов, Максим Иванов, Николай Иванов, Ирина Прохорова, Артем Мазур, Анастасия Фатеева, Олег Маловичко, Мухарам Кабулова, Эдуард Илоян, Георгий Шабанов, Ольга Фещенко |
видеооператор: | Глеб Вавилов |
композитор: | Райан Оттер |
художники: | Никита Трубецкой, Елена Дронова |
монтаж: | Алексей Слепов, Александр Дроздов-Тихомиров |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 48 мин |
Про 'Лихие' 90е
Начал смотреть новый сериал про криминальную Россию 90х годов прошедшего (или ушедшего, ну, или прошлого) века.
'Лихие' режиссера Юрия Быкова по сценарию Олега Маловичко.
Пока показали с 1й по 4ю серию.
Впечатления:
1) Как будто 1-3я и 4я серия - разные создатели у них: не знаю на чем это впечатление основано у меня, но ощущение именно такое. То ли динамика истории, то ли манера съемки, то ли характеры героев очень разнятся. И еще - если в первых трех сериях убийства показаны в 'привычном' виде (утрированно можно так объяснить: 'вынул ствол и шмальнул'), то в четвертой главный 'герой'-штатный киллер показан уже по иному. А именно - его раздумья, сомнения перед 'исполнением' (выполнением заказа на убийство).
Мерзостнее всего в этой истории - что отец приобщил 12летнего сына к киллерскому - преступному, не забывайте - 'ремеслу'.
Лишь бы в последующих сериях не получилось некое оправдывание выбора пути этих героев: мол, время было такое, не мы такие, жизнь такая, власть нас опустила на дно, нам не оставалось выбора и т.д.
2) Фильм очень качественно снят. И в целом и в деталях. Например, дальневосточный криминальный авторитет 'Джем' (к слову, вором в законе он не был). Он показан не как невесть откуда взявшийся уже состоявшийся беспредельщик с развевающимися на ветру полами кожаного плаща. А как умный преступник, подминающий под себя едва ли не третью часть России - полностью Дальний Восток и частично Сибирь. Ведь он фактически в течение лихие годы создал государство в государстве. И в уже вышедших в эфир сериях это показано - как подминали другие группировки, предприятия, города. Как ему противостояли (посылали на х...р, но подручных) и гибли из-за этого.
А крупные планы - вообще вызывают интерес. Нет ляпов с ботоксом или силиконом у героинь - то есть у актрис из 2020х, играющих замученных россиянок 90х годов 20 века. Например у главной героини в одном из крупных планов видна настоящая женская кожа, а не натянутая плёнка на ботоксе. Мелочь, во многим делающая фильм.
3) Фильм ближе к 'Бумеру' чем к 'Бригаде' и тем более сериалам типа 'Невский', да и от 'Улицы разбитых фонарей' (даже первых сезонов, снятых на рубеже 90х-нулевых) он далековат. Натуралистичные антуражи, отсутствие романтизации саш белых или иных салоников. Мерзость, двуличие преступного мира. Это показано без прикрас.
4) Пункт третий дает надежду что 'Лихие' не спровоцирует тягу молодежи к блатной романтике и жизни по 'понятиям', как это практически неизбежно бывает, краткосрочно или затяжно, после фильмов 'про бандитов'. Примеров тому немало, к сожалению.
5) Напоследок, не всерьез: в фильме показана московская гостиница 'Юность' в Лужниках, как место встречи джемовских и кавказских преступников. А встречались они, по сюжету фильма, в Хабаровске.
12 ноября 2024
Тема криминала и организованной преступности со времен старого Голливуда пользовалась спросом в кинематографе. Новый виток популярности «бандитского кина» закономерно пришелся в России на начало нулевых, когда страна только-только начала приходить в себя после «лихих девяностых» и начало строиться какое-никакое гражданское и демократическое общество. Но девяностые остались болезненным рубцом на сердце русского человека, как кровоточащая рана после развала одной из крупнейших мировых держав XX века, и потому до сих пор эта эпоха не дает покоя российским кинематографистам, а, вследствие наличия предложения, зрителей, которые этот спрос только поддерживают. После прошлогоднего «Слово пацана» Жоры Крыжовникова, который в своем уже ставшим культовым проекте исследовал зарождение организованной преступности России, выросшей из подростковых банд, казалось, что тема закрыта навсегда, и чего-то свежего нам не смогут предложить. Та же «Прелесть» ностальгировала по 90-ым в российской глубинке, «ЮЗЗЗ» демонстрировал неприглядные реалии южной дворовой романтики. Однако жанр, как и саму тему, рано было списывать со счетов.
Что закономерно, продюсерская компания SREDA (ответственная за первые сезоны «Мажора», «Метода», «Триггера» и целую плеяду достойных российских фильмов и сериалов) в коллаборации со стримингами Okko и Start подрядили одного из лучших режиссеров современной России, Юрия Быкова (как его только не называли — от современного Балабанова до нашего ответа Вильневу и т.д.), чьи заслуги на большом и малом экране просто устанешь перечислять, хорошо знакомого с темой, на новый сериал «Лихие», который на этот раз действительно должен был закрыть тему в кино.
И, надо сказать, Юрий Анатольевич весьма ответственно подошел к своей задаче. Большой любитель мрачной стороны жизни нашей страны, в красках отображающий все тяготы провинциальной части постсоветской России, Быков с энтузиазмом взялся за кино, которое повествует о его любимой исторической эпохе в его любимом жанре. Как сказал сам режиссер о своей цели, которую он преследовал, взявшись за проект: «Про 1990-е, как и про все другие эпохи, можно снимать до бесконечности. Просто я для себя «Лихими» точно закрыл 1990-е как тему и, надеюсь, надолго. Даже больше скажу: я закрыл для себя не столько 1990-е, сколько фактуру, соответствующую им.»
Итак, сериал, начинаясь как история отдельно взятой семьи (а вернее, отца и сына, выживающих в непростое постсоветское время), очень быстро вырастает во временном, географическом и историческом масштабе. «Лихие» ведут повествование параллельно в Хабаровске 1990-ых и Москве как минимум 2022-го. Количество персонажей неумолимо растет, причем их играют сплошь достойные артисты, что не удивительно: с Быковым очень и очень многие хотят поработать (только Шведова тут действительно не хватает). Режиссер, вооруженный сильным актерским кастом и прекрасным сценарием Олега Маловичко, рисует не конкретных персонажей и не их конкретную историю (хоть она и имеет реальный прототип), а портрет целой эпохи, если не двух: специально разрываясь между двумя временными промежутками Быков словно показывает относительную близость либо параллель между неспокойной постсоветской эпохой и современным миром. А если зрителю эта параллель или другие очевидные метафоры не дойдут, то автор иносказательно, но очень красиво вложит их в уста филигранно сыгранного Филиппом Янковским вора в законе Тунгуса в четвертой серии.
Мрачная приглушенная цветовая палитра, но в то же время насыщенные красками пейзажи лесных массивов и бескрайних рек Дальнего Востока — операторская работа здесь выше всяческих похвал, начиная от чистоты и красоты сибирской природы и заканчивая грязью, копотью, потом и кровью местного криминала в подъездах, гаражах, на улицах. Даже современная вечно ночная и дождливая Москва показана как натуральный Готэм-сити, даже сам Быков себе такого ранее не позволял (вспомним его глянцевую столицу из «Спящих»). Многие операторские решения поднимают картину на уровень полнометражного кино, выводя новую криминальную сагу как минимум за рамки простого сериального формата.
Как я уже говорил, «Лихие» — это полномасштабный криминальный эпос со своей трагедией и сюжетом, рисующий портрет целой эпохи, и, конечно же, имеющий все необходимые приметы времени. Я уже молчу о поистине качественном антураже и уровне работы художников по костюмам, постановщиков, натурщиков и пр. и т.д. Сейчас больше хочется сказать об актерской составе и богатом на ярких персонажей сценарии. Понятное дело, что повествование истории во многом будет вестись как флеш-беки Жени, которого играют сразу два действительно одаренных актеров разных поколений (Евгений Ткачук и Егор Кенжаметов из «Оффлайна»). Понятное дело, что ключевой здесь, как в исконно мужском кино, остается отцовская фигура, как это сохранялось со времен Копполы и Пьюзо (того самого отца-киллера шикарно воплотил любимчик Быкова Артем Быстров, очень неожиданный в подобной роли). Александр Голубев, привычный в ролях военных либо просто хороших парней, внезапно меняет амплуа на старшего «бригадира», но в роли хабаровского головореза впечатляет куда сильнее, чем в прошлых своих работах. Филипп Янковский выдает куда более глубокого и интересного персонажа, чем в той же «Прелести», хотя и похож по типажу. Радует эмоциональной ролью несомненно талантливая и красивая Полина Максимова, которая фактически устраивает своего рода дуэт с другим ярким артистом, в прошлом году блеснувшим в упомянутом «Юзззе» — Гелой Месхи. Гела Месхи и здесь выкладывается как минимум не меньше, создавая образ загадочного ветерана ФСБ Игоря Карамазова, который наряду с Евгением Харитоновым (здесь — одаренный оперативник УБОП) представляют правоохранительный блок. И, судя по всему, их персонажи тоже пройдут через многое, и, наблюдая за тем, как их формируют в кадре артисты, нет сомнений, что изображено это будет достойно. Фактически, опера Месхи и Харитонова составляют действительно мощную конкуренцию, становятся достойными противниками для криминальных авторитетов и высокопоставленных уголовников, которых играют сплошь заметные артисты. Нельзя здесь не упомянуть еще одного любимчика Быкова — Дмитрия Куличкова в роли «смотрящего» по Хабаровску. Аскар Ильясов, резко набравший популярность после шикарной роли в «Нулевом пациенте» вновь радует яркой ролью. В обещанном Иване Добронравовом я тоже ни секунды не сомневаюсь. И такой мощный состав артистов был возможен только в поистине эпической криминальной саге, и только у Юрия Быкова.
Я обычно не пишу отзывы ранее, чем досмотрю многосерийный проект, но здесь, как и в случае со «Словом пацана», очевидно: нас ждет однозначный хит, Быков на пике своей формы, и тему девяностых он закрывает своим детищем с говорящим названием так же мощно и лихо, как Алексей Сидоров ее открывал «Бригадой» двадцать два года назад. Оценка, конечно, дается авансом, но что-то заставляет верить в успех конкретного этого проекта, и за 50% отсмотренного материала он никак не подвел.
9 из 10
10 ноября 2024
Я относительно хорошо помню 90-е годы, так как мое осознанное детство пришлось ближе к концу десятилетия, и тем не менее мне очень четко запомнились некоторые моменты того времени, которые сейчас вызывают реальную дрожь. Тогда на улицах царил разгул бандитизма, родители просили меня не играть вечерами во дворе и идти поскорее домой. Также у нас были проблемы с деньгами, и мы еле сводили концы с концами. Это был очень непростой период, на котором ныне выстраивается дальнейшая история нашей страны, а потому мне было интересно посмотреть, как именно 90-е представили в своем амбициозном сериале Лихие его создатели во главе с Юрием Быковым, а также то, к чему все пережитое в то время привело его героев сейчас.
В центре внимания сюжета находится егерь Павел Лиховцев и его старший сын Женя. Их семья жила в тайге, где Павел имел довольно неплохую по советским меркам работу, а также занимался своей любимой пасекой, которая также приносила нормальную прибыль. Но все изменилось после развала Союза, когда былые устои канули в Лету, и простым гражданам пришлось искать иные пути для выживания. Для Павла данный период стал настоящим кошмаром, так как он, будучи взрослым здоровым мужиком, не мог дать своей семье элементарного. И вот однажды в деревню приезжает его хороший друг Юра, который уговаривает Пашу взять с собой детей и жену, переехать в Хабаровск и начать там новую жизнь. Предложение было очень интересным, а потому отказываться от него совершенно не хотелось. Но в Хабаровске самого Павла и его близких ждало совсем не то, на что они рассчитывали.
Довольно быстро выясняется, что Юра примкнул к одной из криминальных группировок, и умения Павла обращаться с оружием тут придутся как раз к месту. Сам же Павел совершенно не хотел изменить своим принципам и ввязываться в криминал, но теперь уже поздно отказываться и бежать – его лицо примелькалось среди опасных элементов, и спрыгнуть без последствий не получится. Все это прекрасно понимает его сын Женя, однако супруга Лена принять такое положение вещей отказывается. Она продолжает жить пускай бедным, но спокойным прошлым. Возможно, где-то в глубине души этого бы хотел и сам Павел, но он принимает новые реалии, получает поддержку сына и становится на путь, который сулит неплохие деньги, но и большие опасности.
В сериале отчетливо ощущается режиссерский стиль Юрия Быкова, который в прошлом снял такие жесткие и вместе с тем интересные проекты, как Майор, Метод и Спящие. Отличительной чертой криминальных драм от Быкова является то, что они честные и смелые, без лишнего романтизма и сказочности. Сам режиссер недавно сказал в интервью, что ему откровенно не нравится то, как его коллеги изображают бандитов из 90-х, так как сам он помнит, как тяжело семья переживала тот период, и Лихие стали для него отличной возможностью показать на экране собственные переживания и память о том сложном десятилетии. Советую кстати найти интервью, очень интересное. Скажу, что у него вышло это сделать максимально эффектно и жестко, честно, без прикрас. Такой подход определенно заслуживает уважения.
Интересно наблюдать за игрой Артема Быстрова в роли Павла Лиховцева. Я знаю его преимущественно, как театрального актера и наконец-то он получил одну из главных ролей в таком жестком и драматическом сериале. Он играет немногословного, сурового мужика, который не может принять того, что он в этом мире больше ничего не решает и в первую очередь ради своих близких он принял предложение друга, после чего семья героя стала переживать очень непростые драматичные моменты. Однако выбор сделан, и Павел должен принять все последствия. Также, выделю здесь и Савелия Кудряшова, который играет Женю, старшего сына Павла. Отец является для него примером настоящего мужчины, и он его действительно любит, старается не подвести и всегда подаст руку помощи. Характер паренька закаляется страхом и кровью, и тут понятно одно – он никогда не отступит от своих принципов. Все как говорит отец, не иначе.
Лихие выстраивают очень сложную драматическую историю. В сериале мы видим, может быть, страшные вещи, но это не выдумки на пустом месте, а события, которые когда-то имели место быть в России. И мы должны об этом знать, чтобы делать выводы и двигаться дальше.
8 из 10
28 октября 2024
Честно говоря, почему-то не зацепило...ждал этот сериал с момента анонса, уж больно знакомая тема и порой даже хочется вновь погрузиться в атмосферу тех самых 'лихих', ибо детство на стыке 80-90-хх до сих пор трудно сравнить со всеми последующими отрезками жизни. Режиссёр Ю. Быков на достаточно долгое время исчез с радаров, последние его работы не повторили успеха первых, и хотелось после заметного перерыва увидеть что-то действительно интересное.
Но то ли эти 'Лихие' и не лихие вовсе, то ли кино и этот жанр в целом изменился со времён незабвенных картина Балабанова...и вроде бы сколько уже сказано, что надоела всем беспросветная 'чернуха', 'романтизация', криминализация в кино...и много еще других модных современных обозначений. Сути это не меняет, как ни назови. После просмотра первых серий 'Лихих' на самом деле понимаешь, почему так ценились лучшие криминальные сериалы прежних десятилетий, да и даже из тех самых 90-х...
Аутентичностью и картинкой сейчас никого не удивить. Только сильной историей и столь же сильными персонажами. С историей вроде тут порядок, на этот раз не банальные Москва или Питер 90-х, а другие места действия. Ну, Карелия конечно же узнаётся сразу...а вот герои какие-то будто совершенно из другого мира. Тут конечно всё зависит от конкретного зрителя - смотря кто и в какой период застал эти самые 'лихие' и застал ли вообще. Но лично меня в этой истории не зацепило ничего, от слова совсем.
Сочетание нескольких линий событий разного времени должно быть интересно. Но это почему-то не работает, смотреть на события нынешнего времени в столь ожидаемом мной сериале - не то, что хочешь видеть в сериале про 'лихие'. Картинка слишком 'приветливая', причём с уклоном в жёлтые цвета, из-за чего история также воспринимается совершенно иначе. Понятно, почему в большинстве (причем отличных) сериалов совершенно другие оттенки, и почему они куда более мрачные и тяжелые для восприятия. Здесь же, всё иначе.
На каждую серию по одной реально интересной сцене, связанной с конкретными столкновениями непростых персонажей. Всё остальное удерживается на диалогах и неплохой операторской работе. Но нет чего-то осязаемого, нет атмосферы, в которую погружаешься с первой же серии и каждую последующую ждешь и надеешься, что история еще долго не закончится. С актёрами вроде всё хорошо, но при этом нет ярких персонажей. Как будто бы все похожи, криминал есть криминал, простые люди - самые обычные. Даже улицы, здания, интерьеры - всё непривычно светлое, обыденное что ли.
В целом, развитие событий неторопливое, есть время привыкнуть к героям. Но тут тот случай, когда почему-то не сильно то и переживаешь за героев. Музыка невзрачная, мне гораздо больше запомнились простые мотивы из ранних работ режиссёра. 'Лихие' же, очевидно, больше производственный проект, индустриальный так сказать. Авторского кино здесь я не вижу от слова совсем, на мой взгляд, сериал сделан по знакомым схемам сугубо коммерческих проектов для платформ. Артисты и картинка есть, история тоже, а остроты, переживаний и души к сожалению нет. Интересно, будет ли продолжение...
25 октября 2024
Любимый режиссер России Юрий Быков часто говорит что съемки сериалов это лишь ремесло, способ заработка денег для своих авторских, независимых работ.
Тем не менее, фирменный почерк мастера прекрасно заметен в новой криминальной саге от ОККО 'ЛИХИЕ'.
История егеря Павла Лиховцева (между прочем, вполне реального персонажа) ставшего киллером вместе с родным сыном смотрится как типичный быковский социальный хоррор. При всем этом Лихие так же являются шикарно снятой гангстерской сагой, гиперреалистичной и брутальной.
Размашистыми мазками показана судьба любимого персонажа фильмах Быкова-простого человека. На этот раз, на сломе эпох, перед которым стоит выбор-стать преступником или же продолжать влачить жалкое существование на обломках рухнувшей империи. И главный герой делает этот выбор совершенно осознанно, понимая что единственный путь к богатству и успеху в наступившей новой эпохе это криминал.
ОПГ 'Общак' (реально существующая банда) вполне себе подменяло государство на всей огромной территории Дальнего Востока.
Попав туда, по сути своей неплохой человек Лиховцев медленно, но верно стал превращаться в чудовище и что гораздо страшнее, затянул в эту пучину насилия и смерти собственного сына, привлекая его к совершению убийств.
И тут надо отдать должное авторам за смелость-в картине отсутствует не то что намек на романтизацию такой жизни, нет даже нейтрального, понимающего отношения к собственным героям.
Никакой 'серой морали' Быков и сценарист Маловичко зрителю не предлагают - зло оно в любом случае зло и оправданию не героям, не эпохе быть может. 'Лихие' выносят вполне однозначный вердикт 90ым- это время не мира, жвачки, песенок Жукова а жестокая и мрачная страница в истории, которую нужно наконец то перевернуть.
25 октября 2024
Про эпоху 90-х в свое время было снято немало фильмов и сериалов, которые показывали нам, как изменилось наше общество после падения СССР. Однако большая часть подобных историй носит какой-то чрезмерно романтизированный характер, подменяющий реальность неправдоподобной выдумкой. Совсем иначе обстоят дела в новом драматичном сериале Лихие, который как раз вышел буквально сегодня ночью. Это жесткая, но в тоже время честная и правдивая история, которая определенно стоит того, чтобы аудитория обратила на нее свое внимание. Режиссером картины является один из лучших мастеров своего дела - Юрий Быков. Он в представлении точно не нуждается, так что перейдем к сюжету.
События Лихих берут свое начало как раз в 90-х годах и переносят нас в далекий Хабаровский край, где мы и встречаем главных героев этой истории, а именно старшего егеря Павла Лиховцева (Артем Быстров) и его сына Женю (Егор Кенжаметов). Если раньше Павел чувствовал себя уверенно и твердо стоял на ногах, то теперь все изменилось для него самым кардинальным образом. На работе постоянно задерживают зарплату, а пасека, которой он владеет, больше не приносит особой прибыли и мед приходится продавать за сущие копейки, что герою совсем не нравится. Тем не менее, даже при таком невеселом положении вещей Павел всегда находит время для своего сына, которого обучает всему, что знает сам и вместе с тем закаляет его характер, ведь взрослеть в 90-е, да еще и в таком сложном месте, как Сибирь, совсем непросто.
Не имея иной возможности дать своей семье все то, чего она заслуживает, Павел решает принять предложение своего старинного друга Юры и переехать из бесперспективной деревушки в Хабаровск, столицу края. Здесь Юра обещает Паше неплохую работу за баранкой автомобиля, а также дальнейшие перспективы, о которых будет сказано позже... Понимая, что иного выхода у него все равно нет, Павел забирает свою жену и сыновей на новое место и рассчитывает, что его жизнь изменится в лучшую сторону. Но по своей душевной простоте он сразу и не просек, что Юра тесно завязан на криминале и теперь ему самому придется заниматься далеко не самыми законными вещами. И если ты хотя бы раз влезешь в какую-то разборку, то пути назад уже не будет.
Сериал начался очень жестко и динамично. Уже с первой серии нам четко дают понять, что это взрослая и напряженная история, в которой не стоит искать компромиссов. Да, Павел Лиховцев не собирался связываться с криминалом и частично обстоятельства были выше него, и все же таковыми часто и были реалии в нашей стране образца лихих 90-х. То есть свое название сериал оправдывает сполна, с первых же секунд. Создатели очень хорошо потрудились над воссозданием той сложной эпохи, включая такие мелочи, как телефонные будки и одежда. Также, они очень неплохо передают общее депрессивное настроение, которое имело место быть в регионах в то время. Так что Павлу и его старшему сыну придется стремительно меняться, потому что ты либо берешь от жизни то, что заслуживаешь, либо так и остаешься навсегда никем.
Отношения между отцом и его старшим сыном тут представлены довольно убедительно. Павел может положиться до конца лишь на Женю, он воспитывает его смелым, храбрым и жестким, как он сам. Так что неудивительно, что очень скоро Жене придется стать помощником отца и, по сути, его правой рукой. Интересно, как дальше будут развиваться события, но тут явно не стоит ожидать легкой прогулочки на вечер.
Я считаю, что Лихие однозначно заслуживают зрительского внимания, потому что это откровенный и честный сериал про очень непростой период жизни в нашей стране. Вот за такую честность я и ставлю сериалу заслуженно высокую оценку.
9 из 10
24 октября 2024