Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 5.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дворец |
английское название: |
The Palace |
год: | 2023 |
страны: |
Италия,
Франция,
Швейцария,
Польша
|
слоган: | «В полночь они потеряют всё» |
режиссер: | Роман Полански |
сценаристы: | Роман Полански, Ежи Сколимовский, Эва Пясковская |
продюсеры: | Лука Барбарески, Войцех Гостомчик, Маттео Леорини, Януш Хетман, Жан-Луи Порше, Этьен Донтен, Бенуа Ренсонне, Стефан Риготти, Кимберли Хайнс, Пётр Богуш, Адам Гуделл, Ежи Сколимовский, Ярослав Фабианский, Беата Радкевич, Клаудио Гаэта |
видеооператор: | Павел Эдельман |
композитор: | Александр Деспла |
художники: | Паскуале Риччарди, Моника Сирони, Тонино Дзера, Карло Поджоли, Клаудия Ди Берардино |
монтаж: | Эрве де Люз |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 17000000 |
Сборы в России: | $487 723 |
Мировые сборы: | $972 567 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 сентября 2023 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
'Дьявольский шабаш, где мерзкие хари чей-то выкидыш варят. Блудят старики, молодятся старухи и в пьяном угаре голой девочке черт надевает чулки' Бодлер
Приведенный мной отрывок из стихотворения Бодлера как нельзя лучше подходит в качестве эпиграфа к фильму. Для тех, кто находит фильм пошлым, пошлым должен казаться и весь цикл стихотворений 'Цветы зла' Бодлера, но сказать такое про общепризнанную классику поэзии - это расписаться в собственном дурном вкусе, поэтому 'Дворец 'начинают сравнивать с другими фильмами, разоблачающими высший свет и людей со сверхдоходами, тем самым говоря: 'Ах, оставьте, эта тема не нова'.
(Кстати, я смотрела эти фильмы, но в памяти остаётся только 'Дворец')
А уж как не нова тема любви, уже ни одно столетие наполняющая литературу и кино. И что? Разве она исчерпала себя?
Прекрасно, что даже в девяносто талантливый творец остался им. Своим фильмом он нанёс пощёчину и миру шоу бизнеса, и тем кто кичится своей принадлежностью к титулованным особам (в действительности являющимися совершенными пустышками), и, так называемым олигархам, приобретшим капиталы далеко не праведным образом. Все они от аристократов по крови до обогатившихся бандитов оказываются в одном месте и вовсе не потому, что им там необыкновенно комфортно и прекрасно, а потому, что это престижно. А ради престижа можно потерпеть и невыносимую тесноту в зале, где встречают Новый год, буквально трясь локтями друг о друга. Главное, казаться, а не быть,
'Мерзкие хари', действительно, полностью заполнили престижный отель. Старики и старухи, утратившие какой-либо человеческий облик в результате многочисленной пластики, но не замечающие этого всё ещё продолжают кокетничать и играть в богему. Они и смешны и жалки. Этот фильм - не ирония, а сатира или даже фарс. В нем есть вызов. Не буду перечислять забавные сцены, в том числе с нагадивший на кровать собачонкой, столь оскорбившей неожиданно прорезавшийся пуританский вкус критиков, до этого на 'ура' принимавших сцены садизма, насилия, крови и убийств. Конечно же собачье дерьмо куда страшнее.
Меня нисколько не удивляет, что режиссер не получил заслуженных наград, поскольку в жюри конкурсов непременно присутствуют прототипы 'дворца' Кто же за плевок в свой адрес даст награду. Кажется ещё ни на один фильм мастера не обрушивалось столько критики. Что ж, давно известно, что многие произведения искусства получают достойную оценку только со временем.
10 из 10
17 ноября 2024
- Дедушка попадет в рай?
- или отправится в ад?
- Я не знаю, девочки
Красочный новогодний праздник в элитном отеле. Предел желания для многих. Достопочтенная публика приезжает избирает это дорогостоящее место как тончайший измеритель личного успеха. А Роман Полански, как престарелый серфер на маленькой доске устраивает бигвэйв райдинг знакомя нас с оборотной стороной этого триумфа. Повествование делится на множество ироничных новелл, каждая из которых достаточно метко вычерчивает портреты местных обитателей. Тут можно встретить и отдыхающего пластического хирурга с его очаровательными пациентками, и нескольких представителей криминала с чемоданами наличности, и постаревшего порноактера, и миллиардера... Полански ненавязчиво ставит перед зрителем вопрос: а почему эти люди выглядят столь нелепо?
Особое место в картине уделено персонажам из России. Парадоксально, но не раз становившийся жертвой культуры отмены Полански пытается добавить свое 'значимое слово' в хор неодобрения. В 'русских этюдах' нет ничего предосудительного - в своем сарказме они правдивы, но... Складывается впечатление, что данные нюансы вполне вписываются в известную информационную войну. Кажется Полански пытается выжать максимум из настоящего исторического момента. Чем не конъюнктура?
Проще говоря - мэтр разменивается на мелочи. Ставит свою репутацию в угоду сиюминутных настроений своего узкого круга... и тем самым принижает не только свою работу, но и позволяет размышлять о том, насколько беспощаден возраст. Да... Раньше было лучше.
Всю ленту меня не покидало впечатление, что сама по себе избранная тема не слишком трогает одного из мощнейших кинематографистов современности. Сам фильм - лишь повод продемонстрировать свой талант, собрать оригинальный и неповторимый каст, добавить нюансов, акцентов и полутонов. Именно поэтому, не стоит удивляться, если после просмотра останется впечатление недосказанности
7 из 10
5 августа 2024
Роман Полански, кажется, уже ничего не боится. Фильм называют пошлым, но он не более пошлый, чем 'признанный' когда-то худшим фильмом десятилетия Show Girls. Спустя тридцать лет, киноведы признали его культовым и значимым, так что киноведы могут ошибаться. Посмотрим, что они скажут про 'Дворец' через несколько лет.
Фильм может не зайти, так как режиссёр не стесняется показывать жизнь бомонда без ретуши и недомолвок. Молодящиеся старухи здесь молодящиеся старухи, а озабоченные старикашки — именно что озабоченные старикашки. Почти никто из гостей отеля не вызывает добрых чувств.
Фабула фильма проста: на встречу нового 2000-го года в дорогой швейцарский отель съезжаются 'богатые и знаменитые'. Увядшие красотки, беспринципный делец, популярный в прошлом порноактёр, миллиардер преклонных лет, женатый на юной дурочке, компания русских олигархов... Нет им числа.
Всё, что может пойти не так, идёт не так. Дурацкие, а порой и страшные ситуации, складываются в причудливую картину. Очевидно, режиссёру не нравится так называемая 'элита' и от его едкого сатирического взгляда не уходит никто.
Положительные герои ленты — прислуга: горничные, портье и сам управляющий. Возможно, это классовый взгляд Полански на окружающий мир. А, может быть, он слишком долго жил среди богемы.
Резюме: если вам не чужды цинизм и клубничка, смело смотрите. Посмеётесь и, может быть, даже задумаетесь. Там есть над чем.
Приятного просмотра.
10 февраля 2024
Не успел ещё выветриться из памяти жёсткий стёб над высшим обществом от Рубена Эстлунда в «Треугольнике печали», тут как тут неувядающий девяностолетний Роман Полански с едкой иронией на аналогичную тему в своём очередном новом фильме «Дворец». Вынужденный скрываться от непоследовательного американского правосудия и отбиваться уже от европейских фем-активисток (вспоминаем скандал после премьеры «Офицер и шпион») за историю давно минувших дней (даже сама потерпевшая неоднократно и публично его простила), Роман Моисеевич вынужден забираться всё дальше и дальше от признанных культурных центров западного мира, чтобы продолжать активную деятельность режиссёра-постановщика. На сей раз сценарий писался совместно с поляком Ежи Сколимовским, как и самая первая работа Поланского для большого экрана «Нож в воде» аж шестьдесят с лишним лет тому назад (!!!), итало-уругвайский продюсер Лука Барбарески изыскивал средства для съёмок по всей Европе, а снималось всё это дело потом в Швейцарии. По одному пути с другим изгнанником прогрессивной демократической публики Вуди Алленом так и до консервативной России недалеко осталось! Кстати, милости просим – без всякого сарказма. С актёрским составом при всём уважении к Микки Рурку, Фанни Ардан, Джону Клизу и… Сане Петрову (вот уж кто бы сказал лет десять назад «Полански и Петров в одном флаконе» – никогда бы не поверил) тоже вышло скудновато, но что поделать – таковы сегодняшние реалии.
Сюжет «Дворца» прост и незатейлив. Действие происходит в роскошном швейцарском отеле накануне нового 2000 года, когда многие предрекали конец света. Помните? Изысканная богатая публика всех сортов и мастей – от напомаженных «мумий» возраста самого Поланского до ново-русской братвы из тех самых лихих девяностых. Образы получились колоритными, качественными. А ещё – очень жизненными, как будто списанными с документальной съёмки. Отлично показаны национальные менталитеты и социальная разнородность. Кто отдыхал в подобных отелях, пестрящих разношёрстной публикой, неминуемо подтвердит: так всё и есть в действительности. Напыщенные бабушки с собачками, у которых ожерелья дороже, чем пятилетняя зарплата каждого из работников отеля, но на которых при этом страшно смотреть – вот-вот рассыплются на глазах. Такие же дряхлые «папики», носящие всевозможные титулы лордов, баронов и графов, под ручку с молодыми жёнушками и любовницами, мечтающими о наследстве. Прибившиеся неизвестно откуда бедные родственники из чешской глухомани. И да – тем самые русские бандюги со своими красивыми, но совершенно бескультурными и пошлыми девицами (кстати, и сегодня такого контингента из стран бывшего СНГ во всевозможных «паласах» и «ресортах» хватает с избытком). Обычно образы русских в иностранных фильмах сильно отдают шаблонностью и развесистой клюквой, но во «Дворце» получилась почти фотография – настолько точно Поланскому удалось передать свои воспоминания и точность личных впечатлений (а без собственного жизненного опыта автора здесь по любому не обошлось). А как обыграно легендарное выступление об отставке Ельцина по новогоднему ТВ и наша реакция на него тогда! Стоит отметить, что основные события предложенной Поланским истории приурочены к подготовке к празднику в отеле, продолжаются самим застольем и заканчиваются торжественным салютом, из-за чего, например, кроме уже отмеченного «Треугольника печали» в качестве тематического ориентира подойдёт также комедия Оливье Накаша и Эрика Толедано «Праздничный переполох» (2017), тем более, что новинка самого Поланского – это ни что иное, как представитель комедийного жанра.
Полностью согласен с рецензентом «Кинотекстов»: «The Palace» – чистое хулиганство, в котором не стоит искать скрытые символы и смыслы. Конечно, не все эпизоды можно назвать удачными (некоторые критики писали о чрезмерной резкости, жёсткости и отсутствии вкуса), а шутки – смешными, однако, учитывая клиническую смерть, ну или по крайней мере летаргический сон, жанра «комедии» в настоящее время, даже подобная «стариковская» юморина от девяностолетнего человека, особо никогда не отличавшегося талантами в данной ветви кинематографа, воспринимается сейчас с большим позитивом, ибо даже если где-то и было преувеличено, то только ради того, что показать сущность тех или иных вещей.
Проблема же заключается в другом. Большинство своих фильмов за последние 15 лет Полански сознательно не довёл до логического конца (особняком стоит тут разве что упомянутый «Офицер и шпион», да и то с оговорками). Складывается ощущение, что у него просто не хватает физических сил на полноценное высказывание и завершенную историю. Поэтому и берёт он за основу в основном маленькие пьески, начинающиеся с ничего и заканчивающиеся ничем. Эдакие зарисовки или эскизы, но не полноценные картины. С «Дворцом» произошло примерно то же самое. Многие ружья не выстрелили, сюжетные ниточки ушли под воду, смысл расплылся и размазался по ходу действа. Однако в любом случае подобное творчество уважаемого и достаточно пожилого кинодеятеля лучше, чем последние «Гардемарины» от почти ровесницы Светланы Дружининой. Полански же вполне продолжает демонстрировать и энергию, и остроумие, и наблюдательность, и много чего ещё, чтобы предрекать ему завершение карьеры. Остаётся только пожелать мастеру здоровья и долгих лет, а уж со своими предпочтениями и вкусами зрительская аудитория разберётся потом сама.
1 февраля 2024
После знакомства с последней на данный момент картиной Романа Полански возникает чувство, как бы это помягче сказать, недоумения. Есть выигрышный концепт, дающий простор для отрыва, но сценаристы и режиссёр предпочли спустить всё в унитаз. Для сатиры, навроде «Треугольника печали», здесь всё слишком беззубо, как, впрочем, и для простой комедии. Всё здесь слишком пресно и слишком никак — шутки зачастую не докручены, словно создатели снимали в США, а не в Европе, и боялись кого-то обидеть, а большинство линий и персонажей брошены на полуслове. Самая классная линия, и она же полностью завершённая, у русских гостей во главе с Александром Петровым — вот тут и шутки забавные и персонажи все живые и естественные, в отличие от остального парада фриков и жертв пластической хирургии, словно сбежавших со съёмок очередного хоррора. От Полански здесь лишь моментами его позднее режиссёрское изящество и хороший ритм, а вот с остальным здесь всё очень плохо. Из артистов выделяется лишь Оливер Мазуччи в роли управляющего. Артист, который здесь напоминает Рутгера Хауэра и Мадса Миккельсена одновременно, чертовски обаятельный и притягательный, а персонаж получился интересным и забавным. На остальных дедушек и бабушек без слёз не взглянешь — Рурку и Ардан даже в этих чудо-образах играть особо-то и нечего. Разве что у Клиза есть забавный эпизод, да и тот опять же недоигран и сценарно недожат. Визуально тут всё нормально — как в типовом рекламном ролике какого-нибудь отеля, так что не особо это удивляет. В общем, очередной пример упущенных возможностей, ведь на таком материале можно было ураган сделать, а по факту — вымученный пшик.
5 из 10
PS
В дубляже несколько моментов, связанных с русскими гостями, были изменены и переозвучены.
1 февраля 2024
Меня не так легко рассмешить, но режиссеру Роману Полански с его фильмом 'Дворец' это почти удалось. БОльшую часть фильма я смотрел с улыбкой на лице. Карикатурные персонажи, новогодний антураж и забавный абсурдизм всего происходящего искренне меня порадовали. Многие критики со всей серьезностью в фильме выискивали определённые смыслы авторского высмеивания современного общества, но лично я воспринимал картину исключительно, как незатейливую комедию о трудовых буднях элитной гостиницы, где сотрудникам приходилось сталкиваться с тотальным идиотизмом постояльцев, а в данном случае с зажравшимися богачами. Что-то подобное было в 1 сезоне сериала 'Белый лотос'.
Но не все так гладко, как может показаться на первый взгляд. Финал истории мне совершенно не понравился и не потому что он плох, а просто никакой. В фильме нет финала, и линии героев получились незаконченными. История завершилась на полуслове, словно всё происходящее было лишь увлекательной завязкой чего-то большого и значимого. В общем, всё отлично, если бы не финал. Некоторые сцены получились действительно очень забавными.
- Простите, как ваша фамилия?
- Тель, Каспер Тель.
- Я не вижу вашей фамилии в списке, сэр.
- Я же вам дал пригласительный билет.
- Да, но ваша фамилия всё равно должна быть в нашем списке.
- Меня позвал мистер Краш, Уильям Краш.
- В списке только мистер Краш и мадам.
- Я его мадам. Только я, конечно, не женщина. Я его мужчина, т.е., конечно, не его. Ну, т.е. мадам - это я.
- Я отлично вас поняла. Проходите, мистер Тель.
- Спасибо. Мы деловые партнеры.
- Конечно. Приятного вечера.
22 января 2024
Близится 2000-й год и в фешенебельный швейцарский отель съезжаются VIP гости. Толстосумы приезжают разных мастей, их образы карикатурны: тут вам и престарелые жертвы пластической хирургии, и преклонных лет миллиардер с молоденькой жёнушкой, дамочка с маленькой собачонкой, жуликоватый невоспитанный олигарх (его играет Микки Рурк) и даже члены русской мафии с эскортом.
Приятно удивило то, что в фильме есть русские, но нет и намёка на русофобию. Задействованы российские актёры, причём в одном из моментов русские мафиози смотрят обращение Бориса Николаевича Ельцина, в котором он передаёт власть Владимиру Путину. В свете последних политических тенденций Запада, показывать подобное, на мой взгляд, означает идти против мейнстримовой повестки, по которой русские (или советские, они не делают различий) могут быть представлены только в качестве «плохих парней» (для примера достаточно взять третий и четвёртый сезоны сериала «Очень страшные дела»). Когда уже под конец фильма у швейцарца в подсобке по телевизору идёт трансляция с Красной Площади, а русские телохранители поют советскую песню в обнимку со швейцарскими горничными… ну, как такому можно не удивляться?
В плане создания новогоднего настроения кино достаточно годное, подходит для предновогоднего застолья. Однако следует держать в уме, что есть моменты, когда герои занимаются сексом, неприкрытые похабные намёки на секс и даже несколько раз упоминался минет. Поэтому я бы не рекомендовал это кино для совместного семейного просмотра, особенно если среди зрителей есть дети. В плане остального фильм проседает: во-первых, полное отсутствие продуманной новогодней истории: зрителю просто перечисляют сумасбродных богатых гостей, приехавших отпраздновать миллениум; во-вторых, обилие сортирного и пошлого юмора, в большинстве своём не смешного. От моего родственника, который частично застал просмотр «Дворца», то и дело звучали фразы: «подскажите, где смеяться» или «они что, в самом деле, хотят чтобы мы смеялись вот над этим?».
«Дворец» оказался фильмом пустышкой, который не захочется пересматривать. Слабый непродуманный сюжет, карикатурные персонажи и так далее. Я купился на то, что фильм снял известный режиссёр Роман Полански, хотя даже перед началом просмотра меня терзали смутные сомнения, которые, увы, подтвердились.
3 из 10
16 января 2024
Торжество дурного вкуса? Конечно! Пошлость махровая? Безусловно! Аляповатый гротеск? Злая сатира? Грубая карикатура? Да, да и да! Но ведь именно это-то и ожидалось. Поланский и в былые годы любил эпатировать публику, так сегодня сам Бог велел. Года преклонные, положению «любимца публики» пришел конец из-за скандала с изнасилованием. Причем, ведь никто уже и не помнит: суд был или не был? Факт доказан или это клевета ? Для мировой деревни правда давно уже не интересна – то ли мы украли, то ли у нас украли: не суть важно. Главное скандал! Со своими критиками режиссер в «Дворце» счеты свел, вставив эпизод единодушного гневного осуждения постояльца, который ни сном, ни духом не понимает, чего хочет от него странная семейка из Чехии. Всех остальных современников Поланский выставил на экране зажравшимися, ополоумевшими гедонистами с перекроенными по одним лекалам на всех старческими, перетянутыми лицами.
Удивительно другое: оскорбление общественного вкуса Поланский решил сделать на площадке, где в последнее время отметились многие кинематографисты. Параллель с « Треугольником печали » налицо. А ведь чуть ранее у того же Эстлунда был еще и « Квадрат » из той же серии. О том, что респектабельный фасад современного европейского общества скрывает грязь, похоть и лицемерие из фильма в фильм говорит Абдулатиф Кешиш. Да и другие европейцы не отстают. И самая главная фишка «Дворца» - в том, что в основном своем обличительном посыле оригинал Поланский оказывается крайне неоригинальным. Для того, чтобы выделиться на общем фоне, режиссер делает необычный временной крюк – действие « Дворца» происходит в новогоднюю ночь 2000 года. Таким образом, он выстраивает мостик между чешской картиной Милоша Формана « Гори, моя барышня» 1967 года и современными мистериями про то, как праздник и торжество оборачиваются разоблачениями и разочаровниями. Пока передовые европейские режиссеры пророчествуют о том, что все прогнило в Датском королевстве, Поланский « Дворцом » добавляет две сноски: «не только в Датском» и «не вчера это началось». Чем и пытается перевести злободневную сатиру в ранг вневременной мистерии о перманентном конце света, который все ждут, а он никак не наступит.
Фундаментом Поланский пытался сделать «Декамерон» с его гипертрофированным вниманием к телесному низу. Но тут его Эстлунд успел обскакать. Пока герои Поланского изучают собачий кал на предмет наличия глистов серебряными ложечками, у Эстлунда все фекалии судовой канализации по коридорам реками текут. Потому, как ни странно эпатирующая картина Поланского оказалась довольно сдержанной на фоне творений современников.
Поразительно, но что удивляет российского зрителя – это довольно мягкая ирония в показе наших соотечественников, постоянных клиентов пятизвездочных отелей в швейцарских Альпах. Александр Петров с чемоданами денег и заплетающимся от выпивки языком, на фоне упырей с паспортами «цивилизованных» европейских государств выглядит едва ли не самым безобидным персонажем. А уж все эти Ленки и Зойки, приехавшие в компании российского олигарха, так и вовсе милые девчонки. Дуры, конечно, без проблеска. Зато искренние, непосредственные, да и состраданию не чужды. Аттракцион «под дых» - телетрансляция добровольной отставки Ельцина – он шоковый только для европейцев. Мы этот аттракцион уже пережили.
Англичане, французы, итальянцы в изложении Поланского – все сплошь сумасшедшие от того, что им нечего больше хотеть. Чехи – деревенщина неотесенная. Отдельный разговор про аборигенов – швейцарцев. Безупречное самообладание и искреннее желание сделать приятное гостям, « от настроения которых зависят судьбы мира ». Кажется, безумства постояльцев их эмоционально даже не трогают – привыкли. Сантехники и горничные, конечно, распевают вместе с охранниками Интернационал в подвале, но вся революционность этим исполнением и исчерпывается. Банковскому клерку, который поддался на авантюру обеспеченного клиента посылать деньги из будущего (тех часовых поясов, где новый год уже наступил) в прошлое (там, где боя часов только ждут), Поланский дал имя Каспар Телль, скрестив героя швейцарских легенд, искусного стрелка с сельским философом Гансом Каспаром Гирцелем. Чем и на Швейцарии крест поставил, как на стране с непонятным прошлым, унылым настоящим и неочевидным будущим.
Поланский, как всегда, сделал фильм без оглядок на кого бы то ни было. Плюнул в высшее общество смачно и невзирая на правила приличия. Коитус карликового терьера и пингвина, который завершает картину – это прямо – таки оплеуха. «И вы еще учите меня жить!». Большинство это списало на скандал с изнасилованием. И никто не вспомнил, что режиссер очень стар. Настолько, что успел маленьким мальчиком пожить в Краковском гетто во времена немецко–фашистской оккупации. Ходят слухи, что мальчишку немцы использовали в качестве живой мишени в тире. Правда это или миф – может сказать только сам Поланский. Но, если правда, то это - более весомая причина так плевать в высшее общество, чем скандал с каким–то там изнасилованием. На этом фоне правила хорошего тона ничего не значат.
15 января 2024
Герои - гиперболизированные, категоричные в своих манерах богачи, выхваченные из контекста прямо на рубеже 20 и 21 столетий.
Отмечают Новый 2000-й год (кстати, а вдруг это конец света?)
Состав, как актерский, так и игровой, экзотичен: тут собрались и русский бандит (Саша Петров), и порноактер в отставке (Лука Барбарески), и какой-то наследственный граф/лорд/герцог (Джон Клиз), и пластический хирург с женой в альцгеймере.
Карикатурны здесь не только аристократы, но и сотрудники отеля, далеко не второстепенные герои этого недо-гротеска. Персонал гостиницы язвительно обсуждает своих постояльцев за спиной, обращая нас к любимому 'Отелю «Элеону»', а весь мир - к 'Гранд Будапешту'. Впрочем, сплетничать поводов и правда много, ведь неадекватные запросы важных гостей растут на глазах.
Единственный во всех смыслах прилично сыгравший в этом фрик-шоу - Оливер Мазуччи, его роль управляющего швейцарским пятизвездочным дворцом и является главной.
Вообще ходят слухи, что всерьез воспринимать эту задиристую выходку Полански не следует: это так, режиссер просто на прощание решил поиздеваться над людьми, искусством и временем.
13 января 2024
Шикарный отель класса ультра-си в Альпах, идеально одетая и выдрессированная команда во главе со всемогущим управляющим, куча богатых и безмерно богатых гостей, среди которых порноактер на пенсии, графиня какой-то среднеевропейской монархии, наглый банкир-воротила, кучка бритоголовых русских, ельцинский министр, случайно забредшие на праздник жизни бичи и прочая свора им подобных персонажей, кочующих из фильма в фильм.
Таков краткий сеттинг 'Дворца', странного фильма про лакшери-гостиницу в одну единственную ночь - канун Нового года с 1999 на 2000-й.
Самое честное в фильме то, что действие в нем происходит 24 года назад. Юмор, операторские решения и даже актеры на главных ролях как раз оттуда. О шутках говорить вообще не хочется, смеяться над ними тем более.
Ну давайте перескажу одну для примера. Богатый британский 98-летний лорд приезжает в отель с 22-летней женой. В момент полового акта старик умирает, а его интимный инструмент костенеет прямо во влагалище юной девушки. Она смущенно звонит на ресепшн с просьбой о помощи, а потом вместе с администратором одинаково нелепо и героически пытается вытащить труп из себя.
Другие сюжетные линии концентрируются около какающей, где попало собачки, хрестоматийной party like a Russian (тут вместе с актерами из Украины, Хорватии и Казахстана есть и наш Саша Петров, но роль крайне незаметная и проходная), бегающего по отелю пингвина (у него потом тоже будет секс, но межвидовой) и бухгалтера-скуфа, которому внезапно перепадает вся широта души русских максимально сексуализированных моделей.
Полански делал этот фильм вместе со своим другом Ежи Сколимовским. Ему тоже под 90. Лучшие работы и одного, и второго точно позади. Хотя второй еще иногда выстреливает артхаусным месивом, как например, прошлогодний эпос об ослике 'Иа'. По ощущениям терять старцам точно нечего, да и следить за трендами уже как-то не комильфо.
По этой же причине в фильм пришли и Фанни Ардан, и Микки Рурк, и Джон Клиз. 'Дворец' - не повод попробовать в искусство, которого в жизни каждого было столько, что хватит на три завтрака в день, а просто заработать. Ну и чуть пошалить. Полански это любит. Поэтому даже в столь проходном фильме с упоением собственным величием вставляет отсылки и на 'Китайский квартал', и на ту же 'Резню'.
Я еще так и не понял, на кого рассчитан 'Дворец'. Для просто любителей пошлятины он слишком претенциозен. Для тех, кому набил оскомину капитализм, он проигрывает даже недавнему 'Меню', что там говорить о двух каннских ветках Эстлунда. Вряд ли он важен даже Полански, который в реальности абсолютно все равно на хейтеров, шмейтеров, факеров, хакеров и прочую дребедень.
Короче говоря, 'Дворец' - это редкий повод, который позволил всем, кто имеет отношение к русскоязычному кино, гордо написать 'наш Саша Петров снялся в фильме лауреата оскара романа...' Если честно, повод-то так себе. Но давайте хотя бы чем-то гордиться. Говорят, что полезно.
24 декабря 2023
После просмотра Дворца у меня было множество впечатлений, и знаете, не хотелось, чтобы эти впечатления заканчивались. Такое бывает, после сильных потрясений. Так вот, я начала читать рецензии. У кого-нибудь было такое, что после, например, хорошей книги или интересного видео, вы идете и шерстите википедию об этом событии? У меня - постоянно. Так вот, мне не очень понравились рецензии на Дворец, поэтому я решила написать свою.
У других мне не хватило структуры, разделения на смысловые блоки, итогов и много чего еще, поэтому я пойду по пунктам, каждый буду отдельно называть. Поехали:
1. Основные темы и идеи фильма. Тут можно сказать многое, если вкратце и без спойлеров - очень смело, смешно, местами очень, неловко и интересно. То есть тема такая - хулиганская, отвязная, безбашенная. Идеи фильма, кстати, хорошо описаны в других рецензиях - от идеи маленького человека до идеи парадоксов судьбы. Пока писала, пыталась дополнить этот пункт кратким сюжетом, но и передать так же смешно, как у авторов Дворца у меня не получилось, и портить вам просмотр спойлерами тоже, так что тут без этого. Идем далее:
2. Актерский состав. Если по первому пункту можно было сказать многое, то тут можно сказать очень многое. Например, Микки Рурк. Как и всегда у него, высочайший уровень игры, погружение в персонажа. Движения - плавные, амплитудные, одним словом - свойственные такому персонажу.
Фанни Ардан впервые показала мне (простите, но не очень многое из ее творчества я смотрела), что может играть не только глубоко романтических персонажей, но и задорно-комичных. Джон Клиз появился тут в лучших традициях пожилых актеров - уж не знаю, какой он в жизни, но посмотрев фильм, не удивлюсь, если его жена и в реальности на пару поколений младше. Оливер Мазуччи крайне оправдывает свое первенство в списке каста фильма. Он (читай - его игра) - настоящее украшение Дворца. Всегда строгий, всегда с иголочки, всегда готовый выполнить любую прихоть. Идеальный сотрудник. И, что было для меня особенно удивительно, Александр Петров ведь тоже на сто процентов оправдывает свое нахождение по центру постера. Да, его роль далеко не главная, но нельзя забывать, что это его дебют в большом зарубежном кино, и надо признать, смотрится он в нем очень даже органично. По актерам достаточно, далее у нас:
3. Техническая часть. Качество съемки, монтаж и визуальные эффекты - высший класс. Музыка передает настроения героев. Склеек не видно, явных ляпов тоже не было. Оператор кстати Павел Эдельман, он с Полански помимо дворца снял еще Офицера и шпиона и Пианиста (возможно что-то еще, но я помню эти). Возможно, большие спецы и найдут к чему докопаться, у меня претензий нет.
4. Вызов эмоций. Я имею в виду, что рынок кино в последние лет 10 стал настолько масштабным, что как будто у многих заканчиваются идеи. Поэтому все чаще при просмотре нового фильма есть ощущение в диапазоне от ''прикольно, но уже видела'' до ''лучше бы поспала''. Дворец вызвал во мне эмоцию, и не одну, смотреть его мне хотелось, скучно не было, время пролетело быстро. То, что надо.
5. Целевая аудитория/общая атмосфера фильма. Здесь всем надо понять, что это точно не семейный фильм, не то, откуда надо что-то вынести и не то, где идет постоянный накал напряжения и катарсис на сладенькое. Это отличная комедия с элементами если не черного, но серого юмора, для взрослых (18+), которые просто хотят весело провести время. И второй момент - чувство ностальгии. В Дворце хорошо читается и передается насколько простыми были те времена, конец прошлого тысячелетие и начало нового. Не было проблем современного мира с его пандемиями и искусственным интеллектом, причем как в моменте, так и на горизонте.
Итог: Дворец определенно имеет право на существование и он точно найдет своего зрителя, например меня. Есть довольно много людей, кто хочет продолжать видеть такие картины, а не прилизанные и толерантные пустышки, например я. Да, возможно кому-то он не понравится, но так как это моя рецензия и моя оценка, я однозначно делаю ее положительной.
11 декабря 2023
Фильм Дворец 2023 перенес меня в атмосферу двухтысячных. Кажется, тогда все на свете боялись конца света и коллапса на биржевом рынке. Актеры умело вжились в роли, благодаря чему ты над некоторым можешь от души посмеяться, некоторым посочувствовать.
Я смотрела его в кинотеатре, но в канун Нового Года с удовольствием глянула бы еще разок. Не 31 числа, а вот числа 28-29, когда нужно зарядить мыслишки на новогоднюю атмосферу.
Не перестану петь дифирамбы операторской команде фильма, режиссеру, которые рулил все съемки. Картинка высший класс. Боже, смотреть настолько приятно, что не можешь глаза оторвать. То, как именно поставлена камера, то, как маленькие акценты собирают деталь целиком. Почему-то в память врезался фрагмент фильма, где администратор (или кто он там?) гостиницы готовил дворец к приезду гостей. Он отодвигал цифру ''2000'' на пару миллиметров, чтобы все вокруг было ИДЕАЛЬНО. Кстати, этот Хансуэли запал в душу. Он вроде бы с одной стороны такой добряк, четко выполняет свои обязанности, а с другой тот еще любитель деньжат. Как он помог Магнолии? Хотя может быть тоже по доброте душевной, стало жалко девушку.
Чувства Магнолии мне до сих пор не совсем ясны, она реально деда любила или нет? Кажется, я не смогла прочувствовать этот момент. Ее отношения с этим дедком сейчас бы описали: иу, зис ис соу кринж. Они до боли приторно-сладкие и удивительно, что на роль девочки для старика выбрали не какую-нибудь модельку, а полнушку. Мне кажется, это ломает стереотипы.
Эту комедию легко смотреть, но после просмотра осознаешь, что это нифига не комедия, а наша реальная жизнь. Читала много комментариев критиков, что многие из супер-пупер критиков не поняли фильма, а может среди этого зверинца они увидели себя? Вот и делают вид, что ничего интересного не произошло?
7 декабря 2023
1. Про новый год, а сейчас это очень актуально
2. Конечно режиссер и актерский состав.
Ходили мы на этот фильм с товарищем и после просмотра у нас были разные мнения на счет этого фильма.
Давайте по порядку, конечно Полански режиссер знаменитый, его фильмы были удостоены самых высоких похвал и наград, в том числе Оскар и Пальмовая ветвь. Его личность всегда была обсуждаемая, и с его именем связано много скандалов. Но не все понимают его, я не являюсь его ярым поклонником, но Дворец захотелось посмотреть. 2000 были моей молодостью, еще раз захотелось окунуться в ту самую атмосферу.
Сюжет разворачивается в дорогом отеле Швейцарии куда съезжаются богатые и очень богатые богачи (простите за тавтологию) со всего мира. И происходит все, на кануне нового года. Очень интересно и явно показывают капризы богатых, и как обслуживающий персонал их выполняет, иногда это кажется не выполнимым, но они отлично справляются. Показывая свою ловкость и сообразительность. Все показано с юмором, иногда жестко и по-черному проходятся по некоторым героям.
Очень яркие декорации сменяются еще большим антуражам, как бы засасывая в эту атмосферу роскоши, блеска и богатства. Если у вас нет праздничного настроения, то после просмотра оно однозначно появится.
Так же интересный подбор актеров, как будто режиссер подбирал себе подобных: ярких, скандальных, знаменитых и конечно же русских. Возможно, этим показал свою позицию, или это способ очередной раз заставить весь мир обсуждать фильм и его лично. Тем более дается понять, что, возможно это картина у Полански последняя, и если это так, то это очень яркий уход.
Как писал выше, ходили с другом, ему не очень зашло, слишком много стал рассуждать о «скрытом смысле» и «что хотел сказать этим автор». За себя скажу так, мне очень понравилось, показан отличный юмор, без стеснения, как раньше. Как раз такой юмор из нулевых мне близок, и очень любим. Новогодним настроением зарядился однозначно, не знаю, буду смотреть еще раз или нет, а вам очень советую к просмотру.
6 декабря 2023
Ходили на предпремьерный показ. Что имею сказать: это было лучше, чем я ожидала, но хуже, чем могло бы быть.
Действие нового фильма Романа Полански 'Дворец' разворачивается 31 декабря 1999 года в одноименном роскошном отеле в Альпах. Публика самая разнообразная: тут вам и потомственная аристократия, и польские сантехники, и русские бандиты. Выглядит всё нарочито пластмассово и китчево, и даже голос Саши Петрова, озвучивающий Сашу Петрова, на себя не похож.
В общем, поначалу я настраивалась на лютый треш, а потом увидела весь потенциал этой истории, и стало даже жаль, что всё так, как оно есть, после титров – закончилось, не начавшись.
Дело в том, что я очень люблю подобный сеттинг: комедийная версия «10 негритят», где один персонаж колоритнее другого, но вынуждена признать, что здесь именно персонажи подкачали, потому что вообще не прописаны, имея при этом неплохой потенциал – в отеле «The Palace » как раз около десятка ярких постояльцев, экранное время между которыми разделено практически поровну. Но только у двух из них есть более-менее понятная и законченная история. У всех остальных – лишь завязка и пара штрихов к портрету.
Да, моментами происходящий винегрет улыбает. Но по большей части, выглядит сыро и «на отвали».
И все же я поставила этому фильму 6 баллов за талантливо созданный антураж – благодаря ему словила приступ теплой ностальгии по 1999 году, когда все мои родные живы, люди оголтело свободны, а впереди (казалось бы) – такое светлое будущее.
3 декабря 2023
Этот фильм - мое предложение и альтернатива для всех, кто устал от заезженных сюжетов, надоевших лиц в образах повторяющихся из фильма в фильм героев, слишком сладких (всегда хэппи)-эндов и всего такое.
Еще перед выходом этого фильма и соответственно перед моим его просмотром, читала о том, что это такой ''прощальный хулиганский жест режиссера-скандалиста'' (цитата не прямая, но смысл передан верно), и могу сказать что эта фраза даже немного не показывает то, что вы на самом деле увидите в фильме.
Сразу говорю, для любителей розовых сказок, тут будет юмор, который вы просто не поймете. Да, он тут жесткий, да, сейчас уже мало кто может себе позволить так шутить, но возрастное ограничение и трейлер вас заранее предупреждают. Так что не надо потом ходить и говорить что это не то, что вы ожидали - это как раз то, что было заявлено и что получилось в итоге.
Еще из интересных моментов - качество игры актеров. Как бы кто не относился к творчеству Петрова (а я лично знаю тех, кто считает его посредственным актером), тут он пришелся как нельзя кстати. Вот где уж роль идеально подошла актеру, так это тут. По сути ведь и в жизни так получилось, что он стал первым действительно знаменитым (и на внутреннюю аудиторию, и на импорт) русским актером своего поколения. Так и в фильме, его группировка показано такой, которая будет решать очень важные вопросы следующие много лет, и именно в окружении его своры показан уход старого президента, и объявлен новый.
Но я тут возможно немного предвзята (свой, как-никак!), но вот качество игры Оливера Мазуччи я оценивала беспристрастно, так как видела его в деле в первый раз в жизни. Уж не знаю, какой это в жизни человек, но роль администратора, который вынужден выполнять ЛЮБУЮ прихоть неадекватно (так же, как и сами их просьбы и желания) богатых людей, он выполнил просто потрясающе. Я ему верила в каждом его появлении в кадре. Тут я так скажу - далеко и далеко не в каждом голливудском фильме я верю хотя бы одному актеру.
А тут кстати я верила еще и Милану Пешелю, которого я тоже видела в первый раз в жизни, и который сыграл роль бухгалтера (экономиста?, финансиста? - так и не поняла до конца), и сыграл ее просто потрясающе. Это его перерождение в середине фильма, его душевные метания, его игра эмоциями зрителя - очень хороши.
Только за этих троих я уже готова поставить фильму максимальный балл, но ведь еще есть Микки Рурк, который крайне натурально отыграл старого мошенника (давайте уже называть вещи своими именами!), Фанни Ардан (и ее псинка), на которую внезапно (ли?) снизошло желание придаться плотским утехам с одним из молодых и энергичных работников отеля, Жоакин де Алмейда, который так и не смог никому отказать в помощи, насколько я помню, и Дэнни Экснар, который отыграл бедного и уставшего от жизни и поиска признания себя как сына у героя Микки Рурка... Да, впечатляет!
Как мне видится - если вы старше 18 лет, вы устали от предсказуемых фильмов, в которых в течение 10 минут после представления героев вы понимаете, чем они закончат фильм, и не хотите скатываться в ностальгию по давно ушедшему совку и его творческому наследию - обязательно берите и идите в кино на этот фильм.
2 декабря 2023
С девушкой побывали на премьере фильма 'Дворец'. Сразу скажу: сходить советую тем, кто ценит сатиру и гиперболизацию. Полански на протяжении всего фильма ярко высмеивает сливки нашего общества и дает нам увидеть сравнение с обычными людьми: персоналом, чешской семьей. Ты смотришь на этот цирк и понимаешь, в реальности точно также, просто в фильме не замаскировали это, а чуток приукрасили.
Я постараюсь обойтись без спойлеров, просто расскажу про атмосферу и что конкретно понравилось мне. Центром хаоса становится отель в горах Швейцарии. Сюда стекаются все сливки мира: самые богатые и влиятельные. Эти люди едут сюда отметить Новый Год - 2000-й. Создается впечатление, что здесь собрали абсолютно всех возможных персонажей: юную девушку и ее папика, русских мафиозников, изуродованных пластическими операциями дамочек, пытавшегося всех надурить Билли Краш, модели очень легкого поведения. И все они устраивают невероятный хаос в отели. Честно говоря, весь фильм сочувствовал Хансуэли и доктору Лима. Господи, оставьте вы уже этих людей в покое...
Хансуэли весь фильм пытается не дать развалиться отелю. Управляющий наставляет свой персонал, мол, ребят, мы должны с вами постараться, чтобы каждый гость остался доволен празднеством, поэтому выполняем все их желания. И вот этот момент вседозволенности, когда у тебя есть деньги, ярко показан и высмеян в фильме. Старик-богач решил, что будет хорошей идеей подарить своей молоденькой жене на день свадьбы пингвина. Он реально притащил в Альпы пингвина... И по сути ему никто даже и слова не сказал. Пингвина раз-два погладили и после он прятался от всех по всему отелю. И примеров 'мне все можно, у меня есть деньги' масса, только загибай пальцы пока смотришь 'Дворец'. И вот эта позиция приводит к множеству проблем, которые пытается решить управляющий Хансуэли. Кстати, Оливер Мазуччи в его роли - ОГОНЬ! Очень понравился.
Порадовало обилие символизма. Полански сделал много мелкий действий-символов, чтобы сделать общую картинку весьма абсурдной. Очень зацепился за глаз подарок старика 'самое дорогое колье в мире', а на девушке оно выглядит как тяжелые оковы. Украшение полностью закрывает ее шею и даже часть груди. Она дышать-то нормально в нем может? Как по мне, это символ ее любви с папиком.
Сравнение персонала с богатеями. Среди всех зажиточных людей есть персонал и парочка простых людей. Доктор Лима приехал отдыхать со своей женой, а в итоге бегает по номерам к своим клиентам то осмотреть собаку, то посмотреть, как сделали дамочке неудачно пластику. И он отказать-то им не может, но и отдохнуть тоже. Его жена практически все экранное время одна, потому что ее благоверный не может сказать 'нет' и все равно идет к клиентам по первому звонку. Также ярким противопоставлением является чешская семья. Отец семейства приехал сюда, дабы найти своего богатенького отца. И он его нашел, только тот плевать хотел на какой-то секс 25-30 лет назад, который он забыл уже давно. Ну и что, что появился ребенок? И вот эта семейка мечется по углам отеля, благо Хансуэли их не бросил и хотя бы как-то помогал им. На их примере мы видим отношение богатого слоя к более бедным людям. Горькая правда, красочно показанная Полански.
Я могу еще долго рассказывать про понравившиеся моменты, но я рад, что Полански сделал этот фильм немножко не в своем стиле. Он отпустил себя и создал трешовую, но очень интересную комедию. Думаю, я бы еще раз посмотрел, чтобы еще более подробно разглядеть
Атмосфера фильма такая, что погружаешься в праздник. Я бы так охарактеризовал это. Снято ярко, красочно. Смотреть очень приятно. Была парочка шуток, которые показались для меня уж слишком. В остальном фильм классный, я остался в восторге.
29 ноября 2023
Праздников в году не так уж мало, как немало их и у разных народов, но объединяющих едва ли не большую часть земного шара можно по пальцам пересчитать. Безусловно, одним из таких уникальных является Новый год – момент свершения какого-то волшебства, когда можно оставить в прошлом все старое и дурное и вступить не просто в новый год, но в новую жизнь с ее надеждами и мечтами. Роман Полански в своем новом фильме «Дворец» выбрал в качестве времени действия не только канун главного на свете праздника, но еще и необыкновенного – наступление не просто очередного года, и даже не нового века, но нового тысячелетия – особенный момент с любой точки зрения. Вероятно, такой момент был нужен режиссеру, потому что в «Дворце» всего должно быть «слишком»: дорого, богато, шикарно, безумно, необычно; ни один иной новый год такому не соответствовал бы, кроме того примечательного двухтысячного.
Если и есть что-то, чего не стоит предпринимать в отношении «Дворца», так это искать в нем хоть какую-то мало-мальски серьезно и вдумчиво сформулированную смысловую составляющую. Конечно, можно предположить, что нечто подобное в фильме могло бы быть связано с его главной необычностью, а именно с кардинальной сменой цифр на календаре, но гипотетический конец света здесь не более чем тема для непринужденной светской беседы, ну, или, максимум, не слишком убедительная конспирологическая теория, забываемая еще до момента окончания ее обсуждения. В клубке прочих сюжетных линий на более-менее достойную внимания может претендовать разве что встреча отца и его настоящего или не очень сына, но и здесь тоже - «в молоко», поскольку условные члены условной семьи пересекаются всего пару раз, и даже не успеют толком повзаимодействовать, и, следовательно, породить хотя бы какие-то мысли и соображения по поводу своей необычной ситуации.
Поскольку события, происходящие с постояльцами, не наполнены даже минимальным объемом, можно попробовать переключить внимание на обслуживающий персонал как своеобразную противоположность праздным богатеям, но и здесь особенного успеха в поисках идеи ждать не стоит: в отличие от, например, «Белого лотоса», ни один из сотрудников отеля, даже его администратор, не становится полноценным героем «Дворца», имеющим собственную историю в отрыве от исполнения служебных обязанностей, следовательно, эта сторона жизни роскошной гостиницы оказывается показанной в фильме ничуть не более детально, чем сверкающая и блестящая основная. Таким образом, вероятно, главной целью «Дворца» является всего лишь наблюдение за его гостями словно за животными в дикой природе, когда важны только их повадки и манеры, но не предположения о мотивах и следствиях их поступков, выходящих за пределы базовых инстинктов.
Учитывая жанр «Дворца», а также его многочисленных персонажей, явно вдохновленных народным творчеством, можно предположить, что режиссеру просто хотелось позубоскалить в сторону сильных мира сего. Действительно, среди колоритных постояльцев отеля кого только нет, начиная с престарелого миллиардера, женатого на молодой девушке, и заканчивая то ли «новым русским», то ли просто бандитом. Однако, несмотря на бесстыдные и лишенные всяких тормозов шутки в отношении богатых и знаменитых, «Дворец» - не особенно смешной фильм, так и не становящийся пришедшейся бы к месту ядовитой сатирой и не слишком успешный в жанре беззаботной комедии. Злую шутку с картиной играет нарочитая условность ее героев, не позволяющая зрителю начать им сопереживать или хотя бы просто интересоваться их судьбой, что является непременным условием успешности любого дальнейшего связанного с героями юмора. В связи с изложенным, сияющий «Дворец» оказывается не более чем иллюстрацией к пресловутому сборнику анекдотов, но едва ли это действительно уровень, соответствующий мастерству именитого режиссера Романа Полански и его команды.
Пожалуй, самым удачным элементом фильма становится заглавный «Дворец» (отель) во всем его роскошном великолепии. Виды, радующие глаз зрителя, и правда вдохновляют, и даже жалко, что пейзажных сцен относительно немного. Впрочем, помещения отеля вполне достойны места, где он расположен, так что создателям картины удалось сформировать ощущение абсолютного богатства, отдаленного от прочего мира на многие километры заснеженных дорог. Дворец – это воплощение всего самого необычного, невероятного – того, что можно получить за деньги. Это название объяснимо, поскольку ни одно другое слово не отражало бы в должной степени той атмосферы, которая нужна этой картине.
Достоинством «Дворца» является его легкость, незамутненность и даже простота. Кроме того, несмотря на некоторые обстоятельства, сам фильм позитивен: раз уж конец света не наступил тогда, когда все на него указывало, то как он может наступить в любое другое время? Пережили тот стык времен, переживем и иные катаклизмы. А Новый год…это время чудес, непременно, прекрасных – вот в это стоит верить.
27 ноября 2023
Осторожно! Возможна индивидуальная непереносимость компонентов.
Во вкусе - «Лёд», черная икра, шампанское, автозагар, гигиеническая помада, собачьи экскременты, валидол.
Как снять фильм на библейский сюжет, не дав ни малейшего повода и так предвзято настроенным критикам лишний раз припомнить все твои грехи, обойтись без трехчасового стариковского брюзжания и чтения заумных проповедей, но остаться предельно честным прежде всего перед самим собой и зрителем?
В поисках ответа на вопрос Полански уводит нас подальше от посторонних глаз, далеко в горы, и там распахивает плащ двери богатого во всех смыслах отеля. Коридоры представляют собой галерею кривых зеркал, в которых отражаются наши уродливые пороки.
И в этот момент мы начинаем понимать, что очутились в Содоме накануне страшного суда.
Зритель примерит на себя роль — непорочных ангелов из чешского городка с непроизносимым названием, которых волею судьбы привело на чужой для них праздник греха и смерти. Воплощением защитника и спасителя - библейского Лота — выступает услужливый администратор Хансуэли.
Одни разочаруются уже на пороге отеля, начнут обвинять режиссера в безвкусице и вульгарности. Но зачем пенять на зеркало? Другие зайдут дальше, поддавшись на провокацию, поковыряются серебряной ложкой в собачьих экскрементах, и не найдя в них ничего кроме паразитов, также покинут зал в недоумении.
Когда глаз привыкнет к ослепительному блеску калейдоскопа ярких персонажей, перед терпеливым зрителем начнут раскрываться мельчайшие детали картины. Например, ироничная цитата Полански на один из своих самых успешных фильмов «Китайский квартал», или альтер эго режиссера — саркастичная горничная Зула, которую сыграла Моргана Полански. Совпадение?
В полночь, в Судный час прольется на Содом дождь из огня и серы, иначе говоря праздничный фейерверк. Грешники и извращенцы получат по заслугам. Спасен будет лишь тот, кто не заплутал в коридорах гостиницы, не сошёл с ума от абсурдности происходящего, избежал все хитроумные ловушки и острые провокации режиссера, и, наконец, добрался до секретного сейфа в самом сердце отеля, где и спрятана сама суть картины.
Шутка в том, что сейф изначально пуст, а что в него положить, решает зритель, в меру своей испорченности. Но мало в него что-то положить, нужно еще из сейфа выбраться, забрав с собой хоть немного смысла.
Когда смолкнут голоса, когда осядет пепел новогоднего конфетти, откроется истина.
27 ноября 2023
Да уж... Не того я ожидал, когда шел на этот фильм...
Почему-то я думал, что это будет полная чуждых неискушенному зрителю нарочно грубоватых и пошловатых шуток картина, но все-таки комедия в абсолютной исключительности этого термина - по большому счету бессмысленная, направленная лишь на выработку дофамина и прочих эмоций.
Но команда фильма (вот же гады!, читай - гении), сделала из этой простейшей идеи гениальное произведение, наполнив его смыслами, и не потеряв при этом своего почерка.
Классический Полански узнается во всем - от юмора, который не терпит никаких обстоятельств, до визуала картины, за которым буквально с первой пары минут картины узнается оператор Эдельман, и конечно в возвращение дуэта с Ержи Сколимовским, с которым они в паре работают уже тысячу, если мне не изменяет память, лет.
Так вот, если копнуть ниже потрясающего юмора картины, мы увидим смыслы. Тут как писал Есенин: 'Большое видится на расстоянии'.
О чем нам говорит еще в преддверии фильма его описание? О том, что наступает 2000ый год. Не какой либо другой, а именно первый год нового тысячелетия. Ожидания - зашкаливают. Что-то ведь должно произойти. Не даром такое событие бывает лишь на веку одного поколения из 40?
Тем более если из всех постояльцев отеля внешне моложе 30 (явный психологический барьер поколения) только находчивая молодая супруга опять же пожилого богача?
И действительно, что-то происходит. На смену уставшему президенту приходит другой - молодой, энергичный. Вот бы новогодним чудом весь мир озарило своеобразным бустом энергии на новое тысячелетие?
Видя историю мистера Краша, и молодую, как оказалось, горделивую, ему замену, видя Маркизу, новым любовником становится опять же молодой сантехник отеля, видя нашего самого известного полицейского Петрова, который также явно метит в новую, молодую элиту новой, все еще молодой страны?
Но осознание всего этого приходит лишь после выхода с сеанса. Мне повезло, я ходил сольно, никто не мешал мне впитать каждый кадр этого фильма, от души посмеяться. Но когда я ехал в машине домой, осознание начало приходить. В этом и есть магия кино.
Когда ты в нем, ты испытываешь один вид эмоций. Спустя некоторое (небольшое) время после просмотра, эмоции уже совершенно другие.
Пересмотрев фильм через пару лет еще раз, понимаешь, сколько всего ты упустил при первом просмотре...
Но все это применимо только к хорошему кино. Не важно, провокационная ли это комедия, или документальный фильм об острой социальной проблеме, важно качество.
И в этом фильме, оно, несомненно, есть.
25 ноября 2023
Пан Полански объяснил сразу многим, чьи шишки в кинематографическом лесу.
Вуди Аллену — что не только в 87, но и в 90 можно выпустить такой фильм, чтобы все открыли рты. Не скривили, а открыли!
Мартину Скорсезе — что лучше всего дать звёздам сыграть пародию на самих себя, свою породу, свою страну, свой мир — наш мир. А вместо компьютерного омолаживания использовать пластическую хирургию.
Дэмьену Шазеллу — что можно показать и более чем получасовую вечеринку, полную самой невероятной дичи, не вызывающей у зрителя недоумения. Вообще. Магическим образом каждая составляющая этого бешеного винегрета окажется на своем месте.
Грете Гервиг — что не феминизмом единым можно снять Фильм Года. Фильм-событие. Точнее даже так: можно высказаться не только по вопросу пола, но и о нем тоже.
Рубену Эстлунду — что достойное высказывание на социальную тему необязательно должно быть длиннее двух часов.
Ну и Фрэнку Капре, Эльдару Рязанову и множеству снимателей множества Ёлок (включая новогодние огоньки) — что им давно уже пора подвинуться. Настало время нового лучшего новогоднего фильма. Не факт что любимого, но определенно достойного аккомпанировать встрече Нового года. С наступающим!
25 ноября 2023
Да что этот поляк себе позволяет? Мы, понимаешь ли, ждем от него еще одного «Пианиста», а он нам выдает оголтелую пошлятину. И ладно, если бы вопиющая скабрёзность «Дворца» по своему художественному наполнению хоть немного походила на «Горькую луну». Но нет же, это практически «Американский пирог», разве что про великовозрастных балбесов разной степени озабоченности. О боже, Полански, как ты мог? Вместо возвышенного осмысления длинного жизненного пути, под занавес карьеры снять кино практически про какно собачье. Позор, мэтр, позор!
Плюс-минус так будут говорить отдельные оскорбленные интеллектуалы, у которых «великий должен создавать только великое», без права опуститься до трэш-комедии, как авторского высказывания. Но на самом деле Полански никому ничего не должен, впрочем, как и зритель не обязан восхищаться каждым его фильмом. И здесь важно вспомнить, что поклонники всегда ценили сего классика именно за смелость, открыто рассуждавшего в своих картинах о Дьяволе, Холокосте, сексе, воспитании и политике. А если уж говорить о дурновкусии, то на Романа можно было бы накинуться еще в 2011-м, изливая гнев на «Резню», которая, тем не менее, получила множество престижных номинаций. Так что пусть «Дворец» реально удивляет, но не в рамках шока, а-ля «он впал в маразм!». Полански по-прежнему большой творец, а не спятивший старец, работающий на аудиторию «кино без границ».
Что же вообще происходит во «Дворце»? Да всего лишь празднование Нового Года, правда того, стрёмного двухтысячного, который некоторые ожидали, как четырех всадников Апокалипсиса. И если даже не в прямом смысле полного трындеца, то как минимум, в контексте неизбежности «проблемы 2000» - глобального компьютерного сбоя, уничтожающего мировую банковскую систему. Посему закономерно, что главные герои «Дворца» - богачи, приехавшие в роскошный альпийский отель, дабы обожраться икрой и упиться игристым. Но праздничный загул обернется для гостей искрометными злоключениями.
Обозначив внутри себя идею, как жёсткий тотальный стёб, Полански пускается во все тяжкие, даже не пытаясь казаться утонченным умником. На публику обрушивается водопад гэгов, в котором условно приличные шутки гармонично соседствуют с «туалетными». Де-факто, Роман бомбит по площадям, а-ля «тому зайдет этот прикол, а другому – вот этот». Нон-стоп-фарс стремится к абсолюту, подминая под себя драматургию и стиль. Здесь Полански намеренно небрежен, по остаточному принципу заботясь о фабуле. Вроде как и развивается несколько параллельных сюжетных линий, но их связь между собой крайне условна. Даже можно сказать, что «Дворец» — это набор разрозненных анекдотов, связанных между собой лишь единой локацией. Пусть постояльцы время от времени сталкиваются, как-то взаимодействуют, но каждый из них себе на уме. По сути, центральная фигура здесь лишь одна – управляющий отелем Хансуэли, вынужденный постоянно решать проблемы безумных клиентов.
Самое главное при созерцании «Дворца» - не искать потаенного смысла там, где его нет. Герои пьют, жрут, сношаются и сквернословят просто потому, что хотят и могут, а не ради глубокого посыла аудитории. Что же до режиссера, то надо полагать, на съемках у него был постоянно высунут язык и оттопырены средние пальцы обеих рук. «Вертел я вас всех» - говорил Полански и безудержно хохотал. А вместе с ним Микки Рурк, Фанни Ардан и Джон Клиз, потускневшие звезды, играющие, как в последний раз.
Отдельно стоит сказать о русских в кадре, самый известный из которых – Саша Петров. Обязательно найдутся те, кто будет гневно вопить – «Опять наших показали сволочными придурками!». Но на самом деле во «Дворце» почти все такие, вне зависимости от национальности и вероисповедания. У Полански человечий зоопарк, с тварями разной степени отвратности. В лучшую сторону выделяется лишь отдельная прислуга (и то это неточно) и незаконнорожденный сын героя Рурка, с женой и дочками. Ну а «плёхие рюсськие» - просто еще одни «заблудшие души», к тому же переживающие легкий шок в связи с внезапной политической встряской на родине.
Шедевр ли это? Нет. Смешная комедия? Вполне. Осуждение челночества? Да ну, бросьте. Полански любит людей, а еще собак и пингвинов, которые в свою очередь любят друг друга. А пресловутый апокалипсис был бы слишком легкой развязкой для цивилизации гомо сапиенсов. Трындец не случился в двухтысячном, не случится и сейчас. Так что живите, люди, гадьте и радуйтесь. Вот вам истинная мудрость от человека, выжившего в Краковском гетто, похоронившего зверски убитую беременную жену и обвиненного в серии изнасилований. А «Дворец» - лишь ха-ха-ха, и вовсе не про Страшный Суд… наверное.
24 ноября 2023
Любой разговор о Романе Полански и его творчестве стоит начинать с поправкой на то, какая у него сложная жизнь. И фильмы у него сложные.
Даже комедии, даже гиперболы, даже язык повествования нам об этом говорит.
Я уверена, что многие, кто посмотрит этот фильм, скажут, что это заурядная жесткая комедия, с очевидным путем сюжета, стереотипными героями и ничем не прикрытым юмором. В чем-то я даже соглашусь. Герои действительно довольно ординарны, юмор действительно разит как своего рода словесная стрела.
Но, когда-то давно, я услышала такую фразу: 'Я как автор, конечно, что-то вкладываю в творчество, но всё, что в нем увидит зритель - правда. На то он и зритель. Даже если я не вкладывал такой смысл, я отдал свое творение зрителю, и теперь он волен его понимать, как посчитает нужным'.
Так как многие напишут, расскажут друзьям и так далее о комедийной части этого фильма, я хотела бы рассказать то, что я увидела в этом фильме.
Фильм 'Дворец' - фильм про маленького человека.
Еще Пушкин в 'Станционном смотрителе', Гоголь в 'Шинели' и Достоевский в 'Преступлении и наказании' поднимали этот, похоже извечный, вопрос. Так же, Полански поднимает его здесь.
Обратите внимание, через большинство героев серой нитью проходит тема бедности, шаткости их положения и неуютности всего сущего, что стОит дороже их мер величин.
Взять, например, хорошего знакомого для российского зрителя Сашу Петрова и его персонажа - главаря, очевидно, бандитской (как бы это не называлось в терминологии), шайки, якшающегося с послом и оперирующего чемоданами наличных баксов. Вот вроде бы он главный у них. По меткому заявлению другого персонажа, с ним приехали 'шикарные русские модели'. У него есть телохранители (хотя тут тоже вопрос - у него ли?). Но как только наступает момент настоящих торгов за большие деньги, он соглашается на первое же предложение. Потому что он - маленький человек, и он это знает.
Или вот маменький сынок бухгалтер. Ярчайший пример. Не знаю как привести пример, обойдя стороной спойлеры, поэтому предлагаю на данный момент поверить мне на слово, а после просмотра (если будет желание) - конструктивно поспорить. Интересно, кстати, что с ним сталось в итоге? Потраченной суммы франков у него ведь явно не было... Но, видимо, это уже совсем другая история.
Еще один пример в ряду - управляющий Гасуэлли и вся его свита (во главе с Тонино). Здесь, на самом деле, даже нечего особо обсуждать. Это действительно интересные персонажи, в первую очередь своей способностью решать неожиданные и сложные вопросы в максимально сжатые сроки, но это все так же маленькие люди, основная сущность которых - ублажать богачей и делать все, чтобы им было максимально комфортно.
Ну и в качестве вишенки на торте Полански представляет нам семью чехов, отец-основатель которой всем своим внешним видом и всей своей мимикой показывает нам (и самому себе), что он - бедный, неуверенный в себе, обделенный жизнью человек, считающий своим только семью, небольшую жил. площадь в Будиёвицах (резонно) и папу (беспочвенно).
Не смотря на все то, что я вынесла для себя, анализируя персонажей, фильм смотрится легко и выглядит непринужденно. Герои постоянно шутят, очевидно плохо нарисованные декорации сменяются невероятно антуражными сценами, атмосфера праздника начинает создаваться сама собой.
Рекомендую всем, кто страдает от дефицита новогоднего настроения, прийти на этот фильм (можно немного подвыпимши), и тогда оно начнет у вас зарождаться, уж в этом я уверена.
И на последок еще один совет - если вы прочитали мои выводы до просмотра фильма, когда будете смотреть - постарайтесь этого не заметить. Просто нырните в предновогоднюю атмосферу и давайте вместе порадуемся тому, что мы пережили и 2000ый, и 2023ий.
24 ноября 2023
О фильме: Гротескная комедия 90-летнего Романа Полански с рейтингом 0% от критиков на Rotten Tomatoes.
Сюжет: Гости-миллионеры съезжаются в элитный отель в Швейцарии, чтобы встретить 2000й год.
Мнение: Все мы знаем Романа Полански по фильмам, которые оставили свой след в кинематографе и стали культовыми – «Бал вампиров», «Ребенок Розмари», «Китайский квартал», «Девятые врата», «Пианист», «Офицер и шпион». Но новый фильм совсем на них не похож.
Сюжет фильма подсказала сама жизнь. Полански более 50-ти лет отдыхает в отеле Palace в Швейцарии и в канун 2000 года он увидел во всей красе абсурдный зверинец, который суетился вокруг. Сразу возникла идея снять фильм об этом экзотическом мире. Это должна была быть комедия — немного грубоватая и саркастическая, жесткая по отношению к героям фильма, но не лишенная снисходительности и сочувствия. Как сказал сам режиссер: «… наконец-то могу себе позволить снять такой фильм. Лучшей возможности может уже и не представится».
От мэтра такого уровня ты не ожидаешь увидеть довольно плоскую, нарочито вульгарную комедию с шутками «за 300». Банальный сюжет, туалетный юмор, неестественные персонажи, ни к чему не ведущие линии героев, надуманные проблемы… Но когда ты понимаешь, что это намеренно, что это отчасти сарказм и черная ирония, то включаешься в этот апофеоз глупости и даже начинаешь получать удовольствие.
Премьера фильма состоялась на 80-м Венецианском кинофестивале и, если там фильм заслужил трехминутные овации, то критики на сайте-агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes оценили его в 0 %. Некоторые назвали фильм провалом десятилетия. Многие зрители также остались в недоумении.
А мне кажется, что если режиссер уже собрал все значимые награды (Оскар, Золотой глобус, BAFTA, Сезар, Золотая пальмовая ветвь и пр.) и может снимать кино по фану, для себя – это и есть успех.
В итоге: Сатирическая, ни к чему не обязывающая комедия, как баловство и прощальный привет от вечно гонимого и скандального кинематографиста нашего времени.
7 из 10
24 ноября 2023
Роман Полански - гений нашего времени.
Начав свою карьеру больше 70ти (этого уже, в целом, достаточно) лет назад с невероятно смелых, пропитанных гротеском и даже абсурдом, короткометражек, придя к психологической драме, невероятной по своей остроте, о жизни и судьбе музыканта еврея, и забрав с ней Оскар, прощается с большим кино. Или нет? Вопрос остается открыт. Но так ли это важно? Мы пока не знаем. Мы узнаем только после официального объявления завершения карьеры. Но то, что мы узнаем это с большим треском - это уже предопределенный факт. Большие шкафы громко падают, и Полански - определенно не тумба.
Я не люблю клише, но этот фильм точно не оставит зрителя равнодушным. Почему? Ну давайте конкретно, и по пунктам:
1. Готова биться об заклад, что каждый смотрел какие-то фильмы с актерами, задействованными в постановке и съемках. Иначе просто не может быть - это мировые звезды. И здесь же замечу, что отыграли они потрясающе. Переживающая вторую молодость Маркиза в исполнении Фанни Ардан (Прекрасная эпоха, Париж, я люблю тебя), задумавший аферу всей своей жизни мистер Краш в исполнении Микки Рурка (Город грехов, Рестлер), и конечно, близко знакомый широкому отечественному зрителю Саша Петров - в персонажей хочется верить, игра убеждает.
2. Невероятно эксцентричный юмор. Финальный момент с собачкой Маркизы заставил меня впервые за некоторое долгое время вернуться в тот мир, где не приходилось оценивать каждое свое слово в голове 3.5 миллиона раз перед тем, как его озвучить, где режиссер, сценарист и продюсерская группа уже находятся на том уровне творчества, когда им позволено идти против main stream'а (дословно - основного потока), и за ними хочется идти мне, как зрителю.
3. Очевидный запрос на ностальгию по нулевым. Я сейчас по работе общаюсь с людьми абсолютно разными - разного достатка, пола и возраста, и все в один голос заочно друг с другом соглашаются, что ранние нулевые - время расцвета творчества, бизнеса, страны и их самих. Неудивительно, что некоторая доля ностальгии присутствует, верно? Угадать такие тенденции способен не каждый продюсер.
Остальное - вкусовщина, но фильм точно заслуживает того, чтобы на него сходить. Тем более давайте будем честными - какой у нас выбор?
Особенно для дерзкого, молодого душой зрителя, который пока не готов в медвежьем стиле пролежать всю зиму на диване, выбираясь только на работу, корпоратив, и когда дети заставят - на семейную историю в кинотеатр со всеми своими отпрысками.
Честно, до просмотра фильма мое предыдущее предложение показалось бы мне смелым. Но посмотрев этот фильм я поняла, что нам всем пора пересмотреть то, во что мы превратились.
Итого, я считаю, что жесткий юмор на больших экранах все еще МОЖЕТ и ДОЛЖЕН присутствовать.
Спасибо легенде, что помог мне снять розовые очки современного общества и вернуться к здравому смыслу.
23 ноября 2023
Вновь я убеждаюсь, что критикам нельзя верить, не так уж это и плохо. Наверное, резонанс на Венецианском кинофестивале был вызван не столько реакцией на фильм, сколько на то, кем этот фильм сделан, ведь фигуру Романа Полански в последнее время на больших мероприятиях не жалуют.
Что же касается самого «Дворца», это явно не худший фильм, но могло ли быть лучше? С этими персонажами и заявленными условиями роскошного отеля в преддверии праздника по-моему создатели выжали на максимум, хоть, как и верно подмечено, это 'акт чистейшего хулиганства', которое режиссёр смог себе позволить.
Могло ли быть смешнее? Конечно, тут все субъективно, в меня не всегда попадали шутки, и то чаще меня пробивал абсурд, происходящий на экране, но кто-то и у нас в зале смеялся с многих представленных эпизодов и ситуаций.
Да, фильм не идеальный, да, это явно не лучшая работа Романа Полански, но у картины есть своя атмосфера, у него есть свои привлекательные стороны и он явно лучше, чем о нём говорили. Пёстрый актёрский ансамбль, хорошо подобранная музыка и качественная операторская работа сильно помогают, финальный праздник снят красиво, красочно, да и на протяжении всего просмотра ощущается огромный масштаб представленного отеля.
Роману Полански удалось в небольшой хронометраж вместить множество событий и представить всех персонажей, дав им время для знакомства с зрителем. Они приехали в отель, устав за год, а тут ещё и приближающийся 2000 год грозит стать концом света. У богачей свои причуды и свои проблемы, которые вынужден решать Хансуэли (Оливер Мазуччи) - управляющий отелем. И конечно, он становится здесь самым приятным персонажем, да и в принципе вся тусовка богачей мне приглянулась куда меньше работы персонала и решения проблем, накапливающихся как снежный ком.
К слову, Александр Петров тут просто нормальный, я к нему и так спокойно отношусь, а тут он хорошо вписался в разношерстные типажи местных миллиардеров
По итогу получается необычный праздничный ансамбль от известного режиссёра, дарящий ощущение праздничного сумбура и погружающий в свою атмосферу.
6,5 из 10
23 ноября 2023
23-ий фильм в карьере 90-летнего режиссера Романа Полански напоминает что-то среднее между «Треугольником Печали» Рубена Эстлунда и «Отелем «Гранд Будапешт»» Уэса Андерсона, где управляющий гостиницей (Оливер Мазуччи) с трудом поспевает угождать придирчивым гостям, требующим от него прыгнуть выше головы и порой выполнить абсолютно уму непостижимые запросы и непременно в самый короткий срок накануне Нового 2000 года.
Британский актер Джон Клиз («Рыбка по имени Ванда»), один из создателей и участников комедийной группы «Монти Пайтон» сыграл престарелого миллиардера, недавно женившегося на совсем юной пышнотелой девушке. Французская актриса, муза и любимая женщина французского кинорежиссера Франсуа Трюффо Фанни Ардан («8 женщин») в роли Маркизы, ни на секунду не выпускающей бокала шампанского из рук и хлопочущей над маленькой собачкой, которая никак не может сходить в туалет. Португальский актер Жоаким Ди Алмейда («Отчаянный») сыграл пластического хирурга, приложившего руку к лицам и телам практически всех гостей гостиницы. А американский актер Микки Рурк («Рестлер»), так редко радующий зрителя появлением на большом экране в роли афериста, который не мытьем, так катаньем пробивает себе дорогу в мир миллионеров. Помимо Александра Петрова («Лед», «Текст»), прибывшего в гостиницу с чемоданами денег в фильме снялось более десяти русскоговорящих актеров, которые числятся в титрах как «русский гость», «русская девушка» или «русский охранник», что ничуть не умаляет их краткое, но запоминающееся и даже освежающее появление на экране среди пожилых удушающих своим богатством и гонором европейцев.
Дочь Романа Полански и актрисы Эмманюэль Сенье Моргана Полански достойна отдельного упоминания. Она настолько выразительно исполнила роль харизматичной и дерзкой горничной Зулы, что невольно задаешься вопросом почему зритель так редко видит ее на экране.
Полански не спешит и дает полностью раскрыться каждому гостю фешенебельной гостиницы в швейцарских Альпах. Повествование, как и колкий юмор сбавляет обороты к середине фильма, заставляя зрителя с нетерпением ожидать чего-то более дерзкого и шокирующего в финале, но Полански завершает «Дворец» на позитивной и безмятежной ноте, нежно убаюкивая уставших от празднества опьяневших гостей и зрителей.
Полански собрал настоящих мастеров своего дела для работы над фильмом. Сценарий был написан совместно с польским кинорежиссером Ежи Сколимовским («Иа»). Их предыдущая коллаборация состоялась более 60-ти лет назад на фильме «Нож в воде», который принес им номинацию на премию «Оскар».
Оператором выступил Павел Эдельман, известный своей работой на фильмах польского кинорежиссера, классика европейского авторского кино Анджея Вайды. С Полански Эдельман успел поработать на восьми фильмах, в их числе «Пианист», «Оливер Твист» и «Резня». Эдельман создал безупречную картинку хаоса и торжества, уделив достаточно внимания мелким, но немаловажным деталям, которые добавили юмора в повествование.
Оскароносный французский композитор Александр Деспла, написавший музыку к более 100 фильмам, уже в шестой раз работающий с Романом Полански, создал чарующую и одновременно игривую атмосферу фильма.
Премьера «Дворца» состоялась на Венецианском кинофестивале в этом году, вызвав широкий резонанс общественности и недовольство работой организаторов, допустивших к фестивалю обвиняемого в изнасилованиях опального режиссера. Президент фестиваля Альберто Барбера, вступился за Полански, призвав дифференцировать личную жизнь режиссера от его творчества. Все же критики успели назвать «Дворец» худшим фильмом в карьере режиссера, хотя кажется, что их резкая необоснованная реакция была вовсе не на фильм, а на противоречивую фигуру Полански.
«Дворец» – превосходный фильм для создания новогоднего настроения, который позволит зрителю поностальгировать по не столь далекому прошлому, вспомнить новогоднее обращение президента Бориса Ельцина и погрузиться в безумную суету, творящуюся накануне главного праздника года.
23 ноября 2023