Рейтинг фильма | |
![]() |
5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вести из Непала |
год: | 2023 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Михаил Балабин |
сценаристы: | Михаил Балабин, Виктор Пелевин |
продюсеры: | Михаил Балабин, Валентина Павлюкевич |
видеооператор: | Павел Мачихин |
художники: | Анастасия Павлова, Тамара Балабина, Евгения Пикалова, Варя Бартновская |
монтаж: | Екатерина Нефедова |
жанр: | короткометражка |
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
18+ |
В один из дней сотрудница винного завода приходит на работу, и начинается что-то странное. Начнем с того, что ей не пускают ворота проходной. А потом — ещё и ещё страннее. Загадочный, фриковатый начальник, пустые цехи, живущий своей жизнью завод... В цистерне работницы завода не то заняты делом, не то проводят священный ритуал. Кульминация вроде бы и ожидаема, вроде бы и 'пелевинская', но всё равно работает отлично.
Только к середине фильма понимаешь, что всё это — о внутреннем мире главной героини в исполнении Екатерины Высоцкой. Автобус в самом начале доставил ее к ней самой. Старый цех — путь внутрь души, или субъективных феноменов, которые, как сказал бы сам Виктор Олегович, накладываясь, создают иллюзию души.
Фильм как бы невзначай балансирует на грани воздушного сюрреализма и очень вязкого реализма, а за счет живой камеры и бесстыдного всматривания в персонажей иногда напоминает даже документалку.
А что в итоге? Режиссер Михаил Балабин исследует глубину горя, сталкивает реальный до документальности мир с теневым, интимным миром каждого из нас. Режиссура получилась не про приёмы и удивления. Они внимательная, точная: найдется место и проживанию горя, и состраданию, и постмодернистскому подмигиванию зрителю, и множественным отсылкам.
Человек и пространство в 'Вестях из Непала' — одно целое, часть одного нарратива. Неслучайно резервуар с цистерной напоминает храм, а сам завод выглядит как место, где правят хтонические силы. За счёт вот этого точного штриха, за счёт открытости и осторожности получается трогательная — и парадоксально — вдохновляющая история о принятии, бесстрашии, завороженностью жизнью.
И тем ценнее это вдохновляющее фильме, чем неявнее оно создано. Получается не мотивационная речь, а кино о работе души. А о чем еще может быть кино?
22 декабря 2024
Михаил Балабин снял седьмую по счету ( В МИРЕ) экранизацию по работам Виктора Олеговича. При этом, Михаил, как талантливый режиссер, сделал экранизацию самостоятельным произведением, преодолев, как мне кажется, извечные проблемы экранизаций автора.
Сам по себе рассказ 'Вести из Непала' - это классический такой ранний Пелевин, где все герои, оказывается, уже мертвы и прочее и прочее, потому что... дальше объяснение дается в ссылках на индуистское течение. Пелевин патологически трудно экранизируем, потому что это писатель, работающий не с сюжетом, а со смыслами - идеи и образы, философские аллюзии - это и есть главные действующие герои и энергии мира Виктора Олеговича. Поэтому все экранизации, так или иначе, превращаются в квест главного героя по локациям, где фактурные (или не фактурные - как один репер) персонажи говорят ему умные вещи и открывают глаза на мир.
Михаил Балабин справляется с этой сложностью и преодолевает ее через соединения человека и текста. Смыслы обретают людскую форму и повествование выстраивается в новое, многомерное пространство, в котором есть место как обычному жизненному, бытовому, так и сложной и необычной метафоре для религиоведов.
В фильме Балабина есть сюжетная ветка, отсутствующая у самого Пелевина, связанная, казалось бы, с упрощением главной героини и скатыванием всего повествования к проблеме обычной российской такой действительности. Но именно эта ветка и является связывающим звеном между понятными и трогающими всех моментами и тем метафизическим бесконечным и зацикленным 'буддийским 'адом' Пелевина (товарищи религиоведы, там двойные кавычки).
Сцена, когда в фильме должно вот вот произойти неизбежное, но мы видим только лицо героини и мутное отражение приготовлений к казни в стекле за спиной - это шедевр. Долгая, натянутая, мощная, сильная сцена, когда мы сами хотим броситься остановить несправедливость, но все равно ждем. Ждем. Ждем.
Пятиминутная сцена в доме главной героини, когда мы за сцену, снятую одним кадром, узнаем ВСЮ ее жизнь, но не рассказами, а из демонстрации предметов, поведения домашних и буквально пары фраз в диалоге с бывшим мужем.
Финальная сцена из дома, когда девочка уносит в солнце на руках кошку - это уже не шедевр, а что-то сверх. У меня в этот момент чуть слезы не полились из глаза.
Фильм получился законченным как высказывание, гениальным с точки зрения языка кино и неотличимо-иным по отношению к другим экранизациям Пелевина. Михаил смог не только взяться за сложную тему, но и завершить ее полноценным независимым фильмом. Он искренне талантливый режиссер, у него большое будущее в кино.
26 ноября 2024
«Женщина работает на заводе среди огромных цистерн, заполненных вином. В сумке у нее теплая жизнь. Она хотела бы уйти пораньше, отпроситься, но вечером неизбежен корпоратив». Начнём с того, что описание – огонь.
Мне кажется, в экранизациях, как и в переводах, важны точки расхождения. Не было у Пелевина — появилось у Балабина. Поэтому меня сразу насторожила дочка. Я сначала не понимала, зачем она там и куда она потом денется. Досмотрела. Нажала «стоп» на беговой дорожке. Пришла в раздевалку. Села и смотрела в стену. Открыла рассказ Пелевина, перечитала его. Нет, всё-таки дочь – отличный ход. Ничто не может отчетливее показать смерть, чем жизнь, чем продолжение жизни, чем ребенок.
Как-то у Зенона спросили, чему учит философия, и он ответил: «Презрению к смерти». Пелевин учит напрямую: презирать смерть, ее издевательскую упорядоченность, ее фантасмагорию. Он смеется над смертью. «Вести из Непала» – злая антисоветская сатира. Там так много красного, что не убеждайте меня в совпадениях. Корпоратив неизбежен, идет прямое включение из Непала, мы повторяем в смерти одно и то же.
У Михаила Балабина получилось иначе. Он ввел семью, ребенка, кота, мне кажется, чтобы подсветить яснее смысл Непала и вестей из него, и мертвецов, и танцев, и повторений. Не понимаю только, в какой точке девочка, женщина и кошка разошлись в смерти, почему разъединились. С другой стороны, вроде ясно: девочкам и котам на завод ходу нет. Но женщина ведь кошку с собой протащила! В смерть протащила, надо же.
В ленте – отличная работа со светом, с движением. Отличные диалоги. Оглушающий финал.
Короткометражки мне сложно анализировать, не понимаю, как к ним подобраться. Первым делом после просмотра захотелось погуглить рецензии: тааак, давайте, друзья, делайте работу, объясняйте мне, что тут. Но пришлось разбираться самой. Так и не разобралась, впрочем.
24 ноября 2024