| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.4 |
IMDb
|
7.4 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Чудесная история Генри Шугара |
| английское название: |
The Wonderful Story of Henry Sugar |
| год: | 2023 |
| страны: |
США,
Великобритания
|
| режиссер: | Уэс Андерсон |
| сценаристы: | Роальд Даль, Уэс Андерсон |
| продюсеры: | Молли Розенблатт, Adam Buckner, Уэс Андерсон, Элис Доусон, Джереми Доусон, Джон Пит, Октавия Пейссел, Стивен Рейлс |
| видеооператор: | Роберт Д. Йоумен |
| композитор: | Александр Деспла |
| художники: | Ричард Харди, Клер Пирлесс, Кевин Тимон Хилл, Адам Штокхаузен, Кася Валицка-Мэймон, Кэти Фезерстоун, Анна Пиннок |
| монтаж: | Барни Пиллинг, Эндрю Вайсблум |
| жанры: | фэнтези, комедия, драма, приключения, короткометражка |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
1 сентября 2023 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
40 мин |
Вся эта торопливая суета, когда за первые десять минут нужно ввести героя, устроить катастрофу, показать драму, влюбить в себя зрителя, мне всегда казалась утомительной. Я из тех, кто смотрит вглубь. Кто не любит спешить. Кто может остановить фильм на полуслове, чтобы подумать, что именно хотел сказать режиссёр. Поэтому, когда мне порекомендовали 'Чудесную историю Генри Шугара', я сначала отнеслась скептически. Вновь Вэс Андерсон, вновь эта его театральность и визуальный перфекционизм, который так любят активные и яркие натуры… А я ведь не из таких.
И всё же я включила. Может, из любопытства. Может, потому что меня подкупило слово 'чудесная' в названии. Оно не кричало, не обещало сногсшибательных поворотов, оно было… спокойным. Как будто кто-то шёпотом говорил: «Останься, это будет не зрелище, а встреча».
С первых кадров я ощутила что-то, что редко чувствую в кино: внимание. Андерсон не просто показывал он рассказывал. Он позволил словам жить, не заглушая их музыкой, монтажом или лишним движением. Диалоги шли один за другим, как будто в театре. Казалось бы, я должна была заскучать, ведь это почти чтение с экрана, но нет. Я чувствовала, как мой ум, привыкший к медленному восприятию, наконец дышит свободно. Мне не нужно было спешить за сюжетом он сам подстраивался под мой ритм.
История Генри Шугара история превращения, и это, пожалуй, мой любимый жанр. Не фантастика, не драма, не комедия, а именно преображение. Тихое, внутреннее, иногда почти незаметное. Герой не кричит о своих изменениях, он просто начинает видеть иначе. И в этом есть что-то глубоко человечное. Я долго думала, почему фильм произвел на меня такое сильное впечатление, ведь по сути в нём ничего «необычного» не происходит, всего лишь рассказ внутри рассказа. Но, как и герой, я начала видеть глубже.
Каждый персонаж в фильме, словно пазл. Они живут в собственном темпе, часто неспешном, но в этом и есть их сила. Я особенно прониклась образом самого Генри. В его начале, лёгкая высокомерность, уверенность в себе и своих деньгах, как будто он уже выиграл эту жизнь. А потом, когда он узнаёт о монахе, способном видеть с закрытыми глазами, происходит не просто сдвиг, наступает пауза. В этой паузе я узнала себя. Я, как и Генри, не умею принимать что-то сразу. Мне нужно обдумать, переварить. Но если что-то меня трогает — это навсегда.
Сцены с монахом и его медитативной практикой напомнили мне, насколько важна внутренняя работа. В современном мире, где всё надо 'быстро и эффективно', видеть с закрытыми глазами, почти метафора настоящего познания. Не глазами, а чем-то глубже. Сердцем? Сознанием? Мне нравится, что фильм не даёт прямых ответов. Он подталкивает к вопросам, которые можно не решать мгновенно. Он как чай, которому надо дать настояться.
Я заметила, что Андерсон, как и всегда, работает с цветом, композицией и симметрией, но в этот раз всё это не отвлекало — наоборот, помогало сосредоточиться. Как будто визуальная чёткость подчеркивает внутреннюю медитацию, через которую проходит герой. Мне было уютно в этом мире. Я бывала в реальности, где всё трещит по швам, а здесь каждая деталь, на месте. Может, это и есть терапия для моего флегматичного восприятия?
Голос рассказчика, ещё один герой фильма. Он не просто ведёт за собой, он создаёт доверие. Не доминирует, не заманивает, а именно сопровождает. Как добрый учитель. И мне было важно это ощущение: что мне ничего не навязывают. Я сама могу дойти до сути. Мне доверяют.
Финал фильма тихий, без фейерверков. Генри исчезает, оставляя после себя не легенду, а идею. Он начал с желания выигрывать в казино, а закончил умением видеть больше. Не только сквозь карты, но и сквозь смысл жизни. Это не переворот, это эволюция. Та, которую понимаешь не сразу, а может, только утром, за чашкой чая, вспоминая детали. И вдруг ловишь себя на мысли, а я что вижу? А я могу вот так остановиться, замедлиться, почувствовать мир без суеты?
После фильма я долго сидела в тишине. Даже не выключала экран. Мне не хотелось возвращаться сразу в повседневность. Это редкое послевкусие, как после очень хорошей книги. Я не перескажу сюжет подруге взахлёб, не буду кричать в сторис, как это было круто. Я просто сохраню это в себе. Как личную встречу. Как напоминание, что даже самые неповоротливые из нас могут пройти путь, не громкий, не заметный, но настоящий.
«Чудесная история Генри Шугара» это фильм, который дышит иначе. Он не старается угодить всем. Он ждёт своего зрителя. Того, кто умеет слушать тишину, кто способен ценить внутренний свет больше внешнего блеска. И если вы как я, флегматик в мире вечного ускорения, то этот фильм, не просто кино. Это знак. Молчащий, тонкий, но очень личный.
И теперь, когда кто-то спрашивает меня, зачем вообще смотреть такие фильмы, я отвечаю не сразу. Я улыбаюсь. Я думаю. А потом говорю: «Чтобы снова научиться видеть не глазами, а чем-то глубже».
28 июля 2025
«Чудесная история…» представлена в номинации «Лучший короткометражный игровой фильм» кинопремии «Оскар-2024» и является экранизацией рассказов британского писателя Роальда Даля («Чарли и шоколадная фабрика», «Матильда»). Это вторая, после анимационного фильма «Бесподобный мистер Фокс» (2009), адаптация Даля от Уэса Андерсона.
«Генри был холост, потому что не хотел делиться деньгами с какой-то там женой».
Притча о духовном росте начинается, когда неприлично богатый Генри Шугар (Бенедикт Камбербэтч) находит на библиотечной полке тонкую книгу. У него в руках оказывается отчет доктора (Дев Патель) о человеке, который может видеть без глаз (Бен Кингсли). Генри - игрок, поэтому он хочет овладеть даром «рентгеновского» зрения и использовать его в казино.
События развиваются на фоне театральных декораций. Использовать бутафорию в кино - уже привычное дело, но… Похожий на нарисованную книжку-раскладушку киномир Андерсона возвращает вас в детство и пробуждает воспоминания о том, как мама перед сном читала вам сказки (даже если сказок вам в детстве не читали).
«Будь эта история вымыслом, нужно было бы придумать драматичную развязку… но в нашей истории все правда».
Главный нарратор - сам Роальд Даль (Рэйф Файнс). При этом каждый актер - рассказчик, который знает, что на него смотрят, поэтому напрямую обращается к зрителю, часто смотрит в камеру и без лишней эмоциональности произносит текст. Такой художественный метод одновременно сближает с героями, будто все они ваши старые знакомые, и подчеркивает некую карикатурную документальность.
Ненавязчивый стиль повествования Андерсона не надоест мне никогда. Он может снять сколько угодно идентичных фильмов, при их просмотре я получу наслаждение как в первый раз. Режиссер обладает тонким чувством юмора, что четко прослеживается в его работах. Автор может посмеяться и над собой. Сцена, в которой Генри едет в очках на красной машине - прямая отсылка, копия сцены из «Бесподобного мистера Фокса».
Вы шутите над единообразностью, однотипностью картин Андерсона, а он в ответ нажимает Ctrl+V.
29 июня 2024
Уэс Андерсон — гений. Спорить с этим трудно. Мало какой режиссёр сегодня снимать такое своеобразное авторское кино, да так, чтобы у нему тянулась вся индустрия: компании, продюсеры, актёры и т.д.
Я абсолютно уверен в том, что в истории Генри Шугара автор узнал самого себя. Так же, как Генри Шугар, в начале своего творческого Андерсон хотел получить признание и деньги; а теперь, когда у него всё есть, он задался вопросом «а зачем?».
Чем больше возможностей появляется у Андерсона, тем менее пафосным становится его труд.
И вот он снял безумно скромную метаэкранизацию любимого Роальда Даля.
Если Генри Шугар раскидывался деньгами, то Андерсон начал раскидываться своими возможностями, сводя их до абсурдного минимума — он использует одних и тех же актёров на несколько ролей; его персонажи просто пересказывают события (что играет на литературность произведения); декорации используются игрушечно-театральные.
31 декабря 2023
После сьёмок «Города Астероидов» режиссёр панорамирования в содружестве с Netflix представил четыре экранизации рассказов писателя Роальда Даля. Андерсон уже брался за литературу автора и снял в 2009 году «Бесподобного мистера Фокса», поэтому перенести на экраны рассказы было делом обычным.
Первая история знакомит нас с рассказчиком, которого играет Рэйф Файнс, чтобы уже перейти к истории о Генри. В театральных декорациях картина сменяет задние планы, чтобы представить рассказчика в гостях у аристократа Бенедикта Камбербэтча, который, в свою очередь, прочитал книгу о фокуснике Бене Кингсли, умеющим видеть закрытыми глазами. Встроенное повествование погружает нас в ещё большее разнообразие, где мы наблюдаем за развитием способностей Кингсли. Как сон внутри сна в «Начале» у Нолана.
Уэс снял всё карикатурно, действие развивается только на первом плане, причём герои сначала говорят по сюжету, а потом словами автора обращаются к нам – зрителям. Конец внутренней конструкции ознаменует алчную черту Камбербэтча, для которого способность видеть «с широко закрытыми глазами» подразумевает совершенно иной результат. (Немного повеяло Стэнли Кубриком).
Тренировки, концентрация. На что может пойти герой, ради необходимого результата? Мы видим труды Бенедикта, который изменяется не только способностями, но и отношением к жизни. Это прекрасно показано на примере дара (возможностей), которым герой стал обладать. Конечная цель внезапно преобразуется, чтобы показать – процесс достижения намного сильнее оказал влияние, чем предназначение.
Весьма хорошая кульминация, которая в комедийном тоне рассказывает переосмысление пути и изменение человека.
27 октября 2023
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям©
История начинается с одного пройдохи и богаче по имени Генри Шугар, которого в жизни интересовали деньги и книги в жанре триллер или детективы. На его счастье он обратил внимание на тетрадь в тёмно-синей обложке. После этого его жизнь полностью перевернулась.
Актёры: рад, что могу воочию увидеть Роальда Даля (по крайней мере в исполнении блистающего сэра Бена Кингсли). Он неподражаем в обеих ролях: первая (конечно же) - писатель, расположившийся в кресле посреди комнаты в уютной писательской атмосфере желто-оранжевой палитры. Вторая - это добрый седой старичок Имдад Кхан, умеющий видеть вас и всё вокруг закрытыми глазами. Эту технику он приобрёл...а впрочем вы сами узнаете, не буду раскрывать истинный секрет мастера.
Бенедикт прелестно получилось показать человека, потратившего годы на овладение необычным навыком. Но в отличие от благородного использования, он планирует применить его в мошенничестве, что в итоге приведет его к экзистенциализму.
Заинтересовало явление Имдада впервые не только Шугара, но и врача переложившего его историю. Доктор Чаттерджи в исполнении Дева Пателя ('Миллионер из трущоб') оказался не случайно в фильме Уэса Андерсона. Актёр прекрасно воплотил врача, который интересуется загадочным явлением, но не успевшего помочь хорошему пациенту, ведь в начале ленты нам не объясняют, по какой причине Имдад попал в больницу.
Всё остальное: чудесный адаптированный рассказ 1977 года по мотивам Роальда Даля, фильм для Netflix рассказывает о богатом человеке, известном как Генри Шугар (его играет Бенедикт Камбербэтч), который находит таинственный дневник и узнает о гуру, который может видеть без помощи глаз.
К, слову сама история персонажа Даля - Имдад Кхана, была вдохновлена реальной историей пакистанского мистика Куды Буксы, известного, как 'Человек с рентгеновскими глазами'. Появившийся на свет, как Худах Бухш в 1905 году в Кашмире, Куда прославился тем, что мог видеть с закрытыми глазами. Своим навыком он с годами овладел под руководством йога. Во время шоу он завязывал глаза, прикладывая свежевымешенное тесто к глазницам, а затем прикрывал его ватными или марлевыми повязками. В фильме Андерсона, врачи делали это.
Известным Куда Бакс стал в мире, благодаря документальным фильмам, и стал героем собственного телесериала в 1950 году под названием 'Куда Бакс, индуистский мистик'. Сам мистер Даль был настолько очарован историей Куды Буксы, что он встретился с ним лично. Автор узнал его историю и перенёс в своё эссе 1953 года 'Удивительные глаза Куды Букса'. Само эссе оказалось частично вымышленным, поэтому писатель изменил имя мистика на Имдат Кхана и добавил в историю других персонажей. А теперь зрительское внимание снова приковано к этой истории Даля. Закономерно, но сначала писатель был одержим этой историей, а теперь Уэс Андерсон стал ею опьянён. Не удивительно, ведь после выхода кукольного шедевра по мотивам Даля ('Бесподобный мистер Фокс') Уэс Андерсон собрал антологию короткометражек (вышедшие на Netflix), включая 'Лебедя', 'Крысолова', 'Яд' и саму историю Генри Шугара.
После 'Города астероидов' у Уэса Андерсона появилась возможность исправится (абсолютно уверен, что 'Город' вышел намного интереснее и расслабляющей картиной). Лента о Генри Шугаре дебютировала положительно после восторженной критики на Венецианском международном кинофестивале.
Впечатления: точный адаптированный рассказ Роальда Даля (несмотря на то, что местами в основном выдуман) содержит большую отсылку к реальной истории.
8 октября 2023
Уэс Андерсон не остановился на 'Городе астероидов' и бахнул второй проект за год. И похоже, это лучшее, что делал режиссер после культового 'Отеля Гранд Будапешт'
Четыре новеллы (назовем их все под именем заглавной - 'Чудесная история Генри Шугара') объединены двумя вещами - коротким хронометражем и литературной основой. Андерсон и Роальд Даль уже сходились в 'Бесподобном Мистере Фоксе', тогда вышло классно, но теперь их сотрудничество вышло на какой-то космический уровень.
В целом, ясно было и до фильмов, Даль - сказочник, Андерсон - интерпретатор сказок. Этот идеальный альянс так или иначе напрашивался. Уж больно кукольные миры Уэса похожи на строгий, но при этом не теряющий иллюзию полной выдумки нарратив Даля. Их вселенные объединены одним простым 'я расскажу тебе историю, которая, как ты наверняка подумаешь, существует лишь в моей голове'.
И тот, и другой приоткрывают калитку, но не впускают. Оба умеют интересно рассказывать. Обоим все равно на тех, кто осуждает мир за инфантилизм. В конце концов, оба просто отказались вырастать. Не те, кто ищут выход из зоны комфорта, а проповедуют всем ее обретение. Нравится тебе играть в куклы в 40 лет? Да пожалуйста, я только посмотрю.
В 'Чудесной истории Генри Шугара' Андерсон делает практически немыслимое. Он снимает не просто рассказ Даля, а то, как рассказывают рассказ Даля. Великий Рэйф Файнс в роли самого писателя вводит в повествование не через страницы книг, а через его героев, которые сами же выступают рассказчиками. В мире постмодерна, где автор не важен, он давно уснул вечным сном похлеще ницшеанского Бога, это настоящая революция. Для Уэса не просто важен автор, он - источник истории. Истории без автора не существует.
Андерсон опять издевается над копирующими его нейросетями. ИИ никак не успеть за человеком - еще одна победа творца. Уэс, шутя и на коротком метре, показывает свое превосходство. Победа, которой человечество еще скажет спасибо, даже если она окажется краткосрочной.
Из четырех новелл лучшие - заглавная про Генри Шугара и 'Яд' с прикованным к постели Бенедиктом Камбербетчем. Он вместе с Беном Кингсли, Девом Пателем и Ричардом Айоади добавляет классической британской театральности. В этот раз Уэс ни позвал ни одного любимчика, если у того нет прошлого на подмостках лондонских театров. Вышло классно, добавило живости нарративу и высекло в камне сверхидею.
Прекрасны и две другие. 'Лебедь' живописно рассказывает историю детского буллинга, а 'Крысолов' шепчет страшилку у костра, хоть у Даля он и не такой жуткий, как у Грина. Прекрасен в фирменной сухости Камбербетч, прекрасен в постоянных перевоплощениях Кингсли, прекрасен в патологическом испуге Патель, прекрасен в надменном равнодушии Файнс и прекрасен в детской наивности Айоади. Прекрасен Андерсон. Прекрасен Даль.
В конце концов, 'Чудесная история Генри Шугара' - это убедительный намек на то, что Уэс пребывает в изумительной форме. Но тут как всегда с Андерсоном - лучше раз посмотреть, чем много раз о нем прочитать.
Он аккуратно открывает лубяной ящик, достает свои игрушки и пишет историю. Никаких современных технологий, никаких взрослых слов и никаких препятствий для фантазии. Только магия истории. И ее автор(ы).
5 октября 2023
Признаюсь честно, последние фильмы Уэса Андерсона 'Французский вестник' и 'Город астероидов' казались мне уже не такими захватывающими, как его предыдущие работы: уж очень много персонажей и сценарных ходов, не добавляющих свежести, а наоборот утомляющих. Казалось, что режиссер устал.
Но новая короткометражка о Генри Шугаре убедила меня, что все-таки есть еще о чем пообщаться Уэсу со своими зрителями.
'Чудесная история Генри Шугара' - это один из рассказов Роальда Даля, которого мы все знаем по таким сказкам как 'Чали и шоколадная фабрика', 'Матильда' и т.д.
Будучи поклонником творчества Даля, Уэс решил снять свою интерпретацию, и она удалась на все сто. Как же потрясающе типичный стиль и манера съемки ложится на сказочный мир Даля.
Чрезмерная красочность и симметрия здесь уместны как никогда, а небольшой каст актеров справляется просто замечательно.
И формат на 40 минут тоже выбран очень удачно: полностью погружаешься в историю и при этом не успеваешь утомиться от переизбытка деталей и персонажей. На мой взгляд, такой формат был бы хорош и для дальнейшего творчества режиссера.
Сама история захватывает сразу: богатый мужчина по имени Генри Шугар (его играет Бенедикт Камбербэтч) находит в библиотеке любопытную книгу о некогда жившем человеке (Бен Кингсли), способном видеть без глаз благодаря системе тренировок-медитаций. Шугар решает применить на практике этот способ, чтобы выиграть много денег в казино. Что из этого получится, смотрите сами. Будет очень интересно.
Что до актерского ансамбля, то он прекрасен: Камбербэтч, Кингсли, Патель и Айоади смогли передать образы персонажей и вовлечь в историю.
Когда смотришь, то чувствуешь сильный эффект присутствия и все благодаря замечательной манере повествования. И это еще один занимательный прием в картине: каждый персонаж проговаривает на экране все свои действия и как бы приглашает зрителя следовать за собой. Шикарно смотрится.
Отдельно хочется отметить еще одного актера, с которым Уэс сотрудничал уже ранее. Это Рэйф Файнс в роли самого Роальда Даля, рассказчика. Он-то и знакомит нас с историей о Генри Шугаре, в причудливой манере описывая персонажей. В общем, прекрасный рассказчик прекрасной истории.
Вот и как после такой чудесной киноистории опять не полюбить Уэса Андерсона? Его стилистика настолько здесь притягательна и идеальна, что хочется рассыпаться во всевозможных комплиментах.
Всем рекомендую к просмотру!
4 октября 2023