Рецепт любви
La passion de Dodin Bouffant
7.5
7.4
2023, мелодрама, драма, история
Франция, 2 ч 15 мин
18+

В ролях: Жюльет Бинош, Бенуа Мажимель, Пьер Ганьер, Жан-Марк Руло, Ян Хамменекер
и другие
Эжени и Доден — дуэт одарённых поваров, создающих изысканные блюда, способные впечатлить даже самых лучших шеф-поваров со всего мира. Доден давно влюблен в Эжени и хочет жениться на ней: он решительно намерен завоевать сердце своей возлюбленной, попутно навсегда изменив мир кулинарии.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Рецепт любви

английское название:

La passion de Dodin Bouffant

год: 2023
страна:
Франция
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , ,
видеооператор: Джонатан Рикебург
художники: Тома Бакени, Чан Ну Йен Кхе
монтаж:
жанры: мелодрама, драма, история
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $357 578
Сборы в США: $2 654 510
Мировые сборы: $10 499 318
Дата выхода
Мировая премьера: 24 мая 2023 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч 15 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма, история

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Рецепт любви», 2023

Видео: Трейлер (дублированный) (Рецепт любви, 2023) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер (дублированный)
Видео: Трейлер №2 (Рецепт любви, 2023) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер №2

Постеры фильма «Рецепт любви», 2023

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Рецепт любви», 2023

Кино не о еде

Хороший режиссёр - как психоаналитик, он что-то такое рассказывает нам о самих себе, что мы про себя давно знали, но никогда не замечали. 'Страсть Додена Буффана' - а я настаиваю на важности слова страсть в названии, - фильм не о кулинарии. Это вовсе не переиздание пиксаровского мультфильма 'Рататуй' - пусть и здесь главный герой в качестве коронного своего блюда решает готовить традиционное французское блюдо с овощами.

'Страсть Додена Буффана' - исследование того, как мы любим. Как мы хотим любить. И того, как мы любить не умеем. Не потому ли стыдливо выбрасывают при переводах слово 'страсть' - ведь оно теперь означает скорее пошлые сцены из фильмов 'для взрослых'.

А ведь это кино - именно для взрослых, при чём, без всяких кавычек. 'Счастье - желать то что уже имеешь': на всякий случай, режиссёр Трун Ань Хонг проговаривает это вслух, ближе к концу - но кажется что к этому времени эта истина и так становится понятна зрителю.

Выходя из зрительского зала, я думала о том что я уже имею - хотя может, не задумывалась об этом раньше.

22 июля 2024

Главный ингредиент

В пятничный, субботний или любой другой свободный вечер садимся и, не отрываясь, смотрим французский фильм 'Страсть Додена Буффана' (у нас перевели как 'Рецепт любви'). Потрясающе красивая картина с потрясающе красивой Жюльет Бинош, где в главных ролях блюда французской кухни и любовь двух поваров, их создающая.

В их добротной и просторной кухне, в которой работа всегда начинается с рассветом, а заканчивается только с лучами заката, все время что-то печется, шкворчит, тушится, жарится, что-то совсем простое становится чем-то очень сложным и вкусным. Говорят, через экран нельзя почувствовать вкус и запах, но здесь это получается. Мы тоже будто сидим на этой кухне у большого деревянного стола и ждем, когда же Доден и Эжени поднесут нам блюдо, неизменно приготовленное с любовью.

Наблюдая за ними, вы узнаете, что входит в бургундский соус, как нужно варить консоме, как возник волован, в чем тушить латук и тюрбо, сколько курсов включает в себя потофe, и почему же все-таки не тает мороженое внутри Запечённой Аляски. Вам откроют все секреты французской кухни, которая может быть высокой не только в современных кухнях мишленовских ресторанов, но и в простой светлой и уютной, полной зелени и упорядоченного хаоса, кухне Додена и Эжени.

Если вы не любите возиться на кухне - чистить рыбу, нарезать овощи, подбирать зелень, смешивать соусы, после просмотра вам захочется все-таки попробовать это полюбить, уж очень все просто и красиво, а главное - невероятно уютно. Оказывается, кухня может стать самым прекрасным местом в доме, если посолить, поперчить и приправить это место любовью.

7 июня 2024

Этот фильм само очарование. Но только на большом экране. Необычен тем, что говорят исключительно о еде или о том, что с ней связано. Музыка появляется в последних кадрах, а так только естественные звуки кухни, разговоры, звуки со двора (дверь открыта, а там птички, кошки, ветер). Смотреть надо после «Гунды». Кто не в курсе, то это док. фильм, снятый веганом про свиноматку и её несчастную жизнь. В нашем же есть сцена, в которой на фоне домашней живности беседуют о кулинарных изысках. Кухня, где происходит основное действо, изысканная. Где-то начало 20-го века. Юг мирной и богатой Франции. Посуда медная. Названия блюд и вин ласкает слух, но мало что говорят. Рецепты уловить не удастся. На самом деле, если внимательно проанализировать, то фильм более фантастический, чем фильм «Бедные и несчастные» про женщину с мозгом собственного ребёнка. Кому они готовили вместе двадцать лет (почти только этим и занимаются)? Себе? Тем пяти важным господам, что приходят в гости? Совершенно отсутствует грязная посуда. Она бы испортила весь живописный интерьер. Откуда берётся столько народу на помолвку наших уже очень неюных героев? И много еще чего. Но фильм достойный и оставляет приятные воспоминания. Ещё: необыкновенно играет девочка-подросток, которая становится ученицей нашего гения кухни. Кстати, о его славе знают все. Даже проезжий принц «Евразии». Откуда?

9 из 10

1 июня 2024

«Счастье – это продолжать желать то, что тебе уже принадлежит»

Я посмотрел этот фильм несколько дней назад. Начал другой, значительный, который очень ждал, но всё хожу, хожу: хочу написать вам об этом и… не получается. Он для меня очень необычный, ускользающий, но хочется ухватить хотя бы краешек сути и поведать вам о нём. Чтобы вы смогли потянуть за этот краешек дальше и вытащить ещё больше.

Он необычный, прежде всего, историей и манерой изложения. Картинка? Да, она здесь отличная! Красиво, эстетски, затягивающе. Игра тандема Жюльет Бинош/Бенуа Мажимель и всех остальных – да, отличные. Здорово играют! Там есть кадр, где Мажимель просто молча идёт по ночному коридору замка и нам жутко. А потом понимаем почему… Монтаж, костюмы – всё на уровне. Кухня – отдельная тема. Но история… Она здесь главная. И не внезапными, удивляющими нас поворотами или развязкой, а тем, что она про одно, а на самом деле ещё про что-то. Тем, что её не просчитаешь и льётся она привольно как сама жизнь, что-то поясняя, а что-то нет. Тем, что сперва (и довольно долго) непонятно «кто все эти люди и что происходит»…

Представьте: первые полчаса (полчаса, серьёзно!) там безостановочно готовят, а потом поглощают блюда. Потом параллельно поглощают, и параллельно доготавливают. В старинном французском замке. Почти без слов. Вы даже думаете: может, это документалка и они два часа к ряду будут просто готовить? При этом, почему-то не скучно и вам не хочется переключаться на что-то иное. Автор не интересничает и это не выпендрёж, и не кулинарное шоу. Вы видите счастливых людей, занятых своим делом. Согласованно и вдохновенно действующих на кухне. (Жена, улыбаясь, говорит мне: посоветуй его Илюхе! (Илюха – это тот, кто любит полицейские пиф-паф фильмы и посоветовал мне недавно «Раскопки», о которых я ещё напишу. К тому же, он обожает готовить и поглощать различные мясные блюда: рульки, язык, сальтисон и тому подобное. Нам кажется, что такое алаверды будет вполне уместным)). Но всё же, этот фильм не о готовке. Вернее, по первому кругу он о кулинарии и высоком гурманском наслаждении, но уверен, что, на самом деле, он о Любви к своему призванию, примирении с плотскостью жизни, счастью идти своей дорогой и несравненному счастью идти по этому лону не в одиночестве, а с близким единомышленником. Одной дорогой, в одном направлении. И делать что-то вместе.

Итак. Эжени (Жюльет Бинош) и Доден (Бенуа Мажимель) — кухарка и маэстро-повар, влюблённые в своё дело. Они живут в замке в конце позапрошлого века и заняты изобретением изысканных блюд, манерой их подачи и поглощения. Слава бежит впереди них и многие сильные мира сего стремятся разделить с Доденом его или свой стол. Доден окружён большой компанией сотрапезников, истинных ценителей прекрасных блюд. Иногда по ночам он заглядывает к Эжени, но непонятно что для него увлекательнее: общее дело или сама Эжени…

Камера неспешно и замысловато следит за всем происходящим. Вообще, камера здесь очень не похожа на то, как обычно снимают: она не мельтешит стробоскопической нарезкой в страхе потерять внимание зрителя, не прыгает неряшливо в типа живой манере «снято с рук» (привет Ларс, наш, вон Триер!) и даже не стоит клациссически на замершем штативе, как у Бергмана. Она плавно, едва заметно, движется. Следует прихотливым линиям взаимодействия и накручивает фракталы смыслов…

В фильме мало говорят, но когда говорят, говорят сильно. О плоти, духе, философии, поэзии, наслаждении жизнью и своим делом, летней и осенней поре жизни… До сих пор не могу забыть эту фразу: «Счастье – это продолжать желать то, что тебе уже принадлежит». И, наверное, уже не забуду.

Ещё тут нашлось немного места и комизму. Ну как не рассмеяться, к примеру, когда известнейший шеф-повар Пьер Ганьер (обладатель 16-ти звёзд Мишлен и родоначальник «молекулярной кухни»), приглашённый на фильм консультантом для создания блюд, появляется в кадре… в роли важного и глуповатого повара принца, который бессмысленно и тяжело заполняет обед массой напыщенных блюд?

Примечательная вещь: на кино-агрегаторах под этим фильмом пишут «Нет похожих фильмов». И это правда. Их нет; -)

Признаюсь: Илюхе я пока ещё этот фильм не посоветовал. Всё хожу, хожу, нарезаю сомнения-размышления, думаю о примирении высокого духа с физической сутью живота, красоте блюд и солнечном лете, напоминающим своей жарой жаровни кухни… Как думаете: сказать ему?

21 апреля 2024

Сюжет фильма – приквел (предыстория) швейцарского романа «La vie et la passion de Doudin Bouffant» («Жизнь и страсть Додена Буффана»), написанного 100 лет назад. События разворачиваются во Французской провинции в конце 19 века. В центре повествования представлен чуткий гурман и опытный кулинар месье Доден, который по-настоящему влюблен в свое дело.

Но оригинальное название фильма — «La passion de Doudin Bouffant» (фр. «Страсть Додена Буффана») имеет двойной смысл и дает возможность неоднозначных интерпретаций. Дело в том, что, помимо страстной любви к кулинарии, Доден уже давно увлечен своей кухаркой Эжени и пытается на протяжении многих лет получить ее руку и сердце официально, обвенчавшись. Здесь также важно понимать, что их отношения не строятся по принципу слуга-хозяин — они общаются друг с другом с уважением, живут на равных: вместе занимаются хозяйством, изучают рецепты и готовят кулинарные шедевры.

Так, эта пара, уже «вступившая в осень своей жизни», чувствует взаимную симпатию, притяжение и живет в ладу. Все хорошо за единственным исключением: Эжени не считает нужным вступление в брак и тактично уходит от ответа на предложения Додена. Причиной тому может быть ее неприятный секрет, который Эжени удавалось сохранить до некоторого времени…

Французская еда многими считается лучшей в мире — и, наконец, про знаменитую кухню страны сняли кино. Но особого акцента исключительно на национальные особенности здесь нет: этот фильм – признание в любви к кулинарии в целом.

Для погружения зрителя в процесс готовки на фоне даже нету никаких саундтреков — только шипение масла, бурление супов и звон посуды. Умение готовить – это талант и способность творить. А кулинария – это искусство, требующее отдачи себя и искренней любви ко всему процессу создания, который включает в себя и очищение урожая от земли, и потрошение цыплят. Безусловно, гастрономия также тесно связана с разумным гедонизмом, и Доден, вызывая улыбку, вполне справедливо замечает в одном из эпизодов: «открытие нового блюда способно осчастливить человечество больше, чем открытие новой звезды».

Конечно, фильм не только рассказывает о любви к кулинарии, но и рассуждает о романтических отношениях взрослых людей. Эта любовь осознанна, размеренна и даже осторожна, но точно не лишена страсти, и сердце у них колотится также сильно. Гармоничную пару Додена и Эжени на экране сыграли Бенуа Мажимель и Жюльет Бинош, которые больше 20 лет назад (с 1999 по 2003 год) были парой в реальной жизни.

10 апреля 2024

Французская сказка о гедонизме и еде

Одним из самых громких фильмов Франции в 2023 г. стала прославляющая кулинарное искусство романтическая лента 'Рецепт любви'.

На дворе 19-й век, а зрителей приглашают в прекрасную кухню месье Додена Буффана. Она наполнена солнечным светом, ярким красками, прекрасной пищей и великолепными запахами, которые так и просятся прорваться сквозь барьер киноэкрана и костнуться ваших органов чувств. Красивая-красивая картина, где готовят прекрасные блюда, а достойные ценители ими лакомятся.

Главными героями 'Рецепта любви' становятся сам Доден Буффан и его верная помощница повар Эжени (Имя, кстати выбрано не случайно. Так звали первую женщину повара, удостоившуюся звезды Мишлена). Они уже более 20 лет колдуют свои шедевры на кухне, отлично понимают друг друга, разделяют гурманские ценности и любят друг друг по ночам...

Так что 'Рецепт любви' - прекрасный эскапистский фильм, который одновременно упрощает мир и возвеличивает его, сводя смысл бытия к прекрасной еде и наслаждению людьми обществом друг друга.

У фильма высокие и заслуженные рейтинги - 7,5 в IMDB и 7,7 в Кинопоиске. А главные роли блистательно исполнили Жюльет Бинош и Бенуа Мажимель.

Правда 'Рецепт любви' - это прям максимально сказочная лента, оторванная от реальности. Доден Буффан тут какой-то фэнтезийный персонаж - аристократ, который посвятил себя кулинарии. Буду рада ошибаться, но насколько мне известно, аристократы не имели привычки самостоятельно говорить блюда и их увлечение едой ограничивалось именно приемами пищи. А прославленные повара были поварами именно профессионально, а не в качестве хобби...

Окружающее общество тут тоже фэнтезийное - аристократы сидят за одним столом со своими слугами и поварихами и вообще материальных и классовых различий во вселенной 'Рецепта любви' будто бы не существует. Да и в целом, прекрасные люди 19-го века в своих роскошных деяниях, сидящие в прекрасных залах и угощающиеся прекрасной едой из прекрасной посуды при свете свечей - зрелище безусловно умиротворяющее и приятное. Но если хоть на секунду вообразить этих же героев в современности, то зрители бы вовсе не пели дифирамбы увиденному, а негодовали от вида купающихся в роскоши и ленности людишках (Вон в прошлогоднем 'Меню' никому в голову даже не приходила мысль посочувствовать людям, что их решили поубивать вместо того, чтобы угостить изысканными блюдами).

Оторванность 'Рецепта любви' от реальности превращает повествование исключительно в оду гедонизму и эгоизму. Это история о людях, которые любили себя, друг друга и вкусную роскошную еду. Они этим наслаждались и позволили нам понаблюдать за ними в течение 2 часов экранного времени. Так что если вам захочется сбежать от реальности, то этот фильм - отличный вариант.

1 апреля 2024

А кто моет посуду?

Есть фильмы, которые противопоказано смотреть на голодный желудок. 'Рецепт любви' - как раз из таких. Первые минут двадцать-тридцать в фильме вообще нет диалогов - только готовка. На огромной кухне. Несколько перемен блюд для дюжины гостей. Он - лучший повар во Франции. Она - его кухарка. Ещё есть помощника-посудомойка и любопытная соседская девочка на подхвате. Все двигаются по кухне с планетарно-астрономической точностью, как техники Формулы-1 на пит-стопе. Для каждого блюда - своя кастрюля, своя сковородка, своя тарелка. Я пытался рационализировать, пока они не вытащили ромбовидную кастрюлю для камбалы. Я повторю. У них есть. Специальная. Кастрюля. Для. Камбалы.

Камера движется между поварами, как на станции МКС - меня начало укачивать. Это даже не кулинарное шоу. Это настоящее фуд-порно.

А потом они принесут все эти яства дюжине седых голодных месье, и они долго будут смаковать каждый кусочек - вместе с Поваром. Пока женщины будут сидеть на кухне. '- О, почему вы к нам не присоединились, мадам? - Потому что я говорю что с вами посредством моих блюд!'

Так, с рецептом всё понятно. А где же любовь? А вот она - на кухне, растворена в воздухе, добавлена по щепотке в каждое блюдо, смешана и взболтана, взвешена и запечена. Любовь пробуют на вкус, прижимают языком к нёбу, выжимают сок  и глотают, накрыв голову салфеткой, чтобы не улетучился ни один тонкий аромат. Потому что Повар любит Кухарку, ведь она Жюльет Бинош. А ей роль Кухарки нравится больше, чем роль Жены - то ли потому, что Кухарка может отказать Повару в ночном церемониальном визите, а Жена - не может. Или потому что это часть игры. Или часть рецепта.

Я бы сказал, что это не только мелодрама о кулинарии - это настоящая фантастическая сага. Потому что за весь фильм вы не увидите ни одной пригоревшей плиты.  Ни одной грязной кастрюли. Ни одного порезанного пальца или обожженного запястья. Разве что одно разбитое сердце. Потому что в этом сферическом вакууме идеальной кухни и любовь должна быть идеальной. Не фаст-фудовой. Не доставленной с курьером. Не разогретой. Только высокая кухня. Только высокие чувства. Вот только если нужный кусок мяса или рыбы, нужные овощи или грибы можно добыть на рынке, то нужного человека заменить просто так не получится.  Потому что нет продуктов с бесконечным сроком годности. И люди не вечны.

Вот такой рецепт любви. Как в кулинарном шоу. Смотреть со стороны - можно. Повторить дома? Может просто перекусим на скорую руку?

7 марта 2024

О фильме не знала ничего. Пришла из-за волшебной Жюльет Бинош. Пришла и оказалась в мире тройка пентаклей, аркана таро, вмещающего в себя идею искренней честной любви, преломленной сквозь призму восхищения мастерством. В основе не общепринятая страсть, не морочная романтика. Только общее дело. Именно сводит двоих до одного целого.

Как же прекрасно и одновременно до сердечной боли жестоко продемонстрировано описанное в «La passion de Dodin Bouffant»! В двух часах хронометража метафора скоротечности. Каждое сложное блюдо требует моря подготовки и, сложившись из ингредиентов в произведение искусства, исчезает в один момент. Настолько несправедливо.

Наверное, я звучу странно, но в том числе по этой причине предпочитаю самую элементарную пищу. Морально тяжело осознавать, что кто-то потратил часы своей жизни на нечто мимолетное для других.

Детализированное приготовление было показано интересно и одновременно до отталкивающего реалистично. Некоторые зрители отворачивались. Я давно не ем мяса, поэтому тоже было сложно смотреть. Казалось, Эжени в жаркой солнечной кухне перетапливает энергию собственной души в сотворяемое для других. Не созидание, а истощение. Во многом по этой причине восприняла показываемое как производственный фильм ужасов о растрате самого себя ради угоды черной дыре. Сколько не готовь, будет мало.

Предыстория взаимоотношений героев остается за кадром, но созданная Жюльет повариха для меня оказалась глубоко трагическим персонажем, чье внутреннее горе и стремление к выгоранию оттеняют изящные украшения, элегантные наряды и в первую очередь обманчивая теплая улыбка.

29 февраля 2024

Еда, как искусство любить

Во все времена люди пытались выразить в творчестве то, что чувствуют во время острой любви: в стихах, музыке, живописи. Тысячи метафор: удачных и не очень. Режиссер «Рецепта Любви», кажется, нашел весьма эффективный проводник, как передать эти неуловимые и неописуемые ощущения с помощью кино. Кулинария — прекрасный и очень свежий способ изобразить любовь. Ингредиенты при создании блюд отдают друг другу частицы себя, объединяясь во что-то новое, но при этом оставаясь собой. Что это, если не воплощение химии любви в материальном мире.

Большую часть фильма люди просто готовят еду. Точнее не просто, а довольно сложно, ведь блюда совершенно изысканные, названия которых знают только энтузиасты высокой кухни. Нет даже никакого саундтрека. Только звуки столовых приборов, бурлящей воды и шкворчание масла на сковороде. И от этого невозможно оторваться. Будто чувствуешь глазами все вкусы и запахи. По красоте и гипнотичности кадров это может сравниться разве что с готовкой из мультфильмов Хаяо Миядзаки.

В этом фильме еда — это не пища. Здесь еда — искусство.

Оригинальное название «La passion de Dodin Bouffant» можно дословно перевести как «Страсть Додена Буффана». Это — герой легендарной французской книги столетней давности, которая фактически создала культ национальной кухни. Додена играет Бенуа Мажимель, а его возлюбленную кухарку Эжени — Жюльет Бинош. Возможно, тот факт, что у актёров есть собственная история любви и даже общий ребёнок, помог им так хорошо изобразить своих персонажей и витающее в воздухе напряжение между ними. Тонкое и уважительное общение немолодых мужчины и женщины ощущается очень искренне и мило. А визуально это передано так, что из-за чувствительного эффекта присутствия становится даже немного неловко нарушать непошлую интимность между героями.

При этом фильм невероятно красив. Прекрасная работа с естественным светом в дневных сценах и свечное освещение ночью. Это отлично передаёт камерность и уют, царящий в замке Додена.

«Рецепт Любви» отлично работает и в терапевтических целях. Во-первых, наблюдая за чистыми и красивыми чувствами, кажется, что мир не так уж плох и в нём нет места злу. А, во-вторых, история рассказывает, как пережить личную трагедию через любимое дело.

Удивительно, что это полностью французский фильм: действия происходят во Франции конца 19 века, актёры французы, разговаривающие на родном языке, центральный персонаж — знаменитая во всём мире французская кухня; но поставил картину режиссёр вьетнамского происхождения. А посвятил работу Чан Ань Хунг своей жене, тоже вьетнамке, которая выступила здесь художницей по костюмам. И это придаёт фильму ещё несколько слоёв о любви и искусстве. Абсолютно заслуженный приз в Каннах за режиссуру.

Внимание: не смотрите на голодный желудок!

23 февраля 2024

вкусно. и точка

В главных ролях: каре ягненка, эстрагон, раки, грибы вешенки, артишоки и другие. В эпизодах Жюльетт Бинош и Бенуа Мажимель. Конечно, «Рецепт любви» - это в первую очередь гастрофильм. Да, адепты картины настаивают: приключения волованов и тюрбо здесь только фон для тонкой мелодрамы. Но вся ткань фильма говорит об обратном: история супружества Эжени и Додена в «Рецепте любви»- фон для драмы мяса и овощей. Во всяком случае, опаленные куры и припущенные брокколи занимают на экране столько же времени, сколько и влюбленная пара. А внешних и внутренних изменений с ингредиентами высокой кухни происходит куда как больше, чем с адептами.

Гастрофильм подразумевает собой существование в несколько уцененном тематическом гетто для ограниченного контингента особой категории зрителей. Чан Ань Хунг, оставив «Рецепт любви» в этой резервации, придал картине такое поэтическое дыхание, что даже поедатель пирожков с ливером в кафе на трассе, не сможет не оценить. В фильме происходят самые удивительные события: в экстремальных обстоятельствах встречаются представители миров, которые в жизни бы никогда друг друга не увидели. Те, чей мир подводные коряги и те, кто набирают жизненные соки в темноте почвы, те, что пасутся на заливных лугах и те, кто парит в воздухе, оказываются рядом – на одной сковороде, в одной кастрюле, на одном противне. Да еще и в ситуации форс- мажора – на огне, в воде и в масле. И все друг другу всё отдают: соки, ароматы, цвет, при этом обогащаясь сами.

То, что воспевает эта картина, вообще-то, в христианской традиции – это грех. Который, к тому же, имеет вполне конкретное имя – гортанобесие. Оборотная сторона гурманства. Но французское кино в жестком следовании христианской традиции не заподозришь. А в случае с «Рецептом любви» добавился еще и обертон: этот квазифранцузский фильм снял этнический вьетнамец. Да, Чан Ань Хунг живет во Франции с нежно-юношеского возраста. С родиной расстаться можно, с генами не получится никогда. «Рецепт любви», как фильм – это тоже изысканное блюдо, где изображение в лучших традициях французского импрессионизма приправлено не столько буддистским духом, сколько ароматом народных вьетнамских языческих верований, где кусок телятины тоже священен в своем природном совершенстве.

Здесь поэтические рифмы не в созвучиях, а в странных сочетаниях. Здесь музыкой выступают шипение масла на сковородке и бульканье кипятка в кастрюле. Здесь изменение цвета ножек ощипанной курицы, опаливаемой на огне, сродни живописному катарсису. Здесь весь мир кухни и прилегающих к ней комнат окрашен в цвет картошки в жарком. А ночь, которая по определению не предполагает приема пищи, имеет сине - ледяной, мертвенный окрас. Вьетнамские гены режиссера настаивают: этот мир жив не только в людях и коровах. Огонь очага – живое существо. Ветерок, легко пробежавший по скатерти стола, накрытого в саду, - живой. Сливы и груши – живые организмы, перед лицом Бога, равные с человеком. Параллель Эжени с маринованной грушей режиссер визуализирует буквально. И в этом монтажном стыке, кажется, теряет чувство меры, присущее людям с востока.

Коготок увяз – всей птичке пропасть. Уж если на яблоке появилась червоточина, вновь свежим оно не станет. К людям это относится также в полной мере – настаивает Чан Ань Хунг. Странная болезнь Эжени, как червоточина на груше, сама не пройдет. И здесь режиссер вплетает ноту, которая своей тревожной нежностью перебивает всю симфонию шипений, бульканий и дуновений ветра. Если червивому яблоку прямая дорога либо в мусорное ведро, либо под пресс для превращения в сидр, то человеческая Любовь, всегда надеется на Чудо. Все-таки, люди – лишь отчасти груши. А Любовь оказывается шире философского созерцания. Это – рецепт любви в самом широком смысле. Хотя такую коннотацию подчеркнули российские прокатчики, в оригинале картина называется по-другому.

Поразительно, но ровно 50 лет назад в той же Франции и тоже нефранцузским режиссером – итальянцем Марко Феррери, была создана картина, которая в своих крайностях абсолютно смыкается с «Рецептом любви». Фильм называется «Большая жратва». Там деликатесы выступали в роли эликсиров и ядов одновременно. Сладкий способ покончить с опостылевшей пресыщенностью разом. Феррери так же упивался видом мяса, рыбы, овощей и фруктов. Но лишь для того, чтобы уже к середине своей культовой ленты, показать то, что происходит с пищей после прохождения через организм человека. Переизбыточность мира, в котором слишком много всего: продуктов, предметов, секса, страхов. В «Большой жратве» искусство кулинарии было противопоставлено фаст-фуду. Но лишь в той части, что фаст-фудом можно случайно отравиться. Переесть и уйти в мир иной от пресыщенности – это удел избранных, понимающих бессмысленность существования в мире тотального потребления.

У Чан Ань Хунга тщательный и любовный диалог кулинара с птицами, рыбами, травами и креветками – это способ длить жизнь в тонких удовольствиях. В конце концов, признаться в любви можно не только словами, но и блюдом, а в букете место цветов могут запросто занять блины или пельмени. Это то, что противостоит смерти. И даже если не удается победить смерть на земле, то это делается в воздухе. Или в огне. Или в воде.

19 февраля 2024

«Любовь Додена Буффана» (в российской локализации - «Рецепт любви», что пошло, ведь фильм, внезапно, о любви Додена Буффана). Лучшая режиссёрская работа Канн-2023 – отмечен режиссёр Чан Ань Хунг.

Странно, что некоторые критики назвали фильм старомодным, архаичным. Автор настоящего текста так не считает.

Два с четвертью часа люди готовят и потребляют пищу высокой степени изысканности, но при этом фильм не есть «гастрономическое кино». Это чистой воды авангард! Но что же такое «Любовь Додена Буффана»?

Три четверти хронометража нам демонстрируется только и только то, что связано с кулинарией. Только ближе к концу зритель может задуматься (а может и не задуматься – маркер того, что фильм работает как надо), что, за исключением инцидента ближе к концовке, сюжета больше-то и нет. Но это не так.

Картина оказывается очень содержательной. Причём важно именно то, что зрителю не показывают. Не разъясняются особенности отношений между Доденом и Эжени. Почти ничего не рассказано, не показано из прошлого кого-то из героев, напрямую об этом говорит только один сорокасекундный диалог во второй половине. Даже конфликта или проблемы на экране не наблюдается.

Но разъяснять ничего и не требуется. Во всей этой бесконечной готовке и прослеживаются герои, отношения между ними. Картина состоит из ненавязчивых мелочей, и именно благодаря им в сочетании с формой зрителю легко рассмотреть истинную суть отношений Додена и Эжени. А позже – вообразить и их прошлое.

На незримой повестке дня у героев «Любви Додена Буффана» - непрерывный поиск человеческого счастья, но, когда все ингредиенты для оного есть, появляется вопрос в том, как же его суть сформулировать. Таким образом, Доден и Эжени предпочитают находиться в своём искусственном, хрупком мире. Герои уделяют большое внимание ритуалам, ведь в том числе из этих кирпичиков мирок строится. Чаще всего ритуалы посвящены, опять же, готовке, но иногда и чему-то большему. Эжени оставит дверь в спальню открытой, а Доден до дрожи в кистях будет опасаться взять эту дверь за ручку.

Информация о героях выдаётся скупо, и всё равно Чан Ань Хунгу и компании удаётся создать превосходных персонажей, вдохнуть жизнь в самые условные образы. Главный герой – Доден, и о нём за два с четвертью часа зритель узнает всё. Как же интересен образ Эжени! Хотя всем всё ясно, большая любовь присутствует, Эжени не один раз отвергает предложение руки и сердца от Додена. Застольных дел мастер здесь однозначно Доден, однако на кухне балом правит Эжени. И, если приглядеться, не только на кухне. При всей любви к кулинарии, она не скромно отказывается принимать участие в приёмах, застольях. Эжени сохраняет свою субъектность, остаётся профессионалкой своего дела, не видит смысла врываться в маскулинный мир коньяка, сигар и пафосных разговоров. Но это никак не отражается на нежной эмоциональной близости коллег. Так может, недаром в название картины вынесен не только Доден Буффан, а именно любовь Додена Буффана?

Вот почему «Любовь Додена Буффана» автору текста видится не лубочной и старомодной, а авангардной и новоязычной. Не демонстрируя почти ничего, кроме готовки, зрителю предлагают целую (не)семейную сагу длиной в двадцать лет.

Чтобы полноценно рассмотреть форму «Любви Додена Буффана», требуется написать отдельный текст, а лучше цикл текстов. В основе – импрессионизм, как в кулинарии, так и в остальном. Яркие цвета. Сложнейшее освещение и выдающая невообразимые пируэты камера. Качественная работа с костюмами, жёлтое платье Эжени может смело передать привет «Любовному настроению». В фильме почти нет саундтрека, но звук – важнейшая его составляющая.

Актёры. Связь между Бенуа Мажимелем и Жюльет Бинош передана просто идеально. Вне зависимости от того, какие отношения связывают актёров в жизни. Улыбка Бинош – бесценна. Также хочется выделить Галатею Беллуджи (ранее была замечена в роли подруги Аманды в «Аманде» Каролины Кавалли). Её героиня в сути своей – наблюдатель. Но зритель не может не обратить внимание на роль ещё одного живого персонажа в функционировании созданного мира.

На лучший фильм года, конечно, «Любви Додена Буффана» претендовать трудно. На «один из лучших» - запросто. Более того, легко согласиться с каннским жюри в том, что Чан Ань Хунг предложил миру одну из лучших (возможно, лучшую) режиссёрских работ 2023 года. «Любовь Додена Буффана» - украшение золотого фонда современного авторского кино.

9 из 10

19 февраля 2024

Грандиозное фактурное кино о французской кухне... Нет, не о высокой кулинарии, хотя наверно и ее там хватает - это для экспертов - а именно о кухне как о месте, где готовят еду и проводят кучу времени, где горит и потрескивает огонь, светит солнце в окна, запахи сменяют друг друга, льется вода (и вино, и молоко), шипит масло и стучат ножи. А еще рядом есть сад в солнечных пятнах, огород с грядками, ветер, шумящий в высоких деревьях, лужайки цветов, пение птиц и ухуханье сов, заросший пруд, рядом с которых так хорошо провести вечер в креслах при лунном свете...

Когда/если вас забодали ежедневные беды, технологии и большая политика - это как вернуться в детство, где ничего этого не было. Ноль смыслов и подвохов. Ноль сюжетов и сложностей. Ноль или почти ноль музыки и сценарных ходов. Только настоящие звуки и разговоры. Забудьте, кто вы и где. Сначала это дико странно, как будто мозг больше не нужен. А потом прочищается память исходных пяти человеческих чувств и включается шестое - чувство нежности к земле и ее простым чудесам.

Когда в финале герои уходят, а камера остается в опустевшей кухне, где прошла их жизнь, и обводит ее взглядом, воскрешая прошлое - всю эту нехитрую утварь, сотейники и медные тазы, банки и бутылочки, кастрюли и сковородки, ни одного пластикового предмета - кажется, что кто-то просто очень сильно любит это место/время/способ жить. Мы все так делаем, когда хотим сохранить что-то, хотя бы в памяти.

PS. На старте фильм - для поклонников Жюльет Бинош, премия Канн за режиссуру тоже вполне себе рекомендация. Но, субъективно, это именно продолжение любимого киноряда с Жюльет Бинош - 'Английский пациент', 'Шоколад' и т.д. Любопытно, что во всех этих фильмах её героини что-то да готовят на кухне.

17 февраля 2024

L’alcool ne résout pas tous les problèmes, mais, ceci-dit, l’eau et le lait non plus. - Алкоголь не решит все проблемы, но в таком случае, вода и молоко тоже их не решат.

Хорошо, что я поел перед сеансом. Голодные зрители, скорей всего, нервно ерзали в кресле. Робко и зажато смеялись от перечисления таких блюд и названий деликатесов, вин, которые не слышали ни разу в жизни. Это чистый гедонизм, любовь к своей земле, продуктам, стиль жизни, обычаи приёма пищи – все это вызывает полное восхищение и светлую зависть, да и к тому же события разворачиваются в конце XIX века в восхитительном французском поместье.

Кухня, спальня, сад и огород. Кажется, полное отсутствие музыки. Герои мало говорят, в основном готовят, едят, смотрят друг на друга. Скучно смотреть? Отнюдь. Первый раз я взглянул на часы через 1,5 часа после начала, это выдающийся результат для неспешной, камерной картины. Думаю, данный фильм больше похож на документальное расследование, чем на художественную драму. Режиссер приближает нас к реальной жизни. Как будто берет, стоя на расстоянии, интервью у поваров Эжени и Додена, их юных помощников. К концу может показаться, что не хватает интриги, конфликта, трудностей и выхода из них. Думаю, напряжение кроется в пустоте. В том, чего не показывает режиссер. Проблемы остаются ночью с героями, когда перед нами демонстративно закрывают двери, словно нарочно скрывают свои тайны. Мы совершенно не понимаем их внутренний мир, и вполне возможно, там творится сущий ад.

Когда ждешь чего-то уютного и светлого наподобие фильма «Шоколад» Лассе Хальстрема, а получаешь кое-что близкое к «Призрачной Нити» Пола Томас Андерсона. Такое же блестящее, местами вычурно-театральное и архаичное в хорошем смысле слова. Слегка отстраненное, иногда тревожное, но высшей степени изысканное. Чань Ань Хунг – сделал потрясающий фильм-проводник в мир высокой кухни и мастерства гениев своего дела.

15 февраля 2024

Кто я для тебя? Жена или Кухарка?

Вчера, 14 февраля, я получила приглашение от мужа сходить в кино «Рецепт любви» с моей любимой Жульет Бинош.

Этот фильм получил на Каннском фестивале приз за режиссуру. И каждая сцена на экране - это как отдельное произведение искусства, словно ожившие полотна художника 19-го века.

Это очень тонкий, гастрономический фильма. На него лучше идти с сытым желудком. Здесь в нюансах демонстрируется приготовление сложнейших блюд французской кулинарии.

Главное и тронувшее меня в фильме - это отношения между главными героями - двумя творцами - кухаркой Эжени и страстным гурманом-кулинаром Доденом. 20 лет несут свою любовь через творчество и кулинарию, исследуя рецепты, пробуя, разрабатывая новые блюда.

Их отношения, ценность друг друга, медитативность и размеренность фильма - все стало терапевтичным для меня во время просмотра и возвращения домой.

Я на уровне сердца чувствовала, как меняется отношение к таким вещам, как:

- ценить момент близости, нахождения рядом;

- а нужна ли сейчас эта фраза в нашем диалоге, сделает ли она ситуацию лучше или хуже;

- а как я могу проявить свое отношение к близкому, каким вниманием и знаком;

- а что я ставлю в приоритет в отношениях…

В конце фильма был задан вопрос от Жульет:

«Кто я для тебя? Кухарка или жена?»

И неожиданный для меня его ответ нес очень глубокий смысл, до которого я не сразу дошла.

Я искренне рекомендую получить терапию от этого фильма.

Поешьте плотно перед ним.

PS

Из зала вышли во время просмотра 16 человек. Фильм, когда многие уже привыкли к другим ритмам и сменам картинки, не всеми выдерживается.

Ну может, они были голодны.

-

15 февраля 2024

Страсть Додена Буффана

Фильм - оммаж французской кухне от вьетнамского режиссёра - эмигранта. Конечно, было бы странно весь хронометраж потратить на демонстрацию приготовления изысканных блюд. Получилась бы что-то вроде передачи Юлии Высоцкой, а начало сулило нечто похожее. Даже при таком раскладе довольно завораживающее зрелище и лучше на голодный желудок такие фильмы не смотреть.

Мелодраматическая линия есть, и она оказывается главной, - проявление любви между двумя персонажами сквозь призму высокой кухни. Здесь все чувства материализованы через вкус. Но не в плане - пересолила борщ, значит- влюбилась, где есть какое-то пренебрежение к результату творчества. Напротив, чем вкуснее, - тем искреннее..

Фильм напоминает другую экранизацию ещe одного бестселлера Парфюмер, где поиск совершенства происходит через обоняние, запах. Ведь идеальное скрывается во всех, только проявлено в разной степени. Не понимая этого, может сбить с ног неожиданно открывшаяся неверность главного персонажа. Скорее такой пассаж сродни переселению душ. Он движим совершенством во вкусе - как здесь или аромате- как в Парфюмере... И тот, кто может воспроизвести этот вкус, запах тот становится невероятно притягательным в глазах окружающих.

Не зря в оригинальном названии есть слово СТРАСТЬ La passion..

Финал картины дышит пропитан эмоцией. Вспомнились строки стихотворения А. Блока невероятно выразительной силы:

И потому — ты будешь рада

Сквозь мокрую траву

Прийти в туман чужого сада,

Когда я позову..

Актeрские работы очень хороши. Замечательно то, что Бенуа Мажимель и Жюльет Бинош были когда-то вместе, - это создаeт неподдельную глубину их сосуществования на экране. Так же хочется отметить совсем юную актрису, смотрелась очень естественно.

15 февраля 2024

Кулинария- это искусство

Посмотрел 'Рецепт любви' на премьере в кинотеатре 'Октябрь'. Честно говоря, похожего кино никогда не видел.

В главных ролях снялись Бенуа Мажимель и Жюльетт Бинош-и, наверное, лучше дуэта для этой картины подобрать было бы сложно.

Все-таки то, что они в реальной жизни имеют общего ребенка и когда-то были парой, придает еще больше химии на экране.

Сюжет основан на отношениях между поварами Доденом (Мажимель) и Эжени (Бинош), которые работают и живут вместе довольно большой срок. Они вместе готовят, улучшают рецепты и пытаются придать новые вкусы уже знакомым блюдам.

Почти все действие фильма происходит на кухне, мы словно сами присутствуем при готовке благодаря шикарной операторской работе Джонатана Рикебурга, камера везде переходит плавно, снимая и эмоции и процесс приготовления. В фильме не так уж много диалогов, общение со зрителем происходит во многом через блюда и саму готовку.

Доден весь фильм пытается уговорить Эжени стать его женой, но что для нее важно больше: 'я ваша кухарка или ваша жена'? Ответ на этот вопрос можно получить, досмотрев фильм для конца.

Эстетически потрясающая картина с непередаваемыми эмоциями, думаю, этот фильм стоит оценить каждому

12 февраля 2024

«Я общаюсь с вами через свои блюда»

Фильм Чан Ань Хунга в первую очередь необходимо смотреть тем, кто обожает кулинарию. С первых кадров вас завораживает процесс готовки сложных, но прекрасных блюд. Хочется следить за каждым этапом и сервировкой.

Еда в фильме — это не только одна из главных линий сюжета, но и способ режиссера передать те необычные взаимоотношения между главными героями — Эжени (в исполнении Жюльет Бинош) и Доденом (в исполнении Бенуа Мажимель). Кстати, актёры когда-то были парой, этот факт как будто усиливает химию, которую чувствует зритель.

Удивляет и точность рецептов. В качестве кулинарного консультанта пригласили Пьера Ганьера, шеф-повара, получившего 14 звезд Мишлен.

Стоит отметить работу операторов и художников-постановщиков. На протяжении всего фильма чувствуется атмосфера лета, тепло, кто-то может вспомнить своё детство на даче. И зритель даже не подумает, что что-то способно омрачить этот уголок уюта. Поэтому таким контрастным и неожиданным становится поворот сюжета.

Этот фильм довольно размеренный и спокойный, лучше им наслаждаться на большом экране. Кому-то может не хватить развития сюжета или динамики, но он в первую очередь про трепет от любимого дела и то, как оно может объединить и осчастливить.

10 февраля 2024

Мелодрама Рецепт любви на большом экране с 2023 года, его режиссером является Чан Ань Хунг. Кто снимался в кино, актерский состав: Жюльет Бинош, Бенуа Мажимель, Пьер Ганьер, Жан-Марк Руло, Ян Хамменекер, Эммануэль Салинже, Патрик д’Асумсао, Галатея Беллуджи, Фредерик Фисбах, Янник Ландрейн, Сара Адлер, Мхамед Арезки, Клеман Эрвю-Леже, Лоран Кларе, Флер Фитусси.

В то время как во всем мире собрано 10,499,318 долларов. Страна производства - Франция. Рецепт любви — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.