Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Истребитель |
английское название: |
Fighter |
год: | 2024 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Сиддхартх Ананд |
сценаристы: | Рамон Чибб, Сиддхартх Ананд, Аббас Тиревала, Аббас Далал, Хуссайн Далал, Бисвапати Саркар |
продюсеры: | Рамон Чибб, Гаятри Гулати, Мамта Ананд, Сиддхартх Ананд, Анку Панде, Натиа Николейшвили, Мамта Бхатиа, Амриш Манджрекар, Ренгараджан Джайпракаш, Кевин Ваз, Деваншу Астхана |
видеооператоры: | Conor Spencer, Сатчитх Паулосе |
композиторы: | Вишал Дадлани, Шехар Равджиани, Анкит Балхара, Санчит Балхара |
художники: | Раджат Поддар, Ли Гордон, Нихарика Джолли, Шалина Натхани, Кайлаш Саху, Лакшми Раджеш Лехр |
монтаж: | Аариф Шейкх |
жанры: | боевик, триллер, драма, приключения, военный, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 30000000 |
Сборы в России: | $14 260 |
Сборы в США: | $4 309 194 |
Мировые сборы: | $25 139 194 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 января 2024 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 46 мин |
К «Топ Ган» я всегда был холоден, и фильм у меня восторгов не вызывал, потому сиквел я смотреть не стал. А вот с индийской вариацией (подобные фильмы периодически снимают во многих странах) режиссёра хитового «Патхана» Сиддхарта Ананда ознакомиться было интересно. Увы, постановщик предпочёл самый простой и скучный путь подачи без какой-либо изюминки.
Сюжетный шаблон тут разбирать смысла нет, поскольку, как и в спортивных лентах, тут всё по принципу «видел один фильм — видел их все». Отважные красивые герои, злобные гадкие враги, слёзы и пафос до небес с неизменным маханием флагом, поездки на мотоцикле на фоне заката и так далее по списку. Была надежда именно на ураганный и крутой экшен, который индийцы ставить умеют. Но в этом плане опять же всё сделано неплохо, но и только то.
Не знаю как там в сиквеле с Крузом (наверняка лучше), но здесь воздушные сцены сделаны нормально, но каких-то диких восторгов не вызывают. Да, самолёты красиво летают, пускают ракеты и выполняют фигуры высшего пилотажа, но всё это уже было и чем-то удивить здесь не смогли, да и самих боевых сцен не сильно много, учитывая классический почти трехчасовой хронометраж. Есть красивые натюрель взрывы, которые при этом периодически соседствуют со средней графикой. Забавно, но больше всего понравилась финальная экшен-сцена со спецназом, но она происходит на земле, да и та достаточно короткая, а противостояние главгероя и главгада снято на фоне кривоватого задника, который конечно получше, чем в «Охоте на пиранью», но, скажем прямо, в отрывках последнего «Индианы Джонса» он сделан явно лучше, хотя и там меня увиденное не радовало.
Артисты все в типажах — красивые и глазу приятные, и от них тут иного не требуется. Есть забавные юморные сцены (особенно с улыбкой Ритика Рошана и его фирменным Please), приятные глазу танцы в духе глянцевых рекламных роликов парфюм-домов, но опять же без фирменной страсти.
В общем, получился достаточно типовой жанровый стандарт по западному образцу, которому чертовски не хватает искорки, драйва и оригинального индийского отрыва, который тут ох как напрашивался. Видимо, это и стало причиной кассового провала — в Индии фильм собрал лишь 20 миллионов долларов при 30-миллионном бюджете, а в США фильм добрал еще 5 миллионов.
В целом, смотрится нормально, но для тех, кто видел второй «Топ Ган» смысла в этой трехчасовой пафосной агитке не сильно много. Я в целом просмотром доволен, но если бы пропустил — ничего не потерял.
7 из 10
6 мая 2024
Нынче можно выделить два направления в индийской киноиндустрии, которых усердно придерживаются ведущие режиссёры страны — это повышенный уровень патриотизма и женская эмансипация. По крайней мере Болливуд в последнее время не устаёт демонстрировать одну за другой политико-социальные экшен драмы с участием знаменитостей первой величины. Специфика картин однако заключается не только в освещении проблем жизнедеятельности общества, но и в демонстрации кинематографического потенциала, позволяющего Индии выйти на международную арену большого кино. А раз индийские социальные драмы за границей сразу попадают в разряд артхаусного кинофестивального кино, то решили поддать жару с экшен блокбастерами, чтобы уж наверняка не промахнуться. Но проблема таких фильмов в том, что они в своём большинстве теряют художественную значимость. Мощность спецэффектов важна настолько, что сценаристы забывают придумать внятную последовательную историю. Да и зачем, если при монтаже всё равно обрежутся почти все безспецэффектные сцены.
Тема сюжетов последних фильмов неизменно вращается вокруг военной тематики. Накал ненависти к Пакистану поддерживается изо всех сил, и чем дальше, тем всё жёстче звучат политические высказывания с экрана. Если в «Сурьяванши» Шетти транслировались акты жестокости и насилия со стороны рядовых офицеров, то в нынешнем «Истребителе» демонстрацию силы обсуждают в высоких кабинетах. Главный герой-индиец в героическом порыве произносит две ключевые фразы: «Мы — хозяева Кашмира» и «Индия оккупировала Пакистан». Вкупе с этим принципиально важные персонажи находятся в крайней степени агрессивного нетерпения по поводу применения к противнику самых серьезных мер уже даже не устрашения, а именно наказания. Накипело ли только у создателей этого фильма, или же это какая-то общая позиция страны в целом — вопрос риторический. Отношение к терроризму везде одинаковое, тем более там, где война не прекращается с момента разделения территории на два государства.
Проникнутся настроением героев и горячо возжелать рубить врагов налево и направо можно только путём правильной вовлеченности во внутреннюю драму персонажей. С этим сценаристы «Истребителя», указанные в титрах во множественном числе, увы, не смогли справиться. Почти трехчасовой фильм превратился в расширенную версию своего трейлера, который смотрится куда интереснее, чем вся картина в целом. Действий в фильме не так много, из коих можно выделить всего три значимых — это террористическая атака на военную процессию, нападение на индийскую военную базу и заключительный тридцатиминутный фрагмент операции освобождения пленника. Всё остальное время герои перебрасываются шаблонными ничего не значащими фразами и прохаживаются в режиме слоумо по аэродрому. Патриотический дух поддерживается посредством похорон и развивающегося в руках героя огромного флага. Для индийцев воздушные подвиги их соотечественников, возможно, станут предметом гордости и перенесут фильм из разряда одноразового зрелища в топы индийских блокбастеров, но на зарубежный взгляд ничем примечательным они не выделились. К актерам претензий нет, они старательно вертели головами, изображая сложность исполняемых воздушных пируэтов на зеленом фоне.
Тем не менее очень типичное развитие событий гасит интерес к сюжету почти с самого начала. Оправдываясь тем, что фильм стал первопроходцем в Индии в теме военно-воздушных боёв, режиссёр попытался снять с себя ответственность за посредственность работы и заодно похвалился масштабностью спецэффектов. Вот только крутые виражи истребителей тянут еще примерно минут на 30 от общего времени, а что же должно увлечь зрителя в остальные два часа? О любви и великой химии между впервые встретившимися на экране Ритиком и Дипикой можно упомянуть только вскользь, как это сделали сами сценаристы. Единственно, для чего их свели вместе, отразилось только в монологе героя Ритика перед родителями девушки. Сама Дипика с некоторых пор была завербована на роль клишированной амазонки с кукольно-модельной внешностью, годной для международного рынка. Весь драматический потенциал актрисы, если он когда-то и был, более не интересен тамошним режиссёрам. Вместо этого, превратившись в ходячую рекламу, Дипика борется за права женщин быть среди мужчин и наравне с ними. Устами главного героя: «если бы все женщины были как она, мы, мужчины, сидели бы дома». Таков второй, после военно-стратегического, посыл этого фильма. Сама же героиня, исполнив функцию свободной женщины, больше ни для чего не пригодилась.
Не нашлось ничего исключительного и в ролях Ритика Рошана и Анила Капура. Их персонажей мог бы сыграть кто угодно, ибо играть тут было нечего. Из чего выходит, что смысл их участия в проекте сводится только в создании вокруг него ажиотажа. Конечно, с Шахрукхом не сравнить, но Сидхартх Ананд, видимо, решил сэкономить на гонорарах, к тому же разнообразие лиц на экране тоже не помешает. По кассовым сборам стало очевидно, у кого за спиной армия фанатов, а кто плетется позади, и даже ВВС Индии не в силах были повлиять на рейтинги. Сидхартх же остаётся верен себе и продолжает играть в войнушки с пакистанским врагом, который в этот раз был бледным подобием настоящего душмана. Вообще, уровень эпичности что злодеев, что героев здесь заметно снизился по сравнению с предыдущим творением Сидду «Патханом». Видимо, вся фантазия ушла на спецэффекты с техникой. Кстати, можно проследить это по переводу названия «Fighter». Это либо Боец, либо Истребитель. Так что важнее — люди или машины?
Неожиданно снова в сюжете всплыло упоминание России, как продолжение начатой в «Патхане» темы — показать нашу страну с самой «положительной» стороны. Теперь дошло до шуточного образе пилота Аэрофлота, почему-то говорящего на чистом хинглише. Не стоит приписывать это своеобразному чувству юмора режиссёра — он снимает фильмы на серьезные политические темы, где каждая шутка имеет свою интерпретацию. В «Патхане» своё отношение к России режиссёр выразил очень чётко. И теперь, когда у него был шанс совсем об этом не упоминать, он вклинил в сюжет какую-то несусветную глупость. Итак, в чём смысл, господа?
Тем самым, вычленив из всей картины несколько запоминающихся эпизодов, можно выносить вердикт. Фильм крайне скучен, если ожидать от него захватывающей событийности. Примитивен он и в плане изображения военных действий. Каких-то мастерски спланированных шпионских операций здесь и в помине не будет. Всё, что вас ждёт, это пресный злодей с красным от бессонной злодейской ночи глазом и страдающий от жалости к себе Герой, бесцельно проживший свою немудреную экранную жизнь и не выжав ни одну зрительскую слезу (не относится к особо впечатлительным зрителям). Сомнительно, что сами индийцы в скором времени не забудут этот военно-воздушный шедевр, ведь даже критики не особо вдохновились качеством фильма. Однако ж окончания войны на экране в ближайшем будущем не планируется, как и в миру не предвидится улучшений в отношениях между Индией и Пакистаном.
7 февраля 2024