Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 5.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Взаперти |
английское название: |
Claustro |
год: | 2023 |
страна: |
Казахстан
|
слоган: | «Тайны, которые хранят стены» |
режиссер: | Олжас Баялбаев |
сценаристы: | Сабина Тусупова, Александр Мендыбаев |
продюсеры: | Еркебулан Куришбаев, Евгения Морева |
видеооператор: | Багдат Аргинов |
композитор: | Дана Зулпыхар |
художники: | Юлия Кравченко, Евгения Артемова |
монтаж: | Шынгыс Богданов |
жанры: | ужасы, триллер |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 сентября 2023 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Так уж получилось, что молодой режиссер-дебютант Олжас Баялбаев смог выкатить аж два фильма за прошедший 2023 год: 'ГОК' и 'Взаперти', о котором мне сейчас хочется изложить свой спич. Вязко, тягуче, мистически - три определения-эпитета, с которыми вряд ли кто-то поспорит.
На деле да, мне понравилось, что я увидел: камерный психологический триллер с запутанным сюжетом, финалом-откровением, и все это толково и искусно снято по большей части ручной камерой наперевес. Приятные актеры в кадре, которым веришь и сопереживаешь, отличные декорации, ритмичный и увлекательный сценарий, пазл которого было не просто сложить с первого захода (последний раз я так себя ощущал на 'Доводе' Нолана без малого четыре года назад). На управляющей идее притча во языцех с раннего детства - преемственность поколений, а так же 'все тайное всегда становится явным', но тут это возведено в абсолют и в рамах деструктивной советской семьи. СНГ не перестает рефлексировать и отчасти ностальгировать по давно ушедшей стране и дням, прожитых в ней, но 'Взаперти' переворачивает все с ног на голову, впутывает в повествование 'эффект бабочки', временные петли, а так же недвусмысленно и метафорично порицает 'совковые' хрущевки и все то безумие, что происходит в их стенах. Вайб 'Топей' Глуховского соблюден: кольцевые дороги никуда не ведут, из системы на волю так просто не выбраться.
Актерские работы прекрасны: дуэт Елизавета Юрьева/Роман Жуков хорошо 'спелись' в рамках нарратива и отлично лицедействуют в кадре. Химия прослеживается, и это главное. Операторская работа, параллельный и сумбурный монтаж пришлись по нраву. Картина вполне изобретательно выглядит. Саунд-дизайн и пост-продакшен опять в стерео (тренд последних лет среди отечественного кино?).
'Взаперти' не станет новым словом в жанре, но и цап-царапающим вторичным произведением его не назвать. Как ни крути, от него можно получить удовольствие, если смотреть внимательно и нон-стопом, а то в противном случае велик риск упустить мелкие детали в диалогах, в перипетиях событий, а так же 'недопонять' монолог Баялбаева в частности. Фильм-паутина, картина-головоломка, полотно-провокация, а большего от деятелей и не требовалось. Приятного просмотра.
7 из 10
14 мая 2024
По-хорошему, надо бы, конечно, было сделать эту рецензию отрицательной, но только из-за того, что фильм сделали в Казахстане, сделаю поблажку, и отмечу рецензию нейтральной. Думаю, что стоит начать с положительных сторон картины. Это, конечно же, картинка. Работа оператора-постановщика - это, пожалуй, то, за что фильму можно простить очень многое. Хорошо подобранные планы, декорации и реквизит - это просто неоспоримые хайлайты этого фильма. Всё это создаёт очень интересную атмосферу, которая мне почему-то напомнила Silent Hill 4, но всё это разбивается о то, каким образом рассказывается история. У любого ужастика/сказки есть свой внутренний набор правил, но здесь главные герои вообще почти не исследуют их, либо же, что тоже немало вероятно, все эти исследования не включили в фильм из-за бюджетных/временных ограничений, из-за чего зритель просто не понимает ни как работает мир лимба, в который попали наши герои, ни что вообще происходит, ни что испытывают герои, и из-за чего просто не может им сопереживать. Ну и надо признать, что игра актёров довольно средняя - не плохая, но и не выделяющаяся. Музыкальное сопровождение мне, если честно, не запомнилось, но и плохого про него не могу ничего сказать.
Подводя итог, хочется сказать, что потенциал у фильма был прямо серьёзный, и какая-то часть этого потенциала даже реализовалась, но всё таки самое главное в фильме - это история, а тут она просто объективно плохо рассказана, из-за чего к середине фильма уже не получается удержатся в атмосфере, которую так здорово создал оператор-постановщик и художники.
23 апреля 2024
Беззубый среднестатистический ужастик СНГ пространства, с полностью убитым потенциалом. Весь фильм выглядит олицетворением басни про лебедя, рака и щуку, только не совсем ясно чья это вина, возможно продюсеров, а возможно и самого режиссера. В любом случае вместо последовательного цельного фильма, перед нами солянка, с примесью разных жанров и сюжетов пытающихся казаться единым фильмом.
К слову про потенциал, из данной идеи могли вылепить ужастик любого стиля. Сам страх прожить всю жизнь в среднестатистический хрущевке, знаком всем жителям СНГ, и чувство замкнутости - лабиринта без выхода, я думаю так же испытывали многие, особенно кто бывал в гостях в таких же однотипных квартирах. Следовательно, такому фильму, оставалось лишь выбрать правильный поджанр в котором и будет раскручиваться основная идея.
'Взаперти' мог стать социальным высказыванием, как недавно вышедший 'Вивариум', или психологическим триллером как 'Реинкарнация 2018'. Он мог стать мистерией, сделай авторы упор на сверхъестественное, показывая лишь отдалённые проявления мистического зла и держа интригу до самого конца. 'Паранормальное явление' тому пример, если брать из отечественного - 'Мертвые ласточки'. Детектив? Да пожалуйста, возьмете структуру 'Звонок' или первого сезона сериала 'Сверхъестественное'.
Но нет, авторы решили показать всё и сразу, так ещё и смонтировать это в не последовательном порядке. Под конец просмотра тебя уже ничего не пугает, так ещё и добавляется чувство дезориентации потому что ты ни черта не понимаешь. Сюжет же, который закручивался на протяжение полутора часов, авторы пытаются развязать в последние 10 минут фильма, из-за чего вместо ответов возникает ещё больше вопросов. Так ещё и под самый конец как в типичных ужастиках студии Enjoy нас пытаются напугать плохой графикой (тентакли, авторы вы серьезно?).
По итогу имея такой потенциал, фильм превращается в очередную жвачку, которая увязает в типичных штампах и стереотипах проходных ужасов. Похвалить фильм могу лишь за операторскую работу, в остальном же - ПОСРЕДСТВЕННО.
9 марта 2024
Фильм заявлен, как ужастик и триллер. Это не так. Перед вами качественная мистика и отчасти детектив - зрителю постоянно приходится думать, чтобы понять, что именно происходит и произошло в прошлом.
Нас с мужем приятно удивила динамика фильма. Уже на 15 минуте завязка была полностью завязана, развязка тоже не затянута, в целом фильм живой, в темпе, без затягивания.
Отдельно отмечу атмосферу: постарались воссоздать советские интерьеры, много аутентичных вещиц. Сильно нам понравился персонаж - дед из прошлого: у него специфический говор, что выдаёт эпоху, когда диалекты были ещё не полностью уничтожены советской властью. Вообще исторических деталей много (что нас удивило) не только в обстановке, но и в языке персонажей из прошлого. Фильм очень продуманный!
Сама история идеально логически выверена, ни одной заплатки в сюжете нет. К концу фильма вся история раскрывается, все загадки разгадываются. При этом в фильме есть несколько поворотов сюжета, смотреть не скучно. Но и догадаться, что произошло можно: ближе к концу мы всё разгадали. Ещё раз: все загадки очень логично разрешаются.
Лично меня сильно отвлекала анорексичная внешность актрисы... Но оба главных актёра прекрасно играют. Диалоги нам также понравились.
Снято красиво. Много эстетичных кадров, игра ракурсов. Что плохо, так это полное отсутствие звукорежиссуры: то еле слышный шёпот, то внезапная громкая музыка. Приходилось постоянно регулировать громкость пультом, это минус.
В целом мы считаем, что казахский кинематограф может гордиться этим фильмом! Поставили 10.
5 марта 2024
Не очень понимаю, откуда здесь такая высокая для ужасов оценка. Может потому что и не ужасы это вовсе? Тогда что? Драма с элементами триллера, наверное, будет ближе.
Читая описание фильма складывается впечатление, что сейчас будет что-то стоящее. Ведь на лицо все критерии стандартного фильма ужасов: классическое замкнутое пространства, странные дети, какие-то черти и все это приправлено такой знакомой многим не понаслышке советской атмосферой с коврами на стенах и сервантами с посудой.
И ты даже готовишься к тому что сейчас увидишь предсказуемую историю только под другим соусом. Но даже этого удовольствия режиссёр напрочь лишает.
Сложно сказать, дело ли в актёрах, или видении создателей, но глядя на двух главных героев, не скажешь, что они попали в страшную ситуацию откуда нет выхода. К своему положению они относятся так, будто все в порядке, ни истерик ни слез, ни криков ни попыток разобраться — ничего. Сочувствия персонажи также не вызывают, потому что не понятно, как он могу вызвать какие-то чувства, если им всё норм.
Получается, это даже не драма?
Может тогда ужасы?
Но их тут нет. Пара предсказуемых скримеров, призраки детей, которые выглядят ровно как дети, и те появляются в кадрах лишь, когда режиссёр вспоминает, что снимает все-таки ужасы, а не драму о двух растениях, иначе назвать двух персонажей не получается.
В итоге ближе к середине палец сам тянется на перемотку: растянутые сцены, некоторые из которых вообще непонятно зачем были сняты, ненужные диалоги, развешанные ружья, так и не выстрелившие. Просто ждёшь, когда расскажут, что тут происходит, может тогда все перевернётся с ног на голову и все эти нелепицы и нестыковки обретут новый смысл. Но даже смотря на наваленную кучу экспозиции легче не становится.
В итоге остаешься с чувством, что могли бы снять что-то стоящее, ведь начало хоть и слабое, могло набрать обороты и вылиться в нечто добротное. Но получилось, как и часто бывает, когда на постсоветском пространстве садятся снимать ужасы. Не копирка западных фильмов, это уже плюс. Видно, что пытались создать нечто свое, но будто так и не определись, что всё-таки снимают: психологический хоррор, хоррор-триллер, мистику или драму ужасов.
4 из 10
за создание неплохой атмосферы и недурную операторскую работу.
4 марта 2024
Начать хотелось бы с того, что это никаким место не ужасы. Большинство картин про Гарри Поттера больше ужасы, чем это. Максимум можно говорить о саспиенсе, так что если останавливающий от просмотра фактор «ужасы», то можно смело смотреть.
Обычно в камерных картинах на первом месте история, тут же редчайший случай (причем для мирового кинематографа), когда визуальная часть притягивает внимание значительно больше сюжета.
Декорации сделаны на удивление качественно. О какой-то реалистичности, разумеется речи не идет (кто был в советских 5-ти этажках местные планировки и объемы вызовут разве что умиление), но мелочами создается очень аутентичная ламповая атмосфера постсоветской советской квартиры. Элементы разных 10-тилетий советской и постсоветской эпохи перемешаны так, что создается полное ощущение обжитого пространства. По этой части 10 из 10 однозначно.
Протагонисты на удивление естественно вписываются в декорации. Разумеется, к формальным причинно-следственным связям происходящее имеет посредственное отношение, но для героев сказки отыгрывают более чем ок!
Сюжет, тут скажем так… присутствует и, пожалуй, это самая «дискутабельная» часть картины. Если его послушать в сферическом вакууме в отрыве от декораций и актерской игры, то это одна из серий какого-нибудь сериала или ток шоу про гадалок или экстрасенсов.
Для целевой аудитории – это наверно будет шикарная история, но т. к. лично я отношусь к этому спокойно, то относительно простой сюжет – это единственное что не позволяет поставить наивысший бал.
8 из 10
21 февраля 2024
Сказ про Максима и Кему, которые приехав на торжество к деду, оказываются запертыми в мистическом лабиринте советской коммуналки.
Лента берет за основу классическую задумку про закольцованное помещение, берущую начало еще из классических ужасов. И если эта идея ранее всегда была лишь в эпизодах, то «Взаперти» этому отведен целый фильм. Притом соблюдена мрачная давящая атмосфера «камерного ада», тесно соседствующая с интригующей историей и жуткими моментами.
Операторская работа и постановка заслуживают отдельной похвалы, подкрепленные приятными актерами и их игрой. Но вот финал выдался сумбурным и быстрым, и хотя он совершает парочку неожиданных поворотов, но не покидает ощущение, что наслоение событий настолько молниеносное, что в происходящем становится непросто разобраться. Для меня до конца остались непонятны некоторые моменты, которые не объяснены сценарием или мотивацией героев. Но на мой взгляд это нисколько не портит впечатления от просмотра, тем более что в общих чертах концовка понятна.
В итоге это клаустрофобный хоррор в зловещей квартире, где обитают призраки и их страшные тайны прошлого.
Мораль: если думаете, что нет ничего запутаннее Кносского лабиринта, то попробуйте выбраться из советской коммуналки, объединённой из четырех квартир в одну.
7 из 10
2 февраля 2024