Рейтинг фильма | |
![]() |
8.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Северный морской путь, или Русская дорога в океане |
год: | 2023 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Екатерина Старовойтова |
сценарий: | Екатерина Старовойтова |
продюсер: | Антон Мельник |
видеооператор: | Дмитрий Павлов |
жанр: | документальный |
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
6+ |
![]() |
1 ч 4 мин |
Если говорить о документальных фильмах про ледокольный флот и северный морской путь в целом, то для меня отправной точкой является док «Арктика. Мы здесь» (2010), который вышел всего на 13 лет раньше, но такое ощущение что принадлежит другой реальности.
Если взять его как точку развития именно российского северного морского пути, то диву даешься, как быстро развивается направление.
Если в 2010 году люди в отрасти программой максимум считали сохранение наследия СССР, не имея понимания, для чего оно и что с ним делать, то срез 2023 года показывает принципиально другие настроения.
Северный морской путь и ледокольный флот не просто развиваются, а получили конкретную цель к которой двигаются и очень надеюсь, что в ближайшие годы услышу новости о том, что поставленные цели достигнуты и что отрасль будет дальше расти и развиваться такими же темпами.
8 из 10
1 декабря 2024
В отличие от тематически схожего документального фильма «Великий северный путь» (2019), работа Екатерины Старовойтовой «Северный морской путь, или Русская дорога в океане» акцентирована не на историю освоения северного морского пути, а на сегодняшних реалиях и ближайших перспективах. По сути, «…Русская дорога в океане» – это часовой отчёт об уже сделанном Россией в данной сфере и рассуждение о будущем. Путь длиною от первого атомного ледокола «Ленин» в конце 1950-х до настоящих гигантских атомоходов, стоимостью в 60 миллиардов рублей и более. Краткий рассказ о том, что предпринимается сейчас государством на важном стратегическом направлении. О необходимости подобного логистического маршрута, уникальной товарной магистрали, которую контролирует исключительно Российская Федерация, особенно в период жёстких санкций, когда отечественным кораблям перекрывают привычные линии следования, не пускают в порты и всячески блокируют свободное передвижение. О новых технологиях и невиданных раньше мощностях, позволяющих осуществлять практически круглогодичную навигацию там, где это казалось в принципе невозможно. О специфике работы людей в суровых условиях. О подготовке специалистов на разные должности: от механиков до капитанов. О прогнозировании погоды в регионе, как неотъемлемой части нормального функционирования всей транспортной системы, включая незаменимую роль космических радиоспутников. О развивающемся производстве за границей полярного круга, и даже о целых плавучих цехах и заводах, которые можно перемещать по мере надобности.
Фильм Екатерины Старовойтовой почти полностью построен из фрагментов интервью с реальными людьми, работающими на крайнем Севере: членами экипажей атомоходов, стажёрами, чиновниками, руководителями отделов крупных предприятий... Сложно сказать, насколько объективно складывается такая позитивно нарисованная автором картина, но выглядит со стороны она весьма обнадёживающе; главное, чтобы продолжали, чтобы не бросили в начале или на середине пути задуманные амбициозные проекты, как это часто бывает в нашей стране. Единственное, чего в фильме зримо не хватает, – съёмок красивой, могущественной природы и активного действия «от первого лица», ибо сложно воспринимать череду монологов как полноценную документалку про освоение труднодоступных территорий, отталкиваясь прежде всего от западных аналогов, к высокому качеству которых мы успели привыкнуть. В этой связи «…Русскую дорогу в океане» можно расценивать, как своевременную презентацию, ну или тот самый видеоотчет о том, куда идут деньги налогоплательщиков. Отсюда – нейтральный цвет моего отзыва (фактически без оценки), и рекомендация уделить час своего времени тем, кого привлекает заявленная тема.
13 февраля 2024