За пределами места гнева и слез
Нависает лишь ужас тени,
Но все же угроза долгих лет
Находит и будет находить меня бесстрашным…
- фрагмент стихотворения Уильяма Эрнеста Хенли, которое он написал незадолго до ампутации ноги.
Эти печальные, но сильные строки, произносит дочь Фрейда, подвергая субъективную характеристику противопоставлению. Картина преисполнена смыслами, классически снятая, с блестящей игрой Энтони Хопкинса. Фильм будет интересен определенной аудитории, интересующейся философией и человеческим поведением. Если у вас нет таких стремлений, то, как мне кажется, даже непревзойденная актерская игра Хопкинса не сможет удержать ваше внимание.
История описывает предположительную встречу писателя Клайва Стейплза Льюиса, автора серии фэнтези-повести «Хроники Нарнии», и психиатра Зигмунда Фрейда. Доподлинно неизвестно, была ли такая встреча на самом деле, есть лишь упоминание, что незадолго до самоубийства основателя психоанализа, его посетил некий известный человек из Оксфорда.
Фильм представляет собой интеллектуальный дискурс агностика и защитника христианства, оба героя глубоко травмированы: один предпочитает решительность, другой ищет утешение; один выбирает отвагу, другой старается заглушить воспоминания. Правильного решения нет, есть поступки продиктованные волей и сознанием. Это печальный психоанализ убеждений, в котором озвучиваются важные темы, но раскрывается только одна - возможность передумать, признак адекватности.
Авторы противопоставляют конфликт мыслей и конфликт действий: Фрейд сравнивает религию с всемирным детским садом и призывает человечество повзрослеть, а писатель обвиняет человечество в страданиях, которые оно само породило, утверждая, что только свобода воли делает добро возможным, называя удовольствие - шепотом Бога, а боль - громкоговорителем.
Тема войны актуально пронизывает сюжет, подчеркивая параллели между прошлым и настоящим. Фрейд называет фашизм злом и говорит: 'Я прозрел и увидел лицо зверя, чудовища. От зверя не убежать, наша моральная убежденность и есть зверь, мы сами чума, мы сами голод и смерть, мы сами апокалипсис. Слава Богу, что я не доживу до еще одного «Гитлера»'.
Кинофильм интересен своим глубоким содержанием, метафизической рефлексией, драматичными персонажами, извечными философскими размышлениями. Фильм не оставляет глубокого впечатления, но побуждает к рассуждению о добре и зле, о человеческих слабостях, о религии, о науке. Это хорошая, эмоциональная, философская драма с талантливой и непревзойденной игрой Энтони Хопкинса, впрочем, хотелось бы более яркого конфликта и более смелой провокационности, которой так не хватает в этой психологической дуэли неверующего психиатра и воцерковленного писателя.
Если вам понравился этот фильм, тогда могу порекомендовать 'Опасный метод', фильм о методе психоанализа Карла Густава Юнга и Зигмунда Фрейда в форме любовной драмы. Юнг и Фрейд были друзьями, но впоследствии их дружеские отношения расстроились и эти реальные события отражены в фильме.
Я вспомнил интересное реальное событие связанное с Густавом Юнгом: В момент смерти Юнга, в его любимое дерево в саду под Цюрихом попал заряд молнии, а его другу Лоренсу приснился сон, в котором Юнг махал рукой, будто бы уходя куда-то и говорил, что «мы еще увидимся». Спустя несколько лет, стоя под этим же деревом, Лоренс Ван дер Пост разговаривал с журналистом и в момент его рассказа о смерти психиатра, в дерево опять ударила молния.
Удивительное совпадение окутанное мистицизмом, которым Юнг страстно интересовался.
5 мая 2024
История удивительного разочарования или как англосаксы смогли из двух выдающихся людей своих поколений сделать скучных пустозвонов.
Фрейд - отец психоанализа, учёный, труды которого повлияли на всю культуру западноевропейского мира 20 века. Психоанализ - это ключ к пониманию произведений Климта, Дали, Пикассо, Маркеса, Воннегута, Цвейга, Фолкнера, Антониони и Тарковского и многих других.
Клайв Льюис на поколение младше Фрейда, представитель писательского пантеона. Автор цикла «Хроники Нарнии», профессор филологии старейших университетов Англии.
Фрейд - матёрый атеист, Льюис - сомневающийся атеист, который со временем под влиянием Толкиена становится верующим христианином. Их труды - отражение их убеждений.
Автор сценария фильма предполагает, что незадолго до кончины Фрейда они могли встретиться. Дальше он пытается столкнуть убеждения и верования обоих в диалогах.
Я ожидала глубочайших рассуждений, подсветки внутренних конфликтов персонажей, аргументов и их защиты. Но все 1 час и 45 минут персонажи Фрейда и Льюиса изрекают какие-то обыденности, делают это сумбурно и плоско, недостойно умов этих великих людей! Сценарист очень хотел впихнуть невпихуемое, чтобы обязательно по списку: религия, психоанализ, секс, подавленные желания и страхи, вторая мировая, нацизм, etc.
На фоне этого пустословия весь фильм Фрейд в исполнении Хопкинса закидывается морфием, размешанным в виски, харкает кровью и омерзительно открывает рот на камеру, чтобы показать всю отвратительность неизлечимой болезни и гниения.
Параллельно этому в разных локациях суетится дочь Фрейда, Анна, снедаемая заботой об умирающем отце. И отвергающая свои желания и любовь (естественно к подруге, кстати, ничем не доказанный факт биографии, да и не на что не влияющий, НО дань нынешней западной пропаганде режиссёр должен был отдать).
Фильм ни о чём.
Если есть интерес, лучше читать и анализировать труды самостоятельно. Или же попробовать найти книгу профессора Николи «Дебаты о боге», где он анализирует мировоззрения двух учёных.
Но такую кинематографическую пошлость, даже приправленную Хопкинсом, выпускать на экраны унизительно.
20 апреля 2024
Лондон. 3 сентября 1939 года. Первые дни Второй мировой, первые воздушные тревоги. По радио выступают король и премьер-министр, в перерывах между выступлениями играет симфонический оркестр BBC. А измученный болезнью Зигмунд Фрейд ждёт в гости некоего профессора литературы из Оксфорда. Возможно, Клайва С. Льюиса.
'По Фрейду' (в оригинале спойлерная 'Последняя сессия Фрейда') - фильм в популярном жанре 'а что если бы встретились...' Не факт, что Фрейд и Льюис встречались, но ведь могли бы... О чем бы они говорили? О религии. О войне. О человечестве. О болезнях. О здоровье. О сексе. О жизни.
Такие сюжеты целиком строятся на актёрской игре - как бы ни старался сценарист (в данном случае перед нами экранизация книги и пьесы), особого конфликта тут не будет: это же не Годзилла против Конга! Формальный повод для встречи гениев надуманный - Льюис в своей книге 'Путешествие Пилигрима' высмеял Фрейда в лице одного из персонажей по имени Зигмунд, а Фрейду не терпится объяснить религиозные чувства профессора его детскими травмами. Но никакой схватки - даже интеллектуальной - не предвидится. Фрейд, как выясняется, книгу Льюиса не читал (возможно), и мучительные боли (у него финальная стадия рака рта) заботят его куда больше, чем религиозные диспуты. Льюис же слишком уважительно относится к больному корифею, чтобы позволить себе даже повысить голос.
Так что встреча светил на экране - это не схватка и даже не игра в шахматы - скорее медленный церемониальный танец с расшаркиваниями и реверансами. Хотя болезненные темы они все же затронут: Фрейду придётся признать, что он проводил психоанализ собственной дочери (которую интересует подруга больше, чем назойливые коллеги-мужчины), а Льюис живёт с матерью своего друга, погибшего в Первую Мировую.
Чтобы зритель совсем не заскучал, сюжет перебивается флешбеками - бегство семьи Фрейда из Австрии от нацистов, Льюис переживает посттравматический синдром после окопов Первой Мировой, видя ужас надвигающейся Второй. Порой флешбеки отматываются совсем далеко - в детство героев, и тут мы выясняем, что у гениев много общего - конфликты с отцами, желание сбежать из мрачной реальности в лесную чащу фантазии. И сюрреалистические сцены на грани сна, открывающие Фрейду тайны подсознания, а Льюису - двери шкафа в страну Нарнию - пожалуй, лучшие моменты фильма. Кстати, в маленьком эпизоде в фильме появляется и коллега Льюиса - Дж.Р.Р.Толкин, который, как и Льюис, придумает свою волшебную страну - и про эту пару стоило бы снять отдельный фильм: Нарния против Средиземья - вот это конфликт!
Мэттью Гуд очень старается в роли чопорного профессора (хотя со времен 'Хранителей' я бы человеку с его лицом не доверял), но великий Энтони Хопкинс переигрывает его вчистую - одними жестами, покашливанием, робкой улыбкой, за которой кроется попытка спрятать от собеседника гримасу адской боли. И тем, кто знает из Википедии дату смерти Фрейда, смотреть фильм будет еще острее и пронзительнее.
Заскучаете ли вы на просмотре? Очень может быть. Что ж... Тогда просто включите радио. Вдруг там играет симфонический оркестр BBC...
19 апреля 2024
Когда в прокат выходит фильм с участием непревзойденного драматического гения Энтони Хопкинса, то это событие, которое точно нельзя пропустить мимо внимания. Несколько лет назад Хопкинс доказал, что он даже на склоне лет пребывает в отличной творческой форме и получил абсолютно заслуженный «Оскар» в категории Лучший актер за выдающийся перфоманс в ленте «Отец» (а также ранее за «Молчание ягнят»). И вот теперь гениальный актер взялся за новый драматический вызов и сыграл самого Зигмунда Фрейде в ленте «По Фрейду», которую я настоятельно рекомендую к просмотру.
Итак, на дворе 1939 год. Всего несколько дней назад Германия вторглась на территорию Польши и аннексировала часть ее территорий. Это очень неспокойное время для всей Европы, потому что никто толком не знает, куда же именно хочет дойти Адольф Гитлер и каковы его цели. И вот как раз на таком историческом фоне разворачиваются события увлекательного интеллектуального фильма от режиссера Мэтта Брауна.
Немолодой психиатр Зигмунд Фрейд понимает, что совсем скоро ему придётся уйти в мир иной… Он страдает от рака горла, у него нет настроения ни с кем церемониться и вообще он становится откровенно невыносимым человеком. Однако он совсем не прочь провести свой последний интеллектуальный сеанс с молодым профессором из Оксфорда, Клайвом Стейплзом Льюисом (между прочим – будущий автор тех самых «Хроник Нарнии»), который всецело убежден в том, что Бог существует и к нему должен стремиться каждый из нас. Но как вы можете понимать, у Фрейда на счет этого есть свое мнение и тут начинается самая настоящая битва мнений двух гениев, которые на самом деле изменили весь мир.
Интересно то, что «По Фрейду» является экранизацией пьесы, которая описывала вымышленную встречу Фрейда и Льюиса незадолго до кончины великого психиатра. При этом Фрейд на самом деле встречался с каким-то молодым ученым за пару недель до смерти, и авторы пьесы решили предположить, а может быть этим человеком как раз и оказался Клайв Льюис. Данная версия была невероятно интригующей и заманчивой, и вот после шикарной пьесы мы также увидели не менее эффектный и интригующий фильм.
Энтони Хопкинс просто невероятен в роли Фрейда. Несмотря на то, что англичанину приходится играть австрийца, Хопкинс предельно убедителен в этой роли и показывает Фрейда с весьма интересной стороны. Гениальный психиатр уже не молод, он очень страдает из-за неизлечимой болезни, что отбивается на его строптивом поведении с окружающими и близкими, а в первую очередь дочерью Анной. Но вместе с тем он сохранил чистый разум и ему уж точно есть, что предложить Льюису в плане интеллектуального спора. Так что Хопкинс продолжает радовать нас своей филигранной игрой, и он хорош, как и всегда. Периодически Фрейд в исполнении Хопкинса уходит своими мыслями в свое прошлое, как в детские годы, так и во времена становления Рейха, что не проходит бесследно для самого психиатра и его семьи, и эти сцены позволяют нам узнать о нем гораздо больше, делая героя гораздо более понятным и даже трагичным.
Что касается Клайва Льюиса, то его сыграл актер Мэттью Гуд, известный по «Хранителям» и «Матч Пойнту». В отличии от своего визави Хопкинса он играет куда более деликатного и аккуратного человека, который верит в свою истину и пробует доказать Фрейду, что божественное вмешательство в нашу жизнь можно заметить здесь и сейчас, когда мир вокруг рушится и кажется, что надежды уже нет. По моему мнению, Гуд также справился с ролью убедительно и в паре с Хопкинсом раскрыл своего героя достойно.
«По Фрейду» - это уникальный и увлекательный фильм, который знакомит нас с двумя выдающимися личностями, вступившими в элегантную интеллектуальную дуэль. Вне сомнений, это кино достойно вашего внимания.
9 из 10
18 апреля 2024
Фильм снят в формате пьесы - разговора двух именитых профессоров: З. Фрейда (Э. Хопкинс) и К. Льюиса (М.Гуд). Действие разворачивается на фоне нападения Германии на Польшу в 1939г. Мир охвачен паникой, периодически воют сирены воздушной тревоги, то и дело пролетают военные самолёты. Сам Фрейд сильно болен раком и думает свести счёты с жизнью. На фоне всего этого беседа двух людей о смысле жизни и существовании Бога выглядит очень актуальной. Всё действие картины происходит, в основном, в доме З.Фрейда. Здесь действительно есть на что посмотреть: создатели фильма очень потрудились над оформлением интерьера. Всё очень атмосферно и прямо дышит стариной и интеллектуальностью (повсюду коллекции различных религиозных статуэток, идолов, книг, картин - всё кажется несочетаемым, но Фрейд в конце объясняет своё пристрастие к коллекционированию) Э. Хопкинс замечательно сыграл профессора Фрейда - язвительный, гордый и эгоистичный старичок, который с самого начала беседы построил непробиваемую стену перед молодым профессором Льюисом. Кажется, что он контролирует всю беседу, но в конце молодой профессор задаёт провокационные вопросы, которые разоблачают внутренние проблемы самого Фрейда. Отец знаменитого психоанализа, как оказалось, не в состоянии решить проблемы в отношениях в своей собственной семье. Его глубокие (по его мнению) убеждения в отсутствии Бога строятся на только лишь собственных суждениях, которые со стороны выглядят нелепо. Чтобы хоть как-то сделать пьесу живой, автор противопоставил ему скромного и не сформировавшего свои собственные убеждения Льюиса. Тем, что он тактичный джентльмен, позволило пожилому профессору свободно выражать свои взгляды.
Фильм не понравится поклонникам Зигмунда Фрейда. Здесь он предстаёт в очень негативном свете: гордого и самодовольного старикашки, который считает себя убеждённым атеистом. Его доводы настолько глупы и нелепы, что вызывают смех у Льюиса, который держится очень тактично и уважительно к пожилому умирающему человеку. Какие-то нелепые вырванные из контекста цитаты из Библии, которые вообще не относятся к обсуждаемой теме, не только не придают уверенности его словам, но вызывают жалость к тому, как нелепо заканчивается его жизнь. Жизнь, которую прожил, но так и не понял почему.
Фильм понравится любителям подобного жанра - любителям слушать и наблюдать за игрой актёров. А актёры действительно очень хорошо сыграли и органично вжились в свои роли.
8 марта 2024
В основе фильма о встрече Зигмунда Фрейда и автора «Хроник Нарнии» писателя Клайва С. Льюиса одноимённая пьеса Марка Ст. Джермейна, который также выступил и соавтором сценария. Известно, что Фрейд перед смертью встречался с кем-то из Оксфорда, но вот с кем конкретно — история умалчивает.
Лента, собственно, представляет собой киноспектакль, где большую часть времени два человека спорят, в частности, по поводу существования бога (и фоном зацепляя другие темы), периодически подкалывая друг друга и обнажая внутреннюю боль и страхи оппонента. Но режиссёр Мэтт Браун («Человек, который познал бесконечность») решил не зацикливаться на камерности — и правильно сделал. Действие периодически покидает пределы квартиры Фрейда, а зрителю являют фрагменты Лондона образца 3 сентября 1939 года после нападения Германии на Польшу, некие фантазии Льюиса, историю дочери Фрейда, а также необходимые для сюжета воспоминания.
Темп у фильма ровный, и к динамике претензий нет, как нет и к работе двух прекрасных артистов — Энтони Хопкинса и Мэттью Гуда — оба хороши, и тандем получился замечательный. Однако чего фильму, как мне кажется, остро не хватает, так это некой перчинки в финале, мощной пиковой точки. Режиссёр плавно ведёт зрителя к такому же плавному и спокойному финалу. Т.е. каждый герой пьесы доходит до своего катарсиса, но подан он также плавно и спокойно. Возможно это и было задумкой постановщика, мы видим переживания Фрейда и Льюиса, но, на мой взгляд, с точки зрения кинематографии можно было сделать поострее и ярче.
В любом случае, кино получилось добротным и крепко сделанным, с хорошим послевкусием. Приятный подарок тем, кто любит разговорные драмы в формате условного киноспектакля с крутыми актёрами. Посмотрел не без удовольствия.
7,5 из 10
27 февраля 2024
Если я не ошибаюсь (а я не ошибаюсь) это симпатичное кино снято по мотивам одноименной пьесы, поставленной в 2009 году. Сюжет основан на факте - за три недели до смерти, Фрейд встречался с кем-то из Оксфорда. Волею автора пьесы, этим 'кем-то' стал некто Клайв Льюис.
Об искусстве локализации названий можно сложить поэму. 'По Фрейду'. Что 'По Фрейду'? Оговорочка? Бредятина? Отсебятина? Английский вариант названия можно перевести как: 'Последний сеанс Фрейда'. Фрейд умер через три недели после изображаемых событий, и, такой вариант названия более логичен.
'Накануне Второй мировой войны основатель психоанализа...'. Действие происходит 3 сентября 1939 года, периодически, Фрейд включает радио для того, чтобы прослушать новости о ходе боевых действий в Польше, но, согласно описанию, всё это происходит 'накануне Второй мировой'. Кто я такая, чтобы спорить с описанием? Пусть будет 'накануне'.
Авторы пьесы строго придерживаются теории трёх единств (времени, места и действия). Пьеса камерная, участников двое (Фрейд и Льюис). Есть ещё парочка второстепенных персонажей (дочь Фрейда, её подружка, парочка недоеденных молью профессоров, и аппетитная (для тех, кто в теме) собачка), но это так, брызги шампанского.
Идея пьесы прекрасна. Гитлер напал на Польшу, человечество стоит на пороге грандиозных событий, и именно в этот момент, Льюис решил поговорить о Боге. Действительно, а когда ещё? Ведь завтра может и не наступить. Поэтому, прежде, чем пожать руку апостолу Петру, надо досконально прояснить вопрос о том - есть или нет?
Можно рассматривать этот фильм, как сеанс психоанализа. Сеанс увлекательный, потому что, по ходу действия происходит инверсия ролей - пациент превращается в доктора, и становится не очень ясно - кто кого анализирует? Можно рассматривать как богословский спор, речь идет о теодицее (простите за эрудицию). Поскольку многие (Адлер, Франкл, Фромм) отрицают научную ценность идей Фрейда, и считают его основателем секты, а его визави Льюис отрицает божественную природу Христа (что тоже является сектантством), то можно считать это действо диалогом двух ересиархов, двух религиозных лидеров, занимающихся вербовкой прозелитов.
Фрейд в исполнении сэра Хопкинса прекрасен. Зигмунд полон злобы, желчи, и обиды на весь мир. Он легко признаётся в желании убить любимого папочку (привет, Эдип!), в фиксации на оральной стадии (сладкий дым фаллических сигар), и грёзах о прогулках в ветвистом лесу (символ лобковых волос по мнению Зигмунда). Для того, чтобы убедить зрителя в абсолютной немецкости Хопкинса, тот щеголяет многократным повторением, и 100 % германским прононсом двух слов. Ja, ja - говорит Фрейд в любом удобном (и не очень) случае. Азбука секса от 'а - а', до 'Я - Я - Я!'. А ещё, Хопкинс знает слово Wunderbar. Не знаю, что это значит, но звучит эротично. В одном из эпизодов, Хопкинс выглядит как вождь мировой революции: кепочка, бородка, ласковый прищур добрых глаз. Сходство поразительное. Скорсезе собирался снимать про Ленина (если это не утка), вот вам и исполнитель главной роли. Сэр Энтони артист молодой, перспективный, почему бы и нет?
В споре с Льюисом, Фрейд использует старый, затасканный аргумент о существовании зла. Если Бог есть, то почему творится зло? Льюис (который позиционирует себя как знаток Библии) не находит внятных контраргументов. Ответ есть, и сформулирован очень давно, Августин ответил на подобные упреки. Зло - это ущербность добра, оно не существует само по себе, оно - 'несуществование добра'. И далее, Августин очень мило поясняет на примере умерших от голода римлян, осажденных варварами, что их смерть - это благо, ибо, таким образом, они избавились от пыток и насилия. Идеи Августина развил Фома Аквинский. Для обеспечения порядка, Вселенной требуется гармония, а значит, нужны как святые, так и грешники. Подобно тому, как красота наиболее очевидна на фоне уродства, так и добро лучше заметно в сравнении со злом. Парируйте, герр Зигмунд!
В целом, мне фильм понравился. На фоне того scheise, которое заполонило собой экраны, это кино хотя бы заставляет немножечко, ну хотя бы на несколько секунд, задуматься. Главные герои выглядят, как глубоко травмированные люди, нуждающиеся в помощи. Особенную жалость вызывает Фрейд, метод которого не позволил ему справиться с личной трагедией, а значит этот метод...?
Хопкинс по хорошему злобен, саркастичен, и раздражает как язва желудка. Несмотря на возраст, сэр Энтони в прекрасной актёрской форме. Мэттью Гуд вяловат, дрябловат и плохо подготовлен. Помните бессмертное - ' базар держать в уровень посылают людей'. Почему протагонистом избран Клайв Льюис? Ответ прост. Льюис автор 'Хроник Нарнии', главным героем которых является лев Аслан, добрый, справедливый, но преданный близкими и друзьями. Аналогия прозрачна, как любимый Фрейдом морфий.
10 января 2024