Присцилла: Элвис и я
Priscilla
6.5
6.5
2023, мелодрама, драма, музыка
США, Великобритания, Италия, 1 ч 53 мин
18+

В ролях: Джейкоб Элорди, Кейли Спейни, Камилла Коваль, Джоржа Каденс, Джозетт Хэлперт
и другие
В сентябре 1959 года в ФРГ 14-летняя дочь военного Присцилла Болье познакомилась с проходившим там службу Элвисом Пресли. Между молодыми людьми сразу возникла симпатия и романтические отношения, но девушка боялась, что, вернувшись домой, кумир миллионов забудет о ней. Однако вскоре она получает приглашение в Грейсленд — так Присцилла становится официальной девушкой Элвиса, который, впрочем, не торопится показывать её публике и официально оформлять отношения.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Присцилла: Элвис и я

английское название:

Priscilla

год: 2023
страны:
США, Великобритания, Италия
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , , , , , , , , , , ,
видеооператор: Филипп Ле Сурд
композиторы: , ,
художники: Тамара Деверелл, Дэнни Хэберлин, Стэйси Баттат, Патриция Кучча
монтаж:
жанры: мелодрама, драма, музыка, биография
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $236 180
Сборы в США: $20 960 939
Мировые сборы: $32 938 440
Дата выхода
Мировая премьера: 4 сентября 2023 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 53 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма, музыка, биография

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Присцилла: Элвис и я», 2023

Видео: Тизер (Присцилла: Элвис и я, 2023) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Тизер
Видео: Трейлер (Присцилла: Элвис и я, 2023) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Присцилла: Элвис и я», 2023

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Присцилла: Элвис и я», 2023

Издержки величия

Какая она, жена великого артиста? Какой он, великий глазами жены?

Фильм снят от лица Присциллы. Сначала 14-летней школьницы, потом приезжающей девушки, чтобы спать со звездой в обнимку, дальше жены и матери общего ребёнка. История совместной жизни порой наивна и слепа, такой, собственно, юная девушка эту жизнь и видела. Если быть знакомым хотя бы по верхам с биографией Элвиса, можно додумывать многие фрагменты фильма. Например многочисленные измены, которых в фильме почти нет. Зритель узнаёт о неверности Элвиса одновременно с героиней, а о других фрагментах так и не узнаёт.

Присцилла не из фанаток, караулящих звезду у ворот. Она скромная, тихая, милая школьница. Совершенная противоположность всего того, что окружает Элвиса. Он — гуляка, постоянно проводящий время с друзьями и в развлечениях за пределами сцены. Его дом напоминает общественное место, где постоянно куча народу и царит веселье, только в спальне он оказывается один на один с собой.

В постели он отдыхает от внешнего мира: спит, читает, смотрит кино, встречается с своей малышкой. Девочка гармонично вписывается в атмосферу этой комнаты со своей наивностью, отзывчивостью и детскостью. Звезде не обязательны сексуальные отношения (что подозрительно для зрителя, но не для героини), ему нужно спокойствие, тепло и поддержка. Он открытым текстом ставит Присциллу перед выбором: или я, или работа, когда та порывается подработать в магазине после школы в качестве развлечения. Она скучает, пока ждёт Элвиса с нескончаемых гастролей и съёмок. Но его требование — всегда брать трубку, когда он звонит. Или так, или никак. Он для всего мира, она только для него.

В мир развлечений Элвиса Присцилла вписывается слабо — на её фигуре «тумбочке» смешно выглядят платья в пол, они явно ей не по размеру. На вечеринках она чаще выглядит лишней и ожидающей минуты, когда же они окажутся наедине. После нескольких счастливых совместных вылазок, Элвис перестаёт брать её с собой развлекаться. В какой-то момент он совсем идёт отдыхать не в постель к Присцилле, а, наоборот, к друзьям.

Пресли ярко выраженный холерик, уверенный в своей правоте и нескрывающий своих желаний и чувств. Он умеет взрываться в эмоциях, кричать, швырять и остывать через 5 минут. Внутреннее величие и уверенность в превосходстве дают ему право на такие жёсткие и истеричные проявления. Присцилла любит, плачет и терпит.

Единственный раз, когда мы видим Пресли поющим в фильме — домашняя вечеринка в самом начале. Складывается ощущение, что Присцилла не посещала концертов звезды. Большую часть совместной жизни она провела в ожидании, скучании, томлении. Сначала юная девочка ждёт звонка или письма от Элвиса в отчем доме в Германии. Затем Присцилла ждёт Пресли в его доме со съёмок. Вместо учёбы, она тратит время на хождение по комнатам, заглядывание в окна и мысли о нём. Потом ждёт интимной близости. Опять с гастролей. С вечеринок. И так по кругу.

С появлением ребёнка Присцилла будто взрослеет и выкарабкивается из зависимости от Элвиса. Начинает заниматься собой. Возвращает натуральный цвет волос и укладку, которые нравятся в первую очередь ей. Перестаёт делать макияж, который придумал для неё возлюбленный. Занимается борьбой — совершенно неожиданные кадры. Ещё до официального развода такими небольшими шагами Присцилла уходит от тирана и из-под его влияния. Она свободна.

А вот Элвис нет. Фильм отсылает к его сильной зависимости от лекарств (отчасти наркотиков). Процесс бодрствования в нём запускает таблетка, отправляет в сон тоже таблетка. Рецепт врачей Пресли ставит превыше всего, и умирает в 42 года.

Сегодня бы отношения Элвиса и Присциллы психологи описывали через определение 'абьюз', а сам фильм назвали бы отличной инструкцией о том, как выйти из подобных отношений и проработать травму. Возможно, написанная Присциллой книга 'Элвис и я' и была частью избавления от травмирующего опыта.

15 марта 2024

Он и Присцилла

Художественный фильм режиссёра Софии Копполы о Присцилле Пресли с Кэйли Спэни и Джейкобом Элорди в главных ролях. Новинка основана по мотивам книги Присциллы Пресли.

Ещё когда на роль Элвиса Пресли только утвердили Джейкоба Элорди – я уже была разочарована. Какой с него Пресли? Вы что, смеётесь? Не потянет, видно же. Он ещё очень молод творчески: за плечами лишь фильм «Будка поцелуев», да сериал «Эйфория». Образ уже привязался и разрушить его будет очень сложно.

В фильме я увидела чистого Нейта Джейкобса, который перекочевал из «Эйфории» в фильм с Элвисом. Элорди даже не пытался как-то изменить персонажа, играть по-другому, 'быть' Элвисом и прочее. Это тупо Нейт. Тупо перенесённый образ. Он такой же красавчик бунтарь, хулиган, который говорит девушкам что носить и как краситься...

Сам фильм от лица Присциллы Пресли, поэтому в новинке мы видим обратную сторону медали. То, каким она видела Элвиса, как разворачивались их отношения, все тонкости, и то, какой был Пресли с ней. Таким нам его ещё не показывали и эта сторона мне не понравилась.

Очень слабый фильм, который не смог меня разочаровать, ведь это уже сделали до – тем, что выбрали Элорди на такую шикарную роль. К просмотру его не советую.

Если хотите посмотреть потрясающую биографию об Элвисе Пресли, то я очень советую фильм «Элвис» с Остином Батлером в главной роли. Это просто нечто.

4 из 10

7 марта 2024

Personal Jesus

Очень удивляет отношение многих людей к этому фильму и к участию самой Присциллы в его создании. С её же подачи её саму показали пустой глупой куклой, чья жизнь целиком и полностью зависела от одного человека? Элвис был для нее идолом, королем, Богом?.. Получается, что сама Присцилла соглашается с этим?

Да! и, как по мне, это очень правдиво и самокритично. Не так много людей готовы сознаться самим себе в том, что их собственной жизни не существует, есть только жизнь другого человека, ради которого они живут. Зато как много существует юных девушек, попавших или, которым только предстоит попасть, в похожую ситуацию. Просто о них вы никогда не узнаете, ведь им не посчастливилось стать женами короля рок-н-ролла.

С одной стороны кажется, что это фильм про золотой билет в золотую клетку. Но так ли это на самом деле? Посчастливилось ли Присцилле выиграть этот шанс? Была ли она счастлива? Сколько таких девушек было, есть и будет? А сколько из них находят силы в себе расстаться с такой жизнью? Кардинально что-то поменять? Люди не готовы поменять работу, сидя на одном месте по 30 лет, а кто-то готов сдать свой золотой билет в жизнь, шанс, выпадающий один на миллион.

На самом деле этот фильм о взрослении. Причем, о взрослении именно личности. Приятно видеть, как молодая, покладистая девушка, терпит многое (от части, конечно, терпит из-за уникальности этой возможности, но все же терпит), но не кладет в итоге свою жизнь на алтарь другого человека, а превращается во взрослую женщину: учится любить и ценить себя, ставить свою жизнь и свой комфорт выше чьего-либо еще.

Что это, если не современная ода женщинам, их самостоятельности и независимости? Не все живут с осознанием, что каждый из нас уникальная Личность, не нуждающаяся ни в чьей опеке, но каждый может к этому прийти, как пришла Присцилла.

25 февраля 2024

Картонный Король и его жёнушка

«Я выгляжу глупо в этом наряде. Что ты думаешь?»

Очередной биографический фильм, посвященный жене великого человека. Не первый, достаточно вспомнить хотя бы «Когда любви недостаточно» о Лоис Уилсон, спутнице жизни создателя «Анонимных Алкоголиков» Билла Уилсона с блистательной игрой Вайноны Райдер. Да и здесь вроде бы все располагало к чему-то достойному, в режиссерском кресле - София наша, понимаешь, Фрэнсисовна Коппола («Трудности перевода»), сама Присцилла Пресли - соавтор сценария и один из продюсеров. Правда, каст не включает особо громких имен, но иногда это даже преимущество.

Действие фильма начинается с знакомства главных героев на американской военной базе в Германии, где Элвис (Джейкоб Элорди) тянул лямку срочной службы, уже будучи в звездном статусе. Элвис встречает Присциллу (Кейли Спейни), которой на момент знакомства всего 14 лет, к чему Элвис в фильме относится очень трепетно - никакого сeкса до совершеннолетия и свадьбы. Родители Присциллы (Эри Коэн и Дагмара Доминчик) поначалу относятся к тому, что происходит между их дочерью и королем рок-н-ролла, весьма скептически: «Может, стоит его забыть? Знаю, тяжело, но наверняка уже с женщинами своего возраста». Но Элвис, прямо-таки как смиренный христианин, заявляет отцу Присциллы: «Я люблю вашу дочь и уверяю, что мои намерения благочестивы». Ути-пути, прям благолепие смиренного прихожанина. Кстати, согласно официальной биографии, первые встречи влюбленных проходили под надзором двух унтер-офицеров, дабы чего не вышло.

Пара возвращается в Штаты, Присцилла поселяется в знаменитом поместье «Грейсленд». И тут начинается достаточно унылое изложение событий: вот Элвис поехал на гастроли, вот Присцилла типа ревнует, вот они таблы употребляют. Ага, вот у Элвиса типа приступ гнева, выражается в том, что он стулом кидается в стену, потом неубедительно извиняется. Вот Присцилла «переживает», как он там, Элвисушко, в Голливуде-то, родимец? И что за Анн-Маргрет*? Но какая-то вялая ревность получается, никакого аффекта, ну, пишут в газетах, он сказал, что ничего не было, значит, не было.

Вообще персонажи проявляют на удивление тухлые эмоции:

- Я ухожу

- Уходи. Или не уходи.

- Хорошо, не уйду.

Тут, конечно, надо сказать об актерах. Оказывается, Джейкоб Элорди слышал про Элвиса один раз в жизни в. .. мультике «Лило и Стич». Чтобы соответствовать образу, он. .. думаете, пел? Танцевал? Слушал песни Элвиса. А вот и нет, всего лишь съедал по полтора кило бекона в день. Но, во-первых, Король кушал-то поболее, а, во-вторых, ну не в беконе тут дело. В исполнении Элорди Элвис из простого рабочего парня превращается в рефлексирующего интеллигента, даже увлекающегося эзотерикой, йогой и духовными практиками. Для соответствия образу многие актеры идут на существенные изменения (вспомним хотя бы Макконахи), нет, Элорди выше этого. То есть его Элвис времен возвращения на сцену в семидесятых - такой же стройный красавчик, как и был. А ведь вспомним, какой обрюзгшей тушей предстал Элвис перед публикой во времена своего камбэка.

Кейли Спейни в роли Присциллы на протяжении всего фильма практически отыгрывает один и тот же образ забитой мышки из консервативной семьи, случайно попавшей в бурлящий мир шоу-бизнеса. Да и бурление это показано так себе. Ну, устраивают ребята вполне себе чинные барбекю, да, соратники Элвиса громко ржут, пожалуй, и все. Из образа Спейни так и не выходит, поэтому непонятно, как такая женщина смогла решиться на сильный, в общем-то, поступок - покинуть самого Короля. А ведь какие блестящие образы жен и подруг создавали другие актрисы - про Вайнону Райдер я уже сказал, или Риз Уизерспун («Оскар» за лучшую женскую роль) в роли Джун Картер Кэш в «Переступить черту».

Кстати, в фильме не звучит ни одной песни Элвиса. Думаете, режиссерская находка? Как бы не так! Просто Коппола не смогла добиться у Elvis Presley Company разрешения на использование песен. Видимо, ребята поняли, чем дело пахнет.

Так что не готов категорически рекомендовать этот фильм, ну если только вы не горячий поклонник Элвиса и всё, что с ним связано, интересует вас a priori.

* Энн-Маргрет Олссон, шведская актриса, партнерша Элвиса по фильму Viva Las Vegas (1964), с которой у короля рок-н-ролла на съёмках случился бурный роман

24 февраля 2024

I can't help Falling in love with you

Перед просмотром я специально не изучал вопрос о биографии Элвиса и Присциллы, передо мной оказались два совершенно незнакомых человека, которые предложили свою историю. Точнее сказать, это сделала София Коппола, которую я ценю за её блестящий фильм «Роковое искушение».

В экспозиции не видно особенно авторской режиссуры. Начинается все, как понятно-предсказуемый биографический фильм, такой примитивный нетфликс-муви. Но по ходу дела обнаруживается в чем кроется взгляд Софии. Она не бьет в лоб нравоучительными заявлениями, не расставляет однозначных ролей, что тут герои ошибаются, а тут они молодцы. Все прозрачно, тонко и незаметно. Режиссер, очевидно имела возможность поговорить с живой Присциллой и расспросить, как все было. В этом и достоинство. В другом похожем фильме, например у Тарантино несчастная жена уже давно бы прострелила мужу голову из дробовика, у Ханеке она задушила бы его подушкой во сне, у Озона ушла бы к девушке, у Триера они оба сошли бы с ума, и голые бегали бы по улице. Я как более взрослый и опытный человек, чем Присцилла в свои 16 лет, догадался через 5 минут после начала картины, к чему её может привести роман с импульсивным нарциссом-тираном, который вечно устраивает эмоциональные качели, лжет, пропадает и газлайтит. Я словно сам превратился в юную красотку Циллу, и мне как железом по стеклу были все эти выходки Элвиса. Но при этом героиня вызывала то восхищение, просто за то, что любит, как есть, то жалость и сострадание, что не может за себя постоять.

Голос и взгляд режиссера тут очевиден – мы не вправе резко критиковать эту пару, они жили давно, при немного других социальных порядках, да, женщина в таком положении была более зависима, но отсюда не значит слаба. В остальном эта картина - классический качественный байопик, без нагромождения авторских экспериментов, позволяющий сосредоточиться на внутреннем мире главной героини. Актрисе Кейли Спейни большой поклон, она умница и сильный талант. Как и Джейкоб Элорди. Всем создателям спасибо за трогательную историю любви.

10 февраля 2024

«Присцилла» - фильм Софии Копполы, отмеченный актёрской наградой в Венеции-2023, а также одной номинацией на Золотой глобус.

Начать следует с того, что это не плохо и не ужасно, есть фильмы гораздо хуже. Более того, в «Присцилле» есть и определённые достижения. Например, узнаваемый спокойный и сдержанный стиль Копполы. Детальная, с любовью сделанная визуализация эпохи. Работа с костюмами – исключительно потрясающая. К визуальному стилю вообще вопросов нет. Содержание тоже само по себе небезнадёжно. В картине есть ряд качественно исполненных сцен, упомянутых ниже.

Но вопросов к «Присцилле» гораздо, гораздо больше. Это не ранжирование, вопросы предложены в порядке их возникновения по мере просмотра.

Так и не становится ясно, кто же такая эта Присцилла. Зритель ожидает от фильма взгляд именно Присциллы на историю. Как раз взгляда не получает. Как и предыстории или каких-либо внятных фактов биографии. А главное – практически никаких человеческих качеств. Отсюда вопрос. Что же такого жюри Венеции-2023 разглядели в игре Кейли Спейни, что вручили ей целую «лучшую женскую роль»? То, что эта 25-летняя тётенька с отёкшими ногами насколько это возможно похожа на ребёнка (на момент начала фильма Присцилле 14 лет)? И всё? Этого мало. Например, сбивает с толку сцена, где Элвис и Присцилла впервые уединяются. Вот девочка перед зеркалом, выглядит скромно, неуверенно, согласно возрасту. Но в следующих кадрах ложится к Элвису так пошло, так не по-детски, что диву даёшься. Может быть, для экранизации «Лолиты» - неплохо. В данном случае следовало бы сыграть поскромнее. И это ощущение возникает при просмотре не раз. Точно ли венецианское жюри наградило ту? Кстати, представители главных американских премий в Кейли Спейни ничего выдающегося не разглядели.

Околонулевой эмоциональный окрас картины. Сюда же странная расстановка приоритетов. Вся лента будто исполнена на одной ноте – ни взлётов, ни падений; почти нет эпизодов, способных вызвать у зрителей хоть капельку эмоций. Наравне со сценами, демонстрирующими построение отношений между героями, абьюз, ссоры, создатели могут пять минут показывать, как Присцилла играет с пёсиком. Или пять минут как покупается билет и пакуются чемоданы. Подобной перегрузкой авторы «Присциллы» обесценивают поднимаемые серьёзные темы.

Касательно серьёзных тем. Двумя абзацами выше, в принципе, всё изложено. Из фильма неясно, что именно пытаются сказать создатели. А местами это играет вообще обратную роль! Вполне легко поверить, что Присцилла и Элвис – дисфункциональная семья, вне всякого сомнения, имеет место абьюз. Более того, по-отдельности сцены проявления оного сделаны очень даже хорошо. Представим же ситуацию, когда зритель вообще не знает о том, кто же такие Присцилла и Элвис. Что он видит во второй половине фильма? Элвис впахивает как проклятый, а Присцилла на позиции жены пилит ему мозг, то тот не так посмотрел, то не так подышал, то слишком крепко обнял коллегу. Понятно, что дело обстоит по-другому. Так вы покажите это (не десять секунд ближе к концовке!), а не заставляйте зрителя читать Википедию!

Следующий вопрос – опять же вопрос зрительского восприятия на основе содержания картины. Плюс концовка. У зрителя, незнакомого с историей, возникает вопрос: «Если всё так плохо, Присциллочка, почему ты не уходишь от злобного Элвиса-абьюзера? Нравится жить на его деньги? Любишь богемную жизнь?». Ровно поэтому же и удивляет концовка. Кроме того. А какую роль в жизни Присциллы занимает дочь (опять же, смотрим на концовку)? Но на все эти вопросы фильм не даёт ответы.

Неясно, что не так с 2023 годом, но это год экранизаций Википедии. Преимущественно невыносимых при просмотре. «Присцилла» же скорее экранизация фрагментов Википедии. Немедленно, конечно, вспоминается «Элвис» База Лурмана. То было настоящее авторское кино, со своим стилем, своими мыслями. Не попытка экранизации известной энциклопедии, в которую скатывается творчество так-то очень талантливой и упорной Софии Копполы.

Раз вспомнили. Отдельным минусом следует выделить предлагаемое нечто в роли Элвиса. Зовётся Джейкобом Элорди. Удивительно «провинциальное» лицо плюс схожесть, прошу прощения, с транссексуалом. Если Присцилла – пустышка, то Элвис Элорди – просто карикатура. Разъяснять, почему Элорди плох в роли Элвиса – это словно расписывать, почему Деревянко плох в роли Наполеона I. Понятное дело, все артисты внешне не «оригиналы». Но. Вспоминаем опять лурмановского «Элвиса». Остин Батлер также внешне, скажем честно, не Элвис. Однако актёр провёл колоссальную работу, идеально вжился в роль, и ни у кого не возникало сомнений, что на экране – сам Элвис. То была (по мнению автора рецензии – лучшая) одна из лучших мужских ролей 2022 года. И вот зрителю предлагается «подарок» в виде Джейкоба Элорди.

«Присцилла» - не самое плохое кино в истории. Провал – абсолютно точно. Остаётся надеяться, что последний провал в карьере Софии Копполы.

4,5 из 10

9 февраля 2024

Трудности перевода

Мемуары Присциллы Вагнер я не читал. Но держал в руках аналоги. Они в точности повторяют одну и ту же незатейливую формулу: он носил меня на руках, а потом превратился в козла. Под этот узор аккуратно подложена основа: я отдала ему все лучшие годы, а он оказался неблагодарным. Возможно, супруга Пресли талантливо избежала этой кальки. Но, судя по фабуле фильма, это все же маловероятно.

Поразительно, что автор мемуаров выступила еще и продюсером фильма. А в качестве режиссера выбрали Софию Коппола, которая девичьи страсти умеет гасить прозрачной меланхолией. Все тихо, спокойно, никаких истерик, легкая грусть и невидимые миру слезы. Абьюзер и жертва тихо, медленно, но неотвратимо идут к взаимозависимости и привязанности, а потом, столь же неизбежно и вяло бредут к разрыву. И все это негромко и вполголоса. Да, женская судьба печальна. Чаще всего девушка не выбирает, а становится объектом выбора. Это несправедливо, но ничего не поделать. София Коппола. Ее фирменный стиль.

Конечно, рассказ громкой « звездной » истории вполголоса и полушепотом сильно облагораживает фабулу. Она лишается налета вульгарности и гламура. Но, учитывая, что картина все же остается под контролем продюсера, не набирает достаточной степени откровенности. Что становится причиной редких вспышек буйности у звезды эстрады? Таблетки? Усталость? Звездная пыль вокруг? Здесь Коппола прибегает к выворачиванию наизнанку гендерного стереотипа. В мужском мире принято относить резкие перемены настроения, капризность, взбалмошность за счет особенностей женской физиологии. В фильме у Копполы точно так же выглядит мужчина. Только мужские перемены настроения опаснее. Если женщина из чего-угодно может соорудить шляпку, салатик и скандал, то мужчина на ровном месте способен и стулом запустить. И не факт, что промахнулся он намеренно, а не случайно.

Вот эту разницу мужского – женского взгляда на мир Коппола пестует в каждой картине. Без обид и рыданий. Два мира не могут друг без друга, но и совместное существование катается, как шарик, от эйфории к невыносимости. В «Присцилле» Копполе эту задачу было решать гораздо сложнее. Все же, герои имеют вполне определенные имена. Больше того, главная героиня жива и здорова. И даже продюсирует картину по собственной книге. Естественно, в такой мизансцене условия недомоловок и недоговоренностей неизбежны. Сняв налет сенсации, под ним зрители обнаруживают только базовый конфликт мужского – женского без персонификации и деталей.

Коппола спасает ситуацию, предельно детализируя время. Платья, мебель, машины, телехроника, всякого рода статуэтки, календарики, сервизы, альбомы - в фильме они замещают детали отношений. Картина становится еще более дамской, удовлетворяя интерес к тому, что носили, что покупали, в чем жили. Все сделано не просто тщательно – любовно. А что еще остается, если персонификация почти сведена к нулю. Песен Пресли в картине почти нет – так, отдельные фрагменты. То тайное супружеское, что и должно оставаться закрытым от посторонних, от глаз так и скрыто. Женщина, конечно, может стать самостоятельной. Для этого нужно только оторваться от своего абьюзера. Правда, он все равно не оставит свою жертву. В конце концов, в книге он – один из главных героев. И в фильме без него не обойтись. Хоть из-за него и приходится недоговаривать о главном. Перевод с мужского на женский опять оказался несовершенным. Да и обратный перевод крайне труден. Хотя и не невозможен.

5 февраля 2024

Быть женщиной Элвиса и прийти к себе

Считается, что София Коппола - женский режиссер. Она ставит своим фокусом раскрытие переживаний женщины, ее ощущений, ее чувств в более обыденном контексте (картина «Девственницы-самоубийцы») или в соприкосновении со значимыми личностями или вехами истории (картины «Мария-Антуанетта» и «Присцилла: Элвис и я»).

Мне показалось, что картина достаточно безмолвна - диалоги присутствуют, большая часть фоновая, но есть несколько ярких эпизодов, которые знаменуют новый этап в отношениях Элвиса и Присциллы. Вообще вся картина - об их отношениях - и здесь не столько важны Элвис и Присцилла как личности, проявленные в обществе, сколько их динамика, чувствование и желание друг друга, проявление друг к другу. Интересно наблюдать за поступательным расцветанием и раскрытием Присциллы рядом с Элвисом, как он способствовал ее росту и пониманию себя как женщины, своей сути. С ним она узнала и проявила свою дерзкую часть, азартную сторону, стала способна на риски и на манипуляцию, но осталась при этом короткой и спокойной. Она узнала, что значит для нее быть матерью, как быть женой, как быть спутницей легендарного артиста. И с каждым годом Присцилла все больше хотела своей свободы - пусть тихо и несмело, но она стремилась к самой себе, без приписанной мужчиной роли и ярлыка.

Мне не удается уловить морального или философского посыла в этом кино - оно чарует своей простотой, стремлением передать ощущения и чувства женщины, прохождение своего становления и освобождения. Для меня этот фильм словно скважина в чужое индивидуальное переживание, особенно увлекательное своей нетривиальностью - далеко не каждая девушка сможет испытать отношения и жизнь рядом с личностями как Элвис.

Фильм призвал меня обратиться, что называется, к простому женскому - и почувствовать историю Присциллы сквозь свой женский опыт, понять ее и себя. Картина не станет, на мой взгляд, чем-то, что сформирует мировоззрение или заставит задуматься над смыслами, но скорее подтолкнет обратиться к своему дикому и человеческому одновременно, к ощущению - что значит становиться женщиной без условностей, статусов и ярлыков, как пройти путь от зависимой девочки до истинной себя.

3 февраля 2024

Зависимость

Если, собираясь на новый фильм Софии Копполы, вы хотите узнать что-то из биографии Короля рок-н-ролла - право, не тратьте время. Посмотрите лучше недавний байопик от Лурмана. Там и Элвис больше похож сам на себя, и события сюжета склоняются к общепринятой версии, и песен Пресли много. В 'Присцилле' же их нет ни одной - как будто для того, чтобы подчеркнуть отстраненность героини от сценической жизни певца. Или чтобы, забыв о гениальности Элвиса, мы сосредоточились на том, каким монстром он был в личной жизни.

Сдается мне, что здесь автор мемуаров, собственно Присцилла, отчасти лукавит. Итогом - история маленькой и глупенькой птички, волею случая оказавшейся в золотой клетке и далее на протяжении полутора десятилетий не знающей, как оттуда выбраться (судя по сценарию, прогоняли из клетки её неоднократно, но она каким-то чудом задерживалась в неволе каждый раз). Те, кто подробно знает жизнеописание Элвиса, уже в этом камерном повествовании найдут массу несоответствий реальным фактам, и подтвержденным документально, и запечатленным папарацци... но, собственно, картина не о том, это частный взгляд жены Короля на прошлое, за давностью лет обросший мифами и поданный так, как выгодно ей.

К счастью, 'Присциллу' можно рассматривать не только и не столько как биографию семьи Пресли (в самом деле, от настоящего Элвиса в фильме нет почти ничего - и музыкальное творчество осталось за бортом, и внешне Джейкоб Элорди похож на короля рок-н-ролла весьма относительно и только в некоторых ракурсах), но и как весьма успешную антологию любви как зависимости. Я бы даже сказала - наркозависимости, в прямом и переносном смысле, - ибо подсевшая на таблетки своего сожителя юная Цилла даже не утруждается выяснить, что представляет собой объект её привязанности, чем он живёт, что любит, чем интересуется. И с этой точки зрения картина приобретает невиданную глубину психологического исследования.

Дело в том, что за 15 лет жизни бок-о-бок с Элвисом Присцилла не становится ни на шаг ближе к нему. Наоборот - по всей видимости, максимальная близость и высшая степень откровенности случилась у героев в одну из первых встреч, когда знаменитый певец рассказал малознакомой землячке, как скучает по недавно умершей матери, а дальше эти двое только лишь отдалялись друг от друга. Не сблизил их ни многолетний общий быт, ни рождение дочери - по крайней мере, так все выглядит в версии Присциллы Пресли, к слову говоря, продюсера данной картины.

С точки зрения жены Короля, муж относился к ней как к игрушке - сам решал, что ей носить, куда ходить и чем заниматься, а также очень удивлялся (и даже бешено злился), когда она вдруг высказывала собственное мнение. Он мог уехать на съемки или гастроли на полгода и практически не звонить - но когда звонил или приезжал, требовал полного ее присутствия и подчинения. Увидев однажды на пороге своего дома юную куколку с наивным взглядом, Элвис хотел, чтобы она не менялась - а ей, собственно, не очень-то и хотелось.

Забавно, что Присцилле даже не приходило в голову чем-то занять себя на время его отсутствия или чему-то научиться. София Коппола показывает досконально и подробно, эпизод за эпизодом, чередуя почти одинаковые сцены (только костюмы героини меняются) - вот Элвис уехал, и она бесцельно слоняется по дому, сидит на диване в позе куклы (ни разу даже книжки нет в руках! только вначале школьные учебники, по принуждению!), смотрит в одну точку. Но вот отворяются ворота Грейсленда (визги поклонниц, вспышки камер папарацци), огромный автобус с Королём и его свитой въезжает во двор - и жизнь начинается. Как по команде Присцилла начинает двигаться, смеяться, сиять - как будто у заводной игрушки кнопочку нажали! - все вокруг наполняется музыкой, весельем, и она кружится в хороводе всеобщей радости. 'Элвис покидает здание' - кнопочку нажали, свет погас, игрушку выключили, и так до следующего его появления. Присцилла настолько зависима от объекта своей любви (которого, со своей стороны, воспринимает не как человека, а как идола даже после нескольких лет брака), что без него, похоже, даже и поесть как следует не может.

Всё время просмотра меня не покидала мысль - насколько идея снять 'Присциллу' принадлежала самой Софии Копполе и насколько зрелище было профинансировано старушкой Пресли? Запечатлеть на кинопленке с августейшего дозволения молодость жены Короля так, как выгодно ей самой, а то снимают тут всякие Базы Лурманы свои музыкальные эпопеи, в которых даже совсем юная мисс Болье выглядит, как вполне себе законченная хищница, цепко держащая в своих накрашенных коготках объект поклонения миллионов.

Даже если и так, даже если зрелище было проплачено главной героиней - обстоятельное, пространное изложение событий от мисс Копполы ясно дает понять: настоящей любви со стороны женской половины там нет и не было никогда. Было поклонение, было восхищение, была зависимость девочки от кумира ее девичьих грез... позже, возможно, было использование своего положения, так сказать - но не любовь. Очень мило, что результат съемок пожилую Присциллу устроил - пишут, что она прослезилась на премьере фильма, показывающего ее не более, чем заводной куклой.

Огромным плюсом к картине - отличная актерская работа Кейли Спейни (вот кому по-настоящему удалось сыграть куклу Барби, в розовом домике и с кучей одежек), а также костюмы героев (отражающие не только смену эпох, но и настроение персонажей), антураж и теплый, авторский взгляд режиссера - в общем, все то, чем так славится младшая Коппола.

8 из 10

1 февраля 2024

Роман с мировой знаменитостью

Роман с мировой знаменитостью, или фильм Присцилла: Элвис и я

Вчера ходила на ночной сеанс в Художественный (особенно люблю его за фильмы в оригинале). Понравился ли фильм? Если быть категоричной, и выбирать между нет и да, то скорее, да.

Очень красивый фильм: невероятные костюмы, прически, локации. Приятные актеры, особенно Джейкоб Элорди (тот самый из Эйфории), глаз сложно отвести (особенно в сценах, где он в очках). В остальном же фильм “ровный”. Эмоций практически не вызывает. Я все время ждала какой-то неожиданный поворот, но так и не дождалась??.

Таблетки, алкоголь, гастроли, фанатки - все что показано о жизни Элвиса. Музыку, к сожалению, использовать в фильме не разрешили.

Лучшие машины, одежда, украшения, но постоянное заточение в особняке, слезы и бесконечные журнальные обложки с новой партнершей по фильмам Элвиса.

Примерно так показана сама Присцилла. Пару раз намек на абьюз (запущенный в нее стул Элвисом), но в целом лишь намеки. На сцене со стулом, весь зал смеялся, было нелепо.

Вроде и фильм о трансформации главной героини, но до конца тема так и не раскрыта. Сначала сложные отношения с отцом, потом с Элвисом (в большинстве он просто отсутствует и мы видим только эпизоды вспыльчивости и детального контроля). Сложные отношения с семьей Пресли. Все как-то поверхностно и обще. Потом мне показалось самым основным в этой картине - намек о необходимости “своей жизни”: моральной, интеллектуальной, материальной независимости. Даже самая большая любовь с идолом не сделает абсолютно счастливой.

Фильм был снят по книге написанной самой Присциллой. У них была разница в 10 лет, и первый раз они встретились, когда им было 14 (ей) и 24 (ему). Поженилась пара только спустя 8 лет. Кульминацией свадьбы стал танец молодых под песню Элвиса “Love me tender” (в фильме, к сожалению, так и не прозвучала ни она, ни любая другая из его песен). Брак продлился шесть лет. За это время у них родилась дочь Лиза-Мари (будущая жена Майкла Джексона и Николаса Кейджа). Отцом Элвис был отличным. Насколько я знаю, после развода Элвис и Присцилла остались в хороших отношениях. После фильма не появилось ощущения, что Элвис абьюзер, злодей, наркоман - за это спасибо.

Повторюсь, фильм очень красивый, не жалею о потраченном времени. Но и драматургического шедевра ждать не стоит.

30 января 2024

Фильм с пластилиновыми персонажами и нераскрытой историей

Посмотрела вчера фильм и впервые ощутила вполне физическую тошноту от увиденного. С первых минут фильм не то что бы захватывает внимание, но пытается привлечь его ничем не объяснённым интересом вполне взрослого Пресли к 14-летней Присцилле. Их отношения с самого начала строятся на том, что ему 'с ней интересно' (хотя во время их встреч говорит только он), а для неё он - первая любовь с ореолом талантливого, известного и необычного человека. То есть основа этого увлечения показана первоначально только с её стороны. Что в действительности ощущал он - непонятно. При этом напряжение ощущается уже в этот период романтического 'увлечения' друг другом. Ожидаешь конфликт - всё идёт как по маслу, но напряжение сохраняется.

Дальше героиня разочаровывается в Пресли, который, казалось, никогда её особо и не любил, но ни его истинное к ней отношение, ни её взросление, ни причины вполне долгой совместной жизни с ним вопреки его поведению не раскрываются.

Перед зрителем возникает вполне затянутая картина на тему современной повестки прав женщины на свободу и самоопределение, где герои показаны пластилиновыми, однобокими, без внутренних глубины и развития. В итоге конфликт понятен, исход - тоже, но зачем было смотреть (и создавать) этот фильм при таком количестве других, куда более интересных и ярких на ту же тему, остаётся загадкой.

29 января 2024

Абьюз

Перед нами история любви Присциллы и Элвиса Пресли, история их взаимоотношений с момента знакомства, когда Присцилле было 14 лет, а Пресли 24 года до момента их развода. С интересом отношусь к фильмам Софии Копполы, тем более история жизни со стороны жены известной персоны была интригующая. Посмотрев фильм могу сказать что осталось противоречивое впечатление. Начну наверное с того что мне понравилось и это вайб ушедшей эпохи 60-х годов, отличная работа костюмеров, с визуальной точки зрения картинка по цветовой гамме была такая приглушенная, что создавало атмосферу того времени.

Конечно же, весь фильм акцентирован на Присцилле, но парадокс в том что несмотря на это о ней по сути ничего неизвестно и по мере её взросления она практически так и остается загадкой, именно как личность она как-будто полностью растворяется в своем муже по сути не имея своего мнения. Посмотрев на их отношения со стороны первое что приходит на ум что это чистый абьюз, когда маленькая девочка попадает под влияние взрослого мужчины, который в душе не такой и взрослый и на протяжении периода их совместной жизни он довлеет над ней и эмоционально, и материально и иногда практически физически.

Присцилла становится игрушкой в руках своего мужа, что одевать, как краситься, что говорить, он ей манипулирует на протяжении всего брака и лишь ближе к разводу она решает выразить свое мнение. И то по мне кино обрывается на полуслове.

Из положительных моментов хотелось отметить актёрскую работу Кейли Спейни (Присцилла) ей удалось воплотить образ начиная от маленькой девочки, которая влюбилась в известного человека до женщины, которая решает уйти от мужа в никуда. За ее героиней в принципе были интересно наблюдать, но лично мне не хватило глубины её персонажа. Джейкоб Элорди, Элвис, в исполнении этого актера Пресли получился я бы сказала таким потерянным, отстранённым, в то же время желающий держать всё под контролем, в целом актёр в образе был неплох.

В общем, «Присцилла: Элвис и я» получился довольно я бы сказала неоднозначным фильмом в котором главная героиня, как будто была здесь не главной героиней, хотя фильм о ней. В целом, кино получилось наверное не для массового зрителя, а на любителя, но раз можно посмотреть.

27 января 2024

Король красных флагов или воспитание чувств. Роман поучительный (18+).

Внимание! Фильм повествует о взаимоотношениях с несовершеннолетней, чего автор рецензии НЕ поощряет и выступает резко против, о чём и рассказывает в данной рецензии.

Мне нравятся практически все фильмы Софии Копполы, даже те, которые общество считает провальными (в частность фильм с Эммой Уотсон). У неё безусловно есть свой стиль и характер. И только благодаря этому сочетанию из слезливой (наверняка) автобиографии «Элвис и я», где на обложке в сердечке изображены портреты супругов, могла вырасти драма, претендующая на художественную ценность. Для этого сошлись все звёзды: за 10 лет до этого укоренился образ томной, меланхоличной дивы Ланы Дель Рей, песни которой «на грани» - романтизируют груминг и абьюз.

Фильм оставляет тягостное впечатление, в основном из-за того, что в нём не смотря на обилие светлых тонов по сути для героини не показано практически ни одного светлого оттенка. Сначала жёсткий, подавляющий отец-военный, потом муж, периодически приглашающий покататься на эмоциональных качелях. С мучительной откровенностью Коппола показывает неуютность этих отношений. Герои встретились после долгой разлуки - но им и поговорить то не о чем, настоящую близость заменяют неловкие телодвижения. Диалоги заменяют постоянные вечеринки.

Мне показалось гротескным изображение Присциллы в ключе слабо блеющего ягнёнка сразу по нескольким причинам. Во-первых, явно отрицательная харизма Джейкоба Элорди, которая следует за ним по пятам во всех фильмах, усугубляет «маленькость» Присциллы (думается, на то и был расчёт). Но я бы на месте Элорди уже пересмотрела подход к своим персонажам. Во-вторых - ну не бывает людей, как мне кажется, которые могут быть настолько безликими.

Многие ругали столько контрастное изображение персонажей. Присцилла - белая и пушистая, а Элвис - тёмный и властный. В своём чёрном костюме он напомнил мне еще одного абьюзера, который буквально в него наряжался - мужа одной из главных героинь сериала «Большая маленькая ложь».

Здесь Элвис - взбалмошный, явно с расстройствами личности человек. Нет его творчества, только какая-то пустая оболочка - он контролирует, в чём ходит жена, что ей идёт. В его присутствии она даже не может высказать своё мнение. Даже единственная дочь Элвиса раскритиковала фильм и мать заодно - мол, не может её отец быть таким холодным манипулятором. Однако, она не жила с ним в сознательном возрасте, да еще и в другой роли. С другой стороны, даже Присцилла говорила о том, что Элвис на заре их знакомства был «нежным и заботливым» и поменялся только в районе 1972 года.

К слову, то, что шокирует в Элвисе - стремление доминировать, запрет на любые проявления Присциллы и её желание работать - вообще по сути обычный стиль поведения мужчины 50-х, по крайней мере в Америке.

Здесь нельзя не вспомнить про докфильм «Покидая Неверленд». Хоть и в итоге описываемое там официально мало кто признал, но модель поведения очень хорошо угадывается. Богатый и талантливый человек, почувствовавший вседозволенность, пользуется простыми людьми, вовлекая несовершеннолетнего в отношения, которые не могут не ослеплять. Достаточно посмотреть из какого дома она к нему переехала. Прежде всего для меня фильм - об этом.

Большой загадкой осталось только то, почему в итоге герои на постере фильма выглядят так, будто это история о величайшей любви (спойлер - нет). Это всё те же Присцилла и Элвис, смотрящие друг на друга в обрамлении сердечка, изображённого на обложке романа. А может быть - тонкий троллинг самой Копполы. В фильме его тоже предостаточно.

Всем поклонникам Софии Копполы - обязательно. Всем остальным - ну как хотите.

24 января 2024

'Дом 2' на максималках

София Коппола говорила в интервью: «Присцилла - это история обретения женщиной индивидуальности, ее освобождения в каком-то роде». Только вот показать это, ей не совсем удалось. Весь фильм не столько про Присциллу, и явно не про Элвиса, а именно про их отношения. Фильм буквально начинается с того, как она знакомиться с ним, и заканчивается, когда их пути расходятся. Будто без Элвиса, рассказывать больше нечего. Какая главная героиня была до всего этого и какой стала после, нам не покажут, про её индивидуальность мы узнаем совершенно ничего.

Миссис Пресли показана скорее, как пустышка, у неё нет личных интересов, она одевается как ей скажут. Когда она одна находится дома, то дом пустует, в нём скучно, но когда Элвис дома, то сразу начинается что-то активное и веселое. Основной интерес у посторонних людей она вызывает, потому что она девушка того самого музыканта. Сценарий совершенно никак не развивает главную героиню, зато эту работу неплохо выполняют костюмы. В самом начале Присцилла одевается скромно, но чем больше звезда рок-н-ролла завладевал ей, тем больше её костюмы становились вычурные. Продолжалось это до тех пор, пока она не стала выглядеть как бездушная кукла. Ну а после обретение психической независимости, она становится больше похожей на настоящую себя. За это художникам хочу сказать отдельное спасибо.

К сожалению, одних костюмов не достаточно. Сценарий вообще уделяет внимание каким-то мелочам. Например, нам показывают, как Элвис и главная героиня употребляют какие-то таблетки и наркотики. Ты думаешь, ну вот, это явно как-то отразится на сюжете, но нет. Также мы узнаём, что Элвис помешен на книгах про йогу, что мешает отношениям. По просьбе Присциллы завязывает с ними. В голове возникает мысль, что возможно теперь он встал на путь исправления и станет адекватным, но нет, это ни на что не влияет. Основные конфликты здесь строятся на том, что певец заводит романы и флиртует с другими девушками, а главная героиня соответственно ревнуют. И такие конфликты ожидают зрителя на протяжении всей картины.

Кто-то скажет, что фильм про то, что надо быть собой, быть индивидуальностью, быть независимым в отношениях. Соглашусь, какие-то отклики такой морали здесь присутствуют, но до конца фильм не дотягивает, он будто обрезан в конце. А что дальше было, нужно догадываться самим. Если зрителя оставили бы минут на 10-20 наедине с Присциллой и рассказали бы именно про неё, а не её зависимость от Элвиса, то были бы уже совсем другие ощущения. Но по итогу, складывается ощущение, что мы просто смотрим почти 2 часа реалити-шоу про любовь.

Откровенно говоря, я люблю следить за работами Софии Копполы, всегда стараюсь докапываться до истинного подтекста в её творчества, искать мелочи, и это первый фильм Софии, который меня разочаровал. Думал, что я что-то упустил, но почитав интервью с создательницей и рецензии на фильм, понял, что всё действительно так плохо.

21 января 2024

Сверкающая призма мечтаний и разочарований

Фильм Софии Копполы 'Priscilla' - это не просто байопик о жене Элвиса Пресли, это тонкий портрет девочки-подростка, втянутой в сверкающий вихрь, но обнаружившей, что иногда самые яркие мечты таят в себе самые мрачные тени. Кейли Спени в роли Присциллы - просто откровение, она передала всю наивность девочки из маленького городка, очарованной королем рок-н-ролла. Джейкоб Элорди изображает Элвиса не как чванливого идола, а как нежного, сложного человека, борющегося со славой и одиночеством.

Коппола избегает клише об излишествах знаменитостей, вместо этого фокусируясь на тихой интимности их вихревого романа. Элвис становится для Присциллы спасательным люком, уносящим ее из удушающего военного мира в калейдоскоп частных самолетов и роскоши Грейсленда. Фильм купается в золотом сиянии этой новой жизни, запечатлевая пьянящую притягательность роли миссис Пресли.

Но Коппола не обходит стороной и более темные подводные течения. С годами позолоченная клетка начинает казаться гнетущей. Собственные мечты и амбиции Присциллы отходят на второй план, приносясь в жертву алтарю требовательной карьеры и удушающей славы Элвиса. Фильм не погружается в мелодраму, а рисует тонкий портрет молодой женщины, постепенно осознающей пустоту жизни, прожитой в чужой тени.

'Priscilla' - это горько-сладкая симфония юношеских мечтаний и разочарований. Фильм не осуждает, а просто наблюдает за сложным танцем между амбициями, любовью и самопожертвованием. Он напоминает нам, что самые ослепительные путешествия могут привести к неожиданным результатам и что иногда величайший триумф заключается в том, чтобы найти в себе мужество гнаться за своим собственным солнцем, даже если это означает оставить королевское позади.

Это фильм, который остается в памяти надолго после титров, мерцающее свидетельство того, что погоня за мечтой - это очарование и душевная боль, и что иногда самые прекрасные истины лежат по ту сторону разочарования. Так что сходите на 'Priscilla'. Позвольте его золотому свету омыть вас, и приготовьтесь быть очарованными историей, которая осмеливается спросить: что происходит, когда сказка заканчивается и начинается реальная жизнь?

18 января 2024

Она просто хотела быть собой

Элвис Пресли по праву считается одним из наиболее популярных певцов за всю историю рок-н-ролла. Он стремительно ворвался в мир шоу-бизнеса и буквально покорил мир своим бархатным тембром голоса, уникальным стилем поведения на сцене, а также стилем одежды, который многие пытались копировать, и тем не менее дотянуться до оригинала все равно никто так и не смог. Обаяние, слава и деньги сделали из Элвиса не только музыкальную икону, но и мужчину, которого хотела буквально каждая женщина и каковым же было удивление общественности, когда стало известно, что Элвис выбрал в качестве своей второй половинки самую обычную девушку…

Главной героиней фильма выступает непосредственно Присцилла Пресли, в девичестве Больё. Она происходила из обычной благопристойной американской семьи, вела себя тактично со всеми и с плохими компаниями старалась не связываться. И вот однажды судьба сводит примерную, скромную и тихую девушку с самим Элвисом Пресли, который хоть и проходит военную службу в Западной Германии, но уже стал настоящей звездой, а его гонорары исчисляются миллионами долларов. Можно подумать, ну что такой лихой парень, как Элвис, мог найти в Присцилле, которая казалась обычной «серой мышкой», однако как раз своей невинностью она и заинтересовала певца, который решил сделать все, чтобы она стала его женой.

Конечно, для родителей Присциллы, а в особенности отца-военного, это было большим шоком, так как Элвис на много лет старше их дочери, да и в целом они не верили в то, что он искренне любит ее дочь. Тем не менее, отношения пары продолжались и вскоре они поженились. Конечно же, Присцилла полагала, что она оказалась в настоящей сказке и все ее мечты сбываются. Вскоре у пары появилась дочь, которую родители очень любили, однако если для объектива фотокамер их жизнь казалась идеальной, то в реальности все было совсем не так волшебно, как хотелось бы. И вот об этих тайных моментах жизни с Элвисом как раз и рассказывает нам фильм «Присцилла: Элвис и я».

Интересно то, что сценарий фильма основан на автобиографической книге самой Присциллы Пресли, которую она опубликовала уже после того, как Элвиса не стало. В свое время выход таких мемуаров стал сродни взрыву культурной бомбы, ведь впервые мир узнал о том, каким был Элвис Пресли в обычной жизни и как именно он относился к Присцилле, которой было совсем не просто жить под одной крышей со знаменитостью, ровни которой не было на всей планете. И вот все самые интересные и заслуживающие внимания моменты автобиографии были перенесены на экран режиссером Софией Копполой.

К чести Копполы, она постаралась быть объективной и показала нам Элвиса и Присциллу с разных сторон. Конечно, здесь необходимо учитывать то, что фильм основан на точке зрения Присциллы Пресли, однако при всем при этом история выглядит довольно честной и правдивой, за что в особой степени стоит поблагодарить именно Софию Копполу, которая не побоялась осуждения близких Элвиса Пресли и показала миру совсем иной взгляд на жизнь короля рок-н-ролла, нежели все привыкли. И как раз этим в особой степени ценен данный фильм. Мы наблюдаем за историей любви Элвиса и Присциллы с самого начала их знакомства в Германии и внимательно следим за тем, что происходило в их жизни как до, так и после свадьбы, и здесь будет буквально все – чувства, страсть, переживания, боль. Все, как и в реальности. И ничто не скроется от нашего внимания, включая друзей Пресли и приближенных, с которыми Присцилле далеко не всегда было просто.

Большим откровением для меня стала игра молодой актрисы Кэйли Спэни, которая сыграла здесь главную роль. Как мы знаем, жизнь реальной Присциллы была совсем не простой и ей пришлось пережить в браке с Элвисом немало как счастливых, так и драматичных эпизодов. И каждый такой ключевой момент Спейни удалось эмоционально и правдиво отыграть. Я считаю, что справилась она достойно и во многом благодаря ее стараниям фильм выглядит настолько честным, эмоциональным и искренним. Так что приз Венецианского кинофестиваля за главную женскую роль для Кэйли Спейни полностью оправданный. Что же касается Джейкоба Элорди, то он также не подвел и сыграл Элвиса настолько интересно и харизматично, что он него просто не оторвать взгляд. И здесь в первую очередь было важно показать героя с достоверной стороны не на сцене, а в обычной жизни, что Элорди с успехом и исполнил.

Как итог скажу, что «Присцилла: Элвис и я» является фильмом, который действительно интересно смотреть, ведь он рассказывает нам о жизни знаменитостей, которые на камеру вели себя совсем иначе, нежели в быту. Здесь есть немало откровений, сложных драматических эпизодов и страсти. А это значит, что у Софии Копполы все получилось наилучшим образом.

15 января 2024

Я очень люблю Софию Копполу, но при всей моей любви, этот фильм меня совсем не растрогал.

Если быть краткой, то я будто снова посмотрела Марию Антуанетту, только в других декорациях. Тот же тон повествования, те же сценарные ходы, но полное отсутствие постмодернистского эксперимента. Ранние фильмы Копполы тем и выделялись, что кроме трепетной и нежной иллюстрации взросления юных девушек, мы наблюдали за заряжающим весельем и безграничной меланхолией. Кино про Присциллу же какое-то бездушное и сладкое, как Шанель №5, а герои будто фарфоровые куколки на тумбе. Элвис без музыки, его друзья без интересов (правда, при всей условности повествования, очень странно было смотреть на этих рослых мужиков, тусующихся с ребенком), Присцилла без характера. Что если этот фильм — иллюстрация этой самой пустоты, а все осталось за кадром, после того, как героиня пересела с заднего сидения за руль машины? Может быть, но будто за красивыми декорациями, платьями и секретами успешного фильма Софии Копполы скрылась какая-то тяжелая пустота.

P.s: предыдущая ее работа On the Rocks, вообще не имевшая успеха среди массового зрителя, была забавной и наполненной эмоцией. Может, Софии уже нечего сказать про взросление хрупких невинных див?

14 января 2024

Покидая Грейсленд…

Я не понимаю зачем в русской интерпретации названия фильма нужно было добавлять это тривиальное «Элвис и я», когда как само название вполне себе самодостаточно.

Название фильма «Присцилла» как бы с самого начала обозначает сверхзадачу режиссера - раскрыть образ героини, в честь которой и назван фильм. Дать ей пространство. Показать нам всю тяжесть ее эмоциональных переживаний и вектор внутреннего развития персонажа, ее рост или наоборот падение.

И из-за такого громкого и «обещающего» нам драму названия еще больнее «падать», когда мы видим, а точнее почти не видим развитие персонажа и эволюции его внутреннего мира. Что безусловно фрустрирует нас как зрителей.

Мне хочется думать, что виной всему гениальность режиссера Софии Копполы, которая и задумывала показать нам Присциллу именно такой «застывшей», «замерзшей» в этом одиноком и пустынном доме Элвиса, а не тот факт, что фильм был снят по мемуарам Присциллы Пресли и под давлением ее авторитета, что лишило режиссера свободы творческого выражения…

Вначале фильма мы видим совсем юную Присциллу, которая скучает в Германии… И в кафешке к ней подходит какой-то солдатик и приглашает на вечеринку к самому Элвису Пресли. Присцилле по тем временам было 14 лет, она училась в 9 классе. И вот тут возникают вопросики.

Вообще, на мой взгляд, София Коппола очень осторожно и филигранно вшила в ткань фильма намеки на педофилию. Ибо как еще трактовать тот факт, что когда Элвис познакомился с Присциллой ему было 24 года, а ей 14 лет и она была еще школьницей… и даже не старших классов.

То есть совсем ребенком.

Коппола как режиссер-импрессионист здесь рисует нам образ молодой и хрупкой Присциллы, словно фарфоровой статуэтки, которую можно поставить на полку и любоваться ею. Других функций ей не выделено.

Да, в фильме есть момент, когда зритель может подумать, что ну вот, героиня стала взрослой и эволюционировала из девочки в женщину, но этого не происходит. И как раз в этот момент и распаковывается идея фильма, которая заключается в том, что внешняя взрослость с ее подведенными глазами и перекрашенными в черный цвет начесанными волосами никак не вяжется с внутренней незрелостью героини, с растерянностью и пустотой, которые царят в ее Душе.

Ее героиня не развивается, у нее просто нет личности. И это понятно, так как Элвис полностью контролирует ее жизнь, заполняет все ее полости собой и любовью к себе. Элвис в это время представлен нам «как бы» тираном и абьюзером, который полностью контролирует жизнь девушки.

«Это интересно», - подумала я, но потом в мое сознание закралась мысль, словно жужжащая муха.

«А вдруг Коппола вовсе и не пыталась так метафорично рассказывать нам историю. А что если я сама ищу и нахожу глубину в фильме, которой и нет, а на самом деле эта история проще, чем есть на самом деле?» - пыталась справиться я с когнитивным диссонансом.

Дело ведь вот в чем, при просмотре этой ленты иногда складывается впечатление о том, что нам очень много не договаривают, умалчивают, чтобы сгладить какие-то острые углы.

Например, эта история о том, что между Элвисом и Присциллой не было секса до их официальной женитьбы, но при этом они спали в одной постели как вполне себе зрелая супружеская пара. Вы верите в то, что они были целомудренны до свадьбы? Я - нет. И в фильме отказ от секса исходит именно от Элвиса… От Элвиса, который направо и налево крутил романы с другими женщинами за спиной у Присциллы даже уже будучи женатым (Это известный факт).

На мой взгляд это попытка умолчать о правде, чтобы не раздувать сильные «пожары» (в виду современной повестки) и не развенчивать культ личности известного музыканта. Идола. Любви всей жизни реальной Присциллы. И то, что в фильме именно Элвис отказывается от секса как бы «стопроцентно» не велит нам осуждать Элвиса за его любовный интерес к малолетней девочке. И очень бережно, но уверенно вешает перед нашими глазами розовую пелену, убаюкивая нас.

И зритель, словно в какой-то эфемерной дымке, пытается разогнать этот туман то ли лжи, то ли наивности рассказчика… Присциллы скорее всего… Но не Копполы ж, в самом деле…

Но многое сомнительно все же.

Дело в том, что Присцила в своих мемуарах «Элвис и я» описывает Элвиса как очень темпераментного мужчину, который любил секс. Но к ней он не проявлял сексуального интереса. Он сказал ей, что им надо подождать до свадьбы. И Присцилла заявляет, что до своей брачной ночи, она была девственницей. Однако биограф Сюзанна Финстад ставит это утверждение под сомнение. И для меня Присцилла все таки «ненадежный рассказчик».

И если развивать эту теорию, то и этот образ Элвиса «как бы тирана и абюьзера» является тоже очень причесанным. В фильме показываются словно «облегченные» эпизоды физического и морального насилия со стороны Элвиса по отношению к Присцилле. Словно этот образ абьюзера тщательно вымыли перед показом зрителям, скрыв основные пятна грязи, но оставив несколько незначительных, чтобы герой не показался слишком идеальным.

И вот я как зрительница сижу и на протяжении всего фильма ощущаю эти потертости и шероховатости от слишком тщательного «отбеливания».

Актерская игра в целом неплоха. Не могу сказать что-то плохое или что-то очень восторженное. Все очень аккуратно. Молодые и красивые актеры, которые не обделены харизмой и умением играть.

Мне понравилось то, что Коппола взяла высоченного Джейкоба Элорди на роль Пресли. Реальный Элвис был на 12 сантиметров ниже Элорди, а Кейли Спейни, которая сыграла Присциллу, наоборот - ниже ростом настоящей Присциллы. Таким образом Элвис получился очень высоким мужчиной, а Присцилла - малышкой. И в сценах, где они вместе находятся в кадре, эта разница в росте героев становится очень символичной. Элвис и Присцилла словно очень далеки друг до друга…

Ну и отдельно стоит упомянуть музыку.

Музыки Элвиса Пресли в этом фильме нет.

И это не является каким-то высокохудожественным приемом в фильме. Просто создатели ленты не смогли договориться с правообладателями песен - Коппола получила отказ от Elvis Presley Enterprises.

Финал.

Вначале была наивная и незрелая Присцилла, и вот она уже сидит в машине, как взрослая и самостоятельная женщина, которая решила наконец сепарироваться от своего мужа-кумира. Но как произошла эта эволюция персонажа нам не показали. Для меня это слишком большой и непоследовательный скачек в развитии внутреннего мира Присциллы. Словно и тут умолчали о чем-то таком важном, что вынудило героиню выпорхнуть из клетки и начать взрослеть.

6 из 10

10 января 2024

14-летняя Присцилла Болье (Кейли Спейни) и 24-летний Элвис Пресли (Джейкоб Элорди) знакомятся на вечеринке в Германии в 1959 году и становятся самой обсуждаемой парой Америки. Новый фильм Софии Копполы рассказывает об их совместной жизни вплоть до расставания в 1973 году. В основу сценария положена книга «Элвис и я», написанная Присциллой Пресли в 1985 году.

Фильм трудно назвать биографическим, поскольку это вовсе не рассказ о жизни Присциллы, а скорее ее впечатление о жизни с Элвисом, которого из-за постоянного отсутствия почти незаметно в фильме, за исключением моментов, когда он появляется, чтобы внезапно разозлиться и бросить в нее стулом или сказать, что ей не идет ее новое платье, потом неожиданно засыпать поцелуями, подарками и пустыми обещаниями после чего вновь пропасть на неопределенное время, оставив скучать в компании прислуги и маленькой собачки.

В фильме также напрочь отсутствуют хиты Элвиса Пресли и не только потому, что София Коппола не получила разрешение на использование его песен, но и потому что эта гулкая пустота отлично подходит для целей Копполы. Как лучше представить Элвиса властным холодным бесчувственным эгоистом, чем игнорировать то, что сделало его величайшим артистом современности? Если убрать его сверхчеловеческие таланты, то он опустится до уровня обычного человека.

Элвис Софии Копполы слишком высокий, но это было сознательным решением создателей фильма сделать его возвышающимся над Присциллой, используя разницу в росте как метафору. Рост Элорди 196 см, а Спейни 155 см – настоящий Элвис был ростом 182 см, а Присцилла – 163 см. Присцилла вынуждена смотреть на Элвиса снизу вверх, что еще больше увеличивает его значимость в ее жизни в глазах зрителя.

Действие фильма происходит в уютном полумраке, лучи света лишь изредка пробиваются сквозь окна озаряя лицо Присциллы. С одной стороны цветовое решение придает фильму аутентичность 60-х и 70-х годов, создавая теплое ощущение комфорта, с другой создается впечатление замкнутости и отрешенности от окружающего мира, как будто вся жизнь молодой девушки проходит за закрытыми шторами.

Кейли Спейни 25 лет и ей удалось убедительно сыграть девочку 14 лет трепетно переживающую первую любовь и разочарованную женщину 27 лет с ребенком на руках. За роль в фильме Спейни была удостоена Кубка Вольпи – престижной награды жюри Венецианского кинофестиваля. Кубок Вольпи в свое время получили Вивьен Ли, Софи Лорен и Катрин Денёв. В 1966 году советская актриса Наталия Аринбасарова также удостоилась кубка Вольпи за лучшую женскую роль в фильме Андрея Кончаловского «Первый учитель».

Если в «Элвисе» База Лурмана Присцилла в исполнении австралийской актрисы Оливии Дейонг кажется самостоятельной и далеко не робкой девушкой с хищным цепким взглядом, подчеркнутым ярким макияжем, которая знает чего хочет, то в фильме Копполы Присцилла представлена как жертва харизмы влиятельного артиста, ослепленная его обещаниями и собственными мечтами, лишенная голоса и мнения наивная и одинокая пленница короля рок-н-ролла в золотой клетке, из которой ей не хватает смелости выбраться.

Зрителю так и не удастся познакомиться с супругой Элвиса Пресли, ее личность останется загадкой. Как только Элвис появляется в ее жизни, все начинает крутиться вокруг него, девушкой движет непреодолимое желание быть рядом с артистом, она растворяется в нем и теряет себя. Вскоре после прибытия Присциллы в Грейсленд, поместье Элвиса в Мемфисе, штате Теннесси на юге США, фильм превращается в серию пустых постановочных кадров, в которых воссоздание знаковых образов ставится выше внутреннего развития персонажа. Режиссер уделяет мало экранного времени внутренним переживаниям девушки и зрителю остается только любоваться ее нарядами и макияжем, как это делал сам Элвис. Жаль, что к финалу фильма зритель так мало о ней понимает.

28 декабря 2023

Решение уйти

«Let me live my life»

С годами понимаешь, что самое важное в жизни – это независимость. Интеллектуальная. Материальная. Эмоциональная. Софии Копполе, дочери большого режиссера, известно это как никому другому. Решившая связать свою жизнь с кинематографом, она с азартом джек-рассел-терьера бросилась доказывать всему миру, что фамилия – не приговор, а связи не исправят положения, если нет таланта. Своими первыми кинематографическими работами София Коппола задала высокую планку и это сыграло с ней злую шутку. С момента выхода «Трудностей перевода» прошло 20 лет. София Коппола сняла еще 5 полнометражных фильмов и ни один из них и близко не подобрался к успеху «импрессионистических акварелек» дебютных картин. Забавно, что успешно начавшая свой путь в кино, когда поблажек на половую принадлежность не существовало, ее голос и влияние поутихли и почти сошли на нет сейчас, когда ажиотаж вокруг женщин-режиссеров накален до предела. София будто бы сама стала героиней своих фильмов – пленницей на распутье.

Именно о них она снимает всю свою жизнь. Хрупких и растерянных, но бесконечно упрямых. Идеальное воплощение «I`m not a girl, not yet a woman». И если бывают в фильмографии режиссеров такие картины, что вбирают в себя все стилистические характеристики присущие только ему, то «Присцилла» именно такая, подводящая воображаемый итог 25-летней карьеры и будто бы призывающая саму Софию сделать следующий шаг – выйти из добровольного плена. Ведь чем больше я думаю о «Присцилле», тем больше мне кажется, что этот фильм она снимает не о Присцилле Пресли, а о себе.

Конечно же у этого фильма есть своя история с реальными героями – в «Присцилле» есть и великий артист и его единственная жена, и чувствуется как эта история давит на Софию Копполу, как на автора, сковывает ее воображение и не дает получить от процесса творения полного удовольствия. Но сквозь скованность реальных событий и подлинных (?) фраз, упрямо выглядывает она – пленница своей фамилии и своего таланта. Ведь если верить представителям поэтического реализма – атмосферу не пропьешь. А в «Присцилле», при всех ее явных несовершенствах, фирменная софиевская атмосфера хлещет через край.

В этом фильме Софии Копполе повезло с актрисой. Как в свое время с Кирстен Данст и со Скарлетт Йоханссон. Игра Кейли Спейни – яркое воплощение того домашнего бунтарства, которое характеризовало первые работы Копполы в кино. Уютная покладистость юной Присциллы Болье очаровывает уже познавшего вкус славы Элвиса Пресли. Он просит Присциллу оставаться такой, какая она есть и никогда не меняться, но эта 14-летняя девушка, сидя с ним в одной машине, уже понимает, что ей, чтобы остаться с ним и не затеряться в толпе группис, нужно пойти на бунт, домашний протест. И ведь сколько в ней, такой, казалось бы, еще психологически незрелой, стойкости и самообладания, парадоксальной уверенности при всей шаткой иллюзорности ее положения – кумир миллионов и поклонница, находящиеся даже на разных материках, - чтобы выдержать давление внешнего мира, и не психануть. Подростковые капризы Присцилла Болье позволяет только в семейном кругу, да и они выглядят уравновешенно интеллигентными. Вообще первая, досвадебная, половина фильма смотрится очаровательно и соответствует всем канонам софиевского кино. Здесь и подростковое томление по первой влюбленности, и такие любимые Софией предметы интерьера девчачьей комнаты (София с такой любовью акцентирует каждую деталь быта подростка, что кажется будто это ее пространство и ее личные вещи). При этом игра Кейли Спейни невероятно хореографична, и напрочь лишена манерности. Может быть это я извращенка и фетишистка, но сочетание Кейли Спейни + София Коппола гипнотизирует меня и будоражит.

Но есть моменты, которые портят это впечатление. В плане сюжета у фильма интересная завязка, впервые у героини Софии Копполы есть предыстория. Она по собственному желанию становится домашней пленницей. В данном случае – поместья Грейсленд. За ее ловкими, почти невидимыми манипуляциями интересно наблюдать. Опять же, Софии удалось передать атмосферу закрытого сообщества – тесного семейного круга Элвиса Пресли и то, как естественно и нетравматично Присцилла вливается в него. Конечно, невозможно избежать параллелей, что роль ее в этой семье больше похожа на роль домашнего питомца и постельные сцены, лишенные какой-либо сексуальности, только усиливают эти предположения. Насколько они достоверны, не мне решать, но все же не хватало в них интимности. Лично я так и не поняла, когда они перешли черту лобзания и наконец-то сблизились. На эмоциональном уровне эта неясность тормозит сюжет, чувствуется его механичность, возможно даже тень самой Присциллы, нависшей над сценарием, не дает прочесть точные слова, поэтому интимность заменяется моральным и физическим подавлением, вспышками ярости, всей той буквальностью, приземленностью, что никогда, ну просто никогда не могли ассоциироваться с творчеством Софии. От фразы «либо карьера, либо я, детка» веет надуманностью. Даже при всей ее правдивости, Элвис скорее бы посмеялся над попытками Присциллы устроиться на работу, вместо того, чтобы воспринимать ее жест как угрозу своей автократии. По мне, ироничные зарисовки образа Элвиса Пресли (чтение эзотерики в постели, примерка комбинезонов) удались Софии куда лучше, чем попытки изобличить в нем тирана.

Но что больше всего заставляет меня относиться к Присцилле с недоверием, или даже с эмоциональной прохладностью, так это ее полное отсутствие желания быть интеллектуально независимой женщиной. Я не могу не проводить параллелей с Шарлоттой из «Трудностей перевода», и воображаемый персонаж оказывается мне ближе и роднее. Финал «Присциллы» банален и невозмутим как клочок белого облака на ярко-синем фоне. Он не заставляет меня переживать и ломать голову над судьбой главной героини (хотя, как для киномана, мне достаточно одного факта, что где-то в далеком будущем ей предначертана встреча с Фрэнком Дребином). Но стимулирует на другую фантазию, что за рулем машины сидит сама София, готовая сбежать из собственного плена. Насколько ей это удастся, покажет время. Я лишь могу пожелать ей удачи.

26 декабря 2023

Мелодрама Присцилла: Элвис и я на большом экране с 2023 года, его режиссером является София Коппола. Кто снимался в кино, актерский состав: Джейкоб Элорди, Кейли Спейни, Камилла Коваль, Джоржа Каденс, Джозетт Хэлперт, Эмили Митчелл, Родриго Фернандес-Столл, Люк Хамфри, Тим Пост, Эри Коэн, Стефани Моран, Дианна Джарвис, Гвин Филлипс, Preston Galli, Kelaiah Guiel.

В то время как во всем мире собрано 32,938,440 долларов. Производство стран США, Великобритания и Италия. Присцилла: Элвис и я — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.