Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Истоки |
английское название: |
Origin |
год: | 2023 |
страна: |
США
|
режиссер: | Ава ДюВерней |
сценаристы: | Ава ДюВерней, Изабель Уилкерсон |
продюсеры: | Ава ДюВерней, Пол Гарнс, Мэттью Дж. Ллойд, Тейн Уоткинс, Онжаню Эллис, Мелинда Гейтс, Tilane Jones, Лорен Пауэлл-Джобс, Анна Войжитски, Шерил Миллер, Regina Miller, Майк Топузян, Шэйн Хоукинс, Кимберли Стюард, Malcolm Brogdon, Маркус Лоджс, Крис Пол, Пранав Сахни, Ракеш Сингх, Suraj Yengde, Правеш Сахни |
видеооператор: | Мэттью Дж. Ллойд |
композитор: | Крис Бауэрс |
художники: | Ина Мэйхью, Одра Эйвери, Дэниэл Чур, Марк Диллон, Джон Санчес, Ясмин Сетхи, Доминик Доусон, Сиддхима Дюбей, Ингеборг Хайнеман, Жаклин Джейкобсон Скарфо, Trish Navarro |
монтаж: | Спенсер Эверик |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $4 689 830 |
Мировые сборы: | $4 837 596 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 сентября 2023 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 21 мин |
В 2020 году книга Изабель Уилкерсон «Касты. Истоки неравенства в XXI веке» стала одним из самых продаваемых нон-фикшн изданий года: полмиллиона копий разлетелись меньше, чем за шесть месяцев, больше года издание продержалось в списке бестселлеров The Times. Стоит ли винить Netflix, что, посмотрев, как Random House гребёт деньги лопатой, он тоже захотел прикоснуться к успешному? О том, что экранизация выйдет на стриминге было заявлено уже через два месяца после старта продаж книги, однако в итоге не получилось, не срослось: в 2022ом «Истоки» отправились в самостоятельное плавание, отчалив от причала основного конкурса Венецианского кинофестиваля, где удостоились девятиминутных оваций. И это удивляет больше всего, поскольку выглядит фильм как типичный образчик жанра «телевизионная драма на вечер, которая заставляет смотрящего её за мытьём посуды зрителя немножко задуматься, прежде чем идти спать».
Экранизация нон-фикшна – дело неблагодарное, только представьте себе художественный фильм по Sapiens Харари или «Долгу» Девида Гребера. Так что Ава ДюВерней схитрила и взяла за сюжетную основу не саму монографию, а историю её написания: лауреатку Пулитцеровской премии преследует «проклятье второй книги» да ещё один за другим умирают все близкие люди. Звучит очень драматично! Учитывая, что сами «Касты» – собранные под одной обложкой истории притеснений, унижений и истреблений, некоторым из которых удалось проникнуть на экран, драматично вдвойне. Вот только поставлено это всё настолько топорно, что отчаянное желание режиссёрки выдавить из зрителя слезу и заставить поддакивать капитанским выводам в духе «неравенство – это плохо, понятненько», больше куда раздражают, чем вызывают сочувствие.
Создатели «Истоков» так хотели сделать фильм массовым продуктом, что теорию Уилкерсон пришлось разжевать до состояния хлебной тюри. Раз за разом исполнительница главной роли Онжаню Эллис выпучивает глаза, повышает голос и объясняет собеседникам, что рабство, Холокост и кастовая система – явления одного порядка, поскольку раса угнетаемой стороны не играет такой уж большой роли, а экономическую составляющую и вовсе придумали для оправдания существования иерархии. В какой-то момент в ход идёт маркерная доска, на которой экранная Уилкерсон рисует стрелочки между тремя словами, чтобы никто уж точно не забыл термин «эндогамия» к моменту финальных титров, а старый дом, который героиня хочет поскорее выставить на продажу, становится мегабанальным образом современного человечества, стоящего на фундаменте из постоянной сегрегации. В общем, общие положения социологического бестселлера, посмотрев фильм, вы, конечно, узнаете, возможно, даже утащите в список «на погуглить» несколько новых фамилий и фактов, но получить эстетическое удовольствие от этой пафосной драмы, теряющей личную историю за однообразными теоретическими выкладками, вряд ли выйдет.
9 октября 2024