Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Зелёная граница |
английское название: |
Zielona granica |
год: | 2023 |
страны: |
Германия,
Франция,
Польша,
Чехия,
Бельгия,
США,
Турция
|
режиссер: | Агнешка Холланд |
сценаристы: | Агнешка Холланд, Maciej Pisuk, Gabriela Lazarkiewicz Sieczko, Gabriela Lazarkiewicz |
продюсеры: | Фред Бернштейн, Агнешка Холланд, Марцин Вежхославски, Мария Бличарска, Sarka Cimbalova, Майк Дауни, Диана Элбаум, Jeff Field, Дэмиен МакДональд, Саймон Офенлох, Давид Рагониг, Дэниэл Бергманн, Emir Klal Haznevi, Alicja Jagodzinska, Доминика Кульчик, Беата Рычковска, Malgorzata Seck, Katarzyna Strumnik, Aura Douis, Marika Jaksova, Филипп Логи |
видеооператор: | Томаш Наумюк |
композитор: | Фридерик Вершеваль |
художники: | Катажина Йеджейчик, Катажина Левинска |
монтаж: | Павел Грдличка |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $95 119 |
Мировые сборы: | $4 196 606 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 сентября 2023 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 32 мин |
На унылую и однообразную критику режиссера я бы ответил, что в обоих странах были активисты, помогающие людям. И умному зрителю это очевидно, как и авторам картины. Да, можно было бы и белорусских показать, они в гораздо более рисковых условиях работают, но логично, что этого делать никто не будет, так уж повелось. Просто поразительно, что жители РФ или РБ, зная, кто такие бойцы и как себя ведут с гражданами, еще за них заступаются. Заводят свои очередные песни о русофобии и проч. Мне понравилось, что пограничников показали вполне естественными, с обоих сторон. Снимай фильм русский, молодым служащим, изменившим взгляд на жизнь, был бы белорус. Логично, что у полячки это поляк.
Уместно решили демонстрировать и их семьи, небольшой быт. Тоже приукрасили, но смысл сохранили. Я скорее ожидал, что польских погранцов будут выставлять добренькими на фоне РБ. Вся эта ситуация с «перебросом» туда-сюда очень жесткая, особенно когда понимаешь ее реальность. Эпизод с броском с большой высоты грузовика беременной женщине шокирует. Жителю России эти кадры известны.
Частные истории всегда вызывают сочувствие, особенно когда показываешь их в таком ключе. Но я бы добавил все-таки устраиваемый негатив в странах Европы. И как же контрастно эмигранты смотрятся в хороших домах европейцев. Поверить в эту идиллию крайне сложно. Холланд могла бы закончить воровством дома или чем-нибудь таким, что было бы другой стороной монеты, но она выбрала не разжигать ненависть. Может и правильно. С этим люди и без фильмов прекрасно справляются, какая в сущности разница?
Конечно, раздражает однобокость показанного, но факт беспредела на границе остается фактом. И ничего не изменится. Хоть как-то покритиковали великий ЕС, и, по-моему, поляки здесь большие негодяи, чем белорусы. Классный кадр, где беженцы сидят под потертым серым флагом ЕС.
Подчеркнутое лицемерие в эпилоге, грамотно завершило историю. Но все-таки хотелось бы узнать, чем все закончилось с афганской бабулей. Сцена в болоте, смерть мальчика рядом, мотивация Джулии, сняты и придуманы первоклассно.
Это фильм о добрых людях, в первую очередь. С разным подходом к помощи. Одни боятся рисковать, так как при посадке больше не помогут, а вторые не терпят компромиссов. И те и те правы по-своему. Жаль, этот троп не развили. Объективно это семь баллов, но за съемку и выбор темы можно добавить половину.
P.S. не слушайте никого, в том числе меня, а смотрите фильм и делайте выводы сами.
7,5 из 10
17 октября 2024
Проблема, поднятая в фильме, меня сильно заинтересовала. В первую очередь, потому, что с 8-месячным инцидентом на белорусско-польской границе знаком не понаслышке и в своё время пристально за ним следил, как и участвовал в гуманитарной помощи. Тем более обидно за то, каким образом создатели фильма пытались нажиться, к слову — очень даже успешно, на чужой беде — беде беженцев. А заодно и в очередной раз «укусить» «режим Путина и Лукашенко» (цитата из фильма). Немного из истории сюжета: весной — осенью 2021 года на границе скопилось несколько тысяч нелегальных мигрантов, однако ни уходить назад, ни, естественно, пропускать в заветное для них ЕС, не собирались. Дело дошло до гуманитарной катастрофы, кризиса международного масштаба. И, конечно, Польша воспользовалась этим по-своему. И тогда, и, как видим, сейчас. Вряд ли можно было рассчитывать на что-то иное, учитывая, что режиссёром «Зелёной границы» выступила известная «русофобка» Агнешка Холланд.
Сказать, что фильм сильно политизирован — значит ничего не сказать. Сама манера съёмки, чёрно-белые псевдодокументальные кадры должны были воссоздать ощущение естественности и правдивости происходящего, только правдивости здесь не более 20%. Почему и решил написать рецензию, хотя и не очень приятно рецензировать сие «творение». От реального положения дел здесь практически ничего нет — это ведь неугодная Агнешке Холланд правда. Просто погуглите в интернете, посмотрите кадры съёмок того времени. И сравните. Хотя внимательный зритель уловит намёки в диалоге начальника польского пограничного КПП со своими подчинёнными: «В нашей смене не должно быть никаких происшествий, никаких трупов. Если это произойдёт — вы знаете, что следует предпринять». Зато очень много рассуждений о «гибридной войне Путина и Лукашенко» (очередная цитата из фильма) и нецензурной брани в адрес всё тех же белорусов, русских и их руководства. Видимо, постоянно приводя подобные кадры, интернациональная съёмочная группа должна была вдолбить европейскому и американскому (фильм участвовал не только в Каннском, но и ряде престижным кинофестивалей США) зрителю о том, кто действительно «плохиш» в этой истории.
Справедливости ради, стоит отметить, что создатели «Зелёной границы» попытались взглянуть на происходящее со многих сторон: простых поляков, пограничников, конечно же, самих беженцев (но не белорусов). Только постоянно «красной линией» проходила идея, кто здесь виноват. Жаль, что нет здесь о широкомасштабной гуманитарной помощи белорусов скопившимся мигрантам-беженцам. А белорусы этим известны. Видимо, кому-то очень важно было разрушить этот имидж. Поэтому белорусский ОМОН в кадре только и занимается тем, что избивает нелегалов, вымогает у них огромные суммы денег (интересно, откуда они у них?), всячески издевается. В то время как один из нелегалов в эпизоде утверждает: «Поляки — они хорошие, а белорусы с…» (очередная цитата на 35-й минуте фильма). Интересно, есть ли вообще какая-то цензура в европейском кинематографе? Ведь фильм, к слову — победитель Каннского кинофестиваля.
Внимательный зритель увидит в фильме и множество нестыковок: сотовые телефоны у нелегалов в лесу связь не ловят, но стоит им отойти на ближайшее поле и попросить телефон у польского крестьянина — тот обязательно будет работать. Беженцы-нелегалы очень хотят в ЕС, но очень сетуют, когда белорусские пограничники под покровом ночи буквально насильно со злыми собаками и дубинками их туда выгоняют. В чём логика? К тому же — очередная сказка про ложь.
Так или иначе, то, что начиналось как история о нечеловеческих испытаниях беженцев, в итоге превратилось в политизированный псевдодокументальный фильм про злых белорусов и «режим Путина и Лукашенко» — последние полтора часа сюжета только об этом и говорят, причём используют для этого все возможные — как подходящие, так и неподходящие — сцены. Видимо, режиссёра и одного из авторов сценария фильма Агнешку Холланд не убедила реакция Генсека ООН на тот миграционный кризис (опять же, можно погуглить).
Обидно за то, как исковеркали историю о небывалом мужестве, благородной помощи тех, кто не захотел остаться в стороне, а ведь были среди них как белорусы, так и сами поляки.
21 января 2024