| Рейтинг фильма | |
IMDb
|
6.7 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Shayda |
| год: | 2023 |
| страна: |
Австралия
|
| режиссер: | Noora Niasari |
| сценарий: | Noora Niasari |
| продюсеры: | Коко Франчини, Lois Scott, Anwyn Watkins, Марк Вудс, Ниведита Кулкарни, Noora Niasari, Винсент Шиэн, Кейт Бланшетт, Laura Faulkner, Кэйтлин Голд, Tom Grievson, Naomi Mcdougall Jones, Линдсэй Ланцилотта, Эндрю Аптон, Keiran Watson Bonnice |
| видеооператор: | Sherwin Akbarzadeh |
| художники: | Josephine Wagstaff, Мэнди Биалек-Уэстер, Зои Кастеллано |
| монтаж: | Elika Rezaee |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в США:
|
$61 694 |
Мировые сборы:
|
$311 801 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
19 января 2023 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 57 мин |
Снимая очередное кино о проблеме семейного насилия, особенно помноженное на религиозный консерватизм, очень важно не скатиться в плакатный манифест и не превратить фильм в грубый расистский фарс, как в случае с «Только вместе с дочерью» (см. выше). К счастью, Нура Ниасари, вложившая в фильм «Шайда» собственные детские воспоминания, пытается рассказать личную и очень человечную историю, акцентируя зрительское внимание на портрете главной героини и ее переживаниях.
История разворачивается в Австралии середины 90-х, где оказалась молодая женщина из Ирана по имени Шайда, сбежавшая вместе с маленькой дочерью Моной от мужа, консерватора и деспота. Будучи вынужденной обитать в женском кризисном центре, Шайда до смерти боится, что супруг отберет у нее девочку, поскольку даже здесь, вдали от дома, она ощущает на себе груз религиозного фундаментализма, витающий в представителях исламского населения, многие из которых поддерживают сторону ее супруга.
Картина Ниасари по своей драматургии большим откровением не станет — история Шайды довольно простая и подчас даже безыскусная. Но это кино являет собой пример режиссерского изящества и мастерски воссозданного нервного напряжения, в котором пребывает героиня. Играющая ее звезда фестивального хита «Убийца «Священный паук» Зара Амир Эбрахими каждую экранную минуту доказывает, что приз в Каннах ей когда-то вручили не зря. Это не какая-то клишированная жертва, это глубоко несчастная, затравленная, но в то же время очень сильная женщина, на лице которой из-за горя и переживаний, кажется, остались только глаза. В образе Шайды сочетаются оголенный нерв, животный страх, материнская любовь, романтическая натура и тяга к свободе, помноженная на любовь к родине.
Этот аспект Нура Ниасари прорабатывает особенно тактично, подмечая культурные особенности и национальный колорит своей страны через Шайду, который многие режиссеры обычно преподносят сквозь призму исламофобии. Супруг Шайды тоже не карикатурный религиозный тиран с Востока, он изображен тихим и покладистым с виду человеком, который искренне убежден, что жена и дочь являются его собственностью и потому уверен, что все делает правильно.
Являющийся классическим воспитанником Режима, он моментально может превратиться из кроткого, примерного семьянина в деспота, для которого ребенок при разводе становится лишь разменной монетой, способом давления и унижения супруги. Сцена, в которой он спрашивает Мону «Неужели я плохой человек?» лишь подчеркивает дополнительные смыслы, которые закладывает в свою картину Ниасари: страшно не просто жить с монстром, который искренне верит, что живет по законам морали. Страшно, что вообще существуют диктаторские режимы, которые воспитывают такое мышление и объявляют преступлением простое человеческое желание — быть свободным.
7 марта 2025